Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2012 в 22:23, реферат
Изучение образцов поведения, присущих лидерам, началось накануне Второй мировой войны и активно продолжалось вплоть до середины 60-х гг. Общим с рассмотренной концепцией лидерских качеств было то, что опять начался поиск одного единственно верного пути, но по другому направлению: лидерское поведение. Важным отличием от концепции врожденных качеств было то, что данная концепция предполагала возможность подготовки лидеров по специально разработанным программам.
Введение………………………………………………………………………………...3
Глава 1. Основные теории лидерского поведения……………………………...……4
1.1. Использование трех стилей руководства……………………………………...…4
1.2. Двухфакторная теория руководства……………………………………………...5
1.3. Концепция Р. Ликерта «Системы управления 1, 2, 3 и 4»……………………...8
1.4. Модель управленческой сетки Блейка-Моутона...…...………………………...11
1.5. Концепция «вознаграждения и наказания»…………………………………….13
Глава 2. Проблемы лидерства в менеджменте…………………………………...…14
Заключение……………………………………………………………………………18
Список использованной литературы……………………………………………...…19
Содержание:
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Основные теории лидерского поведения……………………………...……4
1.1. Использование трех стилей руководства……………………………………...…4
1.2. Двухфакторная теория руководства……………………………………………..
1.3. Концепция Р. Ликерта «Системы управления 1, 2, 3 и 4»……………………...8
1.4. Модель управленческой сетки Блейка-Моутона...…...………………………
1.5. Концепция «вознаграждения и наказания»…………………………………….13
Глава 2. Проблемы лидерства
в менеджменте…………………………………...…
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы……………………………………………...
Введение
Лидерство — это способность влиять на индивидуумов и группы людей, чтобы побудить их работать для достижения целей. Имеется множество средств, с помощью которых можно оказывать влияние на других и вести людей за собой [2].
Изучение образцов поведения, присущих лидерам, началось накануне Второй мировой войны и активно продолжалось вплоть до середины 60-х гг. Общим с рассмотренной концепцией лидерских качеств было то, что опять начался поиск одного единственно верного пути, но по другому направлению: лидерское поведение. Важным отличием от концепции врожденных качеств было то, что данная концепция предполагала возможность подготовки лидеров по специально разработанным программам.
Фокус в исследованиях сдвинулся от поиска ответа на вопрос, кто является лидером, к ответу на вопрос, что и как лидеры делают. Наиболее известными концепциями данного типа являются следующие:
• три стиля руководства;
• исследования Университета штата Огайо;
• исследования Мичиганского университета;
• системы управления (Ликерт);
• управленческая сетка (Блейк и Моутон);
• концепция вознаграждения и наказания.
В первой главе мы рассмотрим суть выше упомянутых концепций лидерского поведения, а во второй главе определим проблемы лидерства в менеджменте.
Глава 1. Основные теории лидерского поведения
Различие между политическими системами США и Германии перед Второй мировой войной послужило причиной исследования лидерства, проведенного в лабораторных условиях известным американским ученым-бихевиористом Куртом Левиным. Изучение заключалось в сравнении эффекта от использования трех лидерских стилей: авторитарного, демократического и пассивного. Результаты этого исследования привели в удивление исследователей, ожидавших наивысшей удовлетворенности и производительности от демократического стиля руководства. Курт Левин эмигрировал в США из Германии непосредственно перед началом войны и верил в то, что репрессивный, авторитарный режим в Германии был менее эффективен, чем демократическое общество. Он ожидал, что результаты более чем четырехмесячного эксперимента в трех группах десятилетних мальчиков, где каждая группа руководилась соответствующим образом подготовленными студентами, подтвердят его гипотезу. Оказалось, что, хотя ребята предпочитали демократического лидера, более продуктивны они были при авторитарном руководстве.
Более поздние исследования также подтвердили факт, что демократический стиль не всегда является наиболее продуктивным. Так, исследование 1000 рабочих обнаружило, что те из них, кто часто взаимодействовал с начальником по роду работы, предпочитали и были удовлетворены работой с авторитарным лидером. Работники таких профессий, как пожарные, полицейские, административные помощники, проявляли аналогичное отношение к авторитаризму. В конечном счете так и не было найдено прямой связи какого-либо стиля с эффективным лидерством.
