Теоретические основы механизмов запоминания у людей и проявляющиеся патологии

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2014 в 23:26, курсовая работа

Краткое описание

Цель: рассмотреть основные виды памяти и дать им характеристику.
Задачи исследования:
1. Проанализировать литературу по заявленной теме.
2. Изучить психологическую сущность памяти как психического познавательного процесса.
3. Рассмотреть виды памяти, и охарактеризовать их.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………………….3
1 Основные характеристики памяти, как ключевого познавательного
процесса психики человека …………………………………………………………..5
1.1 Теории памяти и их характеристика ……………………………………………….5
1.2 Виды памяти и их особенности…………………………………………………….11
2 Теоретические основы механизмов запоминания у людей и проявляющиеся патологии………………………………………………………………….....……........17
2.1 Основные процессы и механизмы запоминания…………………………….........17
2.2 Индивидуальные различия памяти у людей и проявляющиеся патологии……..23
Заключение……………………………………………………………………………..29
Глоссарий……………………………………………………………………………….31
Список использованных источников……………………………………………….32

Файлы: 1 файл

Механизмы запоминания.doc

— 207.50 Кб (Скачать)

          Память лежит в основе способностей человека, является условием научения, приобретения знаний, формирования умений и навыков. Без памяти невозможно нормальное функционирование ни личности, ни общества. Благодаря своей памяти, ее совершенствованию человек выделился из животного царства и достиг тех высот, на которых он сейчас находится. Да и дальнейший прогресс человечества без постоянного улучшения этой функции немыслим.       

      В настоящее время память характеризуется как «сквозной» процесс, обеспечивающий преемственность психических процессов и объединяющий все познавательные процессы в единое целое. Сознание того, что воспринимаемый в данный момент предмет или явление воспринимались в прошлом, называется узнаванием. Однако мы можем не только узнавать предметы. Мы можем вызвать в нашем знании образ предмета, который в данный момент мы не воспринимаем, но воспринимали его раньше. Этот процесс — процесс воссоздания образа предмета, воспринимаемого нами ранее, но не воспринимаемого в данный момент, называется воспроизведением. Воспроизводятся не только воспринимаемые в прошлом предметы, по и наши мысли, переживания, желания, фантазии и т. д. Необходимой предпосылкой узнавания и воспроизведения является запечатление, или запоминание, того, что было воспринято, а также его последующее сохранение.

     Таким образом, память — это сложный психический процесс, состоящий из нескольких частных процессов, связанных друг с другом.

      Память необходима человеку. Она позволяет ему накапливать, сохранять и впоследствии использовать личный жизненный опыт, в ней хранятся знания и навыки. Перед психологической наукой стоит ряд сложных задач, связанных с изучением процессов памяти: учение того, как запечатлеваются следы, каковы физиологические механизмы этого процесса, какие условия содействуют этому запечатлению, каковы его границы, какие приемы могут позволить расширить объем запечатленного материала. Помимо этого существуют и другие вопросы, на которые необходимо дать ответ. Например, как долго могут храниться эти следы, каковы механизмы сохранения следов на короткие и длинные отрезки времени, каковы те изменения, которые претерпевают следы памяти, находящиеся в скрытом (латентном) состоянии и как эти изменения влияют на протекание познавательных процессов человека.

          Исследованиями памяти в настоящее время заняты представители разных наук: психологии, биологии, медицины, генетики, кибернетики и ряда других. Все эти науки расширяют знания о памяти человека, взаимно дополняют друг друга, позволяют глубже заглянуть в это, одно из самых важных и загадочных явлений человеческой психологии.

 

 

          Глоссарий

 

п/п

Новые понятия

Определение

1.

Быстрота

Способность человека в процессе запечатления, сохранения и воспроизведения информации достигать определенной скорости ее обработки и использования.

2.

Готовность

Характеристика памяти, свидетельствующая о предрасположенности человека и его сознания всегда активно использовать всю запечатленную информацию.

3.

Длительность

Характеристика памяти, свидетельствующая о его способности удерживать определенное время в своем сознании нужную информацию.

4.

Долговременная память

Процесс длительного сохранения часто повторяющейся и многократно запоминающейся информации.

5.

Кратковременная память

Это запоминание и сохранение информации на короткий срок после однократного и очень непродолжительного восприятия.

6.

Объем

Важнейшая интегральная характеристика памяти в целом и отдельных ее процессов, отражающая количественные показатели и возможности запечатляемой, сохраняемой и воспроизводимой человеком информации.

7.

Оперативная память

Это сохранение материала после его запечатления на время, необходимое для выполнения задачи.

8.

Память

Это процесс запечатления, сохранения и воспроизведения того, что человек отражал, делал или переживал.

9.

Сохранение

Удержание в памяти полученных знаний в течение относительно длительного периода времени.

10.

Точность

Характеристика памяти, которая показывает способность человека в процессе запечатления, сохранения и воспроизведения информации качественно и продуктивно отражать ее основное содержание.


