Типология характеров

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 20:58, контрольная работа

Краткое описание

Характер – индивидуальное сочетание наиболее устойчивых, существенных приобретённых особенностей личности, проявляющихся в поведении человека, в определённом отношении: 1) к себе (степень требовательности, критичности, самооценки); 2) к другим людям (индивидуализм или коллективизм, эгоизм или альтруизм, жестокость или доброта, безразличие или чуткость, грубость ил вежливость, лживость или правдивость и т.п.); 3) к порученному делу (лень или трудолюбие, аккуратность или неряшливость, инициативность или пассивность, усидчивость или нетерпеливость, ответственность или безответственность, организованность и т.п); 4) в характере отражаются волевые качества : готовность преодолевать препятствия, душевную или физическую боль, степень настойчивости, самостоятельности, решительности, дисциплинированности.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………… 3
1. ТИПОЛОГИЯ ХАРАКТЕРОВ………………………………………...7
1.1 Типология социальных характеров Э. Фромма…………............7
1.2. Типологическая модель социальных характеров Б.С.Братусь...................................................................................................16
1.3. Типологические модели индивидуальных характеров……….18
1.4 Типология манипулятивных типов характера (Э.Шостком)….25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………32
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК………………………………….34

Файлы: 1 файл

Психология.doc

— 169.50 Кб (Скачать)


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

''Ивановская государственная текстильная академия''

(ИГТА)

Кафедра: ___________________________________________

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ  РАБОТА

 

 

 

по дисциплине: Психология и  педагогика

 

Автор работы__________________                                        Тихонова И.В.

                                         подпись                                                                              инициалы, фамилия

Специальность______260901_____________Специальность швейных изделий

                                                                           номер, наименование

Номер зачетной книжки  079117 группа.    Т 767_Курс__V_________________

                                                                                              

Руководитель работы ____________________                        Черных А.П

                                      должность,    подпись                                             инициалы, фамилия                        

Работа защищена _______________________       Оценка___________________

                                                            дата

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рязань  2011 г.

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………… 3

1.      ТИПОЛОГИЯ ХАРАКТЕРОВ………………………………………...7

1.1 Типология социальных характеров Э. Фромма…………............7

1.2. Типологическая модель социальных характеров Б.С.Братусь...................................................................................................16

1.3.  Типологические  модели  индивидуальных характеров……….18

1.4 Типология  манипулятивных  типов характера (Э.Шостком)….25

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………32

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК………………………………….34

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

 

 

        Характер – индивидуальное  сочетание  наиболее устойчивых, существенных приобретённых  особенностей личности,  проявляющихся в поведении  человека, в определённом  отношении: 1) к себе (степень  требовательности, критичности, самооценки); 2)  к другим людям (индивидуализм или коллективизм,  эгоизм или альтруизм, жестокость или доброта, безразличие или чуткость, грубость ил  вежливость, лживость или правдивость и т.п.); 3)  к порученному делу (лень или  трудолюбие, аккуратность или неряшливость, инициативность или пассивность, усидчивость или  нетерпеливость, ответственность или безответственность, организованность  и т.п); 4) в характере отражаются  волевые качества : готовность  преодолевать  препятствия,    душевную  или физическую боль, степень  настойчивости, самостоятельности, решительности,  дисциплинированности. 

    Первая попытка классификации  характеров  принадлежит  Платону, который создал  типологию  характеров,  основанных на этических принципах.  В древнегреческой  литературе  типологию  характеров, распространённых в  афинском обществе, описал Теофраст. Затем лишь  в первой половине  XIX в.  стала  возникать наука  о характерах. Создатель  френологии Галль перечисляет  27элементарных психических способностей, из которых слагается человеческий характер, среди них  инстинкт размножения, любовь к потомству, привязанность, дружба, разрушительный инстинкт, склонность к борьбе и самозащите.

   В конце XIX в.   появляются  две интересные работы  по проблеме характера: книга Ф.Джордано «Характер  с точки зрения  тела  и генеалогии человека» и книга  Ф. Полана  «Психология характера»  Джордано открыл, что существуют два  фундаментально  различных характера: «у одного тенденция к активности сильна, а тенденция к рефлексии слаба; у другого  же склонность  к рефлексии преобладает, тогда, как влечение  к деятельности  оказывается  более слабым»   (по сути, Джордано описал  экстраверта и интроверта).  Ф. Полан  отмечает, что строение  характера  определяется  стремлениями  человека, которые комбинируются по строгим законам: 1) закон систематической  задержки  заключается в способности  одних стремлений подавлять другие,  прямо противоположные; 2) закон систематической ассоциации  состоит в том, что отдельные стремления способны  вызывать к деятельности  другие стремления, находящиеся с ними в зависимости.

