Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Сентября 2011 в 13:00, реферат
В ситуациях, когда интенсивность потребности возрастает, а условия её удовлетворения отсутствуют, поведение регулируется с помощью механизмов психологической защиты. Психологическая броня определяется как нормальный механизм, направленный на предупреждение расстройств поведения не только в рамках конфликтов между сознанием и бессознательным, но и между разными эмоционально окрашенными установками.
Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
1. Теория защитных механизмов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 4
2. Защитные механизмы и неврозы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 12
3. Интеллектуальные защиты . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 15
4. Развитие защитных механизмов у детей и подростков . . . . . 19
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 24
Список использованной литературы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 25
"Возможно, что до расщепления на "Я" и "Оно" и до формирования Сверх-«Я" психический аппарат использует различные способы защиты из числа тех, которыми он пользуется уже после достижения этих стадий организации" (З.Фрейд, 1926).
Все способы защиты, открытые и описанные в психоанализе, служат единственной цели - помочь "Я" в его борьбе с инстинктивной жизнью. Они мотивированы тремя основными типами тревоги, которой подвержено "Я", - невротической тревогой, моральной тревогой и реальной тревогой. Кроме того, простой борьбы конфликтующих импульсов уже довольно для того, чтобы запустить защитные механизмы.
Однако "Я" защищается не только от неудовольствия, исходящего изнутри. В том же самом раннем периоде, когда "Я" знакомится с опасными внутренними инстинктивными стимулами, оно также переживает неудовольствие, источник которого пребывает во внешнем мире. "Я" пребывает в тесном контакте с этим миром, дающим ему объекты любви и те впечатления, которые фиксирует его восприятие и ассимилирует его интеллект. Чем больше значимость внешнего мира как источника удовольствия и интереса, тем выше и вероятность пережить исходящее от него неудовольствие. "Я" маленького ребенка все ещё живет в соответствии с принципом удовольствия; оно ещё не скоро научится переносить неудовольствие вовне. В это пора индивид ещё слишком слаб для того, чтобы активно противостоять внешнему миру, защищаться от него при помощи физической силы или изменять его в соответствии со своей собственной волей. Как правило, ребенок ещё слишком слаб физически для того, чтобы убежать от опасности, а его понимание ещё так ограничено, что не может увидеть неизбежное в свете разума и подчиняться ему. В тот самый срок незрелости и зависимости "Я", помимо того, что оно предпринимает усилия по овладению инстинктивными стимулами, стремится всеми способами отстоять себя от объективного неудовольствия и грозящих ему опасностей. Представители английской школы психоанализа утверждают, что в первые месяцы жизни, ещё до всякого вытеснения, ребенок уже проецирует свои первые агрессивные импульсы, и что тот самый процесс чрезвычайно важен для формирующегося у ребенка представления об окружающем мире и для направления, в котором развивается его личность. Ряд американских психологов и психоаналитиков, работающих с детьми, также уделяют много внимания механизмам проекции - интроекции. Так, популярный американский психолог Э.Эриксон считал: "Психоанализ допускает ранний процесс дифференциации между внутренним и внешним миром, дающий начало проекции и интроекции, которые остаются одним из самых глубинных и наиболее опасных защитных механизмов. При интроекции мы действуем и чувствуем так, как если бы внешняя добродетель стала внутренней уверенностью. При проекции мы переживаем внутренний проступок как внешнее зло, т.е. наделяем значимых людей теми пороками, которые на самом деле принадлежат нам. В таком случае можно предположить, что эти два механизма - проекция и интроекция - создаются по образу и подобию того, что происходит у младенцев, когда им хотелось бы экстернализировать страдание и интернализировать удовольствие, - намерение, которое со временем должно уступить свидетельству созревающих (органов) чувств и, в конечном счете, доводам рассудка. Эти механизмы обыкновенно восстанавливаются в правах среди взрослых в периоды острых кризисов любви, доверия и веры и могут служить отличительными признаками отношения к соперникам и врагам у большей части "зрелых" индивидуумов". Во всяком случае, использование механизма проекции весьма безусловно для маленьких детей в ранний срок развития Они используют его как способ отрицания своих собственных действий и желаний, когда те становятся опасными, и для возложения ответственности за них на какую-то внешнюю силу. Другой ребенок, животное, более того неодушевленные предметы могут быть использованы детским "Я" для того, чтобы освободиться от своих собственных недостатков. Для него безусловно постоянно избавляться таким образом от запретных импульсов и желаний, полностью возлагая их на других людей.
