Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 12:49, реферат
В буквальном переводе с греческого характер означает чеканка, отпечаток. В психологии под характером понимают совокупность индивидуально-своеобразных психических свойств, которые проявляются у личности в типичных условиях и выражаются в присущих ей способах деятельности в подобных условиях. Характер взаимосвязан с другими сторонами личности, в частности с темпераментом и способностями. В общении с людьми характер человека проявляется в манере поведения, манера общения, в способах реагирования на действия и поступки
людей.
Определение характера
1.1 История учений о характере.................................2
1.2 Общие понятия о характере..................................8
1.3 Типология характера........................................10
2. Структура характера
2.1 Черты характера............................................17
2.2 Личность и характер человека...............................19
2.3 Формирование характера у детей и пути его воспитания.......21
Заключение
Литература
оказать влияние на окружающих, привлечь к себе внимание, они часто выступают
в группах в роли зачинщиков и заводил. Вместе с тем, будучи неспособными
выступить как настоящие лидеры и организаторы дела, завоевать себе
неформальный авторитет, они часто и быстро терпят фиаско.
10. Неустойчивый
тип. Его иногда неверно
слабовольный, плывущий по течению. Подростки данного типа обнаруживают
повышенную склонность и тягу к развлечениям, причем без разбора, а также к
безделью и праздности. У них отсутствуют какие-либо серьезные, в том числе
профессиональные интересы, они почти не думают о своем будущем.
11. Конформный тип. Данный тип демонстрирует бездумное,
некритическое, а часто конъюнктурное подчинение любым авторитетам,
большинству в группе. Такие подростки обычно склонны к морализаторству и
консерватизму, а их главное жизненное кредо – «быть, как все». Это тип
приспособленца, который ради своих собственных интересов готов предать
товарища, покинуть его в трудную минуту, но, что бы он ни совершил, он всегда
найдет оправдание своему поступку, причем нередко не одно.
Акцентуация характера при воздействии неблагоприятных условий может привести
к патологическим нарушениям и изменениям поведения личности, к психопатии.
Психопатия (от греч. psyche - душа и pathos - болезнь) - патология характера,
при которой у субъекта наблюдается
практически необратимая
свойств, препятствующих его адекватной адаптации в социальной среде. В
отличие от акцентуаций психопатии, носят постоянный характер, проявляются во
всех ситуациях и препятствуют социальной адаптации индивида. Реакция личности
с заостренными особенностями характера
по сравнению с реакциями
теснее связаны с
определенный самоконтроль. Для психопата ограничений не существует.
Когда говорят о наличии у кого-то определенного характера, тем самым
указывают на известную однобокость его психической организации, известную
дисгармонию психики. По сути дела, о нормальном «идеальном» человеке нельзя
сказать, какой у него характер, т.к. все его поведение является простой
реакцией на внешние воздействия.
Нужно отметить расплывчатость и неопределенность границ и между отдельными
психопатиями. Выделяемые формы психопатий большей частью представляют собой
искусственный продукт схематической обработки того, что наблюдается в
действительности. В то же время поведение психопатов одного типа может быть
различным: один параноик может быть всеми признанным ученым, другой -
душевнобольным и т.п. Исходя из того, что в нерезкой форме те или иные
психопатические особенности присущи всем нормальным людям, понятно, чем резче
выражена индивидуальность, тем ярче становятся и свойственные ей
психопатические черты. Вероятно,
поэтому среди людей
богато развитой эмоциональной жизнью и легко возбудимой фантазией имеется
значительное количество несомненных психопатов.
Черты характера.
Характер - это неразрывное целое. Но изучить и понять такое сложное целое,
как характер, нельзя, не выделив в нем отдельных сторон или типичных
проявлений (черт характера). Общие черты характера проявляются в отношениях
личности к общественным обязанностям и долгу, к людям, к самой себе.
Отношение к общественным обязанностям и долгу прежде всего проявляется в
отношении личности к общественному труду. В этой связи выявляются такие черты
характера, как трудолюбие, добросовестность, настойчивость, бережливость, и
противоположные им - леность, небрежность, пассивность, расточительство.
