Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2010 в 16:45, реферат
Объектом исследования является толпа.
Предмет исследования - психология поведения человека в толпе.
Целью данной работы - изучить психологию толпы.
Задача - раскрыть понятие толпы, изучить виды толп, психологические свойства и поведение толпы.
Введение…………………………………………………………………………...3
1. Понятие толпы………………………………………………………………….4
2.Виды толп……………………………………………………………………......7
3.Психологические свойства толпы…………………………………………….10
4. Поведение толпы………………………………………………………………14
Заключение……………………………………………………………………….16
Список литературы………………………………………………………………18
*Внушаемость. Фрейд выдвинул весьма продуктивную идею для описания феномена толпы. Он рассматривал толпу как человеческую массу, находящуюся под гипнозом. Самое опасное и самое существенное в психологии толпы — это ее восприимчивость к внушению.
*Заражаемость. Психологическое заражение способствует образованию в толпе особых свойств и определяет их направление. Человек склонен к подражанию. Мнения и верования распространяются толпе путем заражения.
Для эмоционально-волевой сферы толпы характерны также многочисленные психологические особенности.
*Эмоциональность. В толпе имеет место такое социально-психологическое явление, как эмоциональный резонанс. Люди, участвующие в эксцессе, не просто соседствуют друг с другом. заражают окружающих и сами заражаются от них. Термин «резонанс» к такому явлению применяется потому, что участники толпы при обмене эмоциональными зарядами постепенно накаляют общее настроение до такой степени, что происходит эмоциональный взрыв, с трудом контролируемый сознанием. Наступлению эмоционального взрыва способствуют определенные психологические условия поведения личности в толпе.
* Высокая чувственность. Чувства и идеи отдельных лиц, образующих целое, именуемое толпой, принимают одно и то же направление. Рождается коллективная душа, имеющая, правда, временный характер. Толпе знакомы только простые и крайние чувства.
Сила чувств толпы еще более увеличивается из-за отсутствия ответственности. Уверенность в безнаказанности (тем более сильная, чем многочисленнее толпа) и сознание значительного (хотя и временного) могущества дают возможность скопищам людей проявлять такие чувства и совершать такие действия, которые просто немыслимы и невозможны для отдельного человека.
*Экстремизм. Силы толпы направлены лишь на разрушение. Инстинкты разрушительной свирепости дремлют в глубине души почти любого индивида. Поддаваться этим инстинктам опасно для изолированного индивида, но находясь в безответственной толпе, где ему обеспечена безнаказанность, он может свободно следовать велению своих инстинктов. В толпе малейшее пререкание или прекословие со стороны какого-либо оратора немедленно вызывает яростные крики и бурные ругательства. Нормальное состояние толпы, наткнувшейся на препятствие, — это ярость. Толпа никогда не дорожит своей жизнью во время возмущения.
Мотивация. Личный интерес очень редко бывает могущественным двигателем в толпе, в то время как у отдельного человека он стоит на первом месте. Хотя все желания толпы бывают очень страстными, они все же продолжаются не долго, и толпа так же мало способна проявить настойчивую волю, как и рассудительность.
Безответственность. Она порождает нередко невероятную жестокость агрессивной толпы, подстрекаемой демагогами и провокаторами. Безответственность позволяет толпе топтать слабых и преклоняться перед сильными.
В темпераменталъной сфере психологические особенности толпы проявляются в физической активности и диффузности.
Физическая активность. Стремление немедленно превратить в действия внушенные идеи — характерный признак толпы.
Диффузность. Возбудители, которые действуют на повинующуюся им толпу, весьма разнообразны — этим объясняется ее чрезвычайная изменчивость. Над прочно установившимися верованиями толпы лежит поверхностный слой мнений, идей и мыслей, постоянно нарождающихся и исчезающих. Мнение толпы непостоянно. Отсутствие ясных целей, отсутствие или диффузность структуры порождают наиболее важное свойство толпы — ее легкую превращаемость из одного вида (или подвида) в другой. Такие превращения часто происходят спонтанно. Знание их типичных закономерностей и механизмов позволяет умышленно манипулировать поведением толпы в авантюристических целях либо в целях сознательного предотвращения ее особо опасных действий.
В моральной сфере психологические особенности толпы чаще всего обнаруживаются в моральности и религиозности.
Моральность. Толпа может иногда демонстрировать очень высокую нравственность, очень возвышенные проявления: самоотверженность, преданность, бескорыстие, самопожертвование, чувство справедливости и др.
Религиозность. Все убеждения толпы имеют черты слепого подчинения, свирепой нетерпимости, потребности в самой неистовой пропаганде, что присуще религиозному чувству.
Толпа нуждается в религии, так как все
верования усваиваются ею лишь в том случае,
если они облечены в религиозную оболочку,
не допускающую оспаривания. Верования
толпы всегда имеют религиозную форму.
4. Поведение толпы
В поведении толпы проявляются как идеологические влияния, с помощью которых готовятся определенные действия, так и изменения в психических состояниях, происходящие под воздействием каких-либо конкретных событий или информации о них. В действиях толпы происходит стыковка и практическая реализация влияний и идеологических, и социально-психологических, их взаимопроникновение в реальное поведение людей.
