Типология характеров

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 20:58, контрольная работа

Краткое описание

Характер – индивидуальное сочетание наиболее устойчивых, существенных приобретённых особенностей личности, проявляющихся в поведении человека, в определённом отношении: 1) к себе (степень требовательности, критичности, самооценки); 2) к другим людям (индивидуализм или коллективизм, эгоизм или альтруизм, жестокость или доброта, безразличие или чуткость, грубость ил вежливость, лживость или правдивость и т.п.); 3) к порученному делу (лень или трудолюбие, аккуратность или неряшливость, инициативность или пассивность, усидчивость или нетерпеливость, ответственность или безответственность, организованность и т.п); 4) в характере отражаются волевые качества : готовность преодолевать препятствия, душевную или физическую боль, степень настойчивости, самостоятельности, решительности, дисциплинированности.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………… 3
1. ТИПОЛОГИЯ ХАРАКТЕРОВ………………………………………...7
1.1 Типология социальных характеров Э. Фромма…………............7
1.2. Типологическая модель социальных характеров Б.С.Братусь...................................................................................................16
1.3. Типологические модели индивидуальных характеров……….18
1.4 Типология манипулятивных типов характера (Э.Шостком)….25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………32
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК………………………………….34

Файлы: 1 файл

Психология.doc

— 169.50 Кб (Скачать)

Русская культура стремилась к реализации в человеке ду­ховного, эсхатологического уровня: любое дело, чтобы быть признанным, должно было быть оправдано, соотнесено с хрис­тианским намерением, с Христом. Для русского типа характера были присущи тонкая душевная организация, лиризм, милосер­дие, сострадание к униженным и оскорбленным, возвышенный идеализм и религиозность, а ключевым стержнем являлась со­весть.

Советская культура формировала иной тип личности — груп­поцентрический: «главными были класс, партия, коммунисти­ческое общество, а все, что вокруг — враги, против которых воз­можны любые средства борьбы» (Братусь). Для советского типа характера были присущи грубый материализм и воинствующий атеизм, ключевым стержнем были «классовое сознание, классо­вая польза».

Западная культура, по мнению Братуся, выносила в себе просоциальную, гуманистическую ориентацию, стремление в идеале нести благо всем людям, человечеству в целом, стремле­ние к правовому обществу, в котором каждый член был бы в равной степени защищен законом и ответственностью перед ним. Современное российское общество является переходным, периодом слома прежней идеологии и культуры и несформированности другой культуры, в результате психологическое состо­яние людей можно оценить «как переходное потребностно-мотивационное состояние, когда, образно говоря, «пойди туда, не знаю куда, и принеси то, не знаю что. Да побыстрее, мне не терпится именно там и это получить». Человек в подобном со­стоянии может –еще сказать о том, чего он не хочет, но не о том, что именно ему действительно потребно. Вот и мечется человек в таком состоянии, часто капризничает, дурит». Состояние это весьма опасно своей тягостностью, возможным отчаянием, а также вероятностью обмана, выбора ложного предмета, не отве­чающего на деле сути личностного роста, вероятностью выбора ложного пути и ложных целей. Идет перебор, увлечение то од­ним, то другим, но ни один из выборов не окончательный: то, что вчера восхвалялось, сегодня — подвергается хуле, происхо­дит резкая перемена символов и увлечений, но, с другой сторо­ны, прежние советские группоцентрические, часто неосознавае­мые установки продолжают действовать, Группоцентризм сей­час не только не преодолен, но обрел новые формы: сепаратизм, национализм, всевозможные формы группирования, кучкования и противопоставления.

 

1.3. Типологические  модели  индивидуальных характеров

 

Психоаналитическая концепция характера связана с именем Фрейда. Характер проявляет себя типичным паттерном поведения или привычной направленностью — это устойчивый или структурированный способ реагирования. При­вычные способы приспособления Я к внешнему миру, «Оно» и «Сверх-я», а также типичные сочетания этих способов между собой образуют характер. Структура характера отображает толь­ко ту модальность, в которой способна функционировать инстин­ктивная жизнь. Особенности раннего детства, специфика проте­кания психосексуальных этапов развития, фиксация на опре­деленном психосексуальном этапе обусловливает особенности характера человека. Фрейд выделял орально-пассивный и ораль­но-агрессивный характер, анальный характер (анально-сдерживающий и анально-выталкивающий), генитальный характер (под­робнее смотрите в описании концепции фрейдизма, глава 2).

