Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2013 в 13:24, контрольная работа
Цель работы - исследование правового аспекта приемной семьи.
Объектом исследования работы являются общественные отношения в сфере обеспечения нормального существования детей, оставшихся без попечения родителей.
Предметом исследования работы являются нормы права, регламентирующие правовой режим приемной семьи и положения науки семейного права о приемной семье.
ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………………...…. 3
Общая характеристика института приемной семьи …………………… 5
История развития института приемной семьи в России ………………. 5
Правовая природа приемной семьи ……………………………………... 8
Правовое регулирование института приемной семьи ………………... 12
Субъекты правоотношений института приемной семьи ……………... 12
2.2 Требования к кандидатам в приемные родители …………………….. 14
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………………... 17
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ …………………………………………………...… 18
Приемная семья является самостоятельной формой семейного воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Ее основу, как показывает практика, составляют супруги, пожелавшие взять чужих детей в семью на воспитание.
Приемными родителями на практике чаще всего выступают супруги, имеющие своих детей. Поэтому приемные дети с первых минут проживания в приемной семье на примере приемных родителей и их детей учатся строить свои взаимоотношения как со взрослыми, так и с другими детьми. Они сразу же ощущают семейное тепло и уют. А для обездоленного ребенка чрезвычайно важно иметь близких, которых он может называть мамой и папой, братом и сестрой. Ребенку необходимо слышать такое обращение к себе, как «сынок» или «доченька». При таком обращении и проявлении иных знаков внимания и любви «замерзшая» от невзгод душа ребенка наполняется теплом и нежностью, что так важно для его физического и душевного здоровья, а также для всей его последующей жизни.
В приемную семью можно передавать сразу несколько детей. Это могут быть как родные братья и сестры, так и чужие друг другу дети, которые в приемной семье становятся родными. Проживая в семье, дети быстрее развиваются и обучаются. Быстрее исчезают имеющиеся недостатки в их развитии. Они учатся проявлять заботу друг о друге и помогать друг другу. Подобные качества во многих случаях отсутствуют у ребенка, воспитывающегося в родной семье, но не имеющего братьев или сестер. Такие качества очень важны в жизни ребенка. И для каждого человека, особенно для несовершеннолетнего, важно иметь свой дом, где его любят и всегда ждут. Каждый ребенок хочет жить в таких условиях, в которых живет большинство его сверстников.
Таким образом, можно сделать вывод, что правоотношения, связанные с правовым режимом приемной семьи имеют многогранный характер и регулируются нормами различных отраслей права.
2.1 Субъекты правоотношений института приемной семьи
Субъектами правоотношения института приемной семьи являются приемные родители, орган опеки и попечительства и ребенок.
Граждане - супруги или отдельные граждане, желающие взять на воспитание ребенка или детей, оставшихся без попечения родителей, именуются приемными родителями; ребенок или дети, передаваемые на воспитание в приемную семью, именуется приемным ребенком, а такая семья - приемной семьей.
В юридической науке под правовым статусом, как правило, принято понимать систему прав и обязанностей, которые предоставлены личности в силу закона. Согласно данному определению под правовым статусом приемного родителя следует понимать определенную совокупность прав и обязанностей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, которые необходимы и достаточны для осуществления воспитания, образования, материального обеспечения приемного ребенка, а также защиты его прав и охраняемых законом интересов в качестве законного представителя во всех областях и перед всеми третьими лицами (физическими и юридическими), которые он приобретает в связи с заключением договора о передаче ребенка в приемную семью. Моментом приобретения прав и обязанностей родителем-воспитателем является момент заключения указанного договора10.
Договор о передаче ребенка в приемную семью является типичным примером договора в пользу третьего лица. Соответственно, налицо три его участника: орган опеки и попечительства и приемный родитель являются его сторонами, а в качестве третьего лица, т.е. лица, в отношении которого совершаются все юридически и фактически значимые действия, выступает ребенок, переданный в приемную семью. Указанные субъекты с момента вступления договора в силу становятся носителями определенных прав и обязанностей в отношениях друг с другом. В связи с этим мы можем говорить о том, что родитель-воспитатель приобретает права и обязанности, с одной стороны, по отношению к органу опеки и попечительства, а с другой - к принятому на воспитание несовершеннолетнему ребенку11.