Отношение человека к труду оказывает решающее влияние на формирование его
других личностных качеств. Д. И. Писарев писал: «Характер закаляется трудом,
и кто никогда не добывал себе собственным трудом насущного пропитания, тот в
большей части остается навсегда слабым, вялым и бесхарактерным человеком».
Отношение к людям наглядно выступает в таких чертах характера, как
общительность, вежливость, доброжелательность и т. п. Антиподами этих черт
являются замкнутость, бестактность, недоброжелательность. Как утверждал В.
Гюго, «у каждого человека три характера: тот, который ему приписывают; тот,
который он сам себе приписывает; и, наконец, тот, который есть в
действительности». В целях выяснения сути своего характера человеку полезно
знать мнение о себе коллектива, в котором он работает и проводит значительную
часть своей жизни. И прежде всего то, насколько упорядочены у него отношения
с людьми, насколько он нужен людям, насколько он авторитетен среди них.
Отношение к самому себе проявляется в самооценке своих действий. Трезвая
самооценка - это одно из условий совершенствования личности, помогающих
вырабатывать такие черты
самодисциплина. Отрицательными чертами характера являются повышенное
самомнение, высокомерие и хвастовство. Человек, обладающий этими чертами,
обычно неуживчив в коллективе, невольно создает в нем предконфликтные и
конфликтные ситуации. Нежелательна и другая крайность в характере человека:
недооценка своих достоинств, робость в высказывании своих позиций, в
отстаивании своих взглядов. Скромность и самокритичность должны сочетаться с
обостренным чувством собственного достоинства, основанном на сознании
действительной значимости своей личности, на наличии известных успехов в
труде на общую пользу. Принципиальность - одно из ценных личностных качеств,
придающих характеру деятельную направленность. Волевые черты характера. Под
волей понимается сложный психический процесс, который вызывает активность
человека и пробуждает его действовать направленно. Воля является способностью
человека преодолевать препятствия, добиваться поставленной цели. Конкретно
она выступает в таких чертах характера, как целеустремленность,
решительность, настойчивость, мужество. Данные черты характера могут
способствовать достижению как общественно полезных, так и антиобщественных
целей. Для этого важно определить, каков мотив волевого поведения человека.
"Храбрый поступок, мотив которого состоит в порабощении другого человека, в
захвате чужого добра, в продвижении по службе, и храбрый поступок, мотив
которого заключается в том, чтобы помочь общему делу, обладают, конечно,
совершенно различными психологическими качествами. По волевой активности
характеры подразделяются на сильные и слабые. Люди с сильным характером имеют
устойчивые цели, инициативны, смело принимают решения и реализуют их,
обладают большой выдержкой, мужественны и смелы. Людей, у которых эти
качества слабо выражены или отдельные из них отсутствуют, относят к категории
слабохарактерных. Им свойственно пассивное проявление своих деловых и личных
качеств. Зачастую такие люди, имея самые хорошие намерения, не добиваются
значимых результатов в работе, учебе. Многие из них искренне переживают свое
неумение самостоятельно, настойчиво и решительно действовать.
Волевые качества можно воспитывать у человека. И. П. Павлов подчеркивал, что
человек - это единственная система, способная регулировать сама себя в
широких пределах, т. е. может самосовершенствоваться. Слабовольные люди при
продуманной педагогической работе с
ними могут стать активно
этом надо принимать во внимание индивидуальные особенности человека, например
его темперамент. Так, у холерика легче выработать активность и решительность,
чем у меланхолика. Сам человек должен с юного возраста тренировать свою волю,
вырабатывать такие качества, как самообладание, активность, смелость.
Личность и характер человека
ХАРАКТЕР - качество личности, обобщающее наиболее выраженные, тесно
взаимосвязанные и поэтому отчетливо
проявляющиеся в различных
деятельности свойства личности. Характер – «каркас» и подструктура личности,
наложенная на ее основные подструктуры.
