Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2014 в 23:26, курсовая работа
Цель: рассмотреть основные виды памяти и дать им характеристику.
Задачи исследования:
1. Проанализировать литературу по заявленной теме.
2. Изучить психологическую сущность памяти как психического познавательного процесса.
3. Рассмотреть виды памяти, и охарактеризовать их.
Введение………………………………………………………………………………….3
1 Основные характеристики памяти, как ключевого познавательного
процесса психики человека …………………………………………………………..5
1.1 Теории памяти и их характеристика ……………………………………………….5
1.2 Виды памяти и их особенности…………………………………………………….11
2 Теоретические основы механизмов запоминания у людей и проявляющиеся патологии………………………………………………………………….....……........17
2.1 Основные процессы и механизмы запоминания…………………………….........17
2.2 Индивидуальные различия памяти у людей и проявляющиеся патологии……..23
Заключение……………………………………………………………………………..29
Глоссарий……………………………………………………………………………….31
Список использованных источников……………………………………………….32
Содержание
Введение…………………………………………………………
1 Основные характеристики памяти, как ключевого познавательного
процесса психики человека …………………………………………………………..5
1.1 Теории памяти и их характеристика ……………………………………………….5
1.2 Виды памяти и их особенности…………………………………………………
2 Теоретические основы механизмов
запоминания у людей и проявляющиеся патологии………………………………………………………
2.1 Основные процессы и механизмы запоминания……………………………........
2.2 Индивидуальные различия памяти у людей и проявляющиеся патологии……..23
Заключение……………………………………………………
Глоссарий………………………………………………………
Список использованных источников……………………………………………….
Приложения……………………………………………………
Введение
Память представляет собой запоминание, сохранение и последующее воспроизведение человеком его опыта, делающие возможным его повторное использование в деятельности или возвращение в сферу сознания. Значение памяти для человека чрезвычайно велико.
Память человека изначально не может быть одновременным образованием, ибо человек как биосоциальное существо является одновременно индивидом, субъектом деятельности, личностью и индивидуальностью. В связи с этим память человека характеризует человека как:
1. Индивида – представителя рода человеческого с определенными биологическими (родовыми) способностями запоминать, сохранять и воспроизводить информацию;
2. Субъекта деятельности, мнемические процессы которого зависят от характера его взаимоотношений с окружающей средой и запоминаемым материалом (условий запоминания, места запоминаемого материла в структуре деятельности, особенностей процессов целеобразования и т. д.
3. Личность, обладающую сознанием и самосознанием, формирующую отношения с окружающим миром и способную регулировать проявление собственных мнемических процессов;
4. Индивидуальность, отличающуюся качественным и количественным своеобразием (неповторимостью) процессов запоминания, сохранения и воспроизведения [14, С. 6].
Каждый день человек узнает много нового, с каждым днем все больше обогащаются его знания. Все, что он узнает, может быть надолго сохранено в кладовых его мозга. Мозг не только сохраняет наши знания об окружающем мире, но и обладает способностью по нашему желанию воспроизводить эти знания.
Актуальность. Абсолютно все, что мы знаем, умеем, есть следствие способности мозга запоминать и сохранять в памяти образы, мысли, пережитые чувства. Память сохраняет наши знания, и без знаний немыслима ни плодотворная деятельность, ни успешное учение. Чем больше человек знает и умеет, т.е. чем больше хранится у него в памяти, тем большую пользу он сможет принести.
Память считается одним из основных познавательных процессов. Но можно сказать и больше: она основа всякого познания.
Благодаря памяти, человек имеет представление о воспринятых ранее видах или явлениях, в результате чего содержание его сознания не ограничивается наличными ощущениями и восприятиями, а включает в себя и приобретенные в прошлом опыт и знания.
Объект исследования: память, как психический познавательный процесс.
Предмет исследования: особенности протекания процессов памяти.
Цель: рассмотреть основные виды памяти и дать им характеристику.
Задачи исследования:
1. Проанализировать литературу по заявленной теме.
2. Изучить психологическую сущность памяти как психического познавательного процесса.
3. Рассмотреть виды памяти, и охарактеризовать их.
Методы исследования: В ходе написания курсовой работы использовались такие методы как: анализ и синтез научной и учебной литературы.
Литературный обзор: При написании курсовой работы было изучено 18 источников литературы, в основном эта была научно-психологическая литература, учебные пособия таких авторов как: Л. П. Баданина, С. П. Бочарова, В. Г. Крысько, А. Г. Маклаков, Л. А. Першина и другие [1, 3, 6, 8, 11 и др.]
Практическая значимость: Теоретический материал данной курсовой работы, можно использовать студентам-психологам для подготовки лекций по заявленной теме, написания рефератов, курсовых работ.
1 Основные характеристики памяти, как ключевого познавательного
процесса психики человека
1.1 Теории памяти и их характеристика
Каждый миг своей активной жизни, человек получает разного рода информацию. И каждый следующий миг он проживает, уже обладая этой информацией: опираясь на нее, применяя ее или стараясь от нее избавиться. Процессом, обеспечивающим накопление знаний, опыта, является память.1
Природу памяти стремились понять и объяснить исследователи, работающие в разных областях. Поэтому в настоящее время наука располагает данными, дающими толкование памяти как с точки зрения психологической, так и с точки зрения других естественнонаучных дисциплин [11, С. 194].
В течение столетий было создано немало теорий о сущности и закономерностях памяти. Рассмотрим их подробнее.
