Типология характеров

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 12:49, реферат

Краткое описание

В буквальном переводе с греческого характер означает чеканка, отпечаток. В психологии под характером понимают совокупность индивидуально-своеобразных психических свойств, которые проявляются у личности в типичных условиях и выражаются в присущих ей способах деятельности в подобных условиях. Характер взаимосвязан с другими сторонами личности, в частности с темпераментом и способностями. В общении с людьми характер человека проявляется в манере поведения, манера общения, в способах реагирования на действия и поступки
людей.

Оглавление

Определение характера
1.1 История учений о характере.................................2
1.2 Общие понятия о характере..................................8
1.3 Типология характера........................................10
2. Структура характера
2.1 Черты характера............................................17
2.2 Личность и характер человека...............................19
2.3 Формирование характера у детей и пути его воспитания.......21
Заключение
Литература

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 58.93 Кб (Скачать)

оказать влияние на окружающих, привлечь к себе внимание, они часто выступают

в группах в роли зачинщиков и  заводил. Вместе с тем, будучи неспособными

выступить как настоящие лидеры и организаторы дела, завоевать себе

неформальный авторитет, они часто  и быстро терпят фиаско.

10.         Неустойчивый  тип. Его иногда неверно характеризуют  как

слабовольный, плывущий по течению. Подростки  данного типа обнаруживают

повышенную склонность и тягу к  развлечениям, причем  без разбора,  а также к

безделью и праздности. У них  отсутствуют какие-либо серьезные, в том числе

профессиональные интересы, они  почти не думают о своем будущем.

11.         Конформный  тип. Данный тип демонстрирует  бездумное,

некритическое, а часто конъюнктурное  подчинение любым авторитетам,

большинству в группе. Такие подростки  обычно склонны к морализаторству  и

консерватизму, а их главное жизненное  кредо – «быть, как все». Это  тип

приспособленца, который ради своих  собственных интересов готов  предать

товарища, покинуть его в трудную  минуту, но, что бы он ни совершил, он всегда

найдет оправдание своему поступку, причем нередко не одно.

Акцентуация характера при воздействии  неблагоприятных условий может  привести

к патологическим нарушениям и изменениям поведения личности, к психопатии.

Психопатия (от греч. psyche - душа и pathos - болезнь) - патология характера,

при которой у субъекта наблюдается  практически необратимая выраженность

свойств, препятствующих его адекватной  адаптации в социальной среде. В

отличие от акцентуаций психопатии, носят постоянный  характер, проявляются  во

всех ситуациях и препятствуют социальной адаптации индивида. Реакция  личности

с заостренными особенностями характера  по сравнению с реакциями психопата

теснее связаны с психотравматическими факторами, при этом сохраняется

определенный самоконтроль. Для  психопата ограничений не существует.

Когда говорят о наличии у  кого-то определенного характера, тем  самым

указывают на известную однобокость  его психической организации, известную

дисгармонию психики. По сути дела, о  нормальном «идеальном» человеке нельзя

сказать, какой у него характер, т.к. все его поведение является простой

реакцией на внешние воздействия.

Нужно отметить расплывчатость и неопределенность границ и между отдельными

психопатиями. Выделяемые формы психопатий большей частью представляют собой

искусственный продукт схематической  обработки того, что наблюдается  в

действительности. В то же время  поведение психопатов одного типа может  быть

различным: один параноик может быть всеми признанным ученым, другой -

душевнобольным и т.п. Исходя из того, что в нерезкой форме те или иные

психопатические особенности присущи  всем нормальным людям, понятно, чем  резче

выражена индивидуальность, тем  ярче становятся и свойственные ей

психопатические черты.  Вероятно, поэтому среди людей высокоодаренных, с

богато развитой эмоциональной  жизнью и легко возбудимой фантазией  имеется

значительное количество несомненных  психопатов.

     Черты характера.

Характер - это неразрывное целое. Но изучить и понять такое сложное  целое,

как характер, нельзя, не выделив в  нем отдельных сторон или типичных

проявлений (черт характера). Общие  черты характера проявляются  в отношениях

личности к общественным обязанностям и долгу, к людям, к самой себе.

Отношение к общественным обязанностям и долгу прежде всего проявляется  в

отношении личности к общественному  труду. В этой связи выявляются такие  черты

характера, как трудолюбие, добросовестность, настойчивость, бережливость, и

противоположные им - леность, небрежность, пассивность, расточительство.

