Управление собеседником

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 17:17, курсовая работа

Краткое описание

Общение свойственно всем высшим живым существам, но на уровне человека оно приобретает самые совершенные формы, становясь осознанным и опосредствованным речью. В общении выделяются следующие аспекты: содержание, цель и средства. Содержание — это информация, которая в межиндивидуальных контактах передается от одного живого существа к другому. Содержанием общения могут быть сведения о внутреннем мотивационном или эмоциональном состоянии живого существа. Один человек может передавать другому информацию о наличных потребностях, рассчитывая на потенциальное участие в их удовлетворении.

Оглавление

I. Введение…………………………………………………………………3
II. Теоретическая часть
1. Процесс общения, техника и основные приемы……………….5
2. Скрытое управление собеседником, возможности противостояния…………………………………………………...7
3. Приемы вербального общения…………………………………..11
4. Приемы интерактивного общения………………………………13
5. Приемы перцептивного общения………………………………..19
III. Практическая часть
IV. Заключение
V. Приложение
VI. Литература

Файлы: 1 файл

Курсовик.doc

— 186.00 Кб (Скачать)

Инсценировка — один из эффективнейших приемов. Чувства, возникающие у подростка в созданной преподавателем психологической ситуации, подталкивают его на осмысление и правильную оценку, а значит и перестройку своего поведения. Процесс идет особенно интенсивно, когда учащийся не только осознает аморальность своего поступка, но поставлен, как в рассказанных случаях, в такое положение, когда своей игрой, выступлением учит правильно вести себя других.

Переключение. С целью  установления высокой дисциплины на занятиях и правильных взаимоотношений со студентами необходима высокая требовательность преподавателя, ни в коем случае не переходящая в педантизм. В случае нарушений дисциплины, нежелания выполнять задание старшего часто целесообразно отвлечь студента, переключить его внимание и деятельность на новое занятие, другую работу и, таким образом, побороть негативизм, добиться нормальных взаимоотношений с учащимися или учебной группой.

В политехникуме связи группа A-II записывала задание по математике. Демонстративно отказался работать учащийся К. — Я не записал предыдущий урок. Потом перепишу все сразу. Предложение преподавателя С. пропустить страницу и писать дальше осталось без внимания. Мало того, К. достал кроссворд и стал решать его, отвлекая вопросами товарищей.

Как часто в таких случаях  преподаватель повышает голос, создает нервозную обстановку в группе, страдает сам, нанося урон своему здоровью, теряя время на уроке. Но в данном случае преподаватель поступила иначе. С., зная, что К. прекрасный график и охотно работает у доски, попросила его показать группе графическое решение задачи. Подросток с удовольствием занялся любимым делом. Группа продолжила работу.

Педагогическое подключение. Опытный преподаватель часто опирается на помощь активистов из своего класса, лучших выпускников, известных достижениями в труде родителей учащихся, героев художественной литературы и т.п. Воспитывает занимающихся на их положительном примере.

Применяя педагогическое подключение, надо помнить, что пример рассказанный действеннее, чем прочитанный. Эмоциональная передача приближает героя к ребятам, делает его пример ярче, усиливает желание вести себя так же, как он. В воспитательной работе всегда целесообразно опираться на группы старших ребят, помогающих педагогу руководить своими младшими товарищами. В этом случае с помощью педагогического подключения мы убиваем сразу двух зайцев: «Лучший способ вылечиться, — говорят психологи, — начать самому кого-нибудь лечить». Учащиеся охотно шефствуют над отстающими в учебе, над новичками — это позволяет им чувствовать себя взрослыми. Они невольно подтягиваются, стремясь быть примером для опекаемых.

Применять педагогическое подключение следует осторожно, деликатно. Используя прием, следует избегать сравнения подростков с их более сильными товарищами. Нельзя забывать об индивидуальных различиях воспитуемых. Мы ставим одного из них в пример, подключаем к нему более слабого товарища, а у него хорошая математическая подготовка, склонность к точным наукам. Догнать его очень трудно, а иногда и невозможно тому, у кого гуманитарный склад ума, перегруженность работой, домашними делами. В этом случае мы можем подорвать веру учащегося в собственные силы, жестоко обидеть его.

Эффективный прием интерактивного общения — осуждение поступка в коллективе. Вынесение на обсуждение актива класса (группы), а в отдельных случаях и на общее собрание неблаговидных поступков членов коллектива — эпизодически применяемая мера воздействия к нарушителям дисциплины, грубиянам, неуспевающим учащимся.

Но для того, чтобы  обсуждение провинившегося принесло пользу и ему, и остальным, собрание надо хорошо подготовить: договориться с активом о так называемых забойных выступлениях; помочь подготовить и принять правильное решение; сделать выводы из случившегося.