1. Ассоциативная теория. Ассоциация – это связь между отдельными представлениями, при которых одно из этих представлений вызывает другое. Ассоциации образуются на случайной основе, поэтому ассоциативная теория не объясняет избирательности памяти. Тем не менее, ассоциативная теория дала много полезного для понимания законов памяти. В рамках ассоциативной теории работал Герман Эббингауз, которому принадлежит открытие ряда механизмов и закономерностей памяти. Согласно Г. Эббингаузу, «если какие-либо душевные образования когда-нибудь заполняли сознание одновременно или в близкой последовательности, то впоследствии повторение одних членов этого прежнего переживания вызывает представление и остальных членов, хотя бы первоначальные причины их отсутствовали». Душа всегда расширяет и обогащает то, что ей непосредственно дано, на основе своих прежних переживаний. То, что «проникает в нее, благодаря удачно сложившимся условиям, она облекает и пропитывает собственным своим прошлым. По определению Эббингауза, память и является общей способностью души к этой работе. Процесс возрождения некоторого психического содержания, воспринятого ранее в виде представлений, Эббингауз назвал воспроизведением. Механизм воспроизведения он объяснял ассоциацией – мысленной связью, возникающей между процессом, наблюдаемым в действительности, и возможностью его наступления в случае его отсутствия. Таким образом, ассоциация – это внутренняя причина воспроизведения. При этом Эббингауз подчеркивал, что воспроизводимые ощущения и представления не тождественны с существовавшими ранее, а только сходными ними, и тем не менее способными пробуждать наблюдаемые раннее душевные образования.
Так, когда ребенок учится считать, то запоминает, как правило, крупные печатные знаки. Впоследствии же он будет их воспроизводить, какого бы размера или шрифта они не были. Поток представлений человека, по мнению Эббингауза, регулируется четырьмя различными ассоциациями: а) по сходству; б)по контрасту; в) по временной связи; г) по пространственному сосуществованию.2 Последние две могут быть классифицированы как ассоциации по смежности – временной и пространственной.
Рассматривая ассоциации отметим, что иллюстрацией ассоциации по сходству может быть следующая ситуация: если человек являлся участником какого-либо события, то в последующем похожая ситуация обязательно напомнит о минувшем – вызовет те же эмоции, состояние, способы действия. Ассоциация по контрасту представляет собой способность человека вспоминать при переживании одних событий противоположные им по семантической или эмоциональной наполненности. Ассоциация по смежности возникает, если два или несколько событий или явлений воспринимались человеком смежно, то и в последующем встреча с одним из них вызовет воспоминание другого.
Важную роль в образовании ассоциаций Эббингауз отводил повторениям. В частности, им установлено, что наиболее эффективными для воспроизведения являются повторения в течение длительного времени при самых коротких периодах упражнения (по два раза в день в течение двенадцати дней).
2. Гештальттеория. Она пришла на смену ассоциативной теории. По мнению ее создателей, память определяется законами формирования гештальта (целостной структуры). В этой связи для эффективного функционирования памяти чрезвычайно важным признается структурирование материала, его систематизация при запоминании и воспроизведении. Процессуально память представлялась так: у человека имеется некоторая необходимость (потребность), дающая установку на запоминание или воспроизведение. Данная установка оживляет в сознании человека некие целостные структуры, выступающие основой для запоминания или воспроизведения.
3. Теория бихевиоризма. Память рассматривалась бихевиористами как процесс, обеспечивающий научение. Результативность научения зависела от качества памяти. Продуктивность же последней определялась подкреплениями – как положительными, так и отрицательными. Таким образом, теория памяти в бихевиористском представлении формировалась как теория подкреплений.
4. Когнитивная теория. Когнитивная психология строится на положении о решающей роли знания, когнитивных структур в протекании психических процессов и поведения человека. Исследуются вопросы организации знания в памяти человека, соотношение вербальных и образных компонентов в процессах запоминания. 3
Основная идея когнитивной психологии состоит в неразрывном единстве всех познавательных психических процессов, представляющих единую когнитивную структуру. Память в этой структуре занимает место информационного хранилища. При этом она рассматривается как набор когнитивных единиц, ассоциативно связанных между собой [11, С. 198].
Это направление послужило основанием для создания новых машинных программ и базы данных ЭВМ. Важное место в когнитивной теории занимает проблема оптимального кодирования, как изучения психологических закономерностей приема и переработки информации: обнаружение и различение информации, ее идентификация и декодирование. В результате исследований представителей когнитивного направления (Д. Бронбент, У. Найссер, С. Стенберг) были выделены и описаны иконическая память, эхоическая память, кратковременная, долговременная память.
5. Психоаналитическая теория. Важной ее посылкой является зависимость памяти от мотивации и эмоциональных состояний человека. Согласно З. Фрейду, из памяти вытесняется все, что не соответствует подсознательным влечениям человека, а все приятное сохраняется. Можно отметить, что эта зависимость не получила экспериментального подтверждения. Так, в опытах П. П. Блонского, напротив, было отмечено, что подавляющее большинство испытуемых вспоминали события, имеющие отрицательную эмоциональную окраску. Между тем, благодаря психоанализу были описаны многие интересные механизмы вытеснения из памяти информации, связанной с отрицательной мотивацией.
6. Биохимическая (молекулярная) теория. Главный вывод данной теории состоит в том, что существует материальный носитель памяти. Таковым являются молекулы нуклеиновых кислот РНК и ДНК. Причем изменения в ДНК связывают с долговременной памятью, а в РНК – с оперативной памятью. Эти данные были получены опытным путем. Содержание опытов заключалось в следующем: у крыс вырабатывался определенный условный рефлекс, после чего из их мозга было выделено белковое вещество и внедрено в мозг необученных крыс, которые подверглись аналогичному обучению. Выработка соответствующего рефлекса у необученных крыс происходила заметно быстрее, чем у предшествующей группы.4
Информация о работе Теоретические основы механизмов запоминания у людей и проявляющиеся патологии