Отношение человека к труду оказывает  решающее влияние на формирование его

других личностных качеств. Д. И. Писарев  писал: «Характер закаляется трудом,

и кто никогда не добывал себе собственным трудом насущного пропитания, тот в

большей части остается навсегда слабым, вялым и бесхарактерным человеком».

Отношение к людям наглядно выступает  в таких чертах  характера, как

общительность, вежливость, доброжелательность и т. п. Антиподами этих черт

являются замкнутость, бестактность, недоброжелательность. Как утверждал  В.

Гюго, «у каждого человека три характера: тот, который ему приписывают; тот,

который он сам себе приписывает; и, наконец, тот, который есть в

действительности». В целях выяснения  сути своего характера человеку полезно

знать мнение о себе коллектива, в  котором он работает и проводит значительную

часть своей жизни. И прежде всего  то, насколько упорядочены у него отношения

с людьми, насколько он нужен людям, насколько он авторитетен среди  них.

Отношение к самому себе проявляется  в самооценке своих действий. Трезвая

самооценка - это одно из условий  совершенствования личности, помогающих

вырабатывать такие черты характера, как скромность, принципиальность,

самодисциплина. Отрицательными чертами  характера являются повышенное

самомнение, высокомерие и хвастовство. Человек, обладающий этими чертами,

обычно неуживчив в коллективе, невольно создает в нем предконфликтные  и

конфликтные ситуации. Нежелательна и другая крайность в характере  человека:

недооценка своих достоинств, робость  в высказывании своих позиций, в

отстаивании своих взглядов. Скромность и самокритичность должны сочетаться с

обостренным чувством собственного достоинства, основанном на сознании

действительной значимости своей  личности, на наличии известных успехов  в

труде на общую пользу. Принципиальность - одно из ценных личностных качеств,

придающих характеру деятельную направленность. Волевые черты характера. Под

волей понимается сложный психический  процесс, который вызывает активность

человека и пробуждает его действовать  направленно. Воля является способностью

человека преодолевать препятствия, добиваться поставленной цели. Конкретно

она выступает в таких чертах характера, как целеустремленность,

решительность, настойчивость, мужество. Данные черты характера могут

способствовать достижению как  общественно полезных, так и антиобщественных

целей. Для этого важно определить, каков мотив волевого поведения  человека.

"Храбрый поступок, мотив которого  состоит в порабощении другого  человека, в

захвате чужого добра, в продвижении  по службе, и храбрый поступок, мотив

которого заключается в том, чтобы помочь общему делу, обладают, конечно,

совершенно различными психологическими качествами. По волевой активности

характеры подразделяются на сильные  и слабые. Люди с сильным характером имеют

устойчивые цели, инициативны, смело  принимают решения и реализуют  их,

обладают большой выдержкой, мужественны  и смелы. Людей, у которых эти

качества слабо выражены или  отдельные из них отсутствуют, относят  к категории

слабохарактерных. Им свойственно  пассивное проявление своих деловых  и личных

качеств. Зачастую такие люди, имея самые хорошие намерения, не добиваются

значимых результатов в работе, учебе. Многие из них искренне переживают свое

неумение самостоятельно, настойчиво и решительно действовать.

Волевые качества можно воспитывать  у человека. И. П. Павлов подчеркивал, что

человек - это единственная система, способная регулировать сама себя в

широких пределах, т. е. может самосовершенствоваться. Слабовольные люди при

продуманной педагогической работе с  ними могут стать активно деятельными. При

этом надо принимать во внимание индивидуальные особенности человека, например

его темперамент. Так, у холерика легче  выработать активность и решительность,

чем у меланхолика. Сам человек  должен с юного возраста тренировать  свою волю,

вырабатывать такие качества, как  самообладание, активность, смелость.

    

Личность и  характер человека

 

ХАРАКТЕР - качество личности, обобщающее наиболее выраженные, тесно

взаимосвязанные и поэтому отчетливо  проявляющиеся в различных видах

деятельности свойства личности. Характер – «каркас»  и подструктура личности,

наложенная на ее основные подструктуры.

После обсуждения вопроса о формировании характера естественно теперь

обратиться к выяснению того, как соотносятся характер и личность.

