Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2012 в 19:38, реферат
В XX веке роль толпы во всех сферах жизни общества существенно возрасла. В первую очередь это объясняется концентрацией людей. Во всем мире
произошло небывалое увеличение концентрации населения. Сейчас мы
ежедневно оказываемся в центре самых плотных толп: в автобусах, метро, в
больших магазинах, на городских рынках. Это не может не сказаться на
нашем поведении.
В политической психологии различают понятия «собранная публика» и «несобранная публика». В любом случае, публику всегда объединяет общая цель, что делает ее более управляемой. По словам Г. Лебона, - собрание становится организованной толпой, или толпой одухотворенной, составляющей единое существо и подчиняющееся закону духовного единства толпы. В публике могут возникнуть такие же явления, как и в толпе, а именно общее эмоциональное напряжение, утрата рефлексивности, ощущение единства и солидарности. Поэтому некоторые виды публики могут легко превратиться в экспрессивную или агрессивную толпу, а она в свою очередь в толпу повстанческую, если ею овладеют организованные группы, которые сумеют направить ее действия в желательном для себя направлении.
В случае неразрешения
общественной проблемы толпа начинает
беспорядки - массовые народные волнения,
являющиеся выражением протеста против
власти. Беспорядки сопровождаются нарушением
режима жизни, порядка движения транспорта,
нарушением функционирования всех систем
обеспечения, перерастают в вандализм.
Толпа не останавливается перед кровью
и покушением на жизнь всех, кто по каким-либо
причинам показался ей для этого непригодным.
«Несобранная публика», с внешней стороны - это всего лишь «поляризованная масса», то есть большое число людей, мышление и интересы которых ориентированы идентичными стимулами в одном направлении и которые ведут себя исходным образом. Это сходство может проявляться не только в бытовых, но и в более важных вопросах - в идеологии и политике. В несобранной публике внешне не проявляются явления, характерные для толпы или собранной публики. Нет в таком объеме эмоционального заражения, не развивается в полном объеме процесс деиндивидуализации. Хотя заражение и идет (через средства массовой информации). Средства массовой информации активно стремятся к деиндивидуализации аудитории, однако в полной мере, как в толпе, это трудно достижимо.
Всякие виды
«популяризованных масс» и «
Особым примером
такой эволюции несобранной публики
являются процессы, происходящие в ходе
избирательных кампаний и возникающее
в результате электоральное поведение.
Электоральное поведение в целом продолжает
оставаться стихийным поведением и подчиняется
общим закономерностям. В конечном счете,
электорат делится на две неравные части.
Первая, меньшая часть - это организованный
электорат, действующий на основе группового
сознания и подчиняющийся управляющим
этим сознанием политическим институтам,
партиям, организациям. Вторую, более значительную
часть - составляет неорганизованный электорат.
В заключении, я еще раз хочу обратить внимание на то, что индивид при
определенном условии, чувствует, мыслит и действует иначе, чем этого
можно было бы ожидать, и этим условием является приобщение к
человеческой толпе, которая приобрела качество психологической массы. До
сих пор остается важным и интересным вопрос об изменении поведения
человека в толпе и об особенностях поведения толпы. Масса производит на
человека впечатление неограниченной силы. Она становится на место всего
человеческого общества, являющегося носителем авторитета. Для человека
опасно находиться в противоречии с толпой и, наоборот, безопасно
следовать окружающим примерам и, если нужно, то даже “выть
по-волчьи”. Повинуясь новому авторитету, нужно выключить из деятельности
свою прежнюю “совесть”. Следовательно, в общем не так уже поразительно,
когда мы слышим, что индивид в толпе совершает такие вещи, от которых он
отвернулся бы в своих обычных жизненных условиях. Часто встречаются такие
случаи, когда человек, успокоившись и восстановив способность к трезвому
анализу, объясняет
совершенное просто:” Бес
нашло…”