Темперамент и его психологическая характеристика

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2012 в 12:55, курсовая работа

Краткое описание

Целью нашего исследования было теоретическое обоснование и экспериментальное исследование темперамента и особенностей основных характеристик типа нервной деятельности.
Задачи данной работы:
– изучить и проанализировать научную литературу по психодиагностики;
– ознакомиться с особенностями нервной деятельности людей и их темпераментами;
– раскрыть свойства темперамента и те природные свойства, которые определяют динамическую сторону психической деятельности человека для использования этих знаний в учебном процессе;
– определить темперамент человека и дать три основные характеристики типа нервной деятельности с помощью тестов-опросников Г. Айзенка и Я.Стреляу.

Оглавление

Введение
1. Теоретическая глава
1.1. Методы психодиагностики и их классификация
1.2. Темперамент и его психологическая характеристика
1.3. Роль темперамента в деятельности человека
2. Эмпирическое исследование
2.1. Понятие психологического теста
2.2. Общая характеристика тестов Г. Айзенка и Я. Стреляу
2.2. Анализ результатов исследования
Заключение
Список литературы
Приложения 3
5
5
10
19
21
21
24
28
30
32
34

Файлы: 1 файл

Курс. темперамент.doc

— 240.50 Кб (Скачать)

Согласно Айзенку, высокие  показатели по экстраверсии и нейротизму соответствуют психиатрическому диагнозу истерии, а высокие показатели по интроверсии и нейротизму - состоянию тревоги или реактивной депрессии. Нейротизм и психотизм в случае выраженности этих показателей понимаются в качестве «предрасположенности» к соответствующим видам патологии.

По мнению Г. Айзенка, людей можно разделить на четыре типа, каждый из которых представляет собой некую комбинацию высокой или низкой оценки в диапазоне одного свойства вместе с высокой или низкой оценкой в диапазоне другого. Таким образом, используя данные обследования по шкалам экстраверсия - интроверсия и нейротизм - стабильность можно вывести показатели темперамента личности по классификации Павлова, который описал четыре классических типа: сангвиник (по основным свойствам центральной нервной системы характеризуется как сильный, уравновешенный, подвижный), холерик (сильный, неуравновешенный, подвижный), флегматик (сильный, уравновешенный, инертный), меланхолик (слабый, неуравновешенный, инертный). Для определения темперамента ученикам 11 класса было предложено ответить на вопросы опросника Айзенка (Приложение А).

Тест Я. Стреляу направлен на измерение трех основных характеристик типа нервной деятельности: уровня процессов возбуждения, уровня процессов торможения и уровня подвижности нервных процессов. Тест содержит три шкалы, которые реализованы в виде перечня из 134 вопросов (Приложение Б). Каждый вопрос отнесен к одной из трех шкал:

шкала № 1: уровень процессов возбуждения (или шкала силы по возбуждению);

шкала № 2: уровень процессов торможения (или шкала силы по торможению);

шкала № 3: уровень подвижности нервных процессов (или шкала подвижности).

Шкала возбудимости. Высокие  результаты по данной шкале (больше 42 баллов) свидетельствует о высоком уровне силы процессов возбуждения. Для  таких школьников характерны сильные  реакции на внешние раздражители, способность выполнять деятельность, требующую напряжения, энергичных действий, достаточно успешно и длительное время без видимого утомления. Они склонны проявлять бурные реакции, не всегда адекватные обстоятельствам, их вызвавшим. Полезно обратить внимание таких учеников на необходимость развивать в себе способность иногда сдерживать свои проявления, объяснив им их особенности. Учителям стоит учитывать эти особенности как при индивидуальной работе с такими учениками, так и в общении с ними, соответствующим образом организовать их работу на уроке и их взаимоотношения с одноклассниками.

Низкие результаты (менее 42 баллов) свидетельствуют о слабости процессов возбуждения, быстром  достижении запредельного торможения. Для таких ребят характерно быстрое  наступление состояния утомления, они нуждаются в более частых передышках в работе. В учебной деятельности они лучше работают с аналитическим материалом в спокойной, неугрожающей обстановке. Самим ученикам можно посоветовать дозировать свою работу, чередуя ее передышками, избегать переутомления. Недопустимо интерпретировать данные результаты как несостоятельность, недостаточность нервных процессов. Достижение успешности возможно за счет соответствующего содержания деятельности и режима ее осуществления.

Шкала торможения. Высокие результаты (больше 42 баллов) свидетельствуют о выраженности показателя силы нервной системы по отношению к процессам торможения. У таких ребят быстро и прочно вырабатываются тормозные условные рефлексы, они способны быстро и без усилий сдерживать свои реакции и порывы, прекращать нежелательные формы поведения. Они могут достаточно легко смириться с теми или иными правилами, требованиями, запретами, связанными с проявлением активности. Учителям полезно учитывать это при организации ребят на уроке, включая их в учебные микрогруппы для создания обстановки спокойной деловой работы, продуманных и взвешенных решений.