В общей структуре личности характер занимает центральное место, объединяя  все

другие свойства и особенности  поведения. Характер человека, несомненно,

влияет на его познавательные процессы – восприятие, внимание, воображение,

мышление и память. Это влияние  осуществляется через волевые и

инструментальные черты характера. Эмоциональная жизнь человека находится  под

прямым влиянием характера. То же самое  можно сказать о мотивации  и о самой

воли. В первую очереди характер определяет индивидуальность и своеобразие

личности.

От других черт личности характер отличается, прежде всего, своей

устойчивостью и, как мы смогли убедиться, более ранним формированием. Если,

например, потребности, интересы, склонности, социальные установки,

мировоззрение человека в целом  могут меняться практически в  течение всей

жизни человека, то его характер, однажды  сформировавшись, остается уже более

или менее устойчивым. Исключение, пожалуй, составляют только случаи тяжелых

заболеваний, захватывающих мозг человека, а также происходящие с возрастом

глубокие органические изменения  в центральной нервной системе, вслед за

которыми по чисто органическим причинам может меняться характер человека.

Наконец, некоторые его изменения  могут происходить в период жизненных

кризисов, которые также нельзя рассматривать как вполне нормальные явления.

Одной их черт характера человека, обнаруживающих особенную возрастную и

временную устойчивость, является общительность  или связанная с ней по смыслу

черта – замкнутость, а также  более общие черты характера, в состав которых

две названные входят как составляющие, - экставерсия и интроверсия. Много

полезного в понимании генезиса и функционирования этих черт характера  внес К.

Юнг. «Рассматривая течение человеческой жизни, - писал он, - мы видим, что

судьбы одного обусловливаются  преимущественно объектами его  интересов, в то

время как судьбы другого – прежде всего его собственной внутренней жизнью».

Первый тип людей можно назвать  экстравертированным, второй –

интровертированным.

Интровертный тип – замкнутость, затруднённость в общении и налаживании

контактов с окружающими, уход в  себя.

Экстровертный тип – эмоциональная  взвинченность, жажда общения и

деятельности, зачастую безотносительно  к её необходимости и ценности,

говорливость, непостоянство увлечений, иногда хвастливость, поверхностность,

конформность.

Экстравервия и интраверсия  как черты личности выражают, соответственно,

открытость или замкнутость  человека по отношению к миру, к  другим людям.

Почти такую же устойчивость, как  экстравервия и интраверсия, обнаруживает

комплекс характерологических  личностных черт.

Но также можно выделить и  Неуправляемый тип – импульсивность, конфликтность,

нетерпимость к возражениям, иногда и подозрительность.

     Формирование характера у детей и пути его воспитания.

Формирование характера начинается с раннего детства. Уже в дошкольном

возрасте обрисовываются первые контуры  характера, начинает складываться

привычный образ поведения, определенные отношения к действительности.

Проявления коллективизма, настойчивости, выдержки, смелости в дошкольном

возрасте формируются прежде всего  в игре, особенно в коллективных сюжетных

играх с правилами.

Большое значение имеют простейшие виды доступной дошкольнику трудовой

деятельности. Выполняя некоторые  несложные обязанности, ребенок  приучается

уважать и любить труд, чувствовать  ответственность за порученное дело. Под

влиянием требований родителей  и воспитателей, их личного примера  у ребенка

постепенно складываются понятия  о том, что можно и чего нельзя, и это

начинает определять его поведение, закладывает основы чувства долга,

дисциплины, выдержки; ребенок приучается давать оценку собственному

поведению.

С поступлением в школу начинается новый этап формирования характера. Ребенок

впервые сталкивается с рядом строгих  правил и школьных обязанностей,

определяющих все его поведение  в школе, дома, в общественных местах.

Эти правила, обязанности развивают  у школьника организованность,

систематичность, целеустремленность, настойчивость, аккуратность,

дисциплинированность, трудолюбие. Исключительно  важную роль в формировании

характера играет школьный коллектив. В школе ребенок вступает  в  новые для

него отношения с учителями, в отношения содружества и  взаимопомощи с

товарищами. У него развивается  сознание долга и ответственности  перед

коллективом своего класса, школы, чувство  товарищества, коллективизм.

Особенно  интенсивно развиваются  черты характера у подростков. Подросток в

Информация о работе Типология характеров