Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Сентября 2011 в 13:00, реферат
В ситуациях, когда интенсивность потребности возрастает, а условия её удовлетворения отсутствуют, поведение регулируется с помощью механизмов психологической защиты. Психологическая броня определяется как нормальный механизм, направленный на предупреждение расстройств поведения не только в рамках конфликтов между сознанием и бессознательным, но и между разными эмоционально окрашенными установками.
Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
1. Теория защитных механизмов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 4
2. Защитные механизмы и неврозы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 12
3. Интеллектуальные защиты . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 15
4. Развитие защитных механизмов у детей и подростков . . . . . 19
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 24
Список использованной литературы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 25
-
утрата значимого объекта (
-
утрата отношения с объектом (любви,
одобрения, признания со
-
утрата себя, своей личности или
ее части (например, страх "потерять
лицо" в конфликтной ситуации
или страх "публичного
-
утрата отношения к себе (например,
страх потерять уважение к себе).
Кроме
классификации и анализа
-
адекватность защиты: например, человек
может восстановиться после
- гибкость защиты: например, человек может использовать разные виды защитных реакций в какой-то определенной, типичной для него ситуации угрозы, т.е. "репертуар" его защитного поведения не задан слишком жестко;
- зрелость защиты: относительно более зрелыми считаются механизмы интеллектуализации, сублимации, подавления, рационализации, смещения без частого прибегания к более примитивным формам проекции, отрицания, интроекции.
3.
Интеллектуальные
защиты
В нашей обыденной жизни вечно есть место… многому, в том числе и неосознаваемым интеллектуальным защитам: рационализации, интеллектуализации, которые могут подчас принимать самые совершенные формы в виде научных теорий, трактатов, вероучений и т.п. Один из ярких примеров - обширный труд немецкого философа начала XX в. О.Вейнингера "Пол и характер", который был написан юным философом после разрыва с любимой женщиной и посвящен детальному доказательству морального и интеллектуального превосходства мужчин над женщинами. Известный же датский философ С.Кьеркегор поступил по-другому в сходной жизненной ситуации. После тяжелого для него разрыва помолвки с Региной Ольсен он создал целый ряд философских произведений («Или-Или", "Повторение", "Три назидательные речи", "Страх и трепет", "Виновен?" - "Не виновен?"), которые посвятил самоанализу и осознаванию ряда психологических феноменов и философских категорий. Карьеркегор выбрал не путь отрицания и рационализации своей неудачи, как это сделал Вейнингер, а первый из описанных Фрейдом путей совладания с тревогой: он вступил во взаимодействие со своей проблемой и путем осознавания и самоосознавания уменьшил вероятность психоаналитического повторения этой проблемы в будущем.
Самым известным примером рационализации, очевидно, является басня Эзопа "Лиса и виноград", когда лиса, потерпев неудачу в попытках достать виноград, стала подробно "объяснять", почему она никогда и не хотела его. Рационализация - нахождение приемлемых причин или оснований для неприемлемых мыслей, чувств, действий. Человек представляет объяснения, которые логически убедительны и этически приемлемы, для отношений, действий, идей или чувств, которые возникают из других мотивационных источников. Мы используем рационализацию, чтобы оправдать наше поведение, когда в реальности наши действия непохвальны. Рационализация - это способ принять давление Супер-Эго; она скрывает наши мотивы, делает наши действия морально приемлемыми; она препятствует личностному росту, потому что не дает самому рационализирующему человеку или кому-либо другому работать с истинными, менее похвальными мотивирующими силами. Интеллектуальные защиты могут принимать и вид жизненных позиций, "твердых" убеждений, они могут стать доминирующим способом полагать о себе и о мире и в соответствии с этим строить свои отношения с окружающими. Как и каждый иной защитный механизм, защитная позиция характеризуется жесткостью, "автоматизированностью" (человек не способен реагировать на реальную ситуацию: он реагирует на свой прошлый опыт относительно подобных ситуаций или на свой актуальный неосознаваемый страх), чрезмерностью, тотальностью. Даже те психологи, которые далеки от психоаналитического мышления и интересуются только когнитивными причинами поведения человека, вынуждены были прийти к заключению, что реакции человека опосредованы не только и не столько внешними стимулами, сколько их интерпретацией человеком. Тем, как человек думает об этих стимулах. Бессознательные ошибки в мышлении могут приводить к самым негативным последствиям: разрыву отношений с окружающими, повышенной подверженности жизненным кризисам и стрессам, неумению строить близкие или прочные отношения, систематическому повторению одной и той же жизненной ситуации как неосознанного сценария своей жизни и т.п. В других вариантах эти ошибки могут не приводить к систематическим кризисам, но обречь человека на очень ограниченный диапазон жизненных проявлений, на очень однообразное существование, на неспособность личностно меняться и расти в течение своей жизни. Перечень подобных ошибок может быть следующим. Позиция жертвы. Может выражаться в следующих позициях: "Он это начал", "Я ничего не могу поделать", "Он не дал мне шанса". Суть этой позиции - в попытке обвинить окружающих.