Совместные чувства, воля, настроения оказываются эмоционально и идеологически окрашенными и многократно усиленными.
Обстановка массовой истерии служит фоном, на котором развертываются нередко самые трагические действия.
Как уже говорилось, одним из видов поведения толпы является паника. Паника — это эмоциональное состояние, возникающее как следствие либо дефицита информации о какой-то пугающей или непонятной ситуации, либо ее чрезмерного избытка и проявляющееся в импульсивных действиях. Факторы, способные вызвать панику, многообразны. Их природа может быть физиологической, психологической и социально-психологической. Известны случаи возникновения паники в повседневной жизни как следствие катастроф и стихийных бедствий. При панике людьми движет безотчетный страх. Они утрачивают самообладание, солидарность, мечутся, не видят выхода из ситуации.
Факторы, особо сильно влияющие на поведение толпы, следующие.
Суеверие — упрочившееся ложное мнение,
возникающее под влиянием страха, пережитого
человеком. Впрочем, может иметь место
суеверный страх, причины которого не
осознаются. Многие суеверия связаны с
верой во что-либо. Им подвержены самые
разные люди, вне зависимости от уровня
образования и культуры. По большей своей
части суеверие основано на страхе и оно
многократно усиливается в толпе.
Иллюзия — разновидность ложного знания, закрепившегося в общественном мнении. Она может быть результатом обмана органа чувств. В данном же контексте речь идет об иллюзиях, относящихся к восприятию социальной действительности.
Предрассудки — ложное знание, превратившееся в убеждение, точнее, в предубеждение. Предрассудки активны, агрессивны, напористы, отчаянно сопротивляются подлинному знанию. Это сопротивление до такой степени слепо, что толпа не приемлет никаких аргументов, противоречащих предрассудку. Психологическая природа предрассудков состоит в том, что память человека запечатлевает не просто мнение (знание), она сохраняет и сопровождающее это знание чувство, эмоцию, отношение. Вследствие этого память весьма избирательна. Факты и события, противоречащие определенному мнению, не всегда анализируются на уровне сознания. И, конечно, они отбрасываются под влиянием эмоций, которые обычно переполняют, захлестывают толпу.
В случаях, когда распространенные стереотипы общественного мнения перенасыщаются эмоциями, возможно возникновение массового психоза, во время которого люди способны совершать самые безрассудные поступки, перестают отдавать себе отчет во всех последствиях своих действий.
Факторы, определяющие характер мнений
и верований толпы, бывают двоякого рода:
факторы непосредственные и факторы отдаленные.
Непосредственные факторы, влияющие на
толпу, действуют уже на подготовленную
отдаленными факторами почву — без этого
они не вызвали бы столь сокрушительных
результатов, которыми нередко поражает
беснующаяся толпа. Факторы, способные
впечатлять и саму толпу, всегда обращаются
к ее чувствам, а не к рассудку.
Заключение
Представление о толпе обычно рождается из личного опыта людей. Практически каждый либо бывал в толпе, либо видел ее поведение со стороны. Иногда, поддавшись простому человеческому любопытству, люди присоединяются к группе, рассматривающей и обсуждающей какое-то событие. Возрастая количественно, заражаясь общим настроением и интересом, люди постепенно превращаются в нестройное, неорганизованное скопление, или толпу. Толпа — бесструктурное скопление людей, лишенных ясно осознаваемой общности целей, но взаимно связанных сходством эмоционального состояния и общим объектом внимания.
Среди основных видов толпы выделяются: случайная, экспрессивная, конвенциональная, действующая толпа. Действующая толпа имеет агрессивную, паническую, стяжательскую, мятежную или повстанческую разновидности. Толпа легко может переходить из одного вида в другой.
Теоретический анализ механизмов формирования толпы может в некоторой степени помочь и административным органам контролировать ее поведение. Перед ними стоит задача двоякого рода:
1) пробудить
осознание индивидами толпы
2) предотвратить
образование толпы или
Эффективными средствами могут считаться следующие:
- переориентирование
внимания индивидов,
- объявление
по громкоговорителю о том,
что скрытыми камерами
- обращение
к участникам толпы с
- применение
мер по захвату и изоляции
лидеров толпы. Если из-за
Вообще-то с толпой очень сложно говорить
голосом разума. Она воспринимает лишь
приказ и обещания.
Список литературы
1. Назаретян А.П. Психология стихийного массового поведения. – М.: ПЕР СЭ, 2001. – 112 с.
2. Ольшанский Д.В. Политическая психология. - СПб.: Питер, 2002.- 576 с.
3. Психология. Учебник. / под ред. А.А. Крылова. – М., 2001. - 584 с.
4. Рощин С. К. Психология толпы: анализ прошлых исследований и проблемы сегодняшнего дня //Психол. журн.Т. 11. 1990. № 5. С. 3-16.
5. Социальная психология: Курс лекций / В.Г. Крысько. — 3-е изд. — М.: Омега-Л, 2006. — 352 с.
6. Социальная психология. Учебное пособие для ВУЗов Р. Мокшанцев, А. Мокшанцева. - Сибирское соглашение, Инфра-М, 2001 г. – 403с.
7. Социальная психология / Н.М.Титова. – М.: Флинта : МПСИ, 2006. – 248 с.
8. http://dic.academic.ru/