Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 12:49, реферат
В буквальном переводе с греческого характер означает чеканка, отпечаток. В психологии под характером понимают совокупность индивидуально-своеобразных психических свойств, которые проявляются у личности в типичных условиях и выражаются в присущих ей способах деятельности в подобных условиях. Характер взаимосвязан с другими сторонами личности, в частности с темпераментом и способностями. В общении с людьми характер человека проявляется в манере поведения, манера общения, в способах реагирования на действия и поступки
людей.
Определение характера
1.1 История учений о характере.................................2
1.2 Общие понятия о характере..................................8
1.3 Типология характера........................................10
2. Структура характера
2.1 Черты характера............................................17
2.2 Личность и характер человека...............................19
2.3 Формирование характера у детей и пути его воспитания.......21
Заключение
Литература
значительно большой мере, чем младший школьник, участвует в жизни взрослых, к
нему предъявляют более
общественной деятельности уже гораздо больше начинает руководствоваться
мотивами общественного порядка - чувством долга и ответственности перед
коллективом, желанием поддержать честь школы, класса.
Решающее влияние на характер ребенка оказывает воспитание. Не существует
детей, характер которых нельзя было бы перевоспитать и которым нельзя было бы
привить определенные положительные качества, устранив даже как будто бы уже
укоренившиеся у них отрицательные черты.
Каковы же пути воспитания характера?
Необходимым условием воспитания характера является формирование
мировоззрения, убеждений, и идеалов. Мировоззрением определяется
направленность человека, его жизненные цели, устремления, из мировоззрения
вытекают моральные установки, которыми люди руководствуются в своих
поступках. Задача формирования мировоззрения, убеждений должна решаться в
единстве с воспитанием
воплотиться система отношений человека к действительности. Поэтому для
воспитания общественно ценных черт характера необходима такая организация
игровой, учебной, трудовой деятельности ребенка, при которой он бы мог
накопить опыт правильного поведения.
В процессе формирования характера надо закреплять не только определенную
форму поведения, но и соответствующий мотив этого поведения, ставить детей в
такие условия, чтобы их практическая деятельность соответствовала их идейному
воспитанию, чтобы они применяли на практике усваиваемые принципы поведения.
Если условия, в которых жил и действовал ребенок, не требовали от него,
например, проявления выдержки или инициативности, то соответствующие черты
характера у него и не выработаются, какие бы высокие моральные идеи ни
прививались ему словесно. Нельзя
воспитать мужественного
поставить его в такие условия, когда бы он мог и должен был проявить
мужество. Воспитание, устраняющее все трудности на жизненном пути ребенка,
никогда не может создать сильного характера.
Важнейшим средством воспитания характера является труд. В серьезном и
общественно значимом труде, связанном с преодолением трудностей,
воспитываются лучшие черты характера - целеустремленность, коллективизм,
настойчивость. Важнейшее условие правильной организации воспитательных
мероприятий - тесная согласованность учебно-воспитательной работы школы с
соответствующими влияниями
На воспитание характера влияют литература и искусство. Образы литературных
героев и их поведение часто служат для школьника своеобразным образцом, с
которым он сравнивает свое поведение.
На воспитание характера влияет и личный пример воспитателя, будь то родите ли
или педагоги. То, что делают воспитатели, часто гораздо больше влияет на
жизнь ребенка, чем то, что они ему говорят. Как учитель относится к работе,
как он следует общественным нормам поведения, владеет ли собой и своими
чувствами, каков стиль его работы - все это имеет огромное значение для
воспитания характера детей.
Важную роль в формировании характера играет живое слово учителя, воспитателя,
с которым он обращается к ребенку. Значительное место занимают, в частности,
этические, или моральные, беседы. Их цель - формировать у детей правильные
моральные представления и понятия. Для более старших школьников один из путей
формирования характера - самовоспитание. Однако и у младших школьников
учитель должен воспитывать стремление изжить у себя те или иные недостатки,
нежелательные привычки, выработать полезные привычки. Особенно важна
необходимость индивидуального подхода в воспитании характера
Индивидуальный подход требует выбора и осуществления таких воспитательных
мероприятий, которые соответствовали бы особенностям личности школьника и
состоянию, в котором он в данное время находится.
Совершенно необходимо принимать во внимание мотивы поступков, так как
различия в мотивах определяют и различия в воспитательных мероприятиях,
которые должны быть осуществлены учителем в ответ на тот или иной поступок
учащегося. Индивидуальный подход требует опоры на то положительное, что уже
есть у каждого ребенка в области его интересов, отношений к людям, к
отдельным видам деятельности и т. д. Всемерно развивая уже имеющиеся ценные
черты, поощряя положительные
преодоления отрицательных черт характера у детей.
Для того чтобы воспитывать характер школьника с учетом его индивидуальных
особенностей, следует хорошо знать их, т. е. всесторонне и глубоко изучить
индивидуальность ученика. Изучение ребенка - сравнительно длительный процесс.
Только хорошее знание учащегося позволит наметить индивидуальные мероприятия
по его дальнейшему воспитанию или перевоспитанию и приведет к желаемым
результатам.
Впервые встречаясь с учениками в самом начале первого года обучения, учитель
должен внимательно наблюдать их, побеседовать с родителями об условиях и
некоторых особенностях развития ребенка, о проявлениях его характера. На
основании наблюдений и бесед необходимо составить определенную программу
формирования характера
Заключение
Характер – это не застывшее образование, характер формируется на протяжении
всей жизни человека. Анатомо-физиологические задатки не предопределяет
абсолютно развитие того или иного характера. Признание же зависимости
характера от таких факторов, как внешний облик, конституция тела, дата
рождения, имя и т.п., ведет к
признанию невозможности
существенным образом изменять и воспитывать характер. Однако вся практика
воспитания опровергает тезис о постоянстве характера, подобные случаи
возможны лишь в случае патологии личности.
Характер несмотря на свою многогранность, лишь одна из сторон, но не вся
личность. Человек способен подняться над своим характером, способен изменить
его. Поэтому, года говорят о прогнозировании поведения, не забывают, что оно
имеет определенную вероятность и не может быть абсолютным. Личность может
бросить вызов обстоятельствам и стать другой (если, конечно, она не скрывает
свое бессилие за фразой “Такой уж у меня характер”).
Литература