Типология характеров

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 20:58, контрольная работа

Краткое описание

Характер – индивидуальное сочетание наиболее устойчивых, существенных приобретённых особенностей личности, проявляющихся в поведении человека, в определённом отношении: 1) к себе (степень требовательности, критичности, самооценки); 2) к другим людям (индивидуализм или коллективизм, эгоизм или альтруизм, жестокость или доброта, безразличие или чуткость, грубость ил вежливость, лживость или правдивость и т.п.); 3) к порученному делу (лень или трудолюбие, аккуратность или неряшливость, инициативность или пассивность, усидчивость или нетерпеливость, ответственность или безответственность, организованность и т.п); 4) в характере отражаются волевые качества : готовность преодолевать препятствия, душевную или физическую боль, степень настойчивости, самостоятельности, решительности, дисциплинированности.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………… 3
1. ТИПОЛОГИЯ ХАРАКТЕРОВ………………………………………...7
1.1 Типология социальных характеров Э. Фромма…………............7
1.2. Типологическая модель социальных характеров Б.С.Братусь...................................................................................................16
1.3. Типологические модели индивидуальных характеров……….18
1.4 Типология манипулятивных типов характера (Э.Шостком)….25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………32
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК………………………………….34

Файлы: 1 файл

Психология.doc

— 169.50 Кб (Скачать)

• Стяжательская ориентация — люди этого типа не веря, что могут получить из внешнего мира что-то новое, поэтому надо беречь и экономить то, что есть. Они как бы окружают себя защитной стеной, и их главная цель — как можно боль­ше в свое укрытие приносить и как можно меньше из него отдавать. В сфере любви они стремятся полностью «завла­деть» любимым, рассматривают его как свою принадлеж­ность. В материальной сфере они проявляют стяжательство, жадность, сверхэкономию и. сверхаккуратность. У стяжате­ля всегда упорядочены вещи, мысли, чувства, воспомина­ния, он терпеть не может, если вещи не на своем месте, и будет автоматически приводить их в порядок. Его маниа­кальная чистоплотность — выражение его потребности от­страниться от контакта с внешним миром, вещи за пределами его собственного мира воспринимаются как «опасные и не­чистые». Раз внешний мир воспринимается как источник угрозы, то упрямо стоять на своем — вот ответ на угрозу извне. Поэтому эти люди упрямы, подозрительны, несго­ворчивы, держатся отстраненно от других или стремятся полностью обладать другим человеком. Их лозунг: «Мое есть мое, а твое есть твое».

• Рыночная ориентация развилась в качестве доминирующей только в современную эпоху в связи с экономическими ус­ловиями рыночного общества. Ориентация характера, коре­нящаяся в восприятии себя как товара, а собственной ценно­сти как меновой, называется рыночной ориентацией. Мате­риальный успех у всех в современном рыночном обществе зависит от признания их личности теми, кто платит за их услуги или нанимает на работу за жалование. Успех зависит от того, насколько человек хорошо умеет продать себя на рынке, насколько он умеет подать себя с привлекательной стороны, т. Е. человек начинает воспринимать себя как то­вар. Каждый должен предложить требуемый тип личности, который, вне зависимости от его потребностей, должен удов­летворять одному условию: пользоваться спросом. Человек должен уметь вступить в состязание со многими другими, он заботится не о своей жизни и счастье, а о том, чтобы стать ходовым товаром, а для этого нужно знать, какой тип личности пользуется повышенным спросом. Кино, мода фор­мирует образ желаемой личности, который пытается вопло­тить каждый человек рыночного типа. Если человек чувствует, что его ценность определяется не его человеческими качествами, а успехом в рыночной конкурен­ции (если он «преуспевает» — он ценен, если нет — он лишен  ценности) с ее постоянно меняющимися условиями, то само­оценка человека будет шаткой и постоянно будет нуждаться в подтверждении со стороны других людей. «Если превратности рынка являются мерилом ценности человека, чувства собствен­ного достоинства и самоуважения разрушаются. Если человек вынужден все время пробиваться к успеху и любая неудача яв­ляет жестокую угрозу его самооценке, то результатом будет чувство беспомощности, неуверенности и неполноценности» (Фромм). Заключительная реплика во всех возможных здесь ролях: «Я — то, чего изволите!»

