Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2012 в 13:52, доклад
В современном лексиконе человека, представителя делового мира, лидерство определяется как «способность вдохновлять, и порождать желание работать». Возникает логичный вопрос: «У кого?» - Конечно, же, у своих сотрудников. Но чтобы понимать настоящее значение лидерства, нам нужно глубже вникнуть в суть слова.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ……………………………………………………………..4
1. Понятия лидера и лидерства………………………………………………….4
2. Теории лидерства……………………………………………………………..7
3. Менеджер и лидер…………………………………………………….…….14
4. ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………….…….18
5. СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………...19
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ РФ
ФГОУВПО «РГУТиС»
ИНСТИТУТ ТУРИЗМА И ГОСТЕПРИИМСТВА (г. Москва) (филиал)
Кафедра «Менеджмент на предприятиях туризма и гостиничного хозяйства»
на тему
«Теории лидерских качеств»
Выполнила:
Группа:
Проверила: к.п.н., доцент Лепехина Р. Х.
Москва
2012 г.
ПЛАН
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ…………………………………………
1. Понятия лидера и лидерства………………………………………………….4
2. Теории лидерства………………………………………………………
3. Менеджер и лидер…………………………………………………….…….
4. ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
5. СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………...19
ВВЕДЕНИЕ
В современном лексиконе человека, представителя делового мира, лидерство определяется как «способность вдохновлять, и порождать желание работать». Возникает логичный вопрос: «У кого?» - Конечно, же, у своих сотрудников. Но чтобы понимать настоящее значение лидерства, нам нужно глубже вникнуть в суть слова.
Сейчас существует множество толкований, которые, если объединить, можно прийти к выводу, что лидерство-это способность оказывать влияние на людей, формировать свой коллектив и направлять их работу на достижение целей организации, беря в основу свой личный авторитет. Лидера нельзя назначить, им можно только стать путём уважения и доверия сотрудников.
Проблема лидерства всегда волновала весь мир, являясь актуальной для многих сфер жизни: спорта, политики и т.д., ведь лидерство существует везде, где есть коллектив.
В рамках работы будет рассмотрен вопрос «теории лидерства» с точки зрения дисциплины «Организационное поведение».
Цель работы:
Проанализировать понятия лидерства, основные подходы к лидерству и теории.
Исследовать лидерство, сходства и различия основных теорий лидерства, изучить концепции лидерства.
Изучить природу лидерства, концепции лидерского поведения, подходы к изучению лидерства.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
1. Понятие лидера и лидерства.
Китайский философ Лао Цзин писал: "Лидер действует наилучшим образом тогда, когда люди едва сознают, что он существует. Когда работа будет выполнена, цель достигнута, все они скажут: «Мы сделали это сами»". В настоящее время многие специалисты в вопросах лидерства связывают успех лидера со способностью вырастить последователей, которые не нуждаются в лидерах.
Дадим определение понятию «лидер». Лидер - это человек, который построил себя сам. Быть лидером нигде не научат - чтобы стать им, не надо заканчивать институтов или ходить на дополнительные занятия. Лидерами просто становятся, если у человека есть стремление, кто-то, заметив это стремление, поощряет его, и дает возможность самореализации, исходя из этого, потенциальный лидер сможет реализовать свои способности.
Лидер (от англ. leader — ведущий, первый, идущий впереди) — лицо в какой-либо группе, которая пользуется большим авторитетом, обладающее влиянием, которое проявляется как управляющие действия. Член группы, за которым она признает право принимать ответственные решения в важных для нее ситуациях, т.е. наиболее авторитетная личность, истинно играющая центральную роль в группе совместной деятельности и регулировании отношений внутри неё. [2, с. 7-8]
Брайан. О ‘Нейл дает свое определение лидерству: лидерство – это оказание влияния на людей таким образом, чтобы они достигали своих результатов, демонстрируя при этом стандарты и качество работы выше своего уровня. И делали это с желанием.
Питер Дукер дает более широкое понятие лидерству: лидерство - это способность поднять человеческое видение на уровень более широкого кругозора, вывести эффективность деятельности человека на уровень более высоких стандартов, а также способность формировать эту личность, выходя за ограничивающие ее рамки. Создание эффективного лидерства заключается в формировании миссии компании, ее определения и установлении, четко и наглядно. Лидер устанавливает цели, указывает приоритеты, и поддерживает стандарты.
Вэнс Паккард понял самую сущность лидерства и дал определение лидерства - лидерство — это искусство заставить других захотеть сделать что-то, что, как вы думаете, должно быть сделано. [4]
Лидер заставляет других членов группы захотеть сделать то, что он хочет сам. Человек может принудить других что-либо сделать, и люди поступают именно так. Но такое поведение — это не лидерство. Кроме того, менеджеры иногда, предлагают большую награду, стимулируют людей делать то, что они вообще не хотят делать. Это ведет к послушанию, но есть большое различие между согласием, послушанием и преданностью. Лидеры способны добиться от людей преданности. Мы говорим, что у них есть должностная власть, но она отличается от лидерства. Если говорить другими словами, люди исполняют приказы, не желая их исполнять.
В отличие от руководителя, которого иногда целенаправленно избирают, будучи ответствен за положение дел в возглавляемой им группе, располагает законным правом поощрения и наказания участников совместной деятельности, неформальный лидер выдвигается стихийно. Он не обладает никакими признаваемыми вне группы властными полномочиями и на него не возложены никакие законные обязанности. [2]
К сожалению, различие между управлением и лидерством прекратилось. Люди, находящиеся на официальных управленческих должностях, необязательно являются лидерами, но часто считаются ими.
