Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2012 в 19:38, реферат
В XX веке роль толпы во всех сферах жизни общества существенно возрасла. В первую очередь это объясняется концентрацией людей. Во всем мире
произошло небывалое увеличение концентрации населения. Сейчас мы
ежедневно оказываемся в центре самых плотных толп: в автобусах, метро, в
больших магазинах, на городских рынках. Это не может не сказаться на
нашем поведении.
Введение
Темой для своего реферата я выбрала “Поведение толпы ”. В
XX веке роль
толпы во всех сферах жизни
общества существенно возрасла.
В первую очередь это
произошло небывалое увеличение концентрации населения. Сейчас мы
ежедневно оказываемся в центре самых плотных толп: в автобусах, метро, в
больших магазинах, на городских рынках. Это не может не сказаться на
нашем поведении.
В прошлые века большинство людей
сталкивались с такими толпами
крайне редко. Французский психолог XIX
века Г. Лебон писал: ”Век, в который мы
вступаем, будет, вероятно, эрой толпы”.
В больших городах резко интенсифицировалась
неформальная информация: слухи, сплетни.
Демократизация средств массовой информации
превратила их в разносчиков слухов. Развитие
телевидения, рекламы, на мой взгляд, создало
мощные средства манипуляции поведением
сразу миллионов людей. Они могут одновременно
получить информацию, толкающую их на
однотипные действия, стать причиной иррационального
поведения. Иррациональное поведение
противоположно целерациональному. Если
для первого характерна увязка целей с
осознанными интересами, конструирование
плана действий на основе расчета балансов
возможных достижений и издержек, то иррациональное
поведение этого лишено. В его основе лежат
психологические механизмы, лишь косвенно
связанные с трезвым расчетом.
Основная
часть
Существует много механизмов иррационального поведения. Основные из них: подражание, заражение и внушение. Многие формы поведения воспроизводятся людьми без лишних размышлений. В основе лежит механизм подражания. Его роль особенно велика в процессе социализации. Чтобы не ломать голову человек в стандартных ситуациях ведет себя так, как ведут себя окружающие. Механизм подражания затягивает людей, так как думать самостоятельно, находить собственные решения - это тяжелая работа, которая не всем по вкусу. Но, по-моему, невозможно во всем полагаться только на свой ум, а то придется открывать огонь, изобретать колесо и т. д. Поэтому люди, стремясь из лени или из здравого смысла экономить свои
интеллектуальные силы, идут по пути подражания.
Важную роль в распространении форм поведения играет механизм
заражения. При определенных условиях люди могут заражаться чужим
настроением, заимствуя соответствующие формы поведения. Но не все люди
подвержены заражению. Густав Лебон писал: ” Социальное заражение
характерно более всего для людей с подавленной волей и ведет к
закреплению традиций посредством приведения этих людей в определенное
психическое состояние посредством эмоциональных сопереживаний.
Массовое аффективное напряжение ведет к сужению сознания и преимущественному восприятию тех образов, которые окрашены наиболее эмоциональными красками.” Нередко, в разного типа группах встречается механизм взаимного заражения. В этом случае все участники группы заражают друг друга. Американский социальный психолог Т. Шибутани так описывает этот процесс: ”Каждый участник вносит свой вклад в эту атмосферу в той степени, в какой он проявляет соответствующие эмоциональные реакции, и каждый заражается этим настроением в зависимости от того, насколько оно соответствует его состоянию”.
Внушение- это метод, способствующий некритическому восприятию внешней информации.
Теперь обратимся к самому понятию слова толпа. Толпа-это группа людей,
захваченных одной эмоцией, которая может быть как негативной, так и
позитивной.
Весьма образное определение толпы дал Г. Лебон: «Толпа похожа на листья, поднимаемые ураганом и разносимые в разные стороны, а затем падающие на землю».
При объединении малых групп, состоящих из индивидов, которые негодуют по определенному поводу, в достаточно большую группу, резко возрастает вероятность проявления стихийного поведения. Последнее может быть направлено на выражение, испытываемых людьми чувств, оценок и мнений либо на изменение ситуации через действие. Очень часто субъектом такого стихийного поведения оказывается толпа.