  В зависимости  XX в.   Н.Лосский предлагает  свою классификацию  характеров  в зависимости от уровня воли  и преобладания  стремлений. Он делит  людей на типы: чувственный, эгоцентричный и сверхличный.  Сверхличный тип отличается  преобладанием  сверхличных стремлений,  источник  которых лежит  не в потребностях организма, а в факторах высшего порядка: религиозных, научных, эстетических. Эти люди  действуют как бы не от себя, а от лица высшей воли.

  Вначале XX в. А.Ф.Лазурский впервые предложил  создать психосоциальную классификацию характеров, которая учитывает не только  субъективные особенности людей, но и их мировоззрение, их «социальный аспект».

    Дальнейшие исследования приводили к обогащению понимания характера: 

1.      Возникло понятие «социального характера». «В социальный характер входит лишь та совокупность черт  характера,  которая присутствует  у большинства членов данной социальной группы и возникла в результате общих для них переживаний  и общего образа жизни» (Э.Фромм). «Если характер  индивида более или менее совпадает  с социальным  характером,  то доминантные стремления индивида побуждают его делать  именно то, что необходимо и желательно  в  специфических социальных  условиях его культуры»

2.      Характер представляет вариант усвоения каждым человеком культурных норм, содержавшихся в «базисной (основной) личностной структуре». Базисная личностная структура раз­деляется большинством членов общества в результате сход­ного опыта в раннем детстве (это «основная, модальная лич­ность») (А. Кардинер).

3.      Если личность отражает культуру, отраженную в индивиду­альном поведении, то характер отражает мировоззрение, отраженное в индивидуальном поведении (Д. Хонигман, Н. Д. Левитов).

4.      Анализируя типологию индивидуальных характеров (когда внутри одной и той же культуры одна личность отличается от другой), психоаналитик Фрейд постулировал идею струк­туры характера, доказывая, что «можно вывести формулу формирования основного характера из определенных черт; причем постоянные, черты представляют собой либо неиз­менные первоначальные импульсы, либо сублимацию их, либо вызванное ими реактивное образование».  

5.      В психоаналитическом  направлении  сейчас существуют  несколько определений характера:

      «Характер определяется как направленность, вызывае­мая произвольными импульсами человека, это совокуп­ность реакций человека на его социальное окружение» (Абрахам).

      « Привычные  способы  приспособления «Я» к внешнему миру , «ОНО» и «Сверх-я», а  также типичные сочетания этих способов между собой образуют  характер» (О.Фенихел).

      «Структура  характера может  быть осмыслена  как организация потребностей и эмоций внутри каждого челове­ка, приспособленная для адекватного реагирования на основные социальные ценности группы» (Бингхлоул).

      «Характер состоит из привычных положений и отноше­ний человека, постоянного паттерна его реакций на раз­личные ситуации. Он включает сознательное отношение и ценности, стиль поведения (застенчивость, агрессив­ность и т. П.), физические позы, привычки держаться и двигаться и пр. Каждое характерное отношение имеет соответствующую ему физическую позу, поэтому характер человека выражается в его теле в виде мышечной  ригидности, мышечного  панциря. Этот панцирь  первоначально возникает  в результате конфликта между  инстинктивными потребностями и внешним миром. Его  дальнейшее укрепление и причина  существования обусловлен продолжающимися конфликтами тех же сил» (Райх).

      А.Лоуэн  вообще  предложил  ограничить  понятие характера только патологическими  состояниями. «Человек здоров, если у него  нет  типичных способов поведения, т.е. характера. Это  означает, что в реальности он ведёт себя спонтанно, адаптируясь к рациональным  требованиям ситуации».  

 

 

  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.       ТИПОЛОГИЯ  ХАРАКТЕРОВ

 

 

 

1.1 . Типология социальных характеров Фромма

 

 

 

         В  « социальный характер  входит  лишь совокупность  черт характера, которая присутствует  у большинства членов данной социальной группы и возникла в результате общих для них переживаний и общего образа жизни».