Современные психоаналитики, в частности в типологичес­кой модели А. Лоуэна, выделяют следующие типы характеров: оральный, мазохистский, истерический, фаллически-нарциссический, шизоидный.

Кратко охарактеризуем психоаналитический подход к анализу характера и указанные типы характеров. 

Психоаналитики отмечают, что характер сложным образом связан с Я. «Я» — является субъективным восприятием собствен­ной персоны. Но описание человеком своего Я совершенно нена­дежно, так как человек говорит о нем в терминах Я-идеала, вы­ражая желательное качество, а не действительную функцию. Ана­литику необходимо распознать его истинное Я, определив струк­туру характера. Люди обычно идентифицируются со своим ха­рактером, частью которого является Я-идеал. Если удается от­делить Я от структуры характера, с которой оно слито, то от­крывается путь к изменению последней. Но чтобы человек иден­тифицировался со своим Я, а не с характером, необходимо пре­одолеть и устранить Я-защиты. Это задача любого аналитичес­кого подхода. Анализ характера позволит пациенту почувство­вать, что его характер — это невротическая структура, которая вмешивается в жизненные функции Я их ограничивает и даже если клиент чувствует, что невротические симптомы чужды Я, он все равно принимает характер за Я» (Лоуэн). Райх и Ференци различали невротический симптом и харак­тер. Невротический симптом переживается человеком как инород­ное тело, как болезнь, как нечто чужое Я. Но человек идентифи­цируется с характером. И пока это позволяет ему функциониро­вать без заметных конфликтов в социальных ситуациях, затруд­нений не возникает. Когда они появляются, он в первую оче­редь задается вопросом о том, что требуется от его окружения. И только повторные неудачи и глубокая неудовлетворенность заставляют его усомниться в своем образе жизни и действий. Но человек не может сам изменить ничего, он способен только поставить перед собой этот вопрос. Даже временное разрушение структуры характера сбивает человека с толку, он начинает спра­шивать: «Кто я? Какой я настоящий?» Характер как способ не­вротического переживания человеком своего Я начинает осозна­ваться человеком только после воздействия, когда структура характера начинает надламываться, но в это время новый более спонтанный способ существования кажется человеку чуждым, даже если он чувствует, что этот новый путь ведет к здоровью и благополучию. Таким образом, терапевт должен привести паци­ента к тому, чтобы он начал осознавать свой характер как про­блему и одновременно почувствовал возможность более успеш­ного функционирования. Оральный характер — поведенческий паттерн человека ха­рактеризует зависимость от окружающих, сильный страх поте­рять любовь, колебания настроения (от восторженности до по­давленности), представление о том, что мир должен обеспечить его жизнь, обеспечив всем необходимым. Такой человек ждет понимания, симпатии и любви и очень чувствителен к любой холодности партнера или окружающих людей.

Страх быть отвергнутым, который для человека с оральным характером означает страх потерять любовь объекта, таится в бессознательном как огромная опасность и угроза и является причиной депрессии у этих людей. Этих людей интересуют толь­ко собственные потребности и чувства, даже утверждение «я тебя люблю» для такого человека означает; «я хочу, чтобы ты меня любила». Человеку с оральным характером присуще желание поговорить и удовольствие от говорения, он любит рассказы­вать о себе, как правило, выставляя себя в выгодном свете.

