Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 12:49, реферат
В буквальном переводе с греческого характер означает чеканка, отпечаток. В психологии под характером понимают совокупность индивидуально-своеобразных психических свойств, которые проявляются у личности в типичных условиях и выражаются в присущих ей способах деятельности в подобных условиях. Характер взаимосвязан с другими сторонами личности, в частности с темпераментом и способностями. В общении с людьми характер человека проявляется в манере поведения, манера общения, в способах реагирования на действия и поступки
людей.
Определение характера
1.1 История учений о характере.................................2
1.2 Общие понятия о характере..................................8
1.3 Типология характера........................................10
2. Структура характера
2.1 Черты характера............................................17
2.2 Личность и характер человека...............................19
2.3 Формирование характера у детей и пути его воспитания.......21
Заключение
Литература
Темперамент на форме проявления характера, своеобразно окрашивает те или иные
его черты. Так, настойчивость у холерика выражается в кипучей деятельности, у
флегматика - в сосредоточенном обдумывании. Холерик трудится энергично,
страстно, флегматик - методично, не спеша. С другой стороны, и сам
темперамент перестраивается под влиянием характера: человек с сильным
характером может подавить некоторые отрицательные стороны своего
темперамента, контролировать его проявления. С характером неразрывно связаны
и способности. Высокий уровень способностей связан с такими чертами
характера, как коллективизм - чувство
неразрывной связи с
желание работать для его блага, вера в свои силы и возможности, соединенная с
постоянной
требовательностью к себе, умением критически относиться к своему делу.
Расцвет способностей связан с умением настойчиво преодолевать трудности, не
падать духом под влиянием неудач, работать организованно, проявлять
инициативу. Связь характера и способностей выражается и в том, что
формирование таких черт характера, как трудолюбие, инициативность,
решительность, организованность, настойчивость, происходит в той же
деятельности ребенка, в которой формируются и его способности. Например, в
процессе труда как одного из основных видов деятельности развивается, с одной
стороны, способность к труду, а с другой - трудолюбие как черта характера.
Характер в отличие от темперамента обусловлен не столько свойствами нервной
системы, сколько культурой человека, его воспитанием.
Существует разделение черт личности человека на мотивационные и
инструментальные. Мотивационные побуждают, направляют деятельность,
поддерживают ее, а инструментальные придают ей определенный стиль. Характер
можно отнести к числу
зависит не содержание, а манера выполнения деятельности. Правда, как было
сказано, характер может проявляться и в выборе цели действия. Однако, когда
цель определена, характер выступает больше в своей инструментальной роли,
т.е. как средство достижения поставленной цели.
Перечислим основные черты личности, которые входят в состав характера
человека. Во-первых, это те свойства личности, которые определяют поступки
человека в выборе целей деятельности (более или менее трудных). Здесь как
определенные
расчетливость или противоположные им качества. Во-вторых, в структуры
характера включены черты, которые относятся к действиям, направленным на
достижение поставленных целей: настойчивость, целеустремленность,
последовательность и другие, а также альтернативные им (как свидетельство
отсутствия характера). В этом плане характер сближается не только с
темпераментом, но и с волей человека. В-третьих, с состав характера входят
чисто инструментальные черты, непосредственно связанные с темпераментом:
экстраверсия - интроверсия, спокойствие – тревожность, сдержанность –
импульсивность, переключаемость – ригидность и др. своеобразное сочетание
всех этих черт характера у одного человека позволяет отнести его к
определенному типу. В следующем разделе рассмотрим типологию характеров.
Типология характера.
Попытки построения типологии характеров неоднократно предпринимались на
протяжении всей истории психологии. Одной из наиболее известных и ранних из
них явилась та, которая еще в начале нашего века была предложена немецким
психиатром и психологом Э. Кречмером. Несколько позже аналогичную попытку
предпринял его американский коллега У. Шелдон, а в наши дни – Э. Фромм, К.
Леонгард, А.Е. Личко и ряд других ученых.