Низкие результаты (менее 42 баллов) являются показателем слабости тормозных процессов. Такие ребята склонны к импульсивным действиям, им трудно быстро отказаться от активных действий, иногда они с трудом справляются со своими реакциями. Их действия часто бывают скорыми и не очень продуманными. Важно посоветовать таким ученикам вырабатывать сдержанность, способность принимать решения после соответствующего размышления и взвешивания обстоятельств. Недопустимо на основании этих результатов рассматривать таких учеников как расторможенных, несдержанных, комментировать эти результаты как недостаток или негативную личностную черту.

Шкала подвижности. Высокие результаты (более 42 баллов) отражают способность нервной системы к быстрой смене, выработке рефлексов (из возбуждающего рефлекса в тормозной и наоборот). Для школьников с такими свойствами характерны готовность и желание воспринимать новые предметы и явления, испытывать новые впечатления. Однообразная деятельность, ограниченность новой информации снижает их активность, могут вызвать скуку, утомление. Такие ученики постоянно нуждаются в подпитке новизной. Они могут отличаться большой сообразительностью, разговорчивостью, иногда болтливостью. Им свойственна легкая смена настроения, зависимость его от окружающей обстановки.

Низкие результаты (менее 42 баллов) указывают на высокую инертность нервной системы, затруднения в  процессе перехода к новым навыкам, способам действия. У таких ребят всякая новая ситуация, неожиданные вопросы, предложения вызывают затруднения. Им не просто привыкнуть к новой обстановке, новым товарищам, учителям. Для них свойственно явление «раскачки»: при включении в новую работу или при переходе от одного вида работы к другому они не могут быстро выйти из состояния «переменки» и войти в состояние «урок». Всякое новое требование, новый способ решения или действия их осваивается ими после периода «врабатывания», привыкания. Таким ученикам полезно знать о себе, что всякое новое дело может получиться у них не сразу, а при известном терпении. Им также можно объяснить, что в новых обстоятельствах, новых условиях они могут временно испытать дискомфорт, что им не всегда бывает легко подружиться с новыми людьми.

 

2.2. Анализ результатов  исследования

 

С помощью данных тестов, мы можем определить темперамент человека и дать три основные характеристики типа нервной деятельности.

Была проведена работа с учениками 11 класса. Им было предложено  два варианта опросников: опросник Г. Айзенка и тест-опросник по Я. Стреляу.

Первый – изучение темперамента каждого из тестируемых учеников.

Второй – направлен на измерение трех основных характеристик типа нервной деятельности: уровня процессов возбуждения, уровня процессов торможения и уровня подвижности нервных процессов.

Основные результаты

Итак: в группе из девятнадцати человек 11 класса, результат теста  на выявления темперамента показал:

- сангвинико-холерический  тип – пять человек;

- сангвинико-флегматический тип – три человека;

- сангвинико-меланхолический  тип – два человека;

- сангвинический тип  – четыре человека;

- холерико-флегматический  – два человека;

- холерический тип  – один человек;

- флегматический тип  – два человека.

Результаты тестов были сопоставлены и занесены в таблицу 1.

Таблица 1

Тип

темперамента

Тип нервной  деятельности

Кол-во человек

Сангвинико-холерический

Шкала № 1

5

Сангвинико-флегматический

Шкала № 1

3

Сангвинико-меланхолический

Шкала № 3

2

Сангвинический

Шкала № 1

4

Холерико-флегматический

Шкала № 2

2

Холерический 

Шкала № 2

1

Флегматический 

Шкала № 3

2


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Психодиагностика - это достаточно сложная область профессиональной деятельности психолога, требующая специальной подготовки. Совокупность всех знаний, умений и навыков, которыми должен владеть психолог – диагност, настолько широка, а сами знания, умения и навыки настолько сложны, что психодиагностика рассматривается как особая специализация в работе профессионального психолога. Без психодиагностики не может обойтись ни один специалист – психолог любого профиля, если он имеет дело не только с теорией.

Таким образом, на основании проанализированной литературы,  посвященной темпераменту можно сделать выводы о том, что данная тема интересовала людей со времен древности, что темперамент был предметом исследования многих  ученых. Попытки формирования различных подходов к классификации темпераментов привели к тому, что наиболее признанным и обоснованным оказался подход, учитывающий особенности нервной системы и психики человека.

До сих пор существуют несколько разные взгляды на природу  темперамента. Значительная часть ученых считает темперамент врожденным качеством. Однако подход, сформулированный Крутецким, считающим, что роль среды (воспитания) при формировании темперамента велика и что при правильном учете свойств темперамента и на основе этих свойств возможно формирование полноценной для общества личности, более приемлем. Это перекликается с точкой зрения  Немова о сложном процессе взаимодействия темперамента и характера, темперамента и личности в целом.