Установка - "Я не могу". Утверждение о неспособности что-либо сделать, которое на самом деле является утверждением об отказе сделать это.
Отсутствие представления о причинении вреда другим. Человек не утруждает себя мыслью о том, каким образом его действия могут ранить других (за исключением физического вреда); не представляет, что можно задеть чувства других или причинить эмоциональные страдания.
Неспособность поставить себя на место другого. Человек не способен или почти не способен к эмпатии, эа исключением тех случаев, когда это направлено против другого. Не считается с тем, как его поведение влияет на других.
Отсутствие усилий. Нежелание работать что-либо, что кажется скучным или неприятным. Человек погружается в жалость к себе и ищет оправдания своей бездеятельности. Появление болевых симптомов психического происхождения, бессознательная поставленная проблема которых - избежать усилий что-то работать, чего работать не хочется. Жалуется на отсутствие энергии. Отказ принимать на себя обязательства. Человек говорит, что он "забыл". Не воспринимает что-либо как обязательства. Делает то, что хочет, и игнорирует то, что обязан работать.
Установка на собственничество. "Если ты не отдашь это мне, я возьму это сам". Ожидает, что вы будете работать то, что он хочет. Относится к чужой собственности так, как будто она уже стала его (вор, "одалживающий" без разрешения). Предъявляет к вам требования в виде отстаивания своих прав. Отсутствие представления о доверии. Он обвиняет вас за то, что вы не доверяете ему; старается приневолить вас почувствовать, что это ваша вина. Говорит, что не может верить вам. Нереалистичные ожидания. Примеры могут быть очень различными: если человек думает, что что-либо случится, то оно должно случиться («его мысль делает это"). Другой пример: ожидает, что другие будут ходить навстречу всем его желаниям. Безответственное принятие решения. Делает предположения, не опирается на факты, не проверяет суждения. Обвиняет других, если дела идут плохо.
Гордость. Отказывается уступать более того в мелочах. Настаивает исключительно на своей точке зрения, не принимая во внимательность никакие другие. Даже когда его неправота доказана, продолжает держаться за свою первоначальную позицию. Неспособность планировать или продумывать на несколько шагов вперед. Будущее не принимается во внимательность, за исключением тех случаев, когда должно совершиться что-то недозволенное или же когда оно предстает в виде фантазий о блистательном успехе. Искаженное определение успеха и неудачи. Установка только на успех: стать №1 за одну ночь". Неудача: "если я не стал №1, то я ничего не стою".
Страх быть приниженным. Человек чувствует себя приниженным, когда более того малейшие вещи не делаются так, как он хочет. Не может понимать критику без того, чтобы запылать или обвинить других. Чувствует себя приниженным, когда его нереалистические ожидания не сбываются.
