Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2012 в 12:55, курсовая работа
Целью нашего исследования было теоретическое обоснование и экспериментальное исследование темперамента и особенностей основных характеристик типа нервной деятельности.
Задачи данной работы:
– изучить и проанализировать научную литературу по психодиагностики;
– ознакомиться с особенностями нервной деятельности людей и их темпераментами;
– раскрыть свойства темперамента и те природные свойства, которые определяют динамическую сторону психической деятельности человека для использования этих знаний в учебном процессе;
– определить темперамент человека и дать три основные характеристики типа нервной деятельности с помощью тестов-опросников Г. Айзенка и Я.Стреляу.
Введение
1. Теоретическая глава
1.1. Методы психодиагностики и их классификация
1.2. Темперамент и его психологическая характеристика
1.3. Роль темперамента в деятельности человека
2. Эмпирическое исследование
2.1. Понятие психологического теста
2.2. Общая характеристика тестов Г. Айзенка и Я. Стреляу
2.2. Анализ результатов исследования
Заключение
Список литературы
Приложения 3
5
5
10
19
21
21
24
28
30
32
34
Содержание
Введение 1. Теоретическая глава 1.1. Методы психодиагностики и их классификация 1.2. Темперамент и его психологическая характеристика 1.3. Роль темперамента в деятельности человека 2. Эмпирическое исследование 2.1. Понятие психологического теста 2.2. Общая характеристика тестов Г. Айзенка и Я. Стреляу 2.2. Анализ результатов исследования Заключение Список литературы Приложения |
3 5 5 10 19 21 21 24 28 30 32 34 |
Введение
Слово «психодиагностика» означает буквально «постановка психологичес-кого диагноза», или принятие квалифицированного решения о наличном психологическом свойстве.
Цель современной
Для того чтобы быть специалистом высокой квалификации в этой сфере, психолог должен достаточно хорошо овладеть как научными, так и практическими основами психодиагностики. То и другое в отдельности, т.е. знание лишь научных основ методики или знание методики без понимания ее научного обоснования, не гарантирует высокого уровня профессионализма в этой области.
Свойства темперамента и есть те природные свойства, которые определяют динамическую сторону психической деятельности человека. Знание темперамента, знание особенностей прирожденной организации нервной системы, оказывающей влияние на протекание психической деятельности человека, необходимо учителю в его учебной и воспитательной работе. Следует помнить, что деление людей на четыре вида темперамента очень условно. Существуют переходные, смешанные, промежуточные типы темперамента; часто в темпераменте человека соединяются черты разных темпераментов. «Чистые» темпераменты встречаются относительно редко.
Проблема работы заключается в том, что, по мнению, Е.И. Рогова тип темперамента у человека врожденный, а от каких именно свойств его врожденной организации он зависит, еще до конца не выяснено. Однако из комментариев Крутецкого следует, что воспитание человека (или его ошибки) с одним и тем же темпераментом может приводить к различным последствиям при формировании его как личности.
На современном этапе реформирования образования одно из главных задач - создание необходимых условий для полноценного развития и самореализации каждого гражданина на Украине. Это возможно осуществить, разработав новые педагогические технологии, которые бы предусматривали учет индивидуальных особенностей личности.
Объект нашего исследования: свойства темперамента и те природные свойства, которые определяют динамическую сторону психической деятельности человека.
Предмет исследования: изучение психологических тестов и проведение исследований с помощью тестов Г. Айзенка и Я. Стреляу.
Гипотеза: влияет ли тип темперамента на формирование личности человека.
Целью нашего исследования было теоретическое обоснование и экспериментальное исследование темперамента и особенностей основных характеристик типа нервной деятельности.
Задачи данной работы:
– изучить и проанализировать научную литературу по психодиагностики;
– ознакомиться с особенностями нервной деятельности людей и их темпераментами;
– раскрыть свойства темперамента и те природные свойства, которые определяют динамическую сторону психической деятельности человека для использования этих знаний в учебном процессе;
– определить темперамент человека и дать три основные характеристики типа нервной деятельности с помощью тестов-опросников Г. Айзенка и Я.Стреляу.
1. Теоретическая глава
1.1. Методы психодиагностики и их классификация
Психодиагностика – это не только направление в практической психодиагностике, но и теоретическая дисциплина.
Психодиагностику в практическом смысле можно определить, как установление психодиагностического диагноза – описание состояния объектов, коими могут выступать отдельная личность, группа или организация.
Психодиагностика
В психодиагностическом обследовании можно выделить 3 основных этапа: сбор данных; переработка и интерпретация данных; вынесение решения – психодиагностический диагноз и прогноз.
Психодиагностика как
наука определяется, как область
психологии, разрабатывающая методы
выявления и измерения
Как теоретическая дисциплина, психодиагностика имеет дело с переменными и постоянными величинами, характеризующими внутренний мир человека. Психодиагностика с одной стороны, это способ проверки теоретических построений, а с другой – конкретное воплощение теоретических построений – способ движения от абстрактной теории, от обобщения к конкретному факту.
Теоретическая психодиагностика опирается на основные принципы психологии:
- принцип отражения – адекватное отражение окружающего мира обеспечивает человеку эффективную регуляцию его деятельности;
- принцип развития – ориентирует изучение условий возникновения психических явлений, тенденции их изменения, качественные и количественные характеристики этих изменений;
- принцип диалектической связи сущности и явления – позволяет увидеть взаимное обуславливание этих философских категорий на материале психической реальности при условии их нетождественности;
- принцип единства сознания и деятельности – сознание и психика формируются в деятельности человека, деятельность одновременно регулируется сознанием и психикой;
- личностный принцип – требует от психолога анализа индивидуальных особенностей человека, учета его конкретной жизненной ситуации, его онтогенеза.