Все типологии человеческих характеров исходили из ряда общих идей. Основные
из них следующие:
1.Характер человека формируется довольно рано в онтогенезе и на
протяжении остальной его
2.Те сочетания личностных черт, которые входят в характер человека, не
являются случайными. Они образуют четко различимые типы, позволяющие выявлять и
строить типологию характеров.
3.Большая часть людей в соответствии с этой типологией может быть
разделена на группы.
Э. Кречмер выделил и описал три наиболее часто встречающиеся типа строения
тела или конституции человека: 1)астенический, 2)атлетический и
3)пикнический. Каждый из них он связал с особым типом характера (впоследствии
оказалось, что должных научных оснований для этого у автора не было).
1.
Астенический тип, по Кречмеру,
характеризует небольшая
тела, среднем или выше среднего ростом. Астеник – это обычно худой и тонкий
человек, из-за своей худобы кажущийся несколько выше, чем он есть на самом
деле. У астеника тонкая кожа лица и тела, узкие плечи, тонкие руки,
удлиненная и плоская грудная клетка со слаборазвитой мускулатурой и слабыми
жировыми накоплениями. Такова в основном характеристика астеников-мужчин.
Женщины этого типа, кроме того, часто и малорослы.
2. Атлетическому типу свойствен сильно развитый скелет и
мускулатура. Такой человек обычно среднего или высокого роста, с широкими
плечами, мощной грудной клеткой. У него плотная, высокая голова.
3.
Пикнический тип отличается
полостями тела (головы, груди, живота), склонностью к ожирению при
слаборазвитых мышцах и опорно-двигательном аппарате. Такой человек среднего
роста с короткой шеей, сидящей между плечами.
Тип строения тела, как было показано
еще Кречмером и отчасти
новейшими исследованиями в области психогенетики, определенным образом
коррелирует со склонностью к психическим заболеваниям. Например, маниакально-
депрессивным психозом чаще всего болеют люди с крайне выраженными чертами
пикника. К шизофреническим заболеваниям более склонны астеники и атлетики.
Хотя типология Кречмера была построена умозрительным путем, она содержала в
себе ряд жизненно правдивых наблюдений. Впоследствии дейсвительно
обнаружилось, что люди с определенным типом строения тела имеют склонность к
заболеваниям, которые сопровождаются акцентуациями соответствующих черт
характера. Более поздние классификаторы характеров строились в основной на
описании этих акцентуаций. Одна из них принадлежит известному отечественному
психиатру А.Е. Личко. Эта классификация построена на основе наблюдений за
подростками.
Акцентуация характера, по Личко, - это чрезмерное усиление отдельных черт
характера, при котором наблюдаются не выходящие за пределы нормы отклонения в
психологии и поведении
как временные состояния психики
чаще всего наблюдаются в
раннем юношеском возрасте. Объясняет этот фактор автор классификации так:
«при действии психогенных факторов, адресующихся к «месту наименьшего
сопротивления», могут наступать временные нарушения адаптации, отклонения в
поведении». При взрослении ребенка особенности его характера, проявляющиеся в
детстве, остаются достаточно выраженными, теряют свою остроту, но с возрастом
вновь могут проявиться отчетливо (особенно если возникнет заболевание).
Классификация акцентуаций характеров у подростков, которую предложил Личко,
выглядит следующим образом:
1.
Гипертимный тип. Подростки
общительностью, склонностью к озорству. В происходящие вокруг события они
всегда вносят много шума. Любят неспокойные компании сверстников. При хороших
общих способностях они обнаруживают неусидчивость, недостаточную
дисциплинированность, учатся неровно. Настроение у них всегда хорошее,
приподнятое. Со взрослыми – родителями и педагогами – у них нередко возникают
конфликты. Такие подростки имеют много разнообразных увлечений, но эти
увлечения, как правило, поверхностны и быстро проводят. Подростки
гепертивного типа зачастую переоценивают свои способности, бывают слишком
самоуверенными, стремятся показать себя, прихвастнуть, произвести на
окружающих впечатление.
2.
Циклоидный тип.
