Тренинг по организации сплоченности в команде

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2012 в 11:05, курсовая работа

Краткое описание

В конце 80х - начале 90х годов в деловой среде США и Западной Европы появился и быстро завоевал популярность такой метод развития организации, как командообразование. Произошло это не случайно. Во-первых, в условиях перехода от обезличенного массового потребления товаров и услуг к большему уровню требовательности потребителей к качеству и обслуживанию, излюбленная иерархическая пирамида организации, где небольшая группа высшего руководства осуществляла контроль над остальными служащими, перестала работать. Возникла необходимость максимального использования человеческого потенциала путем делегирования ответственности тем, кто непосредственно производит данные товары и услуги и таким образов знает и может полностью удовлетворить потребности потребителей. Структура такой организации стала скорее напоминать паутину, чем пирамиду - в центре находятся люди, который упорядоточивают совместную работу множества небольших команд, находящихся на периферии.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОЗДАНИЯ ТРЕНИНГА ПО ОРГАНИЗАЦИИ СПЛОЧЕННОЙ КОМАНДЫ 6
1.1 Понятие эффективной команды и её характеристики 6
1.2 Общая характеристика командообразования 8
1.3 Особенности создания тренинга командообразования 10
Глава 2 Разработка тренинга создания по организации сплоченной команды 13
2.1 Пояснительная записка 13
2.2 Программа тренинга создания по организации сплоченной команды 15
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 28

Файлы: 1 файл

Курс Тренинг по организации сплоченности в команде.doc

— 206.50 Кб (Скачать)

3. Принцип конфиденциальности требует не выносить за пределы группы информацию о личных переживаниях участников группы, что способствует доверительности общения.

4. Акцентирование языка чувств учит дифференцировать мысли, чувства, действия, дает возможность быть максимально искренним, способствует осознанию конгруэнтности/неконгруэнтности личности.

5. Безоценочность высказываний состоит в предложении участникам не «вешать ярлыки» на себя и других, не оценивать переживания других как правильные/неправильные, хорошие/нехорошие, не приписывать высказываниям других не содержащегося в них смысла.

6. Принцип доверительного общения предлагает участникам быть открытым и искренним настолько, насколько каждый считает возможным. Для создания атмосферы доверия лучше промолчать, чем сказать неправду.

 

2. Интервью (30 мин)

Цель: организация знакомства участников группы.

Инструкция: «Сейчас для вас звучит спокойная музыка. Я предлагаю вам встать и начать свободно перемещаться по комнате, не общаясь, не встречаясь взглядами, стараясь при этом не касаться друг друга. В поле вашего зрения попадают ноги, руки других людей. Вы встретились глазами, остановились и, найдя себе пару, таким образом, располагайтесь для беседы.

Сейчас ваша задача познакомиться друг с другом, поочередно исполняя роль интервьюера. Вы можете спрашивать друг у друга о том, что считаете возможным, интересным и необходимым для знакомства.

В течение 10 минут интервью берет один человек, затем вы меняетесь ролями. По окончании беседы вы вернетесь в круг и представите всем друг друга. Примерный перечень вопросов может быть таким:

1. Твое имя?

2. Любимый цвет?

3. Любимая пора года?

4. Любимое имя: мужское, женское?

5. Что ты больше всего ценишь/не ценишь в других людях?

6. Чего ты больше всего боишься?

7. Чем тебя легко огорчить?

8. Чем тебя легче всего обрадовать?

9. Чем ты любишь заниматься, когда остаешься один?

10. Что есть в твоей личности, что поможет/помешает стать психологом?

Помните, что вы сами определяете те вопросы, которые задаете друг другу.

Через 20 минут каждый поочередно знакомит группу со своим собеседником. После представления проводится обмен мнениями и переживаниями по поводу проведенного интервью и представления.

 

3. Игра «Меняются местами те, кто…» (15 мин)

Цель: снятие напряжения через движения, организация игрового взаимодействия.

Инструкция: Сейчас вам предлагается психологическая игра, в процессе которой вы сможете продолжить знакомство друг с другом. Я убираю свой стул и становлюсь «ведущим». По команде: «меняются местами те, кто (любит знакомства, считает себя общительным, застенчивым…) участники должны поменяться местами, ведущий также должен занять освободившийся стул. В результате обмена остается один человек, который не успел сесть на свободное место, именно он и становится ведущим.

 

4. Интеграция полученного опыта (10 мин)

  Рефлексия занятий может быть недирективной либо с использованием начальных фраз:

Я думаю…,

Меня удивило…,

Я осознал…

Я почувствовал…,

Мне не понравилось…,

Мне очень понравилось…,

Мне хотелось…

Мне хочется сказать спасибо (конкретному участнику) за…

Для интеграции полученного опыта каждому участнику можно предложить оценить свое состояние во время тренинга по следующей схеме:

1. Я чувствовал себя скованно –5, -4, -3, -2, -1, 0, +1, +2, +3, +4, +5 свободно

2. Я чувствовал себя тревожно –5, -4, -3, -2, -1, 0, +1, +2, +3, +4, +5 безопасно

3. Что нового было для меня на этом занятии?