Опека и попечительство
относятся к полномочиям
В своей работе органы опеки и попечительства руководствуются Конституцией, ГК, СК, другими федеральными законами, а также законами и иными нормативными правовыми актами как федерального уровня, так и принятыми субъектами РФ в пределах их компетенции.
Органы опеки и попечительства:
2.2 Требования к кандидатам в приемные родители
Заключению договора о передаче ребенка в приемную семью предшествует довольно длительная процедура, которая включает несколько этапов.
В ходе реализации указанных этапов осуществляются юридически значимые действия по подготовке передачи детей в приемную семью12.
Согласно статье 153 СК РФ приемными родителями (родителем) могут быть совершеннолетние лица обоего пола, за исключением:
Гражданин или супруги, желающие взять ребенка (детей) на воспитание в приемную семью, должны подать в орган опеки и попечительства по месту своего жительства заявление с просьбой дать заключение о возможности быть приемными родителями. К заявлению прилагаются:
Таким образом, еще до обращения в орган опеки и попечительства кандидаты в приемные родители должны приготовить все необходимые документы, в том числе пройти медицинское освидетельствование.
Орган опеки и попечительства обследует условия жизни лиц (лица), желающих взять ребенка (детей) на воспитание в приемную семью, и по результатам обследования составляет акт.
На основании заявления граждан и акта обследования условий жизни лиц (лица), желающих взять ребенка (детей) на воспитание в приемную семью, орган опеки и попечительства в течение 20 дней со дня подачи заявления со всеми необходимыми документами готовит заключение о возможности стать приемными родителями, которое является основанием для подбора ребенка с целью передачи его в приемную семью13.
При условии выдачи положительного заключения орган опеки и попечительства предоставляет приемным родителям информацию о ребенке (детях), который может быть передан на воспитание в приемную семью, и выдает направление для посещения ребенка по месту его жительства (нахождения). На этой стадии обязательно ознакомление кандидатов в приемные родители с личным делом ребенка и медицинским заключением о состоянии его здоровья.
Подобрав конкретного ребенка для воспитания, кандидаты в приемные родители должны подать в орган опеки и попечительства по месту жительства (нахождения) ребенка заявление с просьбой о передаче им на воспитание конкретного ребенка, которое является основанием для заключения с ними договора о приемной семье.
Необходимо отметить, что в соответствии с Законом о государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей, кандидаты в приемные родители, получившие положительное заключение органа опеки и попечительства о возможности быть приемными родителями, не подыскав себе ребенка в пределах муниципального образования, могут обратиться к региональным, а также к федеральному операторам государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей.
Встав на учет в соответствующем банке, кандидат в приемные родители сможет получить информацию о других детях, нуждающихся в устройстве в приемную семью. Эта возможность, к сожалению, не учитывается Положением о приемной семье.
Таким образом, к приемным родителям предъявляются очень серьезные требования, выполнение которых позволит в дальнейшем обеспечить воспитание приемного ребенка надлежащим образом14.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В ст. 152 СК РФ дается определение приемной семьи. В частности, подчеркивается, что приемной семьей признается опека или попечительство над ребенком или детьми, которые осуществляются по договору о приемной семье, заключаемому между органом опеки и попечительства и приемными родителями или приемным родителем на срок, указанный в этом договоре.
В ней также говорится о том, что к отношениям, возникающим из договора о приемной семье, применяются положения СК РФ об опеке и попечительстве, а также нормы гражданского законодательства о договоре возмездного оказания услуг постольку, поскольку это не противоречит существу таких отношений.
Основным отличием приемной семьи от других форм попечения является то, что приемные родители состоят в договорных отношениях с органами опеки и попечительства и получают плату за выполнение своих обязанностей.
Граждане (супруги или отдельные граждане), желающие взять на воспитание ребенка (детей), оставшихся без попечения родителей, именуются приемными родителями; ребенок (дети), передаваемый на воспитание в приемную семью, именуется приемным ребенком, а такая семья - приемной семьей.
Подбор приемных родителей осуществляется органами опеки и попечительства. При этом учитываются их нравственные и иные личные качества, способность к выполнению обязанностей приемных родителей, отношения между приемными родителями и ребенком, отношение к ребенку членов семьи приемного родителя, а также, если это возможно, желание самого ребенка.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Нормативно-правовые акты
Сетевые ресурсы: