Темперамент и его психологическая характеристика

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2012 в 12:55, курсовая работа

Краткое описание

Целью нашего исследования было теоретическое обоснование и экспериментальное исследование темперамента и особенностей основных характеристик типа нервной деятельности.
Задачи данной работы:
– изучить и проанализировать научную литературу по психодиагностики;
– ознакомиться с особенностями нервной деятельности людей и их темпераментами;
– раскрыть свойства темперамента и те природные свойства, которые определяют динамическую сторону психической деятельности человека для использования этих знаний в учебном процессе;
– определить темперамент человека и дать три основные характеристики типа нервной деятельности с помощью тестов-опросников Г. Айзенка и Я.Стреляу.

Оглавление

Введение
1. Теоретическая глава
1.1. Методы психодиагностики и их классификация
1.2. Темперамент и его психологическая характеристика
1.3. Роль темперамента в деятельности человека
2. Эмпирическое исследование
2.1. Понятие психологического теста
2.2. Общая характеристика тестов Г. Айзенка и Я. Стреляу
2.2. Анализ результатов исследования
Заключение
Список литературы
Приложения 3
5
5
10
19
21
21
24
28
30
32
34

Файлы: 1 файл

Курс. темперамент.doc

— 240.50 Кб (Скачать)

Содержание

 

Введение

1. Теоретическая глава

1.1. Методы психодиагностики и их классификация

1.2. Темперамент и его психологическая характеристика

1.3. Роль темперамента  в деятельности человека

2. Эмпирическое исследование

2.1. Понятие психологического  теста

2.2. Общая характеристика  тестов Г. Айзенка и Я. Стреляу

2.2. Анализ результатов  исследования

Заключение

Список литературы

Приложения 

3

5

5

10

19

21

21

24

28

30

32

34


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение 

 

Слово «психодиагностика» означает буквально «постановка психологичес-кого диагноза», или принятие квалифицированного решения о наличном психологическом свойстве.

Цель современной психодиагностики – фиксировать в упорядоченном виде различия между людьми и группами людей. Её задачей в самом общем виде является установление индивидуальностей степени выраженности психических свойств и их интраиндивидуальных взаимосвязей.

Для того чтобы быть специалистом высокой квалификации в этой сфере, психолог должен достаточно хорошо овладеть как научными, так и практическими  основами психодиагностики. То и другое в отдельности, т.е. знание лишь научных основ методики или знание методики без понимания ее научного обоснования, не гарантирует высокого уровня профессионализма в этой области.

Свойства темперамента и есть те природные свойства, которые определяют динамическую сторону психической деятельности человека. Знание темперамента, знание особенностей прирожденной организации нервной системы, оказывающей влияние на протекание психической деятельности человека, необходимо учителю в его учебной и воспитательной работе. Следует помнить, что деление людей на четыре вида темперамента очень условно. Существуют переходные, смешанные, промежуточные типы темперамента; часто в темпераменте человека соединяются черты разных темпераментов. «Чистые» темпераменты встречаются относительно редко.

Проблема работы заключается в том, что, по мнению, Е.И. Рогова тип темперамента у человека врожденный, а от каких именно свойств его врожденной организации он зависит, еще до конца не выяснено. Однако из комментариев Крутецкого следует, что воспитание человека (или его ошибки) с одним и тем же темпераментом может приводить к различным последствиям при формировании его как личности.

На современном этапе  реформирования образования одно из главных задач - создание необходимых условий для полноценного развития и самореализации каждого гражданина на Украине. Это возможно осуществить, разработав новые педагогические технологии, которые бы предусматривали учет индивидуальных особенностей личности.

Объект нашего исследования: свойства темперамента и те природные свойства, которые определяют динамическую сторону психической деятельности человека.

Предмет исследования: изучение психологических тестов и проведение исследований с помощью тестов Г. Айзенка и Я. Стреляу.

Гипотеза: влияет ли тип темперамента на формирование личности человека.

Целью нашего исследования было теоретическое обоснование и экспериментальное исследование темперамента и особенностей основных характеристик типа нервной деятельности.

Задачи данной работы:

–  изучить и проанализировать научную литературу по психодиагностики;

– ознакомиться с особенностями нервной деятельности людей и их темпераментами;

– раскрыть свойства темперамента и те природные свойства, которые определяют динамическую сторону психической деятельности человека для использования этих знаний в учебном процессе;

– определить темперамент человека и дать три основные характеристики типа нервной деятельности с помощью тестов-опросников Г. Айзенка и Я.Стреляу.

 

 

 

 

 

 

1. Теоретическая глава

1.1. Методы психодиагностики и их классификация

 

Психодиагностика – это не только направление в практической психодиагностике, но и теоретическая дисциплина.

Психодиагностику в  практическом смысле можно определить, как установление психодиагностического диагноза – описание состояния объектов, коими могут выступать отдельная личность, группа или организация.

Психодиагностика осуществляется на основе специальных методов. Может  входить составной частью в эксперимент  или выступать самостоятельно, как  метод исследования либо, как область деятельности практического психолога, направляясь при этом на обследование, а не на исследование.

В психодиагностическом обследовании можно выделить 3 основных этапа: сбор данных; переработка и интерпретация данных; вынесение решения – психодиагностический диагноз и прогноз.

Психодиагностика как  наука определяется, как область  психологии, разрабатывающая методы выявления и измерения индивидуально  – психологических особенностей личности.

Как теоретическая дисциплина, психодиагностика имеет дело с переменными и постоянными величинами, характеризующими внутренний мир человека. Психодиагностика с одной стороны, это способ проверки теоретических построений, а с другой – конкретное воплощение теоретических построений – способ движения от абстрактной теории, от обобщения к конкретному факту.

Теоретическая психодиагностика опирается на основные принципы психологии:

- принцип отражения – адекватное отражение окружающего мира обеспечивает человеку эффективную регуляцию его деятельности;

- принцип развития – ориентирует изучение условий возникновения психических явлений, тенденции их изменения, качественные и количественные характеристики этих изменений;

- принцип диалектической связи сущности и явления – позволяет увидеть взаимное обуславливание этих философских категорий на материале психической реальности при условии их нетождественности;

- принцип единства сознания и деятельности – сознание и психика формируются в деятельности человека, деятельность одновременно регулируется сознанием и психикой;

- личностный принцип – требует от психолога анализа индивидуальных особенностей человека, учета его конкретной жизненной ситуации, его онтогенеза.

Эти принципы положены в основу разработки психодиагностических методик –  способов получения достоверных данных о содержании переменных психической реальности.

В настоящее время  созданы и практически используются множество психодиагностических методов. В начале ХХ в. в психодиагностике как науке были признаны и приняты  требования, предъявляемые к наиболее развитым современным наукам, напр. физике. Это требования операционализации и верификации.

Под операционализацией понимается требование, согласно которому при ведении новых научных понятий обязательно необходимо чётко указывать на конкретные процедуры, приёмы и методы, с помощью которых можно практически удостовериться в том, что явление, описанное в понятии, действительно существует.

Требование верификации означает, что всякое новое понятие, вводимое в научный оборот и претендующее на получение статуса научного, обязательно должно пройти проверку на его непустоту.

1. Бланковые методики  – составляют большинство из  них. В них испытуемому предлагают  серию суждений или вопросов. По полученным ответам судят  о психологии испытуемого. Эти методики просты для разработки, использования и обработки результатов.

2. Опросные методики  – занимают второе место по  частоте применения. В них испытуемому  задают устные вопросы, отмечают  и обрабатывают его ответы.

Недостатки:

- субъективность, которая проявляется как в выборе самих вопросов, так и в интерпретации ответов на них;

- эти методики трудно стандартизировать, а следовательно, добиться высокой надежности и сравнимости результатов.

1. Рисуночные психодиагностические  методики – используют созданные  испытуемым рисунки, которые могут иметь тематический или спонтанный характер. Иногда используется прием интерпретации испытуемым готовых изображений.

2. Проективные методики  – в свою очередь могут быть  бланковыми, опросными, рисуночными.  Применяются все чаще, т. к.  методики этой группы наиболее валидные и информативные.

3. Объективно-манипуляционные методики – решаемые испытуемыми задачи предлагаются в форме реальных предметов, с которыми предстоит нечто сделать – собрать, изготовить, разобрать и т. п.

Для уверенности в  достоверности результатов психодиагностических исследований необходимо, чтобы используемые психодиагностические методы были научно обоснованы, т.е. отвечали ряду требований:

1. Валидность – «полноценность», «пригодность», «соответствие».

Валидность методики проверяется и уточняется в процессе ее достаточно длительного использования. Критерии валидности:

- поведенческие показатели – реакции, действия  и поступки испытуемого в разных жизненных ситуациях;

- достижения испытуемого в различных видах деятельности: учебной, трудовой, творческой и др.;

- данные о выполнении различных контрольных проб и заданий;

- данные, полученные от других методик, валидность которых или связь с данной методикой считаются достоверно установленными.

