Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2012 в 20:13, курсовая работа
Цель исследования: теоретическое исследование типов поведения участников конфликтной ситуации.
Объект исследования: конфликтные ситуации.
Предмет исследования: типы поведения людей разного уровня конфликтности, а также, взаимозависимость особенностей типа темперамента, стратегий поведения в конфликте у сотрудников коммерческой организации.
Гипотеза исследования: типы поведения участников конфликтных ситуаций и разрешение конфликта зависят от выбранной тактики и стратегии поведения в конфликте.
Введение…………………………………………………………………………стр.3-4
Глава I……………................................................................................................стр.4-16
Конфликт: теоретическое исследование типов конфликтных ситуаций. типичные причины и факторы возникновения.
1.1. Основные виды конфликтов………………………………………………стр.4-5
1.2. Факторы возникновения конфликта по Э.Г.Фелау………………………стр.5-7
1.3. Классификация конфликтов……………………………………………….стр.7-11
1.3.1. Основные критерии……………………………………………..стр.7
1.3.2. Различия конфликтов по объему………………………………стр.7-8
1.3.3.Конфликты по длительности…………………………………...стр.8
1.3.4.Конфликты по степени влияния на компанию………………...стр.8
1.3.5.Конфликты, с точки зрения организационных уровней……...стр.9
1.3.6.По сфере возникновения и развития…………………………...стр.10
1.3.7.По распределению между сторонами потерь и выигрышей…стр.10
1.3.8.Скрытые и открытые конфликты………………………………стр.10
1.3.9.Конструктивные и деструктивные конфликты………………..стр.10-11
1.3.10.Объективные и субъективные конфликты……………………стр.11
1.4.Основные типы конфликтов……………………………………………………стр.11-12
1.5.Элементы конфликта……………………………………………………………стр.12-16
1.5.1. Объект конфликта………………………………………………стр.12-13
1.5.2.Участники конфликта…………………………………………...стр.13-16
Глава II……………………………………………………………………………….стр.16-22
Тактики поведения в конфликте.
2.1.Модель К.Томаса………………………………………………………………...стр.16-19
2.2.Типичность поведения в конфликтных ситуациях……………………………стр.19-21
2.3.Поведение людей в зависимости от темперамента……………………………стр21-22
Заключение…………………………………………………………………………..стр.22-26
1.Типы выхода из конфликта……………………………………………………….стр.22-23
1.1. Правильно построенный проблемный разговор……………….стр.24
2.Типичные причины конфликтов в организациях…………………………………стр.24-25
2.1.Принципы благоприятного управления…………………………стр.25-26
2.2.Правила конструктивной критики………………………………..стр.26
Список использованной литературы и интернет-ресурсов……
Судья – это человек или орган, имеющие полномочия принимать решения относительно развития событий. Источниками власти судьи могут быть закон, личный авторитет, традиции и др.
Глава II. Тактики поведения в конфликте.
В своем подходе к изучению конфликтных явлений Киллман Томас, один из известнейших специалистов в области конфликтологии, делал акцент на изменении традиционного отношения к конфликтам. Указывая, что на ранних этапах их изучения широко использовался термин «разрешение конфликтов», он подчеркивал, что термин подразумевает, что конфликт можно и необходимо разрешать. Целью разрешения конфликтов, таким образом, было некоторое идеальное бесконфликтное состояние, где люди работают в полной гармонии. Однако в последнее время произошло существенное изменение в отношении специалистов к этому аспекту исследования конфликтов. Оно было вызвано, по мнению К. Томаса, по меньшей мере двумя обстоятельствами: осознанием тщетности усилий по полному устранению конфликтов, увеличением числа исследований, указывающих на позитивные функции конфликтов. Отсюда, по мысли автора, ударение должно быть перенесено с элиминирования конфликтов на управление ими[14].
2.1.Модель К.Томаса.
Для описания типов поведения людей в конфликтных ситуациях К. Томас считает применимой двухмерную модель регулирования конфликтов[15], основополагающими измерениями в которой являются кооперация, связанная с вниманием человека к интересам других людей, вовлеченных в конфликт, и напористость, для которой характерен акцент на защите собственных интересов. Соответственно этим двум основным измерениям К. Томас выделяет следующие модели регулирования конфликтов:
1. Соревнование (конкуренция) как стремление добиться удовлетворения своих интересов в ущерб другому. Открытая борьба за свои интересы, упорное отстаивание своей позиции. Целесообразна в следующих случаях:
1. Абсолютная уверенность в своей правоте и принципиальности проблемы.
2. Результат очень важен и делается большая ставка на свое решение проблемы.
3. Авторитет, власть и ресурсы позволяют настаивать на своем решении.
4. Требуются быстрые и решительные меры в критической и опасной ситуации.
5. Нет иного выбора и нечего терять.
2. Приспособление, означающее в противоположность соперничеству, принесение в жертву собственных интересов ради другого. Изменение своей позиции и поведения. Сглаживание противоречий. Целесообразна в следующих ситуациях:
1. Восстановление спокойствия и стабильности является более важной задачей, чем разрешение конфликта и отстаивание своих интересов.