Толпой как субъектом массовых форм вне коллективного поведения часто становится:
- публика, под
которой понимается большая
- контактная, внешне неорганизованная общность, действующая крайне эмоционально и единодушно;
- совокупность
индивидов, составляющих
В массовых формах вне коллективного поведения большую роль играют неосознанные процессы. На основе эмоционального возбуждения возникают стихийные действия в связи с какими-либо впечатляющими событиями, затрагивающие главные ценности людей в ходе, например, их борьбы за свои интересы и права. Таковыми были многочисленные «медные» или «соляные» бунты городской и крестьянской голытьбы в русском средневековье.
Основные механизмы
формирования толпы и развития ее
специфических качеств —
Виды
толпы и особенности
поведения
Базовыми механизмами стихийного поведения являются: взаимное заражение, внушение и массовое подражание индивидов друг другу. Совместное действие этих трех механизмов обеспечивает эмоциональное «взвинчивание», приводящее субъект в такое состояние, при котором он теряет способность к самоконтролю и оказывается во власти мощных иррациональных импульсов.
В соответствии с законом «духовного единства толпы», сформулированным Г. Лебоном, индивид независимо от его образа жизни и рода занятий, если он оказался в толпе, вынужден думать, чувствовать и действовать совершенно иначе. В толпе индивид способен на такие акты жестокости и насилия, которые никогда не совершил бы будучи одним. Он теперь думает и действует так, как ему велит состояние « коллективной души» толпы. Так, история дикого Запада знаменита «судами линча», в которых разгневанная толпа вешала пойманного преступника. И часто это был не настоящий преступник, а невиновный человек. Но он попадался под «горячую руку» толпы, совершив неадекватные действия, направленные не на подражание толпе. Когда же тем, кто линчевал человека, предлагали совершить аналогичные действия, но уже в одиночку, они упорно отказывались и не представляли, что могут сделать это.
По этой же причине
психологической особенности
Происходит деиндивидуализация.
- это потеря самоосознания и страха
оценки. Деиндивидуализация возникает
в групповых ситуациях, которые
обеспечивают анонимность и не концентрирует
внимание на отдельном индивиде.
Когда высокий
уровень социального
Как и любое
другое социальное явление, толпу можно
классифицировать по различным основаниям.
Если за основу классификации взять такой
признак, как управляемость, то можно выделить
следующие виды толпы.
Если за основу
классификации толпы взять
Все виды толпы
объединены высокой динамичностью,
изменчивостью. Они могут легко
переходить от одного состояния в
другое, вследствие чего, ими довольно
легко и в тоже время тяжело управлять
Г. Лебон различает
виды толп по признаку гомогенности:
- разнородная;
- анонимная (уличная, например);
- персонифицированная (парламентское собрание);
- однородная:
- секты;
- касты;
- классы.
Социальные психологи
отмечают ряд психологических
- когнитивной;
- эмоционально-волевой;
- темпераментальной;
- моральной.
В когнитивной
сфере толпа высказывает
Неспособность
к осознанию. Важными психологическими
характеристиками толпы являются ее
бессознательность, инстинктивность
и импульсивность. Если даже один человек
довольно слабо поддается посылам разума,
а потому большую часть поступков в жизни
делает благодаря эмоциональным, порою
совершенно слепым, импульсам, то людская
толпа живет исключительно чувством, логика
противна ей. Вступает в действие неуправляемый
стадный инстинкт, особенно когда ситуация
экстремальная, когда нет лидера и никто
не выкрикивает сдерживающие слова команд.
Разнородное в каждом из индивидов — частице
толпы — утопает в однородном, и берут
верх бессознательные качества. Общие
качества характера, управляемые бессознательным,
соединяются вместе в толпе. Изолированный
индивид обладает способностью подавлять
бессознательные рефлексы, в то время
как толпа этой способности не имеет.
Особенности воображения. У толпы сильно развита способность к воображению. Толпа очень восприимчива к впечатлениям. Образы, поражающие воображение толпы, всегда бывают простыми и ясными. Вызванные в уме толпы кем-либо образы, представление о каком-нибудь событии или случае по своей живости почти равны реальным образам. Не факты сами по себе поражают воображение толпы, а то, как они предъявляются ей.
Еще один очень
важный эффект толпы — коллективные
галлюцинации. В воображении людей,
собравшихся в толпе, события
претерпевают искажения.