Эти принципы положены в основу разработки психодиагностических методик – способов получения достоверных данных о содержании переменных психической реальности.
В настоящее время
созданы и практически
Под операционализацией понимается требование, согласно которому при ведении новых научных понятий обязательно необходимо чётко указывать на конкретные процедуры, приёмы и методы, с помощью которых можно практически удостовериться в том, что явление, описанное в понятии, действительно существует.
Требование верификации означает, что всякое новое понятие, вводимое в научный оборот и претендующее на получение статуса научного, обязательно должно пройти проверку на его непустоту.
1. Бланковые методики
– составляют большинство из
них. В них испытуемому
2. Опросные методики
– занимают второе место по
частоте применения. В них испытуемому
задают устные вопросы,
Недостатки:
- субъективность, которая проявляется как в выборе самих вопросов, так и в интерпретации ответов на них;
- эти методики трудно стандартизировать, а следовательно, добиться высокой надежности и сравнимости результатов.
1. Рисуночные
2. Проективные методики – в свою очередь могут быть бланковыми, опросными, рисуночными. Применяются все чаще, т. к. методики этой группы наиболее валидные и информативные.
3. Объективно-манипуляционные методики – решаемые испытуемыми задачи предлагаются в форме реальных предметов, с которыми предстоит нечто сделать – собрать, изготовить, разобрать и т. п.
Для уверенности в достоверности результатов психодиагностических исследований необходимо, чтобы используемые психодиагностические методы были научно обоснованы, т.е. отвечали ряду требований:
1. Валидность – «полноценность», «пригодность», «соответствие».
Валидность методики проверяется и уточняется в процессе ее достаточно длительного использования. Критерии валидности:
- поведенческие показатели – реакции, действия и поступки испытуемого в разных жизненных ситуациях;
- достижения испытуемого в различных видах деятельности: учебной, трудовой, творческой и др.;
- данные о выполнении различных контрольных проб и заданий;
- данные, полученные от других методик, валидность которых или связь с данной методикой считаются достоверно установленными.
2. Надежность – характеризует возможность получения с помощью данной методики устойчивых показателей. Надежность психодиагностической методики можно установить двумя способами:
- путем сравнения результатов, получаемых по этой методике разными людьми;
- путем сравнения результатов, получаемых по одной и той же методике в различных условиях.
3. Однозначность методики – характеризуется тем, в какой степени, получаемые с ее помощью данные отражают изменения именно и только того свойства, для оценки которого данная методика применяется.
4. Точность – отражает способность методики тонко реагировать на малейшие изменения оцениваемого свойства, происходящие в ходе психодиагностического эксперимента. Чем точнее психодиагностическая методика, тем тоньше с ее помощью можно оценивать градации и выявлять оттенки измеряемого качества.
Психодиагностика занимает промежуточное положение среди наук, изучающих психические явления. Она представляет собой как бы связующее звено между общей и прикладной психологией, а по отношению к используемым методам выступает в качестве общей основы, объединяющей все области их практического применения.
Во всех, практически, случаях, практическая психодиагностика решает ряд типичных для неё задач:
1. Установление наличия у человека того или иного психологического свойства или особенности поведения.
2. Определения степени развитости данного свойства и её выражение в определенный количественных и качественных показателях.
3. Описание диагностических психологических поведенческих особенностей человека в тех случаях, когда это необходимо.
4. Сравнение степени развитости изучаемых свойств у разных людей.
Все четыре задачи практической психодиагностики решается каждая в отдельности, или комплексно, в зависимости от цели проводимого обследования.
Современное понятие психодиагностики тесно связано с понятием психологическое тестирование, но не сводится к нему полностью, так как кроме тестовых (стандартизированных, измерительных) существуют экспертные (основанные на качественных экспертных оценках). В разных научных психологических школах и разных странах психодиагностика развивалась с разной системой приоритетов: в одних школах (европейская традиция) преимущественное внимание уделялось развитию клинических методов (беседа, слабостандартизированные проективные методики), в других школах (американская традиция) интенсивно развивались стандартизированные тестовые методы. В настоящее время в современных наиболее эффективных зарубежных и отечественных научно-практических центрах активно используются и взаимодополняют друг друга оба этих подхода.
Особая популярность качественного, экспертного подхода в детской и педагогической психологии определяется следующим объективным обстоятельством: психика ребенка отличается повышенной изменчивостью, так как он постоянно интенсивно развивается, овладевает на каждом этапе новыми психическими функциями, приобретает новые психические свойства (новообразования). Это приводит к тому, что фиксированный набор диагностических свойств, достаточный для предшествующего этапа развития, оказывается совершенно недостаточным для следующего этапа. И даже, если кто-то разрабатывает строгую периодизацию развития и для каждого этапа фиксирует заданный набор свойств, то в случае конкретного ребенка оказывается не известным, на каком этапе он находится, какой набор свойств ожидать в данном конкретном случае. Поэтому прогностичность диагностики в детской психологии тесно связана с возможностью дополнять количественные стандартизированные описания качественными данными.
Можно сделать вывод, что любая психодиагностическая методика (тест) основывается на определенной диагностической концепции — теоретически постулируемой системе психических свойств, значимых для осуществления определенной деятельности. Таким образом, любая методика предполагает наличие у исполнителя (пользователя методики) знания о системе определенных диагностически важных психических свойств, на измерение (выявление) которых она направлена.
1.2. Темперамент и его психологическая характеристика
Как известно, на земле
нет людей с одинаковыми
Информация о работе Темперамент и его психологическая характеристика