Престиж человека, его успех, положение, известность ста­новятся замещением подлинного чувства идентичности. Такая ситуация ставит его в полную зависимость от того, как другие воспринимают его, и вынуждает придерживаться роли, однаж­ды уже принесшей успех. Различие между людьми сводится к простому количественному показателю большей или меньшей  успешности, привлекательности, так и оценивается. Индивидуальность, то, что в человеке оригинально и уникально, лишается ценности. Если индивидуальным «Я» пренебрегают, отношения между людьми по необходимости становятся поверхностными, потому что в отношения вступают не сами люди, а взаимозаменяемые товары. «Люди, предоставленные сами себе, страшащиеся неудачи, жаждущие угодить: в этой борьбе не ща­дят и не ждут пощады». Мышление человека с рыночной ориентацией берет на себя функции быстро ориентироваться в ситуациях, чтобы иметь воз­можность успешно ими манипулировать, а для манипуляции достаточно знать лишь поверхностные свойства вещей и не тре­буется проникать в суть, искать истину. У человека с рыночной ориентацией нет устойчивых взглядов, ему присуща изменчивость установок, когда развиваются только те качества, которые можно пустить на продажу. Человека интересует не свое достоинство, а то, что он сможет за себя выручить на рынке. Рыночная личность свободна от всякой индивидуальности, ей присуща пустота, отсутствие устойчивых черт характера, поскольку в один прекрасный день эта устойчивая черта может вступить конфликт с требованиями рынка. Все ориентации имеют место в человеческом жизнеустройстве, но доминирующее положение той или иной ориентации в большей степени зависит от особенностей культуры, в которой живет индивид. Так, рецептивную ориентацию часто можно об­наружить в обществах, где за одной группой закреплено право эксплуатировать другую группу. «И если эксплуатируемая группа не имеет сил  изменить своё положение, то она склонна почтительно взирать на эксплуататоров как на своих благодетелей, от  которых она получает всё то, что может дать жизнь». Советская культура формировала преимущественно рецептивную ориента­цию характера. Необходимость приспосабливаться и угождать сочетается у людей с такой ориентацией с ожиданием, что в каж­дой области деятельности есть эксперт, который может сказать им, как обстоят дела и как надо действовать, — в результате они считают, что все, что от них требуется, — это слушаться экспер­та и довериться его идеям. Эксплуататорская ориентация с девизом: «Я беру то, что мне нужно», по мнению Фромма, присуща нашим предкам, пира­там, феодалам, магнатам-грабителям, авантюристам. «Свобод­ный рынок, как он сложился на основе конкуренции в XVIII и XIX вв., взрастил этот тип людей», — отмечает Фромм. По-ви­димому, аналогичные процессы происходят в современной Рос­сии в период формирования свободного рынка. Рыночная ори­ентация преобладает в современных западных обществах.

      Фромм противопоставляет описанным выше типам характе­ра плодотворную ориентацию, являющуюся целью человеческо­го развития. Плодотворная ориентация личности означает фун­даментальную установку, способ отношений во всех сферах че­ловеческого опыта, когда плодотворность проявляется как чело­веческая способность использовать свои силы и реализовать за­ложенные в человеке возможности. Такой человек руководству­ется разумом, поскольку можно использовать свои силы, если только знаешь, что это за силы, как и для чего их использовать. Понятия «плодотворный» и «активный» не совпадают, так, чело­век может быть активным в состоянии гипноза, но это не пло­дотворность, поскольку он не творец своей активности и к ак­тивности его побуждают силы, неподвластные ему. Также нет никакой плодотворности, если человек активен, деятелен, но находится под влиянием какого-то авторитета и делает то, что хочет этот авторитет. Человек в этом случае чувствует и делает то, что ему полагается чувствовать и делать, и его активность зависит не от его собственного ментального или эмоционально­го состояния, а от внешнего источника.  Плодотворность  предполагает, что   человек является здоровой зрелой личностью, силой своего  разума способен  проникнуть  в глубь  явлений  и познать  их сущность, силой  своей любви  способен разрушить стену, отделяющую  одного человека от другого,  способен понять самого себя, своё назначение, которое  отличает  его от других людей и делает его  тем, кто он есть,   стремится стать тем, чем он является потенциально, используя и развивая все свои силы, способности и возможности.

«Плодотворные отношения с миром могут осуществляться посредством деятельности и посредством постижения. Человек производит вещи, и в процессе созидания он применяет свои силы к материи. Человек постигает мир ментально и эмоцио­нально, при помощи любви и разума». Плодотворная любовь включает в себя заботу, ответственность, уважение и знание. Любить человека плодотворно — значит заботиться о нем и чув­ствовать ответственность за его жизнь, не только за его физи­ческое существование, но и за развитие всех его человеческих сил. Уважение к человеку означает способность видеть его та­ким, каков он есть, понимать его уникальность и индивидуаль­ность. Нельзя уважать человека, не зная его. В процессе плодо­творного мышления человек проявляет интерес к объекту, взаи­модействует с ним, проявляя о нем заботу, объективно, уважи­тельно относясь к объекту, т. Е. способен видеть объект таким, каков он есть, а не таким, каким хотелось бы думающему.

Лень и вынужденная активность противоположны плодо­творности. Плодотворная деятельность характеризуется ритмич­ной сменой активности и отдыха. Плодотворный труд, любовь и мышление возможны, только если человек может, когда не­обходимо, оставаться в покое и наедине с самим собой.

Фромм выделяет следующие виды межличностных отноше­ний: симбиотический союз, отстраненность — деструктивность, любовь.

