Поведение толпы

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2012 в 19:38, реферат

Краткое описание

В XX веке роль толпы во всех сферах жизни общества существенно возрасла. В первую очередь это объясняется концентрацией людей. Во всем мире
произошло небывалое увеличение концентрации населения. Сейчас мы
ежедневно оказываемся в центре самых плотных толп: в автобусах, метро, в
больших магазинах, на городских рынках. Это не может не сказаться на
нашем поведении.

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word.doc

— 124.00 Кб (Скачать)

В политической психологии различают понятия «собранная публика» и «несобранная публика». В любом случае, публику всегда объединяет общая цель, что делает ее более управляемой. По словам Г. Лебона, - собрание становится организованной толпой, или толпой одухотворенной, составляющей единое существо и подчиняющееся закону духовного единства толпы. В публике могут возникнуть такие же явления, как и в толпе, а именно общее эмоциональное напряжение, утрата рефлексивности, ощущение единства и солидарности. Поэтому некоторые виды публики могут легко превратиться в экспрессивную или агрессивную толпу, а она в свою очередь в толпу повстанческую, если ею овладеют организованные группы, которые сумеют направить ее действия в желательном для себя направлении.

В случае неразрешения общественной проблемы толпа начинает беспорядки - массовые народные волнения, являющиеся выражением протеста против власти. Беспорядки сопровождаются нарушением режима жизни, порядка движения транспорта, нарушением функционирования всех систем обеспечения, перерастают в вандализм. Толпа не останавливается перед кровью и покушением на жизнь всех, кто по каким-либо причинам показался ей для этого непригодным. 

«Несобранная  публика», с внешней стороны - это всего лишь «поляризованная масса», то есть большое число людей, мышление и интересы которых ориентированы идентичными стимулами в одном направлении и которые ведут себя исходным образом. Это сходство может проявляться не только в бытовых, но и в более важных вопросах - в идеологии и политике. В несобранной публике внешне не проявляются явления, характерные для толпы или собранной публики. Нет в таком объеме эмоционального заражения, не развивается в полном объеме процесс деиндивидуализации. Хотя заражение и идет (через средства массовой информации). Средства массовой информации активно стремятся к деиндивидуализации аудитории, однако в полной мере, как в толпе, это трудно достижимо.

Всякие виды «популяризованных масс» и «несобранной публики» представляют базу для формирования сходных взглядов. В них заключена готовность к некритическому восприятию определенной информации, заложена основа для создания мнения по некоторым вопросам, а также выработки готовности к реагированию сходным образом на идентичные стимулы. Следовательно, они представляют собой фундамент для возникновения мнений и настроений - макроформ массового политического сознания, а за ним и соответствующего поведения . 

Особым примером такой эволюции несобранной публики  являются процессы, происходящие в ходе избирательных кампаний и возникающее в результате электоральное поведение. Электоральное поведение в целом продолжает оставаться стихийным поведением и подчиняется общим закономерностям. В конечном счете, электорат делится на две неравные части. Первая, меньшая часть - это организованный электорат, действующий на основе группового сознания и подчиняющийся управляющим этим сознанием политическим институтам, партиям, организациям. Вторую, более значительную часть - составляет неорганизованный электорат. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение

 

В заключении, я  еще раз хочу обратить внимание на то, что индивид при

определенном  условии, чувствует, мыслит и действует  иначе, чем этого

можно было бы ожидать, и этим условием является приобщение к

человеческой  толпе, которая приобрела качество психологической массы. До

сих пор остается важным и интересным вопрос об изменении  поведения

человека в  толпе и об особенностях поведения  толпы. Масса производит на

человека впечатление  неограниченной силы. Она становится на место всего

человеческого общества, являющегося носителем  авторитета. Для человека

опасно находиться в противоречии с толпой и, наоборот, безопасно

следовать окружающим примерам и, если нужно, то даже “выть

по-волчьи”. Повинуясь  новому авторитету, нужно выключить из деятельности

свою прежнюю  “совесть”. Следовательно, в общем  не так уже поразительно,

когда мы слышим, что индивид в толпе совершает  такие вещи, от которых он

отвернулся бы в своих обычных жизненных  условиях. Часто встречаются такие

случаи, когда  человек, успокоившись и восстановив  способность к трезвому

анализу, объясняет  совершенное просто:” Бес попутал” или “Что-то на меня

нашло…” 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  литературы

 
 
    1. Лебон Г. Психология народов и масс. — СПб., 1996.
 
    1. Митрохин С. Трактат о толпе // Век XX и мир. — 1990. № 11.
 
    1. Руткевич  А.М. Человек и толпа // Диалог. — 1990. — № 12.
 
    1. Ольшанский  Д.В. Политическая психология. - СПб.: Питер, 2002.- 576 с.

Информация о работе Поведение толпы