Такой человек надеется получить желаемое, не прилагая уси­лий, бессознательно рассчитывая, что кто-то или что-то должно заботиться о нем. Оральный характер — это прилипчивый тип, он способен как бы высасывать чужую силу и энергию. Неуме­ние стоять на собственных ногах является верной характеристи­кой такой структуры Я. Людям с таким характером обычно не удается сохранять работу на долгое время, им трудно заботиться о себе, о работе, порой они восстают против необходимости ра­ботать или требований трудовой дисциплины. Такие люди не предпринимают больших усилий для того, чтобы достичь жела­емого. Депрессия наступает после снижения активности и утра­ты видимого благополучия. Агрессивные чувства выражены сла­бо, хотя может быть сильное раздражение, много крика, но при этом нет сильного чувства. Человек с оральным характером от­носится к своим потребностям инфантильно, т.е. требует, что­бы внешний взрослый мир понял его нужды и удовлетворил их без всяких усилий с его стороны.

Абрахам считал, что об оральности можно говорить, если присутствуют: чрезмерная зависть, невротическая скупость, выраженный пессимизм, прилипчивость и назойливость, чрез мерная говорливость, острая потребность во внимании, враждебность, нетерпеливость, беспокойство, склонность к перееда­нию, всевозможные оральные привычки (курение и т. Д.).

Мазохистский характер. Ему присущи следующие особен­ности: субъективное, хроническое ощущение страдания, кото­рое объективно проявляется как тенденция жаловаться, хроническая склонность к тому, чтобы навредить себе, к самобичева­нию (моральный мазохизм), а также навязчивое желание му­чить других.

Райх подчеркивал, что мучения мазохиста и мазохистские жалобы, провокации и страдания объясняются реальной или вымышленной фрустрацией требования любить его, которое чрезмерно и кончается неудачей, не может доставить удовольствия.  Потребность страдать выражается чаще всего в фантази­ях, которые сопровождают сексуальное возбуждение, или в про­воцирующем поведении, которое приводит его к самобичеванию и униженности. У мазохиста очень суровое Сверх-я. Потреб­ность страдать интерпретируется как попытка смягчить его, об­легчить чувство вины и угрызения совести. Под мазохистским поведением скрыта злоба и ненависть, так как ненависть, изна­чально направленная наружу, может оборачиваться внутрь на самого себя. Мазохист страдает на самом деле, и его жалобы имеют под собой основание. Мазохисту всегда кажется, что он прилагает максимум усилий, которые не ценятся и не приносят успеха. Если так, то в этом виноват кто угодно. Успеха при лечении мазохистской структуры характера мож­но достичь, если пациент будет выражать свои негативные чув­ства. Сдерживание агрессии вызывает мазохизм, и добиться облегчения страдания невозможно. Окруженный этим слоем негативности, мазохист не доверяет миру, реальности, людям, терапевту. Ни любовь, ни одобрение не могут преодолеть этот барьер. И никакие позитивные чувства не в силах пробиться сквозь него. Мазохист не доверяет даже себе самому, его спо­собность выразить мысль и чувство блокированы.

Истерический характер. Фенихел описывает механизмы истерии как отражение конфликтов между интенсивным стра­хом сексуальности и не менее интенсивным, но подавленным сексуальным влечением. Истерическому характеру свойственны иррациональные эмоциональные вспышки, хаотичное театрали­зованное поведение и даже обман вплоть до истерических фан­тазий. Связь женской истерии с сексуальностью известна дав­но. Женщин с такой структурой характера легко заметить по скрытому или неприкрытому кокетству походки, взгляда и речи. «Истерическому характеру свойственно сильное и неудовлетво­ренное сексуальное стремление, которое сдерживается тревож­ностью…» (Райх).

При истерическом характере сексуальные влечения подав­лены, т. Е. в значительной степени бессознательны, поэтому человек с истерическим характером удивится, если ему указать на сексуальный смысл его действий. Человек с истерическим характером обращается за помощью, когда что-то выходит из-под контроля. Пока организм способен регулировать баланс меж­ду количеством выработанной и количеством разряженной энер­гии, истерический характер способен избежать тревожности, сохранять контроль и контактировать с реальностью. Если по­гон энергии увеличивается, а разрядка остается прежней, возни­кает тревожность. Недостаточное удовлетворение при половом акте, любая помеха в нормальной половой жизни, когда нет воз­можности для разрядки энергии, вызывает тревожность и исте­рические приступы, и тогда тревожность превращается в сома­тический симптом. Истерический приступ — это психический дубликат попытки подавить состояние сильной тревожности. Внезапно возникающий избыток энергии может захлестнуть Я в истерической вспышке, или же эта энергия может перетечь в ту или иную часть тела и изолироваться, продуцируя истеричес­кую телесную симптоматику, например паралич, тики, спазмы. Многие люди такого типа будут бессознательно искать ситуа­ции, которые приведут их к возбуждению и повысят внутрен­нюю заряженность организма (таково биоэнергетическое объяс­нение флирта), что вызывает типичную истерическую реакцию. Психоаналитики связывают истерический характер с генитальным конфликтом, возникающим из-за неразрешенной эди­повой ситуации (сохраняется амбивалентное отношение к сексу­альному объекту, если суровая авторитарность родителей в дет­стве вызвала сильный страх перед противоположным полом).