  В симбиотическом союзе человек соединен с другими, но утрачивает свою независимость; он убегает от одиночества, ста­новясь частью другого человека, «поглощаясь» этим человеком или «поглощая» его сам. Тенденция «поглощаться» другими — это попытка человека избавиться от индивидуальности, убежать от свободы и обрести безопасность, привязывая себя к другому человеку (посредством долга, любви, жертвы). Стремление по­глотить других, активная форма симбиотического союза, — сво­еобразное проявление садизма, направленное на приобретение полного господства над другим человеком. Даже благосклонное господство над другим человеком под маской любви и заботы — это тоже проявление садизма.

      Фромм отмечает, что чувство индивидуального бессилия может быть преодолено посредством отстраненности от дру­гих людей, воспринимаемых как угроза. Эмоциональный экви­валент отстраненности — чувство безразличия к другим, часто в сочетании с огромным самомнением. Отстраненность и безразличие не всегда проявляются открыто, осознанно в условиях ев­ропейской культуры, они часто скрываются за поверхностным интересом и общительностью. Деструктивность — активная форма отстраненности, когда энергия направляется на разруше­ние жизни, импульс к разрушению других проистекает из стра­ха быть разрушенным ими.

Рыночная ориентация также основывается на отдаленности от людей, но отдаленность обычно принимает не деструктив­ную форму, а относительно дружественную, поскольку предпо­лагается легкость контактов, поверхностность связей, а отдален­ность от других достигается в основном в более глубокой эмо­циональной сфере.

Любовь является плодотворной формой отношений к дру­гим и к самому себе. Она предполагает заботу, ответственность, уважение и знание, а также желание, чтобы другой человек рос и развивался.

Фромм систематизировал описываемые типы социальных характеров следующим образом:

     I . Неплодотворные ориентации

а) рецептивная   -   мазохистская

(берущая)              (преданность)

б) эксплуататорская – садистская            СИМБИОЗ

(овладевающая)         (авторитет)

в) стяжательская – деструктивная      

    (сберегающая)    (настойчивость)     отстранённость

г) рыночная   -      безразличная

    (обменивающая)   (честность)

1..                Плодотворная ориентация

деятельная любящая разумная

Нет человека, чья ориентация полностью плодотворна, и нет человека, полностью лишенного плодотворности.

Определенные качества неплодотворных ориентации имеют место и в характере, где доминирует плодотворная ориентация. Неплодотворные ориентации соединяются в различные комби­нации, в зависимости от удельного веса каждой из них; каждая из них качественно изменяется соответственно уровню наличе­ствующей плодотворности, различные ориентации могут дей­ствовать с разной силой в материальной, эмоциональной или интеллектуальной сферах деятельности.

 

1.2. Типологическая  модель социальных характеров (Б.С.Братусь)

 

Важнейшим для характеристики личности является типич­ный, преобладающий для нее способ отношения к другому че­ловеку, другим людям и самому себе. Исходя из доминирующе­го способа отношения к себе и другому человеку было намечено несколько принципиальных уровней в структуре личности.

Первый, эгоцентрический уровень — определяется преиму­щественным стремлением лишь к собственному удобству, вы­годе и престижу, отношение к другим сугубо потребительское, лишь в зависимости от того, помогает ли другой человек лично­му успеху или нет, выгоден он или нет, т. Е. другой человек выступает как вещь. Личное счастье и благо важнее всего, вне зависимости от того, счастливы или несчастливы другие.

Следующий уровень, группоцентрический — человек иден­тифицирует себя с какой-либо группой, и отношение его к дру­гим людям зависит от того, входят ли эти другие в его группу или нет. Если другой входит в такую группу, то он ценен не сам по себе, а своей принадлежностью к группе, достоин жалости, уважения, снисхождения, прощения, любви. Если другой в эту группу не входит, то эти чувства могут на него не распростра­няться, т. Е. мир делится на «своих» и «чужих». Благо и счастье связаны с процветанием той группы, с которой идентифицирует себя человек. Он не может быть счастлив, если терпит несчас­тье его группа.

Просоциальный, или гуманистический уровень личности предполагает, что себя и других людей ценят и признают для них равные права, свободы и обязанности; здесь работает прин­цип: «Поступай с другими так, как ты бы хотел, чтобы поступа­ли с тобой». Счастье и благополучие подразумевает их распрос­транение на всех людей, все человечество.

Духовный, или эсхатологический уровень предполагает взгляд на человека как на существо, жизнь которого не кончает­ся вместе с концом жизни земной, а связана с духовным миром, т. Е. это уровень, в рамках которого решаются субъективные отношения человека с Богом, возникает ощущение связи с Бо­гом и представление о счастье как служении и соединении с Ним.

Все четыре уровня, так или иначе, присутствуют в каждом, и в какие-то моменты, хотя бы ситуативно побеждает один уро­вень, а в какие-то — другой. Однако можно говорить и о некото­ром типичном для данного человека профиле, типичном уст­ремлении. Культура и образ жизни того или иного общества влияет на формирование этого типичного устремления.

Информация о работе Типология характеров