4. Мне больше всего не понравилось…

5. Мне больше всего понравилось…

 

5. Выработка ритуала прощания

Цель: повышение групповой сплоченности путем обсуждения и принятия ритуала завершения работы группы.

 

Занятие 2

 

1. Разогревающее упражнение:

Цель: разминка, приветствие участников друг друга.

Инструкция: Участникам предлагается образовать круг и разделиться на три равные части: "европейцев", "японцев" и "африканцев". Потом каждый из участников идет по кругу и здоровается со всеми "своим способом": "европейцы" пожимают руку, "японцы" кланяются, "африканцы" трутся носами.

Это упражнение обычно происходит весело и эмоционально. Его лучше всего ставить в начало занятия, для того чтобы поприветствовать друг друга и зарядить группу энергией.

Рефлексия: Поднялось ли ваше настроение после упражнения? Вспомнили ли вы имена всех участников?

 

2. Игра “Кто как выглядит”. Участник, вызвавшийся рискнуть, прячется за дверь. А оставшиеся, описывают его во всех подробностях.

 

3. «Чёрные Кубы».

Цель: диагностика цельности группы, способности действовать сообща; усиление группового взаимодействия; улучшение ощущения цельности и развитие умения действовать сообща.

Инструкция: (условие: игра идёт до тех пор, пока не будет сыграна).

Действие происходит в далёком будущем. Проводятся исследования в далёком космосе. На планете Крида (Альфа Центавра) зондом обнаружена пещера, в которой находиться десять чёрных кубов неизвестного происхождения. Земля приняла решение: направить экспедицию. Миссия: прибыть на планету, исследовать Чёрные Кубы; определить и дать однозначный ответ, представляют ли они опасность для земной цивилизации и могут ли они полезны для земной цивилизации.

До начала полёта:

1.           Каждому надо определить свою роль в экипаже. Впереди трудное, опасное для жизни задание. Нет уверенности, что все вернуться живыми, нет уверенности, что вообще кто-нибудь останется жив. Часто ваша жизнь будет зависеть от профессионализма экипажа. Итак, вы все профессионалы. Ваши профессии? (капитан, штурман, пилоты, врач, бортинженер, программист, ксенопсихолог, микробиолог, психолог, физик, химик, языковед, разведчик, военный консультант. Профессии могут даваться нескольким людям сразу, кроме капитана, то строго один человек).

2.           Управляет экипажем капитан.  Экипаж сам выбирает, кто будет капитаном. Он руководит работой, вводит приказы в бортовой комп. и через него общается с ЦУПом.

3.           Ведущий – бортовой компьютер. Включается он только тогда, когда в команде принят консенсус. Т.е. все действия и решения экипажа должны быть согласованы. Если хоть один представитель команды против – компьютер блокируется. Все действия совершает бортовой комп, команда только отдаёт приказы. Приказы, кстати, он понимает ОЧЕНЬ БУКВАЛЬНО.

4.           Когда все формальности будут завершены, при готовности всех к полёту при единодушной готовности (и соответствующих командах бортовому компьютеру) полёт буду начат.

Особенности: Чёрные Кубы свет поглощают, рентгеновское излучение поглощают, все виды энергии поглощают. При прямом материальном контакте исчезают бесследно.

(выход из игры: либо уничтожить все кубы, либо оставить их в покое и вернуться на Землю).

Разбор:

Количество оставшихся кубов – показатель интеллектуального коэффициента группы. Время работы – показатель сплочённости, способности каждого работать в команде. Стратегия принятия решений в игре. А в жизни? И прочее по ситуации.

Ведущий отмечает реплики команды, время работы, течение событий и т. п.

Рефлексия: Опишите свои чувства, которые вы испытывали, играя свою роль. Работали ли вы слажено?

 

4. «Вакантная должность».

Цель: Дать участникам возможность почувствовать ситуацию столкновения интересов в коллективе; Дать возможность приемлемо выразить агрессию, накопившуюся в группе.

Инструкция: В прежних (или новых м-группах) выбирается директор. Выбирается просто: ведущий, не акцентируя внимания, объявляет, мол, директора – встаньте! Кто встал первым – те и директора. Итак, остальные – коллектив некоей фирмы. Вы работаете долго (кстати, сферу деятельности своей фирмы вы можете выбрать сами), вы – великолепные профессионалы, просто асы в своей области. До недавнего времени у вас был прекрасный директор, которого за заслуги повысили и забрали в головной офис. А вам прислали нового. С приходом нового директора в штате появилась ещё одна должность, пока вакантная. По сути, это второе кресло в фирме после директора. Вы все можете работать, вы все хотите работать в этой должности, вы знаете, что назначение на эту должность именно вас принесёт фирме максимальную пользу. Но…вы знаете, что новый директор склоняется скорее не в вашу пользу. Ваша задача – убедить его принять именно вас.