Из всех периодов человеческой жизни, в которых инстинктивные процессы обретают постепенную важность, срок полового созревания вечно привлекал наибольшее внимательность. Психические явления, свидетельствовавшие о наступлении полового созревания, долгое пора были предметом психологического исследования. В неаналитических работах мы находим много замечательных описаний изменений, происходящих в характере в эти годы, нарушений психического равновесия и в первую очередь непонятных и непримиримых противоречий, появляющихся в психической жизни.
Психоанализ придерживается взгляда, согласно которому человек начинает осознавать различие между полами, в том числе свою принадлежность к определенному полу, не в подростковом или юношеском возрасте, а немаловажно раньше - в раннем детстве. В соответствии с теорией психоанализа сексуальность ребенка и сексуальность взрослого принципиально различаются между собой тем, что у ребенка она носит парциальный, т.е. "частичный" характер: у ребенка сексуальность как стремление к удовольствию носит характер наслаждения, получаемого от таких конкретных видов стимуляции, как кормление, сосание, кусание, поглаживания и др. У взрослого человека сохраняются подобные инфантильные, детские способы получения удовольствия, хотя они могут маскироваться под более "взрослые" формы поведения: курение, жевание резинки, нетрадиционные сексуальные отношения и др. Но в отличие от ребенка, у взрослого способы получения удовольствия носят более генерализованный (непарциальный) и личностный характер, а зрелые формы взрослой сексуальности и любви несут печать альтруизма, охота радеть об объектах любви, а не только получение удовольствия.
В раннем периоде детского развития, а не в периоде полового созревания, осуществляются критические шаги в развитии личности: вынашиваются и закрепляются основные, типичные для данного человека стратегии его поведения относительно значимого (например, желаемого) объекта. Такими стратегиями могут быть, например, захват объекта, его удержание, его разрушение и др. Кроме того, ребенок уже в дошкольном возрасте принимает принципиально важные решения об идеальных (как позитивных, так и негативных) моделях мужского и женского поведения, в том числе и сексуального. Общеизвестно, что во всех культурах дети, начиная с определенного возраста, "вдруг" начинают игрывать в "папу и маму", в "дочки-матери", в "доктора", цели этих игр различные, в том числе удовлетворение интересов к различию полов, к тому, "откуда берутся дети", и т.д.
Определенные защитные механизмы могут возникать на определенных стадиях развития человека.
Раннее младенчество (от рождения до одного года, по терминологии Фрейда, - оральная стадия).
На этой фазе происходит постепенное покупку представлений о себе и о значимых объектах (матери, отце, которые станут моделями будущих значимых объектов: партнера, друзей, врагов и т.д.), потом постепенная дифференциация, выражающаяся в частичной идентификации, которая ведет позже к установлению идентичности (Э. Эриксон "Детство и общество"). Могут предстать следующие защиты: интроекция, проекция, отрицание, сонливость, идентификация, смещение, обращение против себя.
Младенчество (1-2 года, по терминологии Фрейда, - анальная стадия). На этой стадии происходит приучение к туалету, продолжается развитие функций "Я": движение - речь - тестирование реальности - интеграция. Возможно развитие кошмаров, страхов, фобий. Возникают следующие защиты: изоляция, реактивные образования, отмена, интеллектуализация, регрессия.
Дошкольный возраст (2-6 лет, по терминологии Фрейда, - фаллическая стадия).