Отказ признать страх. Отрицает то, что он чувствует страх. Воспринимает чувство страха как слабость. Не может понять, что страх может быть конструктивным. Гнев. В данном случае имеется в виду следующее убеждение относительно гнева: гнев используется для того, чтобы контролировать людей. Гнев может принимать формы прямой угрозы, запугивания, нападения, сарказма, раздражения. Гнев может маскироваться («я не злюсь, я спокоен"). Гнев в этих случаях растет и распространяется. Все, что угодно, и кто угодно могут послужить поводом для гнева. Тактика силы. Старается победить других в любой борьбе, получает удовольствие от борьбы за политическая элита как от процесса (то, за что борется, пребывает на втором плане). Высоко ценит только тех, кто побеждает и доминирует. Другое возможное название для ошибок мышления - иррациональные убеждения, отличиями которых являются, во-первых, их догматичность, нерациональность; во-вторых, их "автоматичность" (человек не осознает их наличия и возможности выбора для себя, как поступить в данной ситуации); в-третьих, эти убеждения могут приводить к эмоциональным и поведенческим расстройствам. Наши экспериментальные исследования показали существование достоверных связей между защитными механизмами личности и некоторыми иррациональными убеждениями. Список иррациональных убеждений может быть следующим. Потребность в одобрении. Человек верит, что нуждается в поддержке и одобрении каждого, кого знает и о ком заботится. Высокий уровень ожиданий от себя. Человек верит, что должен быть удачливым, успешным и компетентным в любом деле, за которое он берется, и он судит о своей ценности как личности на основе успешности своих достижений. Склонность к обвинениям. Человек верит, что люди, включая и его самого, заслуживают обвинений и наказаний за их ошибки и проступки.
Низкая толерантность к фрустрации. Человек верит, что, когда события разворачиваются не так, как им следовало бы, то это совершенно ужасно, кошмарно, катастрофично, поэтому он чувствует, что это нормально - расстраиваться, когда события складываются не в его пользу или люди ведут себя не так, как ему хочется. Эмоциональная безответственность. Убежден, что он слабо контролирует свои неудачи, неприятности, эмоциональные расстройства. Все они происходят по вине других людей или событий в этом мире. Если бы только "они" (события или люди) изменились, он чувствовал бы себя хорошо и все было бы нормально.
Тревожная сверхозабоченность. Человек верит, что может случиться нечто плохое или опасное, поэтому он должен быть крайне озабочен этим и побеспокоиться о предотвращении возможности возникновения этого. Избегание проблем. Человек убежден, что немаловажно легче сторониться определенных трудностей и ответственности и вместо этого сначала работать то, что немаловажно приятнее.
Зависимость от других. Человек верит, что должен иметь кого-либо более сильного, чем он, на кого можно положиться.
Беспомощность относительно изменений. Человек убежден, что является результатом разворачивания его собственной жизненной истории и поэтому он почти ничего не может сделать, чтобы преодолеть ее влияние. "Мой путь- это и есть я, и я не могу ничего с этим поделать". Поэтому он убежден, что неспособен измениться. Безупречность. Человек верит, что каждая проблема имеет "правильное", или безупречное, решение. И в дальнейшем, пока он не найдет это совершенное решение, он не может быть удовлетворен или счастлив. Неудача в этом поиске может обернуться катастрофой для него.
Интеллектуальные защиты в некоторых случаях могут становиться доминирующим "ответом" человека на внутреннее или внешнее напряжение и более того чертой характера. О некоторых людях вообще можно высказать, что "защитность" является чертой их личности: такие люди очень чувствительны к малейшей критике или ее возможности, они часто действуют по принципу "нападение - лучший вид обороны", они не умеют разрешать конфликты путем переговоров и вместо этого предпочитают силовые или манипулятивные техники и т.п.
4. Развитие защитных механизмов у детей и подростков
Причины, определяющие отбор со стороны "Я" того или иного защитного механизма, остаются пока неясными. Возможно, вытеснение используется главным образом при борьбе с сексуальными желаниями, тогда как другие способы могут быть более пригодны для борьбы против инстинктивных сил различного рода, в частности, против инстинктивных импульсов. Возможно также, что эти другие способы лишь завершают то, что не сделало вытеснение, или же имеют дело с нежелательными мыслями, возвращающимися в сознание при неудавшемся вытеснении. Возможно также, что каждый защитный механизм сначала формируется для овладения конкретными инстинктивными побуждениями и связан, таким образом, с конкретной фазой детского развития.