Поведение толпы

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2012 в 19:38, реферат

Краткое описание

В XX веке роль толпы во всех сферах жизни общества существенно возрасла. В первую очередь это объясняется концентрацией людей. Во всем мире
произошло небывалое увеличение концентрации населения. Сейчас мы
ежедневно оказываемся в центре самых плотных толп: в автобусах, метро, в
больших магазинах, на городских рынках. Это не может не сказаться на
нашем поведении.

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word.doc

— 124.00 Кб (Скачать)

Введение 
 

Темой для своего реферата я выбрала “Поведение толпы  ”. В

XX  веке роль  толпы во всех сферах жизни  общества существенно возрасла. В первую очередь это объясняется  концентрацией людей. Во всем  мире

произошло небывалое  увеличение концентрации населения. Сейчас мы

ежедневно оказываемся  в центре самых плотных толп: в  автобусах, метро, в

больших магазинах,  на городских рынках. Это не может  не сказаться на

нашем поведении. В прошлые века большинство людей  сталкивались с такими  толпами  крайне редко. Французский психолог XIX века Г. Лебон писал: ”Век, в который мы вступаем, будет, вероятно, эрой толпы”. В больших городах резко интенсифицировалась неформальная информация: слухи,  сплетни. Демократизация средств массовой информации превратила их в разносчиков слухов. Развитие телевидения, рекламы, на мой взгляд, создало мощные средства манипуляции поведением сразу миллионов людей. Они могут одновременно получить информацию, толкающую их на однотипные действия, стать причиной иррационального поведения. Иррациональное поведение противоположно целерациональному. Если для первого характерна увязка целей с осознанными интересами, конструирование плана действий на основе расчета балансов возможных достижений и издержек, то иррациональное поведение этого лишено. В его основе лежат психологические механизмы, лишь косвенно связанные с трезвым расчетом. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Основная  часть 

Существует много  механизмов иррационального поведения. Основные из них: подражание, заражение  и внушение. Многие формы поведения  воспроизводятся людьми без лишних размышлений. В основе лежит механизм подражания. Его роль особенно велика в процессе социализации. Чтобы не ломать голову человек в стандартных ситуациях ведет себя так, как ведут себя окружающие. Механизм подражания затягивает людей, так как думать самостоятельно, находить собственные решения - это тяжелая работа, которая не всем по вкусу. Но, по-моему, невозможно во всем полагаться только на свой ум, а то придется открывать огонь, изобретать колесо и т. д. Поэтому люди, стремясь из лени или из здравого смысла экономить свои

интеллектуальные  силы, идут по пути подражания.

Важную роль в распространении форм поведения  играет механизм

заражения. При  определенных условиях люди могут заражаться чужим

настроением, заимствуя  соответствующие формы поведения. Но не все люди

подвержены заражению. Густав Лебон писал: ” Социальное заражение

характерно более  всего для людей с подавленной  волей и ведет к

закреплению традиций посредством приведения этих людей  в определенное

психическое состояние посредством эмоциональных сопереживаний.

Массовое аффективное  напряжение ведет к сужению сознания и преимущественному восприятию тех образов, которые окрашены наиболее эмоциональными красками.” Нередко, в разного типа группах встречается  механизм взаимного заражения. В этом случае все участники группы заражают друг друга. Американский социальный психолог Т. Шибутани так описывает этот процесс: ”Каждый участник вносит свой вклад в эту атмосферу в той степени, в какой он проявляет соответствующие эмоциональные реакции, и каждый заражается этим настроением в зависимости от того, насколько оно соответствует его состоянию”.

Внушение- это  метод, способствующий некритическому восприятию внешней информации.

Теперь обратимся  к самому понятию слова толпа. Толпа-это группа людей,

захваченных одной  эмоцией, которая может быть как  негативной, так и

позитивной.

Весьма образное определение толпы дал Г. Лебон: «Толпа похожа на листья, поднимаемые  ураганом и разносимые в разные стороны, а затем падающие на землю».

При объединении малых групп, состоящих из индивидов, которые негодуют по определенному поводу, в достаточно большую группу, резко возрастает вероятность проявления стихийного поведения. Последнее может быть направлено на выражение, испытываемых людьми чувств, оценок и мнений либо на изменение ситуации через действие. Очень часто субъектом такого стихийного поведения оказывается толпа.

Толпой как  субъектом массовых форм вне коллективного  поведения часто становится:

- публика, под  которой понимается большая группа людей, возникающая на основе общих интересов, часто без какой-либо организации, но обязательно при ситуации, которая затрагивает общие интересы и допускает рациональное обсуждение;

- контактная, внешне  неорганизованная общность, действующая  крайне эмоционально и единодушно;

- совокупность  индивидов, составляющих многочисленную  аморфную группу и не имеющих  в своем большинстве прямых  контактов между собой, но связанных  каким-либо общим более или  менее постоянным интересом. Таковыми  оказываются массовые увлечения, массовая истерия, массовые миграции, массовый патриотический или лжепатриотический угар.