Работа без подготовки, примерно пять минут на каждого. После этого директор объявляет о своём выборе и обосновывает его. Группа обсуждает результаты и предлагает варианты – как можно сделать лучше. Директора по часовой стрелке переходят в новые группы. И там всё заново.

Рефлексия: Кого выбрали? Какие стратегии были успешными (хвалить себя, хаять коллег, подлизываться к начальству, думать о пользе дела, рвать себе и т.п.)?

 

5. Игра “Если бы директором был я” - по три приказа сначала самостоятельно, потом спонтанно составляемым парам, потом по четверкам, затем сгруппирование приказов на доске. Игра направлена на формирование общего видения.

Рефлексия. Ритуал прощания.

 

Занятие 3.

 

1. «Скульптура группы».

Цель: анализ взаимоотношений в группе.

Время: 10 минут.

Содержание: кому-нибудь из группы предлагается построить групповую скульптуру, символизирующую отношение к нему. Он расставляет остальных членов группы на определенном расстоянии от себя, в определенном направлении и позе, Затем занимает свое место и некоторое время, секунд 10-15 прочувствовается вся скульптура. Затем он закрывает глаза, а остальные меняются местами, в зависимости от того, как они себе представляют свое отношение к данному человеку.

Обсуждение: сравнивается картина, созданная данным человеком и группой, обсуждается причина и характер различий.

Повторение с другими членами группы, возможно со скульпторами группы.

 

2. «Наши конфликты».

Цель: выработка навыков активного слушания. Время: 25-30 минут.

Содержание: группа разбивается на подгруппы по 3 человека. Один рассказывает произошедший с ним конфликт, второй - слушает, используя приемы поддержки, уточнения, повторения и обобщения, третий наблюдает за слушающим. Затем меняются ролями, для того, чтобы каждый побывал в каждой роли.

Обсуждение: каждая подгруппа рассказывает о. своих впечатлениях в роли слушателя, говорящего и наблюдателя. Обращается внимание на использование приемов активного слушания, на эмоции говорящего. Конфликты могут записываться на доске и анализироваться. Сравнивается пересказ содержания конфликта слушателем и говорящим.

 

3. Дискуссия

Цель: выявление перечня навыков и умений, способствующих успешному общению, преодолению трудностей и конфликтов, их рефлексия.

Время: 20 минут.

Содержание: тренер предлагает членам группы обсудить вопрос о том, какие особенности поведения, навыки, умения и знания помогают людям успешно общаться между собой, преодолевать возможные трудности и конфликты.

Ответы записываются на доске, могут ранжироваться по степени значимости, обобщаться. Вариант - работа по подгруппам с объединением, обсуждением промежуточных и итогового списка, умений.

Обсуждение: сам итоговый перечень, а также анализ поведения отдельных членов группы по ходу его составления.

 

4. Контраргументы

Цель упражнения:

- создание условий для самораскрытия;

- умение вести полемику и контраргументацию.

Каждый член группы должен рассказать остальным участникам о своих слабых сторонах - о том, что он не принимает в себе. Это могут быть черты характера, привычки, мешающие в жизни, которые хотелось бы изменить.

Остальные участники внимательно слушают и по окончании выступления обсуждают сказанное, пытаясь привести контраргументы, т. е. то, что можно противопоставить отмеченным недостаткам или даже показывая, что наши слабости в одних случаях, становятся нашей силой в других.

Продолжительность: На упражнение отводится 40-50 минут.

 

5. Игра "конфликты".

Цель: анализ различных стратегий поведения в конфликтной ситуации. Время: 35 минут.

Содержание: выбираются 3 пары участников, которые по очереди разыгрывают три конфликтные ситуации: "Онегин и Ленский", "Красная шапочка и Волк", "Колобок и Лиса", "две сестры /поздний приход домой младшей/, "что одеть в гости "/родители и дети/, "отказ подруге в просьбе и др. / в двух вариантах - "жестком" и "мягком"/.

Обсуждение: как чувствовали и что переживали персонажи в первом и во втором случае? Когда было им лучше, когда хуже? Способствовало ли такое поведение разрешению конфликта? Если да, то по Каким признакам это можно видеть? Если нет, то почему? Можно ли в, жизни вести себя так как во втором случае? Если нет, то почему? Что мешает? Какие навыки и умения здесь можно выделить?

Информация о работе Тренинг по организации сплоченности в команде