Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 17:17, курсовая работа
Общение свойственно всем высшим живым существам, но на уровне человека оно приобретает самые совершенные формы, становясь осознанным и опосредствованным речью. В общении выделяются следующие аспекты: содержание, цель и средства. Содержание — это информация, которая в межиндивидуальных контактах передается от одного живого существа к другому. Содержанием общения могут быть сведения о внутреннем мотивационном или эмоциональном состоянии живого существа. Один человек может передавать другому информацию о наличных потребностях, рассчитывая на потенциальное участие в их удовлетворении.
I. Введение…………………………………………………………………3
II. Теоретическая часть
1. Процесс общения, техника и основные приемы……………….5
2. Скрытое управление собеседником, возможности противостояния…………………………………………………...7
3. Приемы вербального общения…………………………………..11
4. Приемы интерактивного общения………………………………13
5. Приемы перцептивного общения………………………………..19
III. Практическая часть
IV. Заключение
V. Приложение
VI. Литература
Смысл контрманипуляции — сделать вид, что не понимаешь, что тобой пытаются манипулировать, начать встречную игру и завершить ее внезапным вопросом, показывающим манипулятору Ваше психологическое преимущество.
Например, манипулятор говорит: "А слабо тебе..." и предлагает что-то опасное или преступное. Ответ: "А ты сам можешь это сделать? Сделай".
Иногда, чувствуя, что
нами манипулируют, можно и поддаться
манипулятору. Это целесообразно, когда
ущерб от манипуляции меньший, чем
от ухудшения отношений с
Или когда видишь, как другими действиями можно компенсировать свой проигрыш от манипуляции.
Так нередко случается, например, во взаимоотношениях подчиненных с руководителями и вообще в ситуациях зависимости от манипулятора.
Если контрманипуляция окажется более сильной, чем сама манипуляция, то по закону эскалации конфликтогенов это может спровоцировать еще более сильный конфликтоген со стороны манипулятора и далее — по нарастающей — к конфликту.
С другой стороны, фактически плохие отношения, маскируемые внешним участием, заботой, — благодатная почва для манипуляторов. Поэтому иногда полезнее обнажить истинное положение дел, и тот, кто не побоялся это сделать, получает психологическое преимущество.
Так что, как поется в известной песне; "Думайте сами, решайте сами, иметь или не иметь".
3.Приемы вербального общения
Рассказ об аналогичном поступке. Применяя этот прием, преподаватель вспоминает о факте, сходном по смыслу с поступком, о котором идет речь, и помогает ученику самостоятельно установить аналогию этого факта со своим поведением, верно оценить его, чтобы в дальнейшем вести себя правильно. Рассказ об аналогичном поступке. Применяя этот прием, преподаватель вспоминает о факте, сходном по смыслу с поступком, о котором идет речь, и помогает воспитуемому самостоятельно установить аналогию этого факта со своим поведением, верно оценить его, чтобы в дальнейшем вести себя правильно.
Преподаватель при помощи рассказа, сказки, шутки, специально придуманной истории показывает, как выглядит с этических позиций тот или иной поступок, как надо вести себя в данной ситуации. В народной педагогике с этой целью использовались рассказы о сновидениях, легенды, пословицы, поговорки, частушки. В наши дни необходимый материал о мужестве, честности человека, его отношении к труду, товарищам можно найти в художественной литературе, в периодической печати. Опираясь на такой материал, преподаватель стремится, чтобы рассказ задевал молодых людей за живое, действовал не только на их сознание, но и на волю, чувства. При этом важно не столько фиксировать внимание на дурных поступках, сколько пробуждать интерес к формированию положительных качеств.
Учащаяся техникума К., получив несколько «двоек» по управленческой психологии, перестала посещать занятия. Преподаватель А. приехала к ней домой и узнала, что девушка, разуверившись в своих силах, уже устраивается на работу. И тогда преподаватель рассказала ей, что сама, когда училась в этом же техникуме несколько раз собиралась бросить учебу. Но потом сдала первую сессию, в дальнейшем успешно закончила техникум, а через несколько лет и технический вуз. И теперь гордится этим! Правильно говорят: «Чем больше препятствие, тем больше удовольствия от его преодоления». Рассказ произвел впечатление. Сейчас К. успешно закончила техникум, переписывается с любимым преподавателем.
