Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2012 в 12:55, курсовая работа
Целью нашего исследования было теоретическое обоснование и экспериментальное исследование темперамента и особенностей основных характеристик типа нервной деятельности.
Задачи данной работы:
– изучить и проанализировать научную литературу по психодиагностики;
– ознакомиться с особенностями нервной деятельности людей и их темпераментами;
– раскрыть свойства темперамента и те природные свойства, которые определяют динамическую сторону психической деятельности человека для использования этих знаний в учебном процессе;
– определить темперамент человека и дать три основные характеристики типа нервной деятельности с помощью тестов-опросников Г. Айзенка и Я.Стреляу.
Введение
1. Теоретическая глава
1.1. Методы психодиагностики и их классификация
1.2. Темперамент и его психологическая характеристика
1.3. Роль темперамента в деятельности человека
2. Эмпирическое исследование
2.1. Понятие психологического теста
2.2. Общая характеристика тестов Г. Айзенка и Я. Стреляу
2.2. Анализ результатов исследования
Заключение
Список литературы
Приложения 3
5
5
10
19
21
21
24
28
30
32
34
75.Владеете ли вы собой в трудных ситуациях?
76. Правда ли, что после пробуждения вы сразу встаете с постели?
77. Можете ли вы при
выполнении совместной деятельн
78. Способны ли вы
обычно успешно что-либо
79. Быстро ли вы просматриваете ежедневную прессу?
80. Бывает ли, что вы говорите так быстро, что вас трудно понять?
81. Можете ли вы нормально работать, когда чувствуете себя невыспавшимся?
82. Можете ли вы работать длительное время без перерыва?
83. Можете ли вы работать, когда у вас болит голова, зубы?
84. Продолжаете ли вы
спокойно работать или
85. Отвечаете ли вы на неожиданные вопросы, как правило, быстро?
86. Говорите ли вы обычно быстро?
87. Можете ли вы спокойно работать, когда ждете гостей?
88. Легко ли вы меняете
свое мнение под влиянием
89. Терпеливый ли вы человек?
90. Можете ли вы приспособиться к ритму работы человека, который значительно медленнее вас?
91. Можете ли вы распланировать
свои занятия так, чтобы
92. Может ли веселая
компания изменить ваше
93. Правда ли, что вы
можете одновременно выполнять
несколько действий без
94. Сохраняете ли вы
психическое равновесие при
95. Любите ли вы работу,
выполнение которой требует
96. Сохраняете ли вы
спокойствие, когда страдает
97. Являетесь ли вы самостоятельным человеком в трудных жизненных ситуациях?
98. Чувствуете ли вы себя свободно в большой и незнакомой компании?
99. Можете ли вы немедленно прекратить, оборвать беседу, разговор, когда ситуация этого требует (начало собрания, лекции)?
100. Легко ли вы
101. Любите ли вы часто менять род занятий?
102. В трудных ситуациях или в какой-нибудь ответственный момент (при несчастном случае) способны ли вы брать инициативу в свои руки?
103. Можете ли вы
удержаться от смеха в
104. Правда ли, что, начиная работу, вы сразу работаете интенсивно и вам не нужно времени для раскачки?
105. Решаетесь ли вы
на выступление против
106. Способны ли вы
преодолевать состояние
107. Нормально ли вы засыпаете после утомительной умственной работы?
108. Способны ли вы
спокойно чего-нибудь ждать
109. Можете ли вы удержаться от вмешательства в какие-либо дела, когда заранее известно, что вмешательство в них нецелесообразно?
110. В состоянии ли вы сохранить спокойствие во время ожесточенных споров или волнующей беседы?
111. Способны ли вы
мгновенно отреагировать на
112. Способны ли вы вести себя спокойно, когда вас об этом просят?
113. Способны ли вы не оказывать большого сопротивления во время врачебных процедур?
114. Могли бы вы работать интенсивнее?
115. Легко ли и охотно вы меняете место отдыха и развлечений?
116. Представляет ли трудность для вас привыкание к новому распорядку дня?
117. Торопитесь ли вы на помощь людям в каких-либо чрезвычайных ситуациях
118. Бывая на спортивных
выступлениях, в цирке, удерживаетесь
ли вы от нежелательных
119. Любите ли вы работу и занятия, требующие проводить много разговоров и бесед с разными людьми?
120. Владеете ли вы своей мимикой?
121. Любите ли вы
занятия, деятельность, требующую
энергичных или напряженных
122. Считаете ли вы себя человеком смелым, отважным?
123. Дрожит ли ваш голос, когда вы выступаете в непривычной обстановке, трудно ли вам говорить?
124. Умеете ли вы
преодолевать разочарования,
125. Умеете ли вы в течение долгого времени сидеть или стоять спокойно, когда вас об этом просят?
126. Способны ли вы овладевать своей веселостью, смешливым настроением, когда оно может кого-нибудь обидеть?
127. Легко ли вы переходите от грустного настроения к веселому?
128. Трудно ли вас вывести из равновесия?
129. Легко ли вы придерживаетесь правил поведения и запретов, принятых в вашей среде?
130. Любите ли вы вообще выступать публично?
131. Правда ли, что вы
обычно начинаете работу
132. Готовы ли вы поспешить на помощь, кого-то спасти, если есть угроза для вашей собственной жизни?
133. Являются ли осуществляемые вами действия энергичными?
134. Охотно ли вы
выполняете ответственные
Производится расчет суммы баллов согласно ключу к тесту.
Сила процессов возбуждения:
«Да» - 3, 4, 7, 13, 15, 17, 19, 21, 23, 24, 32, 39, 45, 56, 58, 60, 66, 72, 73, 78, 81, 82, 83, 94, 97, 98, 102, 105, 106, 113, 114, 117, 121, 122, 124, 130, 132, 133, 134 — плюс 2 балла.
«Нет» - 47, 51, 107, 123 — плюс 2 балла.
Сила процессов торможения:
«Да» - 2, 5, 8, 10, 12, 16, 27, 30, 35, 37, 38, 41, 48, 50, 52, 53, 62, 65, 69, 70, 75, 77, 84, 87, 89, 90, 96, 99, 103, 108, 109, 110, 112, 118, 120, 125, 126, 129 — плюс 2 балла.
«Нет» - 18, 34, 36, 59, 67, 128 — плюс 2 балла.
Подвижность нервных процессов:
«Да» - 1, 6, 9, 11, 14, 20, 22, 26, 28, 29, 31, 33, 40, 42, 43, 44, 46, 49, 54, 55, 64, 68, 71, 74, 76, 79, 80, 85, 86, 88, 91, 92, 93, 95, 100, 101, 104, 111, 115, 119, 127, 131 — плюс 2 балла.
«Нет» - 25, 57, 63, 116 — плюс 2 балла.
Диагноз: сумма в 42 и выше по каждому свойству рассматривается как высокая степень выраженности факторов темперамента.
Интерпретация результатов теста
Уровень процессов возбуждения – норма от 25 до 49, 62 – выше среднего.
Уровень процессов торможения – норма от 21 до 43, 61 – выше среднего.
Подвижность нервных процессов – норма от 24 до 48, 58 – выше среднего.
Высокие результаты по шкале возбудимости (больше 42 баллов) свидетельствует о высоком уровне силы процессов возбуждения. Для таких школьников характерны сильные реакции на внешние раздражители, способность выполнять деятельность, требующую напряжения, энергичных действий, достаточно успешно и длительное время без видимого утомления.
Низкие результаты (менее 42 баллов) свидетельствуют о слабости процессов возбуждения, быстром достижении запредельного торможения. В учебной деятельности такие ребята лучше работают с аналитическим материалом в спокойной, неугрожающей обстановке.
Высокие результаты по шкале торможения (больше 42 баллов) свидетельствуют о выраженности показателя силы нервной системы по отношению к процессам торможения. Такие ребята быстро и прочно вырабатываются тормозные условные рефлексы, они способны быстро и без усилий сдерживать свои реакции и порывы, прекращать нежелательные формы поведения.
Низкие результаты (менее 42 баллов) являются показателем слабости тормозных процессов. Такие ребята склонны к импульсивным действиям, им трудно быстро отказаться от активных действий, иногда они с трудом справляются со своими реакциями.
Шкала подвижности. Высокие результаты по шкале подвижности (более 42 баллов) отражают способность нервной системы к быстрой смене, выработке рефлексов. Для школьников с такими свойствами характерны готовность и желание воспринимать новые предметы и явления, испытывать новые впечатления.
Низкие результаты (менее 42 баллов) указывают на высокую инертность нервной системы, затруднения в процессе перехода к новым навыкам, способам действия. У таких ребят всякая новая ситуация, неожиданные вопросы, предложения вызывают затруднения. Им не просто привыкнуть к новой обстановке, новым товарищам, учителям.
Информация о работе Темперамент и его психологическая характеристика