В основе истерического характера женщин лежит амбива­лентное отношение к мужчине: с одной стороны, сексуальное желание заблокировано страхом, который уходит корнями в из­начально отвергнутую отцом детскую сексуальность, а с другой стороны — злость сдерживается подавленным желанием. По­давленное желание препятствует непосредственному сближению с мужчиной, в то же время явно сексуальные жесты, включая специфическую подвижность бедер и взгляд, служат бессозна­тельно тому, чтобы спровоцировать мужчину на агрессивное сексуальное поведение, в результате чего женщина попадает в подчиненное положение, а эта вынужденная подчиненность слу­жит тому, чтобы переложить ответственность за половой акт на мужчину, а в дальнейшем это служит мести за изначальную  обиду со стороны мужского пола.

Пока сохраняется равновесие между выработкой и разряд­кой энергии, истерический характер функционирует без симптомов, но это состояние равновесия воспринимается как серость И бессмысленность жизни, как скука и неудовлетворенность жиз­нью; в результате человек с истерическим характером невольно стремится нарушить это равновесие, чтобы получить больше энергии и испытать более глубокие чувства, что приводит к бес­сознательному поиску любовных приключений, флирту, кокет­ству, внебрачным отношениям. Разрядить возросшее количество энергии затруднительно, поэтому появляется тревожность, ко­торая может подавить сексуальное желание, вызвать боязнь глу­боких любовных чувств, восстановить женщину против мужчины

Многие женщины истерического склада проявляют реши­тельность и гордость.

Фаллически-нарциссический характер — это преимуще­ственно мужской вариант характера, отличается самоувереннос­тью, нередко высокомерием, энергичностью, достаточно успе­шен в профессиональных делах, хорошо адаптирован в социаль­ном окружении, сексуально привлекателен для противополож­ного пола, агрессивное поведение обычно ведет к успеху, не может терпеть мысли о неудаче в чем-то важном для себя, до­биваясь успеха упорством, но испытывает страх перед глубоки­ми чувствами и возможной неудачей. Амбициозность, напор, агрессивность, ответственность, борьба — отличительные чер­ты фаллически-нарциссического характера. Мужчина этого типа ведет себя так, словно обладает огромной половой потенцией, но фактически способность переживать удовольствие снижена, часто проявляется невозможность получить удовлетворение сра­зу. Таким образом, агрессивность и сексуальная активность че­ловека фаллически-нарциссического типа характера преувеличе­на, чтобы скрыть конституционную слабость. Фаллический муж­чина, чем бы он ни занимался, никогда не находит глубокого-удовлетворения, и он вкладывает силы в дальнейшую погоню и завоевание. Этот тип характера можно оценить как ригидный.

Шизоидный характер. Шизоидный характер функциониру­ет в реальности ради выживания, но без внутреннего убеждения в истинности ее ценностей. Если оторванный от реальности ши­зофреник полностью утрачивает свое Я, то шизоид способен избежать этого отрыва и сохранить свое Я, но его ощущение себя в материальной реальности слабое, он воспринимает себя как духовную личность. Лишь на короткое время шизоид может сфокусировать нежные чувства на другом человеке, однако на­пряжение, вызванное попыткой поддерживать контакт, приво­дит к разрыву.

Шизоидный характер характеризуется аффективным нару­шением, когда эмоции человека неадекватны.

Информация о работе Типология характеров