В идеале "Я" завершает процесс своего отделения от "Оно". Сверх-«Я" начинает влиять на поведение приблизительно 5-6 лет. Эдипов комплекс разрешается посредством идентификации с родителем своего пола. Неразрешенный Эдипов комплекс ведет к неврозу. Для этого возраста характерны явления отрицания, появление болезней, неспособность справиться с гневом, а также с любыми сильными чувствами, формирование симптомов. Происходит установление согласованной структуры психики для поддержания идентичности и интернализированных стандартов морали, этики и поведения.
Школьный возраст (6-10 лет (девочки), 6-12 лет (мальчики), по терминологии Фрейда, - латентная стадия).
Завершение развития Сверх-«Я" (10-11 лет). Появление защитного механизма подавления. На этой стадии выражены тревожность, фобии, эмоциональное блокирование учебы, чрезмерная регрессия и/или фиксации.
Юность (10-21 год (девушки), 12-23 лет (юноши), по терминологии Фрейда, - генитальная стадия).
Усиление
сексуальных и агрессивных
Клинические колебания в процессе психотерапии и психоаналитические исследования показали, что неразрешенные проблемы детского возраста дают о себе быть в курсе во взрослой жизни человека.
Так, фиксации на оральной стадии могут стать причиной, например, страха одиночества, неуверенности в окружающих, причиной того, что удовлетворение своих потребностей приносит страдания, причиной попыток самоубийств, нервных расстройств, причиной непонимания себя и своих чувств, частых обид, навязчивых идей.
Фиксации на анальной стадии также могут стать причиной ряда проблем в последующей жизни: негативизма, противоречивости, желания того, чтобы кто-то контролировал, сдерживал. Такие люди часто сердятся, чтобы скрыть другие чувства, и игнорируют чувства других.
Неразрешенные конфликты фаллической стадии могут во взрослой жизни человека привести к чрезвычайной зависимости от других людей, от внешних событий, к неспособности самостоятельно принимать решения, а также к проблемам половой идентификации.
Если у ребенка не разрешены проблемы латентной фазы развития, то в его последующей жизни, может быть, будут трудности в обучении, необдуманные поступки. Такие люди не берут в расчет то, что не приносит пользы, не берут в расчет эмоции, делая что-либо. Они обычно живут событиями прошлого или мечтами будущего.
Даже
психиатры и клинические
С иной стороны, обнаружено, что у людей с серьезными личностными расстройствами и нарушениями может преобладать определенный механизм защиты как средство искажения реальности. Например, такое расстройство личности, как паранойя (страх преследования), связан чаще с проекцией, а психопатии - преимущественно регрессией как защитным механизмом личности.
Предполагаемые
взаимосвязи личностных черт, расстройств
личности и механизмов защиты:
Личностные
черты |
Расстройства
личности |
Механизм
защиты |
Робкий | Пассивно-агрессивный
пассивный тип |
Вытеснение |
Агрессивный | Пассивно-агрессивный
агрессивный тип |
Замещение |
Общительный | Маниакальный тип | Реактивные образования |
Унылый | Депрессивный тип | Компенсация |
Доверяющий | Истероидный тип | Отрицание |
Подозрительный | Параноидный тип | Проекция |
Контролирующий | Обсессивно-компульсивный тип | Интеллектуализация |
Бесконтрольный | Психопатический тип | Регрессия |
Заключение
Если
человек, относясь к себе в целом
положительно, допускает в сознание
представление о своем несовершенстве,
о недостатках, проявляющихся в конкретных
действиях, то он становится на путь их
преодоления. Он может изменить свои поступки,
а новые поступки преобразуют его сознание
и тем самым всю его последующую жизнь.
Если же информация о несоответствии желаемого
поведения, поддерживающего самоуважение,
и реальных поступков в сознание не допускается,
то сигналы конфликта включают механизмы
психологической защиты и конфликт не
преодолевается, т.е. человек не может
стать на путь самоусовершенствования.
Только переводя неосознаваемые импульсы
в сознание, можно добиться контроля над
ними, приобретая большую политическая
элита над своими поступками и повышая
уверенность в своих силах.