и склонны к апатии. Подростки данного типа предпочитают находится дома одни,
вместо того чтобы где-то бывать со сверстниками. Они тяжело переживают даже
незначительные неприятности, на замечания реагируют крайне раздражительно.
Настроение у них периодически меняется от приподнятого до подавленного
(отсюда название данного типа)
с периодами примерно в две-
3.
Лабильный тип. Этот тип
оно зачастую непредсказуемо. Поводы для неожиданного изменения настроения
могут оказаться самыми ничтожными, например кем-то случайно обороненное
слово, чей-то неприветливый взгляд. Все они «способны погрузится в уныние и
мрачное расположение духа при отсутствии каких-либо серьезных неприятностей и
неудач». Поведение этих подростков во многом зависит от сиюминутного
настроения. Такие подростки, находясь в подавленном настроении, крайне
нуждаются в помощи и поддержке со стороны тех, кто может поправить их
настроение, способен отвлечь, приободрить и развлечь. Они хорошо понимают и
чувствуют отношение к ним окружающих людей.
4. Астеноневротический тип. Этот тип характеризуется повышенной
мнительностью и капризностью, утомляемостью и раздражительностью. Особенно
часто утомляемость проявляется при выполнении трудной умственной работы.
5.
Сензитивный тип. Ему
ко всему. Эти подростки не любят больших компаний, азартных и подвижных
озорных игр. Они обычно застенчивы и робки при посторонних людях, отчего
часто производят впечатление замкнутости. Они отличаются послушанием и
обнаруживают большую
подростков могут возникать трудности в общении со сверстниками, а также
«комплекс неполноценности». Вместе с тем у этих же подростков довольно рано
формируется чувство долга. Они разборчивы в выборе друзей, обнаруживают
большую привязанность к дружбе, обожают друзей, которые старше их по
возрасту.
6.
Психастенический тип. Такие
ускоренным и ранним интеллектуальных развитием, склонностью к размышлениям и
рассуждениям, к самоанализу и оценкам поведения других людей. Такие
подростки, однако, нередко бывают сильны только на словах, а не на деле.
Самоуверенность у них сочетается с нерешительностью.
7. Шизоидный тип. Его наиболее существенной чертой является замкнутость.
Эти подростки не очень тянутся к сверстникам, предпочитают быть одни,
находиться в компании взрослых. Душевное одиночество даже не тяготит
шизоидного подростка, который живет в своем мире, своими необычными для детей
этого возраста интересами. Такие
подростки нередко
безразличие к другим людям, отсутствие к ним интереса. Они плохо понимают
состояния других людей, их переживания, не умеют сочувствовать. Их внутренний
мир зачастую наполнен различными фантазиями, особыми увлечениями. Во внешнем
проявлении своих чувств они достаточно сдержаны, не всегда понятны
окружающим, прежде всего для своих сверстников, которые их, как правило, не
очень любят.
8.
Эпилептоидный тип. Эти
окружающих, особенно в раннем детстве. Такие дети, - любят мучить животных,
избивать и дразнить младших и слабых, издеваться над беспомощными и
неспособными дать отпор. В детской компании они претендуют не просто на
лидерство, а на роль властелина. В группе детей, которыми они управляют,
такие подростки устанавливают свои жесткие, почти террористические порядки,
причем их личная власть в таких группах держится в основном на добровольной
покорности других детей или на страхе. В условиях жесткого дисциплинарного
режима они чувствуют себя нередко на высоте, умеют угодить начальству,
добиться определенных преимуществ, завладеть постами, дающими в руки власть,
установить диктат над другим.
9.
Истероидный тип. Главная
жажда постоянного внимания к своей особе. У подростков данного типа выражена
склонность к театральности, позёрству, рисовке. Такие дети с трудом выносят,
когда в их присутствии хвалят их товарища, когда другим уделяют больше
внимания, чем им самим. Желание привлекать к себе взоры, слушать восторги и
похвалы становиться для них насущной потребностью. Для таких подростков
характерны претензии на исключительное положение среди сверстников, и чтобы