«Случайное» подслушивание. Механизм этого приема заключается в том, что преподаватель комментирует поведение отсутствующего в данный момент студента с уверенностью, что тому станут известны его слова. При этом целесообразно, характеризуя поведение ученика, дать ему завышенную оценку или, наоборот, отзываясь о нем, гиперболизировать его отрицательные черты, поступки с надеждой, что в первом случае он постарается доказать, что он действительно хороший, как о нем думают, а во втором — что преподаватель ошибается и он не так плох, как о нем думают. Подобная оценка не за глаза воспринимается ребенком как явный воспитательный прием и положительного результата не дает.
Как-то два преподавателя засиделись в техникуме. Время было позднее, уроки давно кончились. Тихо вошла уборщица:
— А Николай-то сидит рядом в аудитории, развлекается с соседкой по парте. Что делать? Сказать, что пора домой уходить? Может быть вы скажете?
Николая побаивались многие в техникуме. Разговаривал он резко, временами даже грубо. Кроме двух-трехопытных педагогов, ни с кем не считался, учился слабо.
Преподаватели переглянулись.
— Не надо ничего говорить, Анна Трофимовна, — ответил один из них. — Уберите пока, пожалуйста, в кабинете директора и канцелярии и, кивнув на тонкую перегородку, громко сказал товарищу:
— Нет, не убеждайте меня. Не осилит Николай программу III курса! И воли не хватит, и голова не та. Если бы зависело от меня, я бы сам предложил ему уйти из техникума. Шансов получить образование у него, пожалуй, нет.
Так говорил преподаватель, который работал в этой группе несколько месяцев, знал студентов плохо. Николай был убежден, что второй преподаватель, его классный руководитель, вступится за него, объяснит коллеге, что тот ошибается. И вдруг услышал:
— Вы, безусловно, правы. Но у него есть характер. И если он будет по-настоящему работать, а не впустую тратить время, обязательно дойдет до цели!
Расчет на самолюбие студента дал плоды. На преподавателей, чей разговор услышал, он старался не смотреть, не замечать их. Буквально стал вгрызаться в науки, впервые начал готовить домашние задания, читать рекомендованную литературу. Окончил III курс с двумя «тройками» и как-то, уже в начале следующего года, услышал: «А что бы мы с вами делали, коллега, если бы стена между этими помещениями была капитальной? Молодец, Коля! Мы были уверены в твоих способностях и волевых качествах. Поздравляем с новым, надеемся, таким же удачным для тебя, учебным годом! Уверены, что ты и сейчас хорошо слышишь нас!»
Только после этих фраз наладились отношения Николая с преподавателями.
Остроумная шутка, ответ, замечание преподавателя. Видеть комическое, находить противоречия в поведении студентов — показатель зрелости преподаватель. Юмор позволяет безболезненно предупредить или ликвидировать самый сложный конфликт, нейтрализовать напряжение.
4. Приемы интерактивного общения
Интерактивная сторона общения — условный термин, обозначающий характеристику компонентов общения, связанных со взаимодействием людей, непосредственной организацией их совместной деятельности.
Один из эффективных приемов интерактивного общения — опосредствование. Смысл его заключается в вовлечении студентов в интересную внеучебную деятельность с целью воспитания у них тех социальных интересов, запросов и вкусов, которые заменят примитивные развлечения и дадут им возможность испытать радость труда, творчества создадут оптимистический настрой, укрепят веру в свои силы, что положительно скажется на их взаимоотношениях с преподавателями, товарищами, на учебе и дисциплине. Приведем примеры.
Все попытки преподавателей привлечь учащегося техникума Г. к серьезной учебе, повлиять на его поведение кончались неудачей. Молодой человек нарушал дисциплину на уроках, грубил преподавателям, отказывался дежурить по учебному корпусу. Преподаватель Б. узнал от родителей юноши, что живут они в собственном доме и сын охотно помогает им по хозяйству: увлеченно плотничает, ремонтирует бытовую технику. Подобрав подходящий момент, преподаватель попросил Г. помочь ему в оборудовании кабинета технических средств. Тот остался после уроков и вместе с преподавателем сделал механизм привода штор затемнения, самостоятельно выполнил ряд других поручений. В конце года Г. попросил записать его в кружок технического творчества, постепенно перестал прогуливать уроки, подтянулся в учебе и дисциплине.