   «Характер – это специфическая  форма  человеческой  энергии, возникающая в процессе  динамической  адаптации  человеческих потребностей к определённому  образу жизни в определённом   обществе» (Фромм). Субъективная  функция социального характера  состоит в том, чтобы направлять  действия человека в соответствии с его  практическими  нуждами  и давать ему  психологическое  удовлетворение  от его деятельности. Приспосабливаясь  к социальным условиям, человек развивает  в себе  те черты характера,  которые  побуждают его   хотеть действовать  именно так, как  приходится действовать. «Если структура  личности большинства людей  в данном обществе, т.е.  социальный характер,  приспособлена к объективным  задачам, которые человек должен выполнять   в этом обществе, то психологическая  энергия людей превращается  в  производительную силу,  необходимую для функционирования этого общества».  Социальный характер  интериоризирует  внешнюю  необходимость и тем самым мобилизует человеческую энергию на выполнение задач  социально-экономической системы.  Если  возникают  новые экономические условия, при которых прежние черты личности становятся бесполезными, но люди  первоначально  стремятся действовать в соответствии  со своим складом  характера,  то либо их. Если возникают но­вые экономические условия, при которых прежние черты лич­ности становятся бесполезными, но люди первоначально стре­мятся действовать в соответствии со своим складом характера, то либо их поведение превращается в помеху для достижения экономических целей, либо они просто не в состоянии действо­вать согласно своей «природе». Сам социальный характер фор­мируется всем образом жизни данного общества, но доминан­тные черты социального характера в свою очередь становятся созидательными силами, формирующими социальный процесс. Изменение социальных условий приводит к изменению соци­ального характера, т. Е. к появлению новых потребностей и тревог, в свою очередь эти новые потребности порождают новые идеи. Новые идеи усиливают и укрепляют новый соци­альный характер и направляют человеческую деятельность в новое русло.

Характер — это модель поведения, характерная для данного человека, он позволяет человеку действовать вполне последова­тельно и освобождаться от бремени принятия каждый раз новых и обдуманных решений. Характер выполняет также функцию отбора идей и ценностей.

От социального характера следует отличать индивидуальный характер, благодаря которому внутри одной и той же культуры одна личность отличается от другой. Эти отличия частично обус­ловлены особенностями личности родителей, психическими и материальными условиями, в которых растет ребенок, а также особенностями конституции и темперамента.

Фромм выделяет следующие типы социальных характеров: Неплодотворные ориентации:

• Рецептивная ориентация (рецептивная структура харак­тера) — человеку этого типа представляется, что «источник всех благ» лежит вовне, и он считает, что единственный спо­соб обрести желаемое — это получить его из внешнего ис­точника. Материальные вещи, любовь, знания, удоволь­ствия — все ожидается от других людей: при такой ориента­ции проблема любви состоит в том, чтобы «быть любимым», а не самому любить; в сфере интеллекта также ориентирова­ны на восприятие идей, а не на их создание. Их первая мысль — найти кого-нибудь, кто даст им нужную информацию, вместо того чтобы самим сделать хоть малейшее уси­лие. Если это люди религиозны, они ждут всего от Бога и ничего от собственной активности.

Они нуждаются в людях, которые обеспечат их безопасность, дадут им необходимые блага, поэтому легко попадают в зависи­мость к людям, вынуждены соглашаться, так как чувствуют себя потерянными, когда предоставлены самим себе, поскольку счи­тают, что ничего не способны делать без посторонней помощи. Люди рецептивного типа стремятся преодолеть тревожность и подавленность путем переедания и выпивки. Они верят, что жизнь и окружающие люди должны дарить им все хорошее, они в основном оптимистичны и дружелюбны, но приходят в смятение и панику, если им грозит потеря «источника питания и заботы». У них часто есть искренняя сердечность и желание по­мочь другим, но делают они что-то для других только ради того, чтобы добиться расположения людей.

• Эксплуататорская ориентация — люди этого типа также считают, что все необходимые блага находятся во внешней среде и ничего нельзя создать самому, но они не верят, что можно получить что-то от других в дар, а считают, что же­лаемое надо получить силой или хитростью, отнять у дру­гих. Даже в любви они испытывают влечение только к тем, кого они могут отнять у кого-то другого. Идей они также не создают, а берут или крадут их в форме плагиата или в фор­ме парафразы идей, высказанных кем-то другим. Вещи, ко­торые они могут отобрать у других, всегда кажутся им луч­ше тех, какие они могут создать сами. Они используют и эксплуатируют всех и каждого, из кого они могут что-то выжать. Их девиз «Краденый плод самый сладкий». Их ус­тановка окрашена враждебностью и манипуляцией. Каждый человек рассматривается ими как объект эксплуатации и оценивается по его полезности. К людям проявляется цинизм подозрительность, скрытая или открытая враждебность, зависть и ревность.

Информация о работе Типология характеров