Психологическая характеристика темперамента у детей дошкольного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2012 в 18:56, реферат

Краткое описание

Совокупность индивидуально – психологических особенностей человека, проявляющаяся в его поведении и деятельности, называется темпераментом. Пытливый ум человека уже давно обратил внимание на то, что люди по-разному отвечают на одни и те же жизненные воздействия (раздражители), по-разному ведут себя в одних и тех же жизненных ситуациях, в то же время в поведении разных людей можно отметить что-то общее.

Оглавление

Введение
1 Понятие темперамента………………………………………………………….4
2 Физиологические основы темперамента…………………………....................6
3 Типы темперамента. Психологическая характеристика типов темпераментов в дошкольном возрасте…………………………………………9
4 Развитие темперамента в дошкольном возрасте…………………………….12
5 Роль темперамента в деятельности человека. Понятие ценности темперамента…………………………………………………………………….14
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Нижегородский педагогический университет.doc

— 116.50 Кб (Скачать)

                     

                          Нижегородский педагогический  университет 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                 Контрольная работа

                 

                       По детской психологии  на тему:  

«Психологическая  характеристика темперамента у детей 

дошкольного возраста». 
 
 
 
 
 
 
 

                                                                                     Работу выполнила:

                                                                                                                 Студентка ППФ, 2 курса

                                                                                                                 4 - х летнего обучения

                                                                                                                 Милованова М.В.

                                                                                                                 Преподаватель: 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                              Нижний Новгород 2012 год. 

                                        Содержание 
 

Введение 

1 Понятие темперамента………………………………………………………….4 

2 Физиологические  основы темперамента…………………………....................6 

3 Типы темперамента. Психологическая характеристика типов темпераментов в дошкольном возрасте…………………………………………9 

4 Развитие темперамента в дошкольном возрасте…………………………….12 

5 Роль темперамента в деятельности человека. Понятие ценности темперамента…………………………………………………………………….14 

Заключение 

Список литературы 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                   

                                          Введение 

  Посмотрев на детей в детском саду во время свободной деятельности  - они ведут себя по - разному: одни - возбуждены, порывисты, быстры, подвижны, другие - спокойны, сдержаны, даже медлительны.

  Если на  занятии все воспитанники внимательны,  то каждый внимателен по своему. Своеобразие ребят проявляется во всем: как они смотрят, слушают, когда им объясняют, как запоминают и как воспроизводят учебный материал.

И все же, если пристальнее понаблюдать за детьми, у некоторых из них можно пойти наряду с различиями и что-то общее; например, как они работают, как они отвечают на вопросы. Мы затронули очень интересную проблему – об индивидуально – психологических особенностях детей, о темпераменте. Эти особенности проявляются в деятельности детей (игровой, трудовой, творческой) и придают ей своеобразную окраску.

  Совокупность индивидуально – психологических особенностей человека, проявляющаяся в его поведении и деятельности, называется темпераментом.

Пытливый ум человека уже давно обратил внимание на то, что люди по-разному отвечают на одни и те же жизненные воздействия (раздражители), по-разному ведут  себя в одних и тех же жизненных  ситуациях, в то же время в поведении разных людей можно отметить что-то общее. Почему?! 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                               1.Понятие темперамента. 

  Как известно, на земле  нет  людей  с  одинаковыми  кожными  узорами  на пальцах рук, на дереве нет совершенно одинаковых листьев.  Точно  так  же  в природе  не  существует  абсолютно  одинаковых  человеческих   личностей   - личность каждого человека неповторима. Однако человек не рождается уже сложившейся личностью. Ею он  становится постепенно. Но еще раньше, чем человек станет личностью, у него  наблюдается индивидуальные особенности  психики.   Эти   особенности   психики   весьма консервативны, устойчивы.  Они  образуют  у  каждого  человека  своеобразную психическую  почву,  на  которой   впоследствии,   в   зависимости   от   ее особенностей,  вырастают  свойства   личности,   присущие   только   данному человеку. Это значит, что психика ребенка не похожа на  гладкую  доску,  где можно писать любые узоры, и что в процессе  воспитания  и  обучения  ребенка надо опираться на имеющиеся у него от  рождения  свойства.  Эти  свойства  у всех разные. Наблюдая за поведением студентов, за  тем,  как  они  трудятся, учатся и отдыхают, как реагируют  на  внешние  воздействия,  как  переживают радости и горести, мы, несомненно, обращаем внимание большие  индивидуальные различия  людей.  Одни  быстры,  порывисты,  шумливы  -  другие,   наоборот, медлительны, спокойны,  невозмутимы.  Следует  отметить,  что  эти  различия касаются не содержания личности, а некоторых  внешних  проявлений.  Вот эта сторона характеризует понятие "темперамент".

  ТЕМПЕРАМЕНТ -  совокупность   типологических   особенностей   человека, проявляющиеся в динамике его психологических процессов: в  быстроте  и  силе его реакции, в эмоциональном тонусе его жизнедеятельности. Темперамент - это проявления в психике человека врожденного типа нервной деятельности. Следовательно, к  свойствами  темперамента  относятся,  прежде всего, врожденные и индивидуально-своеобразные свойства человека. В  чем  же заключается их своеобразие? Представим  себе  две  реки  -  одну  спокойную, равнинную, другую - стремительную, горную. Течение первой едва заметно,  она плавно несет свои  воды,  у  нее  нет  ярких  всплесков,  бурных  водопадов, ослепительных брызг. Течение другой реки -  полная  противоположность.  Река быстро  несется,  вода  у  нее  грохочет,  бурлит  и,  ударяясь   о   камни, превращается в пену. Особенности течения этих рек зависят от ряда  природных условий.

  Нечто подобное  можно  наблюдать  в  динамике  психической  деятельности разных людей. У одних людей психическая деятельность  протекает  равномерно. Такие люди внешне всегда спокойны, уравновешенны  и  даже  медлительны.  Они редко смеются, взгляд их всегда  

                                                                                                                                   4 

строг и голоден. Попадая в трудные  ситуации или смешные положения, эти люди остаются внешне невозмутимыми. Их  мимика  и жесты  не  отличаются  разнообразием  и  выразительностью,  речь  спокойная,

походка твердая.  У  других  людей  психологическая  деятельность  протекает скачкообразно. Они очень подвижны, беспокойны, шумливы. Речь их порывиста  и страстна, движения хаотические, мимика разнообразна и богата. Нередко  такие люди  при  разговоре  машут  руками  и  топают  ногами.   Они   суетливы   и нетерпеливы. Свойства темперамента и есть  те  природные  свойства,  которые определяют динамическую сторону психической деятельности  человека.  Другими словами,   от   темперамента   зависит   характер   протекания   психической деятельности, а именно: 1)скорость возникновения психических процессов и  их устойчивость (например,  скорость  восприятия,  быстрота  ума,  длительность сосредоточения  внимания),  2)психический  ритм  и   темп,   3)интенсивность

психических      процессов(например,      сила      эмоций,       активность

воли),4)направленность психической  деятельность  на  какие-то определенные объекты(например,  постоянное  стремление  человека  к  контактам  с  новыми людьми, к новым впечатлениям от реальной действительности  или  обращенность человека к самому себе, к своим идеям и образам).

  Также  динамика  психической   деятельности   зависит   от   мотивов   и

психического  состояния.  Любой  человек,  независимо  от  особенностей  его темперамента, при наличии интереса работает энергичнее и  быстрее,  чем  при его  отсутствии.  У  любого  человека  радостное  событие  вызывает   подъем душевных и физических сил, а несчастье - падение их. Напротив свойства темперамента проявляются одним  и  тем  же  образом  в

самых различных  видах деятельности и при самых  различных  целях.  Например, если студент волнуется перед сдачей  зачета,  проявляет  беспокойство  перед проведением урока в школе во  время  педагогической  практики,  находится  в тревожном ожидании старта  на  спортивных  соревнованиях,  это  значит,  что высокая тревожность  -  свойство  его  темперамента.  Свойства  темперамента наиболее  устойчивы  и  постоянны  по  сравнению  с   другими   психическими особенностями человека. Различные свойства темперамента закономерно  связаны между собой, образуя определенную  организацию,  структуру,  характеризующую

тип темперамента. 
 
 
 
 
 
 

                                                                                                                                  5

              

                  2. Физиологические основы темперамента. 

  Научное объяснение природы  темперамента  дал  И.  П.  Павлов  в  учение

основных  свойств  нервной  системы.  Изучая  высшую  нервную   деятельность животных, И. П.  Павлов  установил,  что  собаки,  отличаются  по  характеру образования  и  протекания  условных  рефлексов,  отличаются  также   и   по темпераменту. На  этом  основании  он  пришел  к  выводу,  что  и  в  основе индивидуальных особенностей  условно-рефлексной деятельности,  а  именно  - свойства нервной системы.

   Основой  же  индивидуальных  различий  в  нервной  деятельности  является

проявление  и  соотношение  свойств  двух  основных  нервных   процессов   - возбуждение и торможение.

   Были  установлены три свойства процессов  возбуждения  и  торможения:  1) сила процессов, 2) уравновешенность процессов, 3) подвижность (сменяемость) процессов возбуждения и торможения.

   Сила  нервных  процессов  выражается  в   способности   нервных   клеток

переносить продолжительное  либо  кратковременное,  очень  концентрированное возбуждение и торможение. Это определяет работоспособность  (выносливость) нервной клетки.

   Слабость  нервных процессов характеризуется  неспособностью нервных клеток выдерживать длительное и концентрированное  возбуждение  и  торможение.  При действии весьма сильных раздражителей  нервные  клетки  просто  переходят  в состояние  охранительного  торможения.  Таким  образом,  в  слабой   нервной системе нервные клетки  отличаются  низкой  работоспособностью,  их  энергия быстро  истощается.  Но  зато  слабая  нервная  система   обладает   большой чувствительностью: даже на  слабые  раздражители  она  дает  соответствующую реакцию.

   Важным  свойством высшей нервной деятельности  является  уравновешенность нервных  процессов,  т.е.   пропорциональное   соотношение   возбуждения   и торможения. У некоторых людей эти процессы  взаимно  уравновешиваются,  а  у других этого равновесия не наблюдается: преобладает или процесс  торможения, или процесс возбуждения.

   Одно  из основных свойств высшей  нервной системы  -  подвижность   нервных процессов.   Подвижность   нервной   системы    характеризуется    быстротой сменяемости процессов возбуждения и торможения,  быстротой  возникновения  и прекращения их (когда  этого  требуют  условия  жизни),  скоростью  движения нервных процессов (иррадиация и концентрация), быстротой  появления  нервных процессов в ответ  на  раздражение,  быстротой  образования  новых  условных связей, выработки и изменения динамического стереотипа. 
 

                                                                                                                                   6

  И. П. Павлов выяснил,  что  темперамент  каждого  животного  зависит  от

сочетания  свойств.  Такое  сочетание  свойств  нервной   системы,   которое

определяет и  индивидуальные особенности условно-рефлекторной деятельности  и темперамент, он назвал типом нервной системы.

   По признаку  силы нервных процессов  И.  П.  Павлов  различал  сильную и

слабую нервные  системы. Представителей сильной нервной  системы  он,  в  свою очередь, подразделил на сильных уравновешенных и  сильных  неуравновешенных. Сильные  уравновешенные  могут   быть   быстрыми   (живыми)   и   медленными (спокойными).  Слабость  нервной системы И.   П.   Павлов   считал   таким определяющим,  существенным  признаком,  который  перекрывает   все   другие различия, и поэтому представителей  слабого  типа  уже  не  делил  далее  по признаку уравновешенности и подвижности нервных процессов. Так  была  создана  классификация  типов  нервной  деятельности.  Кратко охарактеризуем каждый тип.

Информация о работе Психологическая характеристика темперамента у детей дошкольного возраста