К сожалению, к этому  приему педагоги часто прибегают, не задумываясь над тем, что он один из самых сложных и трудных по организации. Очень тонко подметил А. Крон в романе «Дом и корабль», что нет ничего могущественнее, чем человеческий коллектив, и ничего гнуснее, чем человеческое стадо. Коллектив всегда умнее и чище отдельного человека. Стадо всегда не только глупее, но и подлее. Учащиеся при неумелом руководстве могут жестоко, беспощадно обойтись со своим товарищем. В этом случае обсуждаемый будет противопоставлен коллективу. А прием превратится из меры воспитания в средство расправы.

Общественное мнение, направляемое неверно, дает учащимся почувствовать свою коллективную власть, нередко воспитывает жестокость по отношению к товарищам. Так, например, случается, Когда преподаватель призывает объявить молодому человеку бойкот. Гуманный принцип «Один за всех, все за одного» заменяется в этом случае безжалостным «Все против одного».

Применяя прием, необходимо помнить, что студенты очень болезненно переносят потерю авторитета у товарищей.

5.Приемы перцептивного общения

Прием незамеченного оскорбления. Когда преподаватель не обижается на неумный поступок, грубую шутку, проявление невоспитанности — он «не понимает», что его хотели задеть, обидеть. Увидев, что первокурсники, смеясь, передают друг другу листок бумаги, директор техникумов отобрал его и, обнаружив удачную карикатуру на себя, рассмеялся.

— Это рисовал настоящий  художник, — сказал преподаватель, — давайте-ка наладим с его помощью выпуск стенной газеты.

Да, это большое искусство  все видеть, все замечать, но не на все возмущенно реагировать. Иначе  большая часть рабочего времени  педагога уйдет на выявление виновников происшествий, разрешение конфликтов, наведение порядка.

Итак, умение вовремя  сдержаться, заставить себя поступить достойно возрасту и званию педагога часто не только помогает успешно разрешить конфликт, но и способствует укреплению авторитета педагога, появлению чувства глубокой благодарности к нему.

К сожалению, в настоящее  время деловая направленность большинства  преподавателей значительно выше, чем  их направленность на взаимоотношения с учащимися, особенно с «трудными». Сами же «трудные» учащиеся видят возможность улучшения отношений со своими преподавателями в проявлении последними большей терпимости и сдержанности. Мелочная же опека, строгий контроль, педантизм в отношениях с воспитанниками, лишение их минимальной свободы обостряют конфликты, провоцируют учащихся на грубость, прогулы, а иногда и уход из учебного заведения.

Опора на авторитет педагога. Чтобы успешно влиять на студентов, педагог должен показать им, что он по праву, благодаря блестящему знанию предмета, эрудиции, жизненному опыту поставлен во главе коллектива.

Если в учебном заведении  распоряжения, просьбы преподавателя безоговорочно выполняются всеми учащимися, в том числе и учащимися групп, в которых данный преподаватель не работает, можно говорить о высокой дисциплине в коллективе. Но в своих группах (классах), там где он преподает, авторитет преподавателя зависит только от него самого. Именно поэтому важно систематически, назойливо, тактично демонстрировать учащимся свои знания, кругозор, способности, умения.

Преподаватель Ю. заменила ушедшего на пенсию коллегу, опытного, знающего специалиста. Учащиеся, в основном юноши, откровенно выражали сомнение в компетентности молодого физика. Особенно трудно было работать со старшекурсниками. Помог случай. Однажды один из преподавателей попросил у Ю помощи, не заводился недавно купленный автомобиль. Довольно быстро специалист устранила неисправность в электрооборудовании. Довольный автомобилист поинтересовался, как у нее обстоят дела в группах, где и он работал. Ю. откровенно рассказала, что похвастать нечем, работать очень трудно. Опытный педагог предложил: — Я войду к Вам в класс и попрошу помочь исправить неполадки в электрооборудовании автомобиля, он не заводится.

Так и сделали. Услышав  просьбу, преподаватель попросила учащихся подождать десять минут и вслед за владельцем машины вышла во двор. А вся группа высыпала вслед за ними. Буквально раскрыв рты молодые люди смотрели, как, быстро найдя неисправность, преподаватель ловко устранила ее. Коллега рассыпался в благодарностях. После этого случая отношение к преподавателю резко изменилось.

Несколько лет преподаватель работает с учащимися. Рано или поздно начинают действовать законы адаптации, педагог  надоедает воспитанникам. Чтобы  этого не случилось, необходимо быть бесконечно интересным в общении, разнообразным в работе, быть личностью в полном смысле этого слова.

Прозрачный намек. Даже в случаях, когда грубо нарушается дисциплина, можно (не повышая голоса, не демонстрируя возмущение) привести факт, сходный по смыслу с проступком. Расчет на то, что воспитуемый самостоятельно установит аналогию со своим поведением и в дальнейшем будет вести себя иначе.