После обсуждения вопроса о формировании характера естественно теперь
обратиться к выяснению того, как соотносятся характер и личность.
В общей структуре личности характер занимает центральное место, объединяя все
другие свойства и особенности поведения. Характер человека, несомненно,
влияет на его познавательные процессы – восприятие, внимание, воображение,
мышление и память. Это влияние осуществляется через волевые и
инструментальные черты
прямым влиянием характера. То же самое можно сказать о мотивации и о самой
воли. В первую очереди характер определяет индивидуальность и своеобразие
личности.
От других черт личности характер отличается, прежде всего, своей
устойчивостью и, как мы смогли убедиться, более ранним формированием. Если,
например, потребности, интересы, склонности, социальные установки,
мировоззрение человека в целом могут меняться практически в течение всей
жизни человека, то его характер, однажды сформировавшись, остается уже более
или менее устойчивым. Исключение, пожалуй, составляют только случаи тяжелых
заболеваний, захватывающих мозг человека, а также происходящие с возрастом
глубокие органические изменения в центральной нервной системе, вслед за
которыми по чисто органическим причинам может меняться характер человека.
Наконец, некоторые его изменения могут происходить в период жизненных
кризисов, которые также нельзя рассматривать как вполне нормальные явления.
Одной их черт характера человека, обнаруживающих особенную возрастную и
временную устойчивость, является общительность или связанная с ней по смыслу
черта – замкнутость, а также более общие черты характера, в состав которых
две названные входят как составляющие, - экставерсия и интроверсия. Много
полезного в понимании генезиса и функционирования этих черт характера внес К.
Юнг. «Рассматривая течение
судьбы одного обусловливаются преимущественно объектами его интересов, в то
время как судьбы другого – прежде
всего его собственной
Первый тип людей можно
интровертированным.
Интровертный тип –
контактов с окружающими, уход в себя.
Экстровертный тип – эмоциональная взвинченность, жажда общения и
деятельности, зачастую безотносительно к её необходимости и ценности,
говорливость, непостоянство увлечений, иногда хвастливость, поверхностность,
конформность.
Экстравервия и интраверсия как черты личности выражают, соответственно,
открытость или замкнутость человека по отношению к миру, к другим людям.
Почти такую же устойчивость, как экстравервия и интраверсия, обнаруживает
комплекс характерологических личностных черт.
Но также можно выделить и
Неуправляемый тип –
нетерпимость к возражениям, иногда и подозрительность.
Формирование характера у детей и пути его воспитания.
Формирование характера
возрасте обрисовываются первые контуры характера, начинает складываться
привычный образ поведения, определенные отношения к действительности.
Проявления коллективизма, настойчивости, выдержки, смелости в дошкольном
возрасте формируются прежде всего в игре, особенно в коллективных сюжетных
играх с правилами.
Большое значение имеют простейшие виды доступной дошкольнику трудовой
деятельности. Выполняя некоторые несложные обязанности, ребенок приучается
уважать и любить труд, чувствовать ответственность за порученное дело. Под
влиянием требований родителей и воспитателей, их личного примера у ребенка
постепенно складываются понятия о том, что можно и чего нельзя, и это
начинает определять его поведение, закладывает основы чувства долга,
дисциплины, выдержки; ребенок приучается давать оценку собственному
поведению.
С поступлением в школу начинается новый этап формирования характера. Ребенок
впервые сталкивается с рядом строгих правил и школьных обязанностей,
определяющих все его
Эти правила, обязанности развивают у школьника организованность,
систематичность, целеустремленность, настойчивость, аккуратность,
дисциплинированность, трудолюбие. Исключительно важную роль в формировании
характера играет школьный коллектив. В школе ребенок вступает в новые для
него отношения с учителями, в отношения содружества и взаимопомощи с
товарищами. У него развивается сознание долга и ответственности перед
коллективом своего класса, школы, чувство товарищества, коллективизм.
Особенно интенсивно развиваются черты характера у подростков. Подросток в