В массовых формах вне коллективного поведения  большую роль играют неосознанные процессы. На основе эмоционального возбуждения  возникают стихийные действия в связи с какими-либо впечатляющими событиями, затрагивающие главные ценности людей в ходе, например, их борьбы за свои интересы и права. Таковыми были многочисленные «медные» или «соляные» бунты городской и крестьянской голытьбы в русском средневековье.

Основные механизмы  формирования толпы и развития ее специфических качеств — циркулярная  реакция (нарастающее взаимонаправленное эмоциональное заражение), а также  слухи. 

      Виды  толпы и особенности  поведения 

Базовыми механизмами  стихийного поведения являются: взаимное заражение, внушение и массовое подражание индивидов друг другу. Совместное действие этих трех механизмов обеспечивает эмоциональное «взвинчивание», приводящее субъект в такое состояние, при котором он теряет способность к самоконтролю и оказывается во власти мощных иррациональных импульсов.

В соответствии с законом «духовного единства толпы», сформулированным Г. Лебоном, индивид  независимо от его образа жизни и  рода занятий, если он оказался в толпе, вынужден думать, чувствовать и действовать  совершенно иначе. В толпе индивид способен на такие акты жестокости и насилия, которые никогда не совершил бы будучи одним. Он теперь думает и действует так, как ему велит состояние « коллективной души» толпы. Так, история дикого Запада знаменита «судами линча», в которых разгневанная толпа вешала пойманного преступника. И часто это был не настоящий преступник, а невиновный человек. Но он попадался под «горячую руку» толпы, совершив неадекватные действия, направленные не на подражание толпе. Когда же тем, кто линчевал человека, предлагали совершить аналогичные действия, но уже в одиночку, они упорно отказывались и не представляли, что могут сделать это.

По этой же причине  психологической особенности поведения  человека, на расстрел приговоренного приводили по шесть и более человек с ружьями. Когда они стреляли, то каждый из них втайне надеялся, что попала не его пуля, а другого стрелявшего (то есть убил не я, а другой), что более спокойно воспринималось нервной системой и не откладывалось в ящик «угрызений совести».

Происходит деиндивидуализация. - это потеря самоосознания и страха оценки. Деиндивидуализация возникает  в групповых ситуациях, которые  обеспечивают анонимность и не концентрирует  внимание на отдельном индивиде. 

Когда высокий  уровень социального возбуждения объединяется с размыванием ответственности, люди могут отбросить свои обычные ограничения и потерять чувство индивидуальности. Результатом могут быть действия, которые варьируют от легкого нарушения запретов (проклятия по адресу арбитра, выкрики во время рок-концерта) до импульсивного самовыражения (групповой вандализм, оргии, кражи) и даже до разрушающих социальных взрывов (полицейская жестокость, уличные бесчинства, линчевание).

Как и любое  другое социальное явление, толпу можно  классифицировать по различным основаниям. Если за основу классификации взять такой признак, как управляемость, то можно выделить следующие виды толпы.  

  • Стихийная толпа. Формируется и проявляется  без какого-либо организующего начала со стороны конкретного физического  лица.
 
  • Ведомая толпа. Формируется и проявляется под  воздействием, влиянием с самого начала или впоследствии конкретного физического  лица, являющегося в данной толпе  ее лидером.
  • Организованная толпа. Эту разновидность вводит Г. Лебон, рассматривая в качестве толпы и собрание индивидов, вступивших на путь организации, и организованную толпу. Можно сказать, что он подчас не делает разницы между толпой организованной и неорганизованной. Хотя согласиться с таким подходом трудно. Если какая-то общность людей организована, следовательно, в ней имеются структуры управления и подчинения. Это уже не толпа, а формирование. Даже отделение солдат, пока в нем есть командир, уже не толпа.
 

Если за основу классификации толпы взять характер поведения в ней людей, то можно  выделить несколько ее типов и подтипов.  