1.2. Двухфакторная теория руководства
Исследования Университета штата Огайо считаются наиболее значительными среди тех, которые были предприняты в послевоенный период в области лидерского поведения. Их целью была разработка двухфакторной теории руководства. За основу были взяты две переменные: структура отношений и отношения в рамках этой структуры. К первой переменной относятся образцы поведения, с помощью которых лидер организует и определяет структуру отношений в группе: определение ролей, установление коммуникационных потоков, правил и процедур работы, ожидаемых результатов. Вторая переменная включает образцы поведения, отражающие уровень или качество отношений между лидером и последователями: дружественность, взаимное доверие и уважение, симпатия и гармония, чувствительность друг к другу, желание сделать друг другу доброе (Таблица 1).
Таблица 1. Содержание трех стилей руководства
Авторитарный стиль |
Демократический стиль |
Пассивный стиль | |
Природа стиля
|
Сосредоточение всей власти и ответственности в руках лидера
Прерогатива в установлении целей и выборе средств
Коммуникационные потоки идут преимущественно сверху
|
Делегирование полномочий с удержанием ключевых позиций у лидера
Принятие решений разделено по уровням на основе участия
Коммуникация осуществляется активно в двух направлениях |
Снятие лидером с себя ответственности и отречение от власти в пользу группы/организации Предоставление возможности самоуправления в желаемом для группы режиме Коммуникация в основном строится на «горизонтальной» основе |
Сильные стороны
|
Внимание срочности и порядку, возможность предсказания результата
|
Усиление личных обязательств по выполнению работы через участие в управлении |
Позволяет начать дело так, как это видится и без вмешательства лидера
|
Слабые стороны
|
Имеется тенденция к сдерживанию индивидуальной инициативы
|
Демократический стиль требует много времени
|
Группа может потерять скорость и направление движения без лидерского вмешательства |
В ходе исследования была установлена связь между указанными двумя переменными и различными критериями эффективности. Так, вначале удалось установить, что лидеры, поведение которых характеризуется одновременно наличием двух переменных, более эффективны в своей деятельности, чем те, у которых поведение характеризовалось только одной из них. Позже были получены данные, свидетельствовавшие о том, что преимущественное внимание со стороны руководителя к структуре отношений делало выше показатели профессиональности подчиненных и снижало количество жалоб от них, а при
фокусе на отношения в структуре были отмечены относительно низкие показатели профессионализма и прогулов. Долгое время признавалась верной гипотеза, утверждающая, что наивысшие уровни двух еременных формируют наилучший стиль руководства. Однако последующие многочисленные тестирования давали очень разные результаты. При этом не удавалось установить единственно верного стиля эффективного лидерства, применимого в любых условиях. В то же время проведенные исследования позволили сделать два важных вывода. Во-первых, чем большее внимание уделяется структуре отношений и всему тому, что связано с работой, тем больший эффект достигается при следующих условиях:
• сильное давление, оказываемое кем-то (кроме лидера) с целью получения соответствующих результатов;
• задание удовлетворяет работников;
• работники зависят от лидера в получении информации и указаний о том, как делать работу;
• работники психологически подготовлены быть полностью инструктированными
лидером;
• соблюдается эффективный масштаб управляемости.
Усиленное внимание отношениям в структуре и всему тому, что соответствует нуждам и желаниям работников, дает эффект тогда, когда:
• задания являются рутинными и непривлекательными для работников;
• работники предрасположены и готовы к участию в управлении;
• работники должны сами научиться чему-то;
• работники чувствуют, что их участие в принятии решений влияет
на уровень выполнения работы;
• не существует значительных различий в статусе между лидером
и работниками.
Во-вторых, было отмечено, что эффективность лидерства зависит также от ряда других факторов:
• организационная культура;
• используемая технология;
• ожидания от использования
определенного стиля
• моральная удовлетворенность от работы с руководителем определенного
стиля.
1.3. Концепция Р. Ликерта «Системы управления 1, 2, 3 и 4».