Знание темперамента, знание особенностей прирожденной организации  нервной системы, оказывающей влияние  на протекание психической деятельности человека, необходимо учителю в его  учебной и воспитательной работе. Следует помнить, что деление людей на четыре вида темперамента очень условно. Существуют переходные, смешанные, промежуточные типы темперамента; часто в темпераменте человека соединяются черты разных темпераментов.  «Чистые» темпераменты встречаются относительно редко.

Каждый из представленных типов темперамента сам по себе не является ни хорошим, ни плохим (если не связывать темперамент и характер). Проявляясь в динамических особенностях психики и поведения человека, каждый тип темперамента может иметь достоинства и недостатки.

Люди сангвинического темперамента обладают быстрой реакцией, легко и скоро приспосабливаются к изменяющимся условиям жизни, обладают повышенной работоспособностью, особенно в начальный период работы, но зато к концу снижают работоспособность из-за быстрой утомляемости и падения интереса.

Напротив, те, кому свойствен  темперамент меланхолического типа, отличаются медленным вхождением в работу, но зато и большей выдержкой. Их работоспособность обычно выше в середине или к концу работы, а не в начале. В целом же производительность и качество работы у сангвиников и меланхоликов примерно одинаковы, а различия касаются в основном только динамики работы в разные ее периоды.

Холерический темперамент имеет то достоинство, что позволяет сосредоточить значительные усилия в короткий промежуток времени. Зато при длительной работе человеку с таким темпераментом не всегда хватает выдержки.

Флегматики, напротив, не в состоянии быстро собраться и сконцентрировать усилия, но взамен этого обладают ценной способностью долго и упорно работать, добиваясь поставленной цели. Тип темперамента человека необходимо принимать в расчет там, где работа предъявляет особые требования к указанным динамическим особенностям деятельности.

Исследования связи  темперамента и деятельности показывают важность учета этого фактора при выборе профессии как самим человеком, так и образовательными организациями и производствами при приеме на учебу и работу.

 

 

Список литературы

 

1. Бороздина Г.В. Психология Делового общения. – Учебное пособие. - М.: ИНФРА-М, 2000.

2. Вечер Л.С. Секреты делового общения. – М., Высшая школа, 1996.

3. Кабанов А.Ф. Основы управления персоналом. – М., ИНФРА-М., 2002.

4. Климов Е. А. Индивидуальный стиль деятельности // Психология индивидуальных различий: Тексты. – М., 1982.

5. Коломинский Я.Л. Человек: психология. Книга для учащихся старших классов. М.: Просвещение, 1980. – С.207-210.

6. Крутецкий В.А. Психология. – М.: Просвещение, 1986.

7. Крысько В.Г. Общая психология в схемах и комментариях к ним. Учебно-методическое пособие. М.: «Флинта». 1998.

8. Методика изучения структуры темперамента Я. Стреляу (адап-тация Н.Н. Даниловой, А.Г. Шмелева) / Практикум по психодиагностике личности. Ред. Н.К. Ракович. – Минск, 2002.

9. Немов Р.С. Психология. Книга 1. Общие основы психологии. – 3-е изд. – М.: Владос, 1999.

10. Общая психология. Учебник для пед. ин-тов / Под ред. проф. А.В.Петровского. - Изд. 2-е, доп. и перераб. – М.: Просвещение, 1976.

11. Общая психология (курс лекций). Составитель Е.И.Рогов. М.: «Владос». – 1995.

12. Общая психология. /Под ред. В.В.Богословского, А.Г.Ковалевой, А.А.Степановой, С.Н.Шабалиной. – 2-у изд., перераб. и доп. – М.: Просвещение, 1973.

13. Психология. Учебник. /Под ред. А.А.Крылова. – М.: Проспект. – 2000.

14. Психология индивидуальных различий ТЕСТЫ //под ред. Ю.Б.Гиппенрейдера, В.Я. Романова - М. изд-во МГУ, 1982.

15. Психология и этика делового общения. – М., 1997.

16. Пушкин В.Н. Эвристическая деятельность человека и проблемы современной науки // Хрестоматия по психологии. – М.: Просвещение, 1987.

17. Столяренко Л.Д., Самыгин С.И. Психология и педагогика в вопросах и ответах (для студентов вузов). - М.: АСТ, Ростов – на Дону: Феникс. – 1999.

18. Хрестоматия по общей психологии. Психология мышления. М.: Изд-во МГУ 1981.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение А

 

Опросник Айзенка по определению темперамента

 

Инструкция: Вам предлагается несколько вопросов. На каждый вопрос отвечайте только «да» или «нет». Не тратьте время на обсуждение вопросов, здесь не может быть хороших или плохих ответов, так как это не испытание умственных способностей.

Вопросы:

1. Часто ли вы испытываете тягу к новым впечатлениям, к тому, чтобы отвлечься, испытать сильные ощущения?

2. Часто ли вы чувствуете, что нуждаетесь в друзьях, которые могут вас понять, ободрить, посочувствовать?

Информация о работе Темперамент и его психологическая характеристика