  • Окказиональная  толпа. Образуется на основе любопытства  к неожиданно возникшему происшествию (дорожная авария, пожар, драка и  т.п.).
  • Конвенциональная толпа. Основой формирования поведения такой толпы является признание некоторых определенных правил в своем поведении. Обычно такая толпа собирается по поводу какого-нибудь события, объявленного заранее. В данном случае людьми движет определенный конкретный интерес, и они готовы до поры следовать некоторым принятым в таких ситуациях нормам. Это могут быть зрители, например футбольного матча. Внешне у такой толпы существуют все признаки конвенции: билеты, отведенные места, соответствующие заграждения. Внутренне, однако, собравшиеся люди - это не посетители консерватории. Как отмечает Д.В. Ольшанский, - такая толпа остается «конвенциональной» до определенного момента, пока у конной милиции хватит сил ограничивать проход болельщиков к станции метро. Собственные, внутренние «правила» поведения болельщиков-фанатов таковы, что они могут смести милицию. Тогда от «конвенциональной толпы» не останется и следа - она превратится в следующий вид, в толпу действующую
  • Экспрессивная толпа. Формируется — как и конвенциональная толпа. В такой толпе людей объединяют общие чувства (радость, гнев, протест, горе и т.д.). Это толпа людей что-то эмоционально выражающих. В приводимом уже нами случае случайной толпы по поводу дорожно-транспортного происшествия, толпа может превратиться в экспрессивную толпу, выражающую, например, недовольство совершенно безобразной организацией уличного движения и бездарной работой транспортной милиции. Обсудив детали происшествия и удовлетворив тем самым любопытство, такая толпа быстро создает объект, в отношении которого начинает выражать эмоции.
  • Экстатическая толпа. Представляет собой крайнюю форму экспрессивной толпы. Характеризуется состоянием общего экстаза на основе взаимного ритмически нарастающего заражения (массовые религиозные ритуалы, карнавалы, рок концерты и т.п.).
  • Действующая толпа. Формируется — как и конвенциальная; осуществляет действия относительно конкретного объекта. Действующая толпа может быть агрессивной, панической, стяжательской (мародерство). Причиной ее действия часто являются ненависть к кому-либо, необходимость спастись от опасности, стремление овладеть какими-либо ценностями, либо состоянием экстаза во время религиозных ритуалов, концертов, карнавалов.
  • Агрессивная толпа. Объединена слепой ненавистью к конкретному объекту (какому-либо религиозному или политическому движению, структуре). Обычно сопровождается избиениями, погромами, поджогами и т.п.
  • Паническая толпа. Стихийно спасающаяся от реального или воображаемого источника опасности.
  • Стяжательская толпа. Вступает в неупорядоченный непосредственный конфликт за обладание какими-либо ценностями. Провоцируется властями, игнорирующими жизненные интересы граждан или покушающимися на них (взятие штурмом мест в отходящем транспорте, ажиотажный расхват продуктов в предприятиях торговли, разгром продовольственных складов, осаждение финансовых (например, банковских) учреждений, в небольших количествах проявляется в местах крупных катастроф со значительными человеческими жертвами и т.п.).
  • Повстанческая толпа. Формируется на основе общего справедливого возмущения действиями властей. Своевременное внесение в нее организующего начала способно возвысить стихийное массовое выступление до сознательного акта политической борьбы.

Все виды толпы  объединены высокой динамичностью, изменчивостью. Они могут легко  переходить от одного состояния в  другое, вследствие чего, ими довольно легко и в тоже время тяжело управлять 

Г. Лебон различает  виды толп по признаку гомогенности: 

- разнородная;

- анонимная (уличная,  например);

- персонифицированная  (парламентское собрание);

- однородная:

- секты;

- касты;

- классы.

Психологические свойства толпы

Социальные психологи  отмечают ряд психологических особенностей толпы. Они свойственны всей психологической  структуре этого образования  и проявляются в различных  сферах:  

- когнитивной;

- эмоционально-волевой;

- темпераментальной;

- моральной.  

В когнитивной  сфере толпа высказывает разнообразные  странности своей психологии.

Неспособность к осознанию. Важными психологическими характеристиками толпы являются ее бессознательность, инстинктивность  и импульсивность. Если даже один человек довольно слабо поддается посылам разума, а потому большую часть поступков в жизни делает благодаря эмоциональным, порою совершенно слепым, импульсам, то людская толпа живет исключительно чувством, логика противна ей. Вступает в действие неуправляемый стадный инстинкт, особенно когда ситуация экстремальная, когда нет лидера и никто не выкрикивает сдерживающие слова команд. Разнородное в каждом из индивидов — частице толпы — утопает в однородном, и берут верх бессознательные качества. Общие качества характера, управляемые бессознательным, соединяются вместе в толпе. Изолированный индивид обладает способностью подавлять бессознательные рефлексы, в то время как толпа этой способности не имеет.  

Особенности воображения. У толпы сильно развита способность к воображению. Толпа очень восприимчива к впечатлениям. Образы, поражающие воображение толпы, всегда бывают простыми и ясными. Вызванные в уме толпы кем-либо образы, представление о каком-нибудь событии или случае по своей живости почти равны реальным образам. Не факты сами по себе поражают воображение толпы, а то, как они предъявляются ей.

Еще один очень  важный эффект толпы — коллективные галлюцинации. В воображении людей, собравшихся в толпе, события  претерпевают искажения.  

Информация о работе Поведение толпы