Типология характеров

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 12:49, реферат

Краткое описание

В буквальном переводе с греческого характер означает чеканка, отпечаток. В психологии под характером понимают совокупность индивидуально-своеобразных психических свойств, которые проявляются у личности в типичных условиях и выражаются в присущих ей способах деятельности в подобных условиях. Характер взаимосвязан с другими сторонами личности, в частности с темпераментом и способностями. В общении с людьми характер человека проявляется в манере поведения, манера общения, в способах реагирования на действия и поступки
людей.

Оглавление

Определение характера
1.1 История учений о характере.................................2
1.2 Общие понятия о характере..................................8
1.3 Типология характера........................................10
2. Структура характера
2.1 Черты характера............................................17
2.2 Личность и характер человека...............................19
2.3 Формирование характера у детей и пути его воспитания.......21
Заключение
Литература

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 58.93 Кб (Скачать)

значительно большой мере, чем младший  школьник, участвует в жизни взрослых, к

нему предъявляют более высокие  требования. Подросток в своей  учебной и

общественной деятельности уже  гораздо больше начинает руководствоваться

мотивами общественного порядка - чувством долга и ответственности  перед

коллективом, желанием поддержать честь  школы, класса.

Решающее влияние на характер ребенка  оказывает воспитание. Не существует

детей, характер которых нельзя было бы перевоспитать и которым нельзя было бы

привить определенные положительные  качества, устранив даже как будто  бы уже

укоренившиеся у них отрицательные  черты.

Каковы же пути воспитания характера?

Необходимым условием воспитания характера  является формирование

мировоззрения, убеждений, и идеалов. Мировоззрением определяется

направленность человека, его жизненные  цели, устремления, из мировоззрения

вытекают моральные установки, которыми люди руководствуются в  своих

поступках. Задача формирования мировоззрения, убеждений должна решаться в

единстве с воспитанием определенных форм поведения, в которых могла  бы

воплотиться система отношений  человека к действительности. Поэтому  для

воспитания общественно ценных черт характера необходима такая  организация

игровой, учебной, трудовой деятельности ребенка, при которой он бы мог

накопить опыт правильного поведения.

В процессе формирования характера  надо закреплять не только определенную

форму поведения, но и соответствующий  мотив этого поведения, ставить  детей в

такие условия, чтобы их практическая деятельность соответствовала их идейному

воспитанию, чтобы они применяли  на практике усваиваемые принципы поведения.

Если условия, в которых жил  и действовал ребенок, не требовали  от него,

например, проявления выдержки или  инициативности, то соответствующие  черты

характера у него и не выработаются, какие бы высокие моральные идеи ни

прививались ему словесно. Нельзя воспитать мужественного человека, если не

поставить его в такие условия, когда бы он мог и должен был  проявить

мужество. Воспитание, устраняющее  все трудности на жизненном пути ребенка,

никогда не может создать сильного характера.

Важнейшим средством воспитания характера  является труд. В серьезном и

общественно значимом труде, связанном  с преодолением трудностей,

воспитываются лучшие черты характера - целеустремленность, коллективизм,

настойчивость. Важнейшее условие  правильной организации воспитательных

мероприятий - тесная согласованность  учебно-воспитательной работы школы  с

соответствующими влияниями семьи.

На воспитание характера влияют литература и искусство. Образы литературных

героев и их поведение часто  служат для школьника своеобразным образцом, с

которым он сравнивает свое поведение.

На воспитание характера влияет и личный пример воспитателя, будь то родите ли

или педагоги. То, что делают воспитатели, часто гораздо больше влияет на

жизнь ребенка, чем то, что они  ему говорят. Как учитель относится  к работе,

как он следует общественным нормам поведения, владеет ли собой и  своими

чувствами, каков стиль его работы - все это имеет огромное значение для

воспитания характера детей.

Важную роль в формировании характера  играет живое слово учителя, воспитателя,

с которым он обращается к ребенку. Значительное место занимают, в частности,

этические, или моральные, беседы. Их цель - формировать у детей  правильные

моральные представления и понятия. Для более старших школьников один из путей

формирования характера - самовоспитание. Однако и у младших школьников

учитель должен воспитывать стремление изжить у себя те или иные недостатки,

нежелательные привычки, выработать полезные привычки. Особенно важна

необходимость индивидуального подхода  в воспитании характера

Индивидуальный подход требует  выбора и осуществления таких  воспитательных

мероприятий, которые соответствовали  бы особенностям личности школьника  и

состоянию, в котором он в данное время находится.

Совершенно необходимо принимать  во внимание мотивы поступков, так как

различия в мотивах определяют и различия в воспитательных мероприятиях,

которые должны быть осуществлены учителем в ответ на тот или иной поступок

учащегося. Индивидуальный подход требует  опоры на то положительное, что уже

есть у каждого ребенка в  области его интересов, отношений  к людям, к

отдельным видам деятельности и  т. д. Всемерно развивая уже имеющиеся  ценные

черты, поощряя положительные поступки, педагог легче может добиться

преодоления отрицательных черт характера  у детей.

Для того чтобы воспитывать характер школьника с учетом его индивидуальных

особенностей, следует хорошо знать  их, т. е. всесторонне и глубоко  изучить

индивидуальность ученика. Изучение ребенка - сравнительно длительный процесс.

Только хорошее знание учащегося  позволит наметить индивидуальные мероприятия

по его дальнейшему воспитанию или перевоспитанию и приведет к  желаемым

результатам.

Впервые встречаясь с учениками  в самом начале первого года обучения, учитель

должен внимательно наблюдать  их, побеседовать с родителями об условиях и

некоторых особенностях развития ребенка, о проявлениях его характера. На

основании наблюдений и бесед необходимо составить определенную программу

формирования характера ребенка  с учетом его индивидуальных особенностей.

    

Заключение

 

Характер – это не застывшее  образование, характер формируется  на протяжении

всей жизни человека. Анатомо-физиологические  задатки не предопределяет

абсолютно развитие того или иного  характера. Признание же зависимости

характера от таких факторов, как  внешний облик, конституция тела, дата

рождения, имя и т.п., ведет к  признанию невозможности сколько-нибудь

существенным образом изменять и воспитывать характер. Однако вся  практика

воспитания опровергает тезис  о постоянстве характера, подобные случаи

возможны лишь в случае патологии  личности.

Характер несмотря на свою многогранность, лишь одна из сторон, но не вся

личность. Человек способен подняться  над своим характером, способен изменить

его. Поэтому, года говорят о прогнозировании  поведения, не забывают, что оно

имеет определенную вероятность и  не может быть абсолютным. Личность может

бросить вызов обстоятельствам  и стать другой (если, конечно, она  не скрывает

свое бессилие за фразой “Такой уж у меня характер”).

    

Литература

  

  1. Левитов Н.Д.      «Психология характера» Изд.
  2. 3-е, испр. и доп. М., «Просвещение», 1969г.

 

  1. «Общая психология»
  2. под редакцией      академика А. В. Петровского; М «Просвящение» 1986 г.

 

  1. Райгородский Д.Я. «Психология и психоанализ характера.      Хрестоматия по
  2. психологии и типологии характеров» - Самара:   Издательский      дом «БАХРАХ»,
  3. 1997г.

 

  1. Краткий словарь системы психологических      понятий
  2. /К.К.Платонов - М. Высшая школа 1984 г.

 

  1. Виртуальная      библиотека
  2. текстов, учебной и научной литературы по  психологии (адрес:
  3. http://www.psychology.ru/Library).

Информация о работе Типология характеров