Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2012 в 11:05, курсовая работа
В конце 80х - начале 90х годов в деловой среде США и Западной Европы появился и быстро завоевал популярность такой метод развития организации, как командообразование. Произошло это не случайно. Во-первых, в условиях перехода от обезличенного массового потребления товаров и услуг к большему уровню требовательности потребителей к качеству и обслуживанию, излюбленная иерархическая пирамида организации, где небольшая группа высшего руководства осуществляла контроль над остальными служащими, перестала работать. Возникла необходимость максимального использования человеческого потенциала путем делегирования ответственности тем, кто непосредственно производит данные товары и услуги и таким образов знает и может полностью удовлетворить потребности потребителей. Структура такой организации стала скорее напоминать паутину, чем пирамиду - в центре находятся люди, который упорядоточивают совместную работу множества небольших команд, находящихся на периферии.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОЗДАНИЯ ТРЕНИНГА ПО ОРГАНИЗАЦИИ СПЛОЧЕННОЙ КОМАНДЫ 6
1.1 Понятие эффективной команды и её характеристики 6
1.2 Общая характеристика командообразования 8
1.3 Особенности создания тренинга командообразования 10
Глава 2 Разработка тренинга создания по организации сплоченной команды 13
2.1 Пояснительная записка 13
2.2 Программа тренинга создания по организации сплоченной команды 15
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 28
Занятие 4.
Цель: осознание значимости обратной связи в общении и развитие умений и навыков ее использования.
Рефлексия предыдущего занятия. Цели и правила использования обратной связи. Развитие перцептивных и сензитивных способностей. Осознание индивидуальных способов предоставления обратной связи адресату. Развитие антиципации и социальной перцепции. Интеграция полученного опыта. Ритуал прощания.
Рефлексия предыдущего занятия.
Упражнение 1. Информирование об обратной связи
Цели обратной связи:
1. помочь участнику группы понять, как его воспринимают остальные;
2. предоставить ему информацию, которая помогает научиться эффективным способам взаимодействия;
3. информировать о восприятии и чувствах дающего обратную связь.
Инструкция: «В группе обратная связь означает предоставление члену группы информацию о его поведении со стороны остальных участников и получение аналогичной информации от него.
Существует конструктивная и неконструктивная обратная связь. Конструктивная обратная связь несет реальную и существенную информацию об адресате в форме, способствующей ее адекватному принятию и переработке.
В межличностной обратной связи выделяют процессы передачи и принятия информации.
Для обеспечения успешной работы в группе следует соблюдать следующие правила предоставления обратной связи. Обратная связь:
1. относится к поведению, а не личности адресата;
2. формулируется в терминах чувств и отношений коммуникатора, а не свойств личности реципиента;
3. дается по поводу происходящего «здесь и теперь» в группе, а не «там и тогда», в прошлой жизни участников группы;
4. используется в виде «Я-высказываний» вместо «Ты-высказываний»;
5. предоставляется непосредственно адресату, а не через третье лицо;
6. исключает советы;
7. предоставляется сначала с «положительным» содержанием, и только потом – с «отрицательным».
Вопросы для обсуждения:
1. С какими правилами вы согласны в большей степени?
2. Какие не принимаются?
3. Можно ли пополнить перечень этих правил?
4. Каков ваш опыт использования этих знаний в жизни, в межличностном общении в группе?
Продолжительность: 15-20 мин.
Упражнение 2. Конструктивная обратная связь
Цель: усвоение правил конструктивной обратной связи.
Инструкция: «Разбейтесь на пары. Придумайте конкретные примеры, иллюстрации по каждому правилу».
Вопросы для обсуждения:
1. Как вы думаете, для чего использовалось данное упражнение?
2. Есть ли правила, которые вам сложно использовать?
Продолжительность: 15-20 мин.
Упражнение 3. Ответы за другого
Цель: осознание своих индивидуальных способов предоставления обратной связи адресату, развитие способности антиципации.
Инструкция: «Возьмите большой лист бумаги, положите его горизонтально и разделите вертикальными линиями на три части. В верхней части среднего столбца подпишите свое имя. Над левым столбцом напишите имя человека, сидящего слева от вас, но не ближайшего соседа, а следующего за ним. Над правым столбцом – имя человека, сидящего справа от вас, также через одного человека. Таким образом, у каждого из вас есть два человека, глазами которых вы должны будете смотреть на себя и за которых дадите ответы на предложенные вопросы.
Итак, сейчас прозвучат вопросы. Их записывать не нужно. Ставьте номера вопросов и записывайте ответы, которые, по вашему мнению, дали бы ваши партнеры. Не спешите, попробуйте вжиться во внутренний мир человека, от имени которого вам приходится писать. В среднем столбце вы отвечаете за себя. Отвечайте кратко и определенно.
1. Ваш любимый цвет?
2. Ваше любимое мужское имя?
3. Ваше любимое женское имя?
4. С симпатией ли вы относитесь к домашней живности? Если да, то кого предпочитаете: собак, кошек, птиц, аквариумных рыбок или кого-то другого?
5. Смотрите ли телевизионные сериалы? (Да, нет, иногда).
6. Самая неприятная для вас человеческая черта?
7. Самое ценное для вас человеческое качество?
8. Ваше любимое занятие в свободное время?
9. Какие книги вы предпочитаете?
Последовательно обсудите с каждым, за кого вы отвечали, насколько совпадают ваши ответы с его представлениями о вас.
Вопросы для обсуждения в группе:
1. Насколько адекватной была прогнозируемая вами обратная связь?
2. Что подсказало вам правильные ответы?
Продолжительность: 15-20 мин.
Упражнение 4. Молчащее и говорящее зеркала
Цель: развитие социальной перцепции в совместной деятельности.
Инструкция: Ведущий предлагает выйти в круг добровольцу, который будет «смотреть в зеркало». Этот участник выбирает тех двоих, кто станет молчащим и говорящим «зеркалами». «Зеркала» встают рядом, спиной к стене. Основной игрок становится перед ними. Все остальные участники группы располагаются за его спиной и по одному бесшумно подходят к нему сзади. Отражение «зеркалами» происходит по очереди. Сначала работает молчащее «зеркало», которое отражает характерные особенности подошедшего. Если основной игрок не может угадать человека за спиной, то вступает «говорящее зеркало» и произносит одну – только одну! – фразу. Запрещено называть имя человека за спиной основного игрока, ссылаться на воспоминания о событиях с участием этого человека вне группы, использовать простые описания внешности.
Если игрок опять не угадывает, то снова – можно по-другому – отражает молчащее «зеркало» и так далее. Не стоит акцентироваться только на изображении чисто внешних особенностей людей и тем более подчеркивать какие-то физические характеристики.
Задача игрока – угадать человека за спиной как можно быстрее».
Вопросы для обсуждения:
1. Кому из игроков потребовалось меньше всего «зеркальных отражений», чтобы определить, кто находится за его спиной? В чем причина?
2. Кто из участников группы оказался самым «талантливым зеркалом»? Что ему в этом помогло?
3. Кто из участников удивлен тем, как был отражен «зеркалами»?
4. Что вы почувствовали, когда увидели свое «отражение»?
Что вы почувствовали, когда увидели свое «отражение»?
Продолжительность: 15-20 мин.
Упражнение 5. Мнение
Цель: развитие умений предоставлять обратную связь.
Инструкция: участники делятся на две равные подгруппы, встают, образуя два концентрических круга. Члены группы, стоящие во внутреннем круге, поворачиваются лицом к участникам, которые стоят во внешнем кругу. Они встают друг напротив друга. Затем член каждой пары, стоящий во внутреннем круге, начинает тихо говорить партнеру, как он его воспринимает, какие чувства он вызывает, какие личные качества тот проявляет в группе и т.д. По сигналу ведущего внутренний круг сдвигается вправо на одного участника. Первая часть процедуры заканчивается, когда участники, пройдя по кругу, вернутся в исходную позицию. Во второй части процедуры аналогично высказывают свое мнение члены группы, стоящие во внешнем круге. В заключительной части процедуры ведущий предлагает участникам в течение 5-10 минут продолжить беседу, свободно выбрав себе партнера в любом месте помещения.
Вопросы для обсуждения:
1. Какие чувства вызвало это задание?
2. Что нового вы узнали о себе? Есть ли желание что-либо в себе изменить?
Продолжительность: 15-20 мин.
6. Плюс и минус
Цель: развитие умений предоставлять обратную связь.
Инструкция: "Сейчас каждый из вас по очереди выслушает, что думают о нем участники тренинга. Члены группы по желанию называют одно ваше качество, которое, на их взгляд, помогает вам в общении, и одно, которое мешает. Помните, что называть следует те качества, которые проявились в ходе работы группы. После того, как все выскажут свое мнение, очередь переходит к следующему участнику".
Вопросы для обсуждения:
1. Какие чувства вызвала информация о себе?
2. Изменилось ли что-нибудь в вашем восприятии других людей в группе?
Интеграция полученного опыта. Ритуал прощания.
Продолжительность: 15-20 мин.
Занятие 5.
1. Упражнение на групповую сплоченность "Единство"
Цель упражнения:
- выработка интеллектуального единства на прогностическом уровне;
- формирование эмоционально-волевого единства группы.
Участники рассаживаются в круг. Каждый сжимает руку в кулак, и по команде ведущего все "выбрасывают" пальцы. Группа должна стремиться к тому, чтобы все участники независимо друг от друга, выбрали одно и то же число.
Участникам запрещается переговариваться. Игра продолжается до тех пор, пока группа не достигнет своей цели.
Продолжительность: 25-40 мин.
2. Позиция
Цель упражнения:
- рефлексия взаимооценочных позиций участников тренинговых занятий.
Участники образуют 2 круга: внутренний и внешний. Внешний круг движется, внутренний остается на месте. Находящиеся во внешнем круге высказывают свое впечатление о партнере по внутреннему кругу, начиная с фразы "Я вижу тебя", "Я хочу тебе сказать", "Мне нравится в тебе". Через 2 минуты внешний круг смещается на одного человека и т.д.
Продолжительность: 25-30 мин.
3. Ролевая игра
Цель упражнения: закрепление полученного на тренинге опыта.
Каждый участник по очереди рассказывает про конфликт, свидетелем или участником которого он был когда-то. Этот рассказ должен послужить сценарием дальнейшей ролевой игры, в которой должны принимать участие присутствующие. Рассказчик может быть не только сценаристом и режиссером ролевой игры, делать несколько дублей и т.д.
Участникам представляется максимум свободы. Со стороны ведущего должно быть лишь одно условие: каждый конфликт должен закончиться благополучно, компромиссом.
Продолжительность: 35-40 мин.
4. Доверяющее падение
Цель упражнения:
- формирование навыков психомоторного взаимодействия;
- сокращение коммуникативной дистанции между членами группы.
Участники образуют большой круг. Один человек встает в центр круга. Он должен упасть на руки кому-либо из круга, для этого нужно закрыть глаза, расслабиться и падать назад. Каждый должен иметь возможность падать и ловить. По окончании задания группа обсуждает впечатления от выполненного упражнения.
Продолжительность: 35-40 мин.
Рефлексия. Ритуал прощания.
Занятие 6. Подведение итогов.
Задача: Получение ведущим и участниками обратной связи от группы по результатам работы на тренинге.
Круг (10 мин)
Цель: экспресс диагностика состояния участников и группы.
Инструкция: каждый из участников напоминает свое имя и говорит что-нибудь не меньше минуты (абсолютно свободная тема).
1. Последняя встреча
Цель упражнения:
- совершенствование коммуникативной культуры, стимулирование активности участников.
Представьте себе, что занятия уже закончились, и вы расстаетесь. Но все ли вы успели сказать друг другу? Может быть вы забыли поделиться с группой своими переживаниями? Или есть человек, мнение которого о себе вы хотели бы узнать? Или вы хотите поблагодарить кого-либо? Сделайте это "здесь и теперь".
Продолжительность: 15-20 мин.
2. Анкета обратной связи по тренингу (90 мин)
Инструкция: Завершите, пожалуйста, эти предложения так, как считаете нужным. Пусть ваше продолжение будет максимально развернутым. Подписываться не обязательно.
1. На этом тренинге я...
2. Основное, чему я научился на наших занятиях...
3. Больше всего мне запомнилось...
4. Мне не очень понравилось, что на тренинге...
5. Я бы хотел(а) чтобы при проведении следующих тренингов ведущий...
6. Думаю, что после тренинга изменится...
7. Мне больше всего понравилось, что на тренинге...
Рефлексия: попытка обсуждения в кругу самых положительных и самых отрицательных событий каждого в отдельности.
3. «Подарки» (30 мин)
Цель: выражение благодарности группе
Инструкция: каждому дается 10 минут на подготовку, человек сам или, объединив усилия с другими, должен что-то подарить группе: танец, стих, песню, просто слова благодарности и др.(без ограничений). Это должно быть маленьким представлением, но только по форме. Обозначается условная сцена и зрительный зал.
4. «Коридор желаний» (30 мин)
Цель: выражение благодарности группе
Инструкция: из пар участников делается коридор, по очереди один из участников проходит по этому коридору с закрытыми глазами, те участники, которые образуют коридор, в момент, когда слепой проходит мимо них с двух разных сторон, одновременно говорят ему очень приятные вещи на ушко, можно проявить чувства и телесным контактом.
Информация о работе Тренинг по организации сплоченности в команде