 

 

 

 

          Список  использованных  источников

 

1. Баданина, Л. П. Психология познавательных процессов: учебное пособие / - М.: Флинта: МПСИ, 2008. – 240 с.

2.  Блонский, П. П. Память и мышление. – СПб.: Питер, 2001. – 288 с.

3. Бочарова,  С. П. Психология и память. Изд-во Гуманитарный Центр, 2007. – 384 с.

4. Колесов, Д. В. Введение в общую психологию. – М.: Изд-во НПО «МОДЭК», 2002. – 736 с.

5. Котова, И. Б. Канаркевич, О. С. Общая психология. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко»; Ростов н/Д.: Академцентр, 2008. – 480 с.

6. Крысько, В. Г. Общая психология в схемах и таблицах. – СПб.: Питер, 2004. – 254 с.

7. Лекции по общей психологии / А. Р. Лурия. – СПб.: Питер, 2006. – 320 с.

8. Маклаков, А. Г. Общая психология. СПб.: Питер, 2005. – 583 с.

9. Общая психология: Курс лекций для первой ступени педагогического образования / Сост. Е.И.Рогов. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001, – 448с.

10. Общая психология: учебник/ Под ред. Тугушева Р. Х.  – М.: Изд-во Эксмо, 2006. – 560 с.

11. Першина, Л. А. Общая психология. – М.: Академический Проект, 2004. – 436 с.

12. Петровский, А.В., Ярошевский М.Г. Психология. - М.: Академия, 2006. - 501 с.

13. Психология памяти/под. ред. Ю. Б. Гиппенрейтер и В. Л. Романова. – 3-е изд. – М.: «ЧеРо», 2002. - 816 с.

14. Психология памяти: Учебное пособие для студентов. Под. ред. Черемошкина Л. В. 2-е изд. – М.: Аспект Пресс, 2009. - 319 с.

15. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии. СПб.: Изд-во «Питер». 2000. – 592 с.

16. Сорокун, П.А. Общая психология. Псков: ПГПИ, 2003 - 312 с.

17. Узнадзе, Д. Н. Общая психология. – М.: Смысл; СПб.: Питер, 2004. – 413 с.

18. Шкуренко, Д. А. Общая и медицинская психология: Учебное пособие. Ростов н/Д: «Феникс», 2002. – 352 с.

                                                  Приложение А


                         Классификация  основных  видов  памяти16

 

 

 


 


 

 


 

 


 

 


 

 

 

 

 

 

                                               

 

 

 

 

 

                                               

                                                 Приложение Б

 

 

                                       Механизмы  запоминания17

 

 

 

 

 



 

 

 






 



 

 

 

 

 

 


 


 







 


 

 

 

 

 

 

 

 

1 Першина, Л. А. Общая психология: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений.- М.: Академический  Проект, 2004. – С. 193

2 Бочарова, С. П. Психология и память. Психология и практика для обучения и работы. – X.: Изд-во Гуманитарный Центр, 2007. – С. 195

 

 

3  Першина, Л. А. Общая психология. – М.: Академический Проект, 2004. – С. 198

 

4 Бочарова, С. П. Психология и память. Психология и практика для обучения и работы. – X.: Изд-во Гуманитарный Центр, 2007. – С. 202

 

5 Першина, Л. А. Общая психология. – М.: Академический Проект, 2004. – С. 243

 

6 Маклаков А. Г. Общая психология. СПб.: Питер, 2005. – С. 255

7 Баданина, Л. П. Психология познавательных процессов: Учебное пособие / - М.: Флинта: МПСИ, 2008. – С. 130

8 Маклаков, А. Г. Общая психология. СПб.: Питер, 2005. – С. 258

9 Баданина, Л. П. Психология познавательных процессов: Учебное пособие / - М.: Флинта: МПСИ, 2008. – С. 129

 

10 Маклаков, А. Г. Общая психология. СПб.: Питер, 2005. – С.  262

 

11 Першина, Л. А. Общая психология: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений.- М.: Академический  Проект, 2004. – С. 202

 

12 Бочарова, С. П. Психология и память. Психология и практика для обучения и работы. – X.: Изд-во Гуманитарный Центр, 2007. – С. 280

13 Маклаков, А. Г. Общая психология. СПб.: Питер, 2005. – С. 272

14 Баданина, Л. П. Психология познавательных процессов: Учебное пособие / - М.: Флинта: МПСИ, 2008. – С. 134

 

15 Маклаков, А. Г. Общая психология. СПб.: Питер, 2005. – С.  278

16 Крысько, В. Г. Общая психология в схемах и таблицах: Учебное пособие. – СПб.: Питер, 2004. – С. 129

17  Маклаков, А. Г. Общая психология. СПб.: Питер, 2005. – С. 270

 


 



Информация о работе Теоретические основы механизмов запоминания у людей и проявляющиеся патологии