2. Предмет конфликта более важен для оппонента.
3. Существуют более важные и сложные проблемы, контроль за которыми можно потерять, ввязавшись в данный конфликт.
4. Необходимо признать собственную неправоту.
5. Существует возможность позволить другой стороне активно действовать и совершенствовать свои навыки и умения.
6. Защита собственных интересов требует значительных интеллектуальных усилий и времени.
7. Доминирование желания сохранить мир и добрые отношения.
8. Другая сторона имеет значительный перевес в силе и ресурсах.
3. Компромисс. Разрешение противоречий путем взаимных уступок. Целесообразен в следующих случаях:
1. Стороны обладают одинаково сильными позициями.
2. Необходимо принять промежуточное решение, чтобы иметь время и ресурсы для решения сложной проблемы.
3. Сотрудничество и конкуренция не приводят к успеху, конфликт одинаково изматывает все стороны.
4. Интерес не слишком значим, и возможна коррекция позиции.
5. Сохранение нормальных взаимоотношений имеет такое же значение, как и реализация своего интереса.
4. Игнорирование (избегание), для этой тактики характерно как отсутствие стремления к кооперации, так и отсутствие тенденции к достижению собственных целей. Уклонение от конфликта, стремление выйти из сложной ситуации не разрешая ее.
Эта тактика целесообразна в следующих ситуациях:
1. Предмет конфликта мелок и несущественен по сравнению с более важными задачами.
2. Требуется время, чтобы «остыть» и создать условия для рационального решения проблемы.
3. Анализ ситуации, поиск необходимых ресурсов и информации важнее немедленного принятия необдуманного решения.
4. Предмет конфликта не имеет отношения к делу и уводит в сторону , являясь симптомом более сложных проблем.
5. Невозможность или нежелание решать конфликт в свою пользу.
6. Отсутствие власти для решения проблемы, в том числе для ее разрешения в свою пользу.
5. Сотрудничество, когда участники ситуации приходят к альтернативе, полностью удовлетворяющей интересы обеих сторон. Целесообразна, когда:
1. Необходимо найти общее решение, а каждый из подходов очень важен и не допускает компромиссов.
2. Стратегической целью является приобретение совместного опыта работы, получение широкой информации.
3. Необходимо сближение мнений и интеграция сторон.
4. Важно усиление личностного участия и групповой сплоченности.
5. Существуют тесные и длительные взаимоотношения с другой стороной.
6. Имеется необходимый лимит времени для поиска взаимовыгодного решения.
7. Обе стороны имеют взаимовыгодные проекты, которые можно реализовать совместными усилиями.
Каждая из этих тактик может быть, как эффективной, так и не эффективной в зависимости от ситуации. Другими словами, можно предположить, что:
- во многих ситуациях бездействие как стиль поведения в конфликте может привести к потере инициативы и возможностей успешного разрешения конфликта;
- тактика приспособления закономерно ведет к результату, при котором одна сторона выиграет, а другая проиграет;
- компромиссное решение вынуждает стороны отказаться от надежд на полную победу и удовлетворение своих интересов в полном объеме, но этот недостаток компенсируется отсутствием проигравшего;
-модель соперничества ведет к выигрышу одной стороны и проигрышу другой, длительность соревнования прямо пропорционально связана с количеством затраченных на противоборство ресурсов;
- тактика сотрудничества является наиболее многообещающей, однако она применима не ко всем ситуациям.
2.2.Типичность поведения в конфликтных ситуациях.
Если внимательно присмотреться к стилю общения отдельных людей в конфликтных ситуациях, можно заметить типичность этого поведения.
Можно условно разделить конфликтующих на три типа: «практики», «собеседники» и «мыслители»[16]. Название типов определила манера поведения людей в критические моменты споров и разногласий.
Так, девизом практика является: «лучшая защита – это нападение», собеседника — «лучше плохой мир, чем хорошая война», мыслителя — «пусть думает, что он победил».
Люди, относящиеся к типу собеседник не способны на длительное противостояние. Им проще уступить и выйти из неприятной ситуации, меньше затронув чувства оппонента и свои собственные. Собеседник более проницателен и чувствует изменение настроения партнера, что помогает ему своевременно снять напряжение в отношениях.
Мыслитель продумывает ход конфликта изначально. У него в уме заранее выстроена сложная система доказательств собственной правоты и ошибочного мнения своего оппонента. Мыслитель менее чувствителен в отношениях, чем собеседник. И в то же время сохраняет большую дистанцию с коллегами. Хотя в конфликтную ситуацию вовлечь такого человека достаточно сложно, если все же это удастся, надо учитывать его ранимость, которой мыслители подвержены в большей степени, чем практики и собеседники. Стоит заметить, что только изменившиеся жизненные обстоятельства или третий (наиболее убедительный) участник спора может вывести конфликтующие стороны из тупика.