Если руководитель группы и ее лидер не являются одним и тем же человеком, то взаимоотношения между ними могут способствовать эффективности совместной деятельности и гармонии жизни группы или же, наоборот, приобретать конфликтный характер, что, в конечном итоге, определяется уровнем группового развития. Так, например, в про социальных и асоциальных группах, как правило, функции лидера и руководителя выполняют разные члены группы. При этом чаще всего лидер в сообществах этого уровня социально-психологического развития оказывается член группы, который отвечает преимущественно за сохранение и поддержание позитивной атмосферы в группе, в то время как руководитель, будучи ориентирован, прежде всего, на повышение эффективности работы групповой деятельности, нередко не учитывает, как это отразится на социально-психологическом климате сообщества.
В корпоративных группах так же, как и в группах высокого социально-психологического уровня развития, функции лидера и руководителя возлагаются на одного и того же человека. В то же время основания лидерства и руководства в этих двух типах высокоразвитых в психологическом плане групп носят различный характер. Так, если в корпоративных группировках совпадение статусных позиций лидера и руководителя связано с явным приоритетом отношений власти в ущерб эмоциональному плану отношений, то в просоциальной группе высокого уровня развития типа коллектива именно эмоциональная «подпитка» властных полномочий нередко выступает как необходимый фундамент реализации формальной власти.
Марвин Вайсборд считает, что лидерство является тем механизмом, который удерживает все ячейки в равновесии.
Следует сразу отметить, что термин leadership в английском языке означает поведение руководителя, побуждающее подчиненных раскрыть свои силы и способности ради достижения поставленной задачи.
Важно знать, что лидерство - это не качества личности, не полномочия, не мотивация и не идеология, как оно ошибочно трактуется. В первую очередь, лидерство - это система взаимоотношений в коллективе, когда один человек выступает с инициативой и берет на себя ответственность за действия коллектива и их последствия, а другие согласны следовать предложенной инициативе и прикладывать для этого, как можно больше усилий. [ 9,c 110]
Люди под руководством простого руководителя не работают с тем ажиотажем, с каким работали бы на личность с харизмой, - на человека, достойного уважения. Когда на совещании слово берет Лидер, народ замолкает. Когда руководитель рассказывает о новых идеях в компании, персонал сопротивляется переменам. Когда Лидер представляет эти идеи, воодушевляя всех на новые достижения, сотрудники готовы работать для того, чтобы эти перемены быстрее принесли результат.
Теория лидерства «путь - цель».
Эта теория является широко признанной, она развивалась в рамках концепции теории ожидания. Эта теория пытается объяснить влияние, которое оказывает поведение лидера на мотивацию его подчиненных, их удовлетворённость и на их деятельность.
Существует 4 основных типа лидерства:
1. Директивное лидерство. Этот стиль похож на авторитарный. Лидер даёт довольно точные указания, а подчинённые точно знают, чего от них ждут. Подчинённые не принимают никакого участия в принятии решений.
2. Поддерживающее лидерство. Лидер дружелюбен и доступен для общения, выказывает настоящую заботу о подчиненных.
3. Лидерство,
основанное на вовлечении
4. Лидерство, ориентированное на достижения. Лидер ставит перед своими подчиненными достаточно сложные задачи и показывает уверенность, что они смогут их решить и сработать достаточно эффективно. [ 6,c 217]
Теория лидерских черт
Теории черт предполагают, что люди получили определенные качества и черты, которые делают их более подходящими для лидерства. Теории черт чаще всего определяет особенности личности или поведенческие характеристики, которые являются общими для руководителей. Но если специфические черты – главные особенности лидеров, как объяснить тот факт, что многие люди, имеющие эти качества, не являются лидерами и вообще далеки от этого? Этот вопрос – главная трудность в объяснении проблемы лидерства через эту конкретную теорию.
В этом направлении были проведены несколько сотен исследований, породивших достаточно длинный список выявленных лидерских качеств. Ральф Стогдилл в 1948 г. и Ричард Манн в 1959 г. попытались обобщить и сгруппировать все лидерские качества выявленные ранее. Так, Стогдилл пришел к выводу, что чаще всего пять качеств характеризуют лидера:
1. Интеллектуальные способности и ум.
2. Преобладание над другими или господство.
3. Уверенность в себе.
4. Энергичность и активность.
5. Знание своего дела.
Однако эти пять качеств так и не объяснили до конца природу выявления лидерства. Многие люди с этими качествами так и оставались последователями, а не лидерами, как им хотелось бы.
Наиболее интересный
результат был получен
1) управление вниманием,
или способность так
2) управление значением,
или способность так передать
значение созданного образа, идеи
или видения, чтобы они были
поняты и приняты
3) управление доверием,
или способность построить
4) управление собой,
или способность настолько
Беннис предлагает лидерам делиться властью с подчинёнными в организации для создания среды, в которой люди почувствуют свою значимость и познают, что они делают, а также то, что они часть этого общего дела. Создаваемая таким образом организационная среда должна вселять в людей силу и энергию через качество работы. Последующее изучение привело к выделению четырёх групп лидерских качеств: психологические, физиологические, интеллектуальные, и личностные деловые.
Со временем под влиянием бихевиористской школы, исследователи согласились с тем, что лидерские качества могут быть не только врожденными, но и приобретенными в результате учения или жизненного
опыта. Внимание переключилось на поиск универсальных качеств, которые присущи лидерам. В результате исследований оказалось, интеллект единственная постоянная характеристика.