Чтобы наладить жизнь в
коллективе, сократить до минимума
нарушения дисциплины
Однако, как и любой аспект общения,
применение опосредствования требует
предварительной вдумчивой
Опосредствование — в
Прием особенно эффективен по отношению к учащимся флегматического и холерического темперамента. Инертного флегматика целесообразно загрузить общественной работой, увлечь занятиями в кружке, чтобы он стал живее, энергичнее. Неуравновешенного, легковозбудимого холерика, который всегда готов что-то предпринять и не может жить без товарищей, без коллектива, загрузить работой по душе — значит сделать лучшим помощником воспитателя.
Подстановка перспективы. В этом приеме преподаватель, учитывая естественное желание молодого человека получить радость, удовольствие, ставит перед ним несколько постепенно усложняющихся задач, ведет их от более увлекательной перспективы к менее увлекательной, таким образом, привлекая их незаметно к выполнению работы, казавшейся раньше скучной, неинтересной, и воспитывая дисциплинированность, трудолюбие, другие ценные качества.
Непросто, например, прекратить довольно частые в подростковом возрасте драки учащихся, избиение сильным подростком или даже группой учащихся более слабого, беззащитного члена коллектива. Но ситуация резко меняется, когда администрация учебного заведения... разрешает поединки. — Пожалуйста, деритесь, но честно. Избиение слабого — подлость. Применение нечестных приемов: нападение группой на одного, удары ногами, использование закладки, удары ниже пояса и т.п. — всегда осуждались честными и благородными людьми. Поэтому деритесь по правилам. Заявка подается классному руководителю. Очевидно, что сильный слабого вызывать не может. Дата поединка, его условия и определение победителя доверяются судейской коллегии, которую вы, ребята, выберете сами.
В проведенном эксперименте учащиеся с воодушевлением отнеслись к этому предложению, выбрали судейскую коллегию, но... заявок не поступило. Драться с равным — перспектива не из приятных. А вопреки решению коллектива избить слабого, как это делалось раньше, еще хуже. Можно вызвать осуждение группы, а то и всего коллектива, ухудшить свое положение в среде товарищей.
В техникум пришел новый преподаватель физической культуры. Вскоре он обнаружил, что учащиеся признают только футбол, в который играют на всех занятиях. Преподаватель не стал с первых дней круто ломать сложившиеся порядки. Обсуждая вместе с подростками футбольные баталии, он очень тактично и в то же время убедительно показывал, что быстрый бег каждого футболиста — необходимое условие хорошей игры всей команды. А скорость вырабатывается на легкоатлетических занятиях.
Так появилась первая промежуточная перспектива — начали заниматься легкой атлетикой, чтобы лучше играть в футбол.
Через несколько месяцев появилась вторая промежуточная перспектива — необходимость заниматься гимнастикой, у футболистов не хватало ловкости. Наконец, все стали заниматься лыжами, чтобы выработать выносливость, необходимую настоящему футболисту. Через два года футбол был забыт совершенно, и на занятиях стал изучаться только программный материал. Причем совершенно безболезненно, и вышло так, что по инициативе самих студентов.
Однако этот прием следует применять эпизодически и, как правило, когда у преподавателя еще нет прочного контакта с коллективом. В противном случае есть опасность, что студенты привыкнут выполнять только то, что увлекательно и интересно.
Инсценировка. В этом приеме студент самостоятельно прорабатывает рекомендованный педагогом материал и готовит выступление перед товарищами или разыгрывает сценку, показывающую, как выглядит нарушение моральных норм и, в сравнении, образцовое поведение в обществе.
Классный руководитель техникума
Л. после неудачной попытки
Тщательно подготовленная инсценировка принесла плоды. Юноша стал следить за своим поведением. Преподаватели и учащиеся отметили, что он стал аккуратнее одеваться, внимательнее относиться к товарищам, перестал грубить старшим, хотя отдельные рецидивы еще имели место.