Ожидание меры воздействия. Делать замечание, объявлять о наказании  целесообразно не сразу после совершения проступка, а через некоторое время. Провинившегося вызывают на определенный час с тем, чтобы дать ему успокоиться и обдумать свое поведение. Чем бы ни занимался молодой человек в оставшееся до встречи с педагогом время, он будет думать о предстоящем разговоре, представлять себе, что он услышит от старшего, и готовить ответы на каждое замечание. Часто, когда провинившийся с виноватым лицом приходит к преподавателю, достаточно спросить: дал ли он объективную оценку случившемуся. И, услышав положительный ответ, сказать: «Хорошо, идите».

Такой прием эффективен, потому что неизвестность для  человека всегда неприятна. Ожидание наказания  нередко тяжелее самого наказания.

Авансирование доверием, похвалой. Применяя прием, хвалят, оказывают доверие тому, кто его еще не заслужил, но уже начал проявлять настойчивость, упорство, прилежание, дисциплинированность. Иногда можно авансировать похвалой, поощрением студента, который к вниманию, теплому слову старшего не привык и живет в очень тяжелых условиях. Особенно часто авансировать похвалой следует так называемых «трудных» учащихся, вставших на путь исправления, совершивших положительный поступок.

Один из приемов перцептивного  общения — незаслуженное одобрение. Провинившийся, не выделяющийся чем-либо в лучшую сторону, получает похвалу за прошлые успехи или как член группы, заслужившей одобрение старших, хотя его вклад в коллективный успех ничтожно мал или вообще отсутствует,

Незаслуженное одобрение  часто используют не только опытные  педагоги, но и политические, хозяйственные руководители.

Особенно эффективен рассматриваемый  прием в работе с посредственно  успевающими студентами, пассивно относящимися к общественной работе учащимися. На них, как правило, редко обращают внимание товарищи, старшие, и именно поэтому они особенно восприимчивы к одобрению и похвале.

Моральная поддержка  или укрепление веры учащегося в  собственные силы. Неоднократно отмечаются успехи подростка в техническом творчестве, натуралистической работе, фотоделе, волейболе и т.п. И ему предлагается испытать свои силы, выручить учебную группу, поддержать марку учебного заведения. Или выбирается кто-нибудь из «неспособных» (разумеется, ему это не говорится) и, например, мастер просит его показать товарищам, как надо держать инструмент, заготовку, каким должно быть положение корпуса, движение руки, т.е. тот элемент, который у него хорошо получается.

Другой иллюстрацией этого приема может служить просьба к неуспевающему оказать помощь преподавателю в обучении новичков или младших, назначение «трудного» студента старшим группы или капитаном команды, помощником преподавателя, если у него к этому есть склонность.

Анализ осознания себя через другого включает две стороны  — идентификацию и рефлексию.

Идентификация — это  способ понимания другого человека через осознанное или бессознательное уподобление его характеристикам самого субъекта. Термин «идентификация» буквально означает уподобление себя другому. В реальных ситуациях взаимодействия люди пользуются таким приемом, когда предположение внутреннем состоянии партнёра по общению строится на основе попытки поставить себя на его место.  Таким образом, идентификация выступает в качестве одного из механизмов познания и понимания другого человека.

Экспериментально установлена  тесная связь между идентификацией и другим, близким по содержанию явлением — эмпатией Эмпатия также определяется как особый способ понимания другого человека. Однако здесь имеется в виду не рациональное осмысление проблем другого человека, а стремление эмоционально откликнуться на его проблемы. Механизм эмпатии в определенных чертах сходен с механизмом идентификации: и там, и здесь присутствует умение поставить себя на место другого, взглянуть на вещи с его точки зрения. Но взглянуть на вещи с чьей-то точки зрения — не обязательно означает отождествить себя с этим человеком. Если я отождествляю себя с кем-то, это значит, что я строю свое поведение так, как строит его этот другой. Если же я проявляю к нему эмпатию, я просто принимаю во внимание линию его поведения (отношусь к ней сочувственно), но свою собственную могу строить совсем по-иному.

Рефлексия — это еще  один механизм понимания другого  человека. В психологии под рефлексией понимается осознание действующим индивидом того, как он воспринимается партнером по общению, т.е. как будет партнер по общению понимать меня. В этом случае имеет место как бы своеобразное удвоение зеркальных отражений друг друга. Восприятие людьми друг друга в то же самое время есть и определенное взаимодействие двух участников этого процесса, причем взаимодействие, имеющее две стороны: оценка друг друга и изменение каких-то характеристик друг друга. При этом каждый участник общения, оценивая другого, стремится построить определенную систему интерпретации его поведения, в частности его причин. В обыденной жизни люди, как правило, не зная истинных причин поведения другого человека в условиях дефицита информации, начинают приписывать друг другу причины поведения. Такое приписывание причин поведения другому человеку называется каузальной атрибуцией.

Информация о работе Управление собеседником