Активность практиков в желании доказать свою правоту увеличивает продолжительность конфликтов. Его неуемное желание преобразовать окружающий мир и жизненные позиции окружающих часто приводят к разнообразным столкновениям. Естественно, что, вступая даже в обыкновенную беседу, два таких эмоциональных и активных человека будут испытывать напряженность отношений. А если им придется работать и решать вместе задачи? Конфликта практически не возможно избежать.
Как мы видим, разные типы людей ведут себя в конфликтных ситуациях по-разному. «Собеседники» стараются избегать острых углов и неожиданных поворотов. «Практики» всегда стремятся решить все до конца, доказать свою правоту. Конфликты с такими людьми неизбежны.
Прежде, чем рассмотреть вопросы, связанные с выходом из конфликтных ситуаций, мне бы хотелось остановиться на различных типах темперамента людей. Ведь это тоже немаловажный фактор, который влияет на поведение человека в различных ситуациях, в том числе и конфликтных.
2.3.Поведение людей в зависимости от темперамента.
Темперамент, это то, что заложено в нас генетически, то, что мы получаем при рождении.
Встречаются наиболее выраженные черты типов нервной системы. Один из них слабый, а три – сильные. Слабый тип нервной системы соответствует меланхолическому темпераменту. Сильные типы делятся на безудержный, живой и инертный, которым соответствуют холерический, сангвинический и флегматический темперамент[17].
Холерик – человек быстрый, порывистый, способный отдаваться делу с исключительной страстью, но неуравновешенный, склонный к бурным вспышкам, резким сменам настроения. Увлекшись каким- либо делом, он расточительно расходует свои силы. Ему свойственно плохое самообладание. В случаях неудач может принять опрометчивое решение. Однако, самообладанию можно научить, если во всех подобных случаях «охлаждать» холерика спокойным, но впечатляющим замечанием, не унижая его достоинства. Работу он может выполнять только циклическую, но на всплеске активности способен решать самые сложные и ответственные задания, не связанные с длительными сроками их выполнения. Склонен к созданию конфликтных ситуаций, всегда стремится к лидерству при любом масштабе деятельности. Критику воспринимает как личное оскорбление.
Сангвиник – человек живой, подвижный, стремящийся к частой смене впечатлений, быстро отзывающийся на окружающие события, сравнительно легко переживает неудачи и неприятности. Он может быть надежен в любой работе, кроме механической, однообразной и медлительной. Во всех делах в меру сдержан и спокоен. Однако не терпит помех в работе с чьей либо стороны, в таких случаях часто проявляет безразличие к делу и апатию.
Флегматик – медлителен, невозмутим, с устойчивыми стремлениями и настроениями, слабым внешним выражением душевного состояния. Он настойчив и упорен в работе, а его медлительность компенсируется прилежанием. Он требователен к качеству работы, но не стремится сделать больше и лучше, чем от него требуется, не любит перемен. Флегматики мало общительны, слабо реагируют на внешние возбудители.
Меланхолик – легко ранимый человек, склонен глубоко переживать по мелочам. Меланхолики очень тяжело переживают обиды, неудачи. С меланхоликами нужно быть предельно тактичными, терпеливыми и внимательными.
В жизни, конечно, в основном мы встречаемся с людьми, обладающими смешанным темпераментом, судить о принадлежности человека к одной из вышеназванных типологий можно по преобладанию в его характере каких-либо черт.
Заключение
Но как вести себя во время спора? Как сделать выход из конфликта наиболее благоприятным?
Если избежать конфликтной ситуации не удалось, стоит найти самый безболезненный и верный выход из западни. Существует несколько типов исхода конфликта.
1.Типы выхода из конфликта.
Один из них — уход от разрешения возникшего противоречия. В этом случае одна из сторон, которой предъявлено «обвинение», ссылаясь на недостаток времени и неуместность спора, переводит разговор на другую тему и оставляет «поле брани».
Второй вариант исхода — сглаживание. В этой ситуации одна из сторон либо оправдывает себя, либо соглашается с претензией. Но стоит помнить, что согласия и оправдания действительны только на момент спора. Конфликт полностью не решается, а может и усугубиться, так как внутреннее противоречие усиливается.
Распространен так же такой исход конфликта, как компромисс, когда обе стороны принимают точку зрения другой, но не полностью. В работе умение идти на компромисс ценилось всегда. Но все же это не самое ее лучшее решение проблемы.
Ведь через некоторое время «половинчатые» решения перестают устраивать, и конфликт разгорается с новой силой.
Конфронтация — малопродуктивный исход спора, когда никто из его участников не принимает во внимание позиции другого. Единственный положительный момент такой развязки конфликта в том, что экстремальность ситуации позволяет оппонентам лучше увидеть сильные и слабые стороны, понять запросы и интересы друг друга.
Самый неблагоприятный вариант разрешения конфликтной ситуации — это принуждение. В каком то смысле он действительно быстро и решительно устраняет причины недовольства инициатора конфликта, но для сохранения отношений — это самый губительный метод.
Информация о работе Типы поведения людей в конфликтной ситуации