2. Надежность – характеризует возможность получения с помощью данной методики устойчивых показателей. Надежность психодиагностической методики можно установить двумя способами:

- путем сравнения результатов, получаемых по этой методике разными людьми;

- путем сравнения результатов, получаемых по одной и той же  методике в различных условиях.

3. Однозначность методики – характеризуется тем, в какой степени, получаемые с ее помощью данные отражают изменения именно и только того свойства, для оценки которого данная методика применяется.

4. Точность – отражает способность методики тонко реагировать на малейшие изменения оцениваемого свойства, происходящие в ходе психодиагностического эксперимента. Чем точнее психодиагностическая методика, тем тоньше с ее помощью можно оценивать градации и выявлять оттенки измеряемого качества.

Психодиагностика занимает промежуточное положение среди  наук, изучающих психические явления. Она представляет собой как бы связующее звено между общей  и прикладной психологией, а по отношению  к используемым методам выступает в качестве общей основы, объединяющей все области их практического применения.

Во всех, практически, случаях, практическая психодиагностика решает ряд типичных для неё задач:

1. Установление наличия  у человека того или иного  психологического свойства или особенности поведения.

2. Определения степени  развитости данного свойства  и её выражение в определенный  количественных и качественных  показателях.

3. Описание диагностических  психологических поведенческих  особенностей человека в тех  случаях, когда это необходимо.

4. Сравнение степени  развитости изучаемых свойств  у разных людей.

Все четыре задачи практической психодиагностики решается каждая в  отдельности, или комплексно, в зависимости  от цели проводимого обследования.

Современное понятие психодиагностики тесно связано с понятием психологическое тестирование, но не сводится к нему полностью, так как кроме тестовых (стандартизированных, измерительных) существуют экспертные (основанные на качественных экспертных оценках). В разных научных психологических школах и разных странах психодиагностика развивалась с разной системой приоритетов: в одних школах (европейская традиция) преимущественное внимание уделялось развитию клинических методов (беседа, слабостандартизированные проективные методики), в других школах (американская традиция) интенсивно развивались стандартизированные тестовые методы. В настоящее время в современных наиболее эффективных зарубежных и отечественных научно-практических центрах активно используются и взаимодополняют друг друга оба этих подхода.

Особая популярность качественного, экспертного подхода  в детской и педагогической психологии определяется следующим объективным обстоятельством: психика ребенка отличается повышенной изменчивостью, так как он постоянно интенсивно развивается, овладевает на каждом этапе новыми психическими функциями, приобретает новые психические свойства (новообразования). Это приводит к тому, что фиксированный набор диагностических свойств, достаточный для предшествующего этапа развития, оказывается совершенно недостаточным для следующего этапа. И даже, если кто-то разрабатывает строгую периодизацию развития и для каждого этапа фиксирует заданный набор свойств, то в случае конкретного ребенка оказывается не известным, на каком этапе он находится, какой набор свойств ожидать в данном конкретном случае. Поэтому прогностичность диагностики в детской психологии тесно связана с возможностью дополнять количественные стандартизированные описания качественными данными.

Можно сделать вывод, что любая психодиагностическая методика (тест) основывается на определенной диагностической концепции — теоретически постулируемой системе психических свойств, значимых для осуществления определенной деятельности. Таким образом, любая методика предполагает наличие у исполнителя (пользователя методики) знания о системе определенных диагностически важных психических свойств, на измерение (выявление) которых она направлена.

 

1.2. Темперамент и его психологическая характеристика

 

Как известно, на земле  нет людей с одинаковыми кожными  узорами на пальцах рук, на дереве нет совершенно одинаковых листьев. Точно так же в природе не существует абсолютно одинаковых человеческих личностей - личность каждого человека неповторима. Ею он становится постепенно. Но еще раньше, чем человек становится личностью, у него наблюдаются индивидуальные особенности психики. Последние весьма консервативны, устойчивы. Изменяясь гораздо медленнее, чем известные нам свойства личности, они образуют у каждого человека своеобразную психологическую почву, на которой впоследствии вырастают свойства личности, присущие только данному человеку. Это значит, что психика ребенка не похожа на гладкую доску, где можно писать любые узоры, и что в процессе воспитания и обучения ребенка надо опираться на имеющиеся у него от рождения свойства. Такими устойчивыми  и присущими человеку от рождения свойствами являются свойства темперамента [10, с. 405].

Информация о работе Темперамент и его психологическая характеристика