Исследование Мичиганского университета ставило своей целью определить различия в поведении эффективных и неэффективных лидеров. За основу были взяты две переменные в поведении лидера: концентрация внимания лидера на работе и на работниках. Эти переменные достаточно схожи по своему содержанию с теми, которые использовались в исследованиях Университета штата Огайо. Результаты исследований Мичиганского университета позволили сделать следующие выводы об эффективном лидере:
• имеет тенденцию к оказанию поддержки работникам и развитию хороших отношений с ними;
• использует групповой, а не индивидуальный подход к управлению работниками;
• устанавливает предельно
Позже эти выводы были положены в основу концепции, разработанной Р. Ликертом и получившей название «Системы управления 1, 2, 3 и 4». Не установив идеального для всех случаев стиля, исследование Мичиганского университета тем не менее подводило к выводу о том, что условием эффективного лидерства является оказание поддержки работникам и привлечение их к принятию решений.
Основываясь на подходе Мичиганского университета, Р. Ликерт провел интенсивное изучение общих образцов управления, используемых эффективными лидерами. Было обнаружено, что последние уделяют основное внимание человеческому фактору и стараются развивать групповой подход к выполнению работы по достижению целей. Им были выделены две категории лидеров:
• лидеры, ориентированные на работников;
• лидеры, ориентированные на работу.
Продолжение исследований позволило выделить четыре преобладающих стиля управления, названные системами 1, 2, 3 и 4. Система 1 представляет собой ориентированный на выполнение задания, сильно структурированный авторитарный лидерский стиль. В противоположность ей - система 4. Это стиль, ориентированный на развитие отношений с подчиненными и групповую, совместную работу с ними. Системы 2 и 3 являются как бы промежуточными стадиями между двумя крайностями.
На основе своей модели Ликерт разработал вопросник, позволяющий определять стили руководства и управленческую культуру. Согласно полученным на основе вопросника результатам, эффективное лидерство чаще располагалось ближе к системе 4 и реже — к системе 1. Однако на практике следование стилю, соответствующему системе 4, оказалось далеко не простым делом. Не многие организации использовали этот стиль. Как оказалось, переход к нему связан с необходимостью проведения радикальных изменений, в основном изменений в поведении самого лидера и его последователей на всех уровнях, вплоть до рядового работника (Таблица 2).
Таблица 2. Примеры содержания систем управления 1, 2, 3 и 4 Ликерта
Организационные переменные |
Система 1 |
Система 2 |
Система 3 |
Система 4 |
Уровень доверия лидера своим подчиненным и его уверенности в них
|
Неуверен в подчиненных и не доверяет им
|
Снисходительная уверенность и доверие типа «мастер — раб»
|
Значительная, но не безоговорочная уверенность и доверие типа «начальник — подчиненный» с желанием контролировать принятие и выполнение решений |
Полная уверенность и доверие во всем
|
Характер используемой мотивации
|
Страх, угрозы, наказания и отдельные вознаграждения
|
Вознаграждения и в определенной мере наказания
|
Вознаграждения, отдельные наказания и в некоторой степени привлечение к участию в управлении
|
Материальное вознаграждение на основе системы стимулирования, разработанной с учетом участия работников в управлении |
Характер влияния на подчиненных и взаимодействия с ними
|
Слабое взаимодействие, основанное на страхе и недоверии
|
Слабое взаимодействие с некоторым учетом мнения подчиненных; страх и осторожность у подчиненных
|
Умеренное взаимодействие с достаточно частым проявлением уверенности в работниках и доверия к ним
|
Глубокое и дружественное взаимодействие с работниками, высокая уверенность в них и доверие к ним |
На основе своей модели Р. Ликерт разработал вопросник, позволяющий определять стили руководства и управленческую культуру. Согласно полученным на основе вопросника результатам эффективное лидерство чаще располагалось ближе к системе 4 и реже — к системе 1. Однако на практике следование стилю, соответствующему системе 4, оказалось далеко не простым делом. Не многие организации использовали этот стиль. Как оказалось, переход к нему связан с необходимостью проведения радикальных изменений, в основном изменений в поведении самого лидера и его последователей на всех уровнях, вплоть до рядового работника.
1.4. Модель управленческой сетки Блейка-Моутона