Психологическая характеристика темперамента у детей дошкольного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2012 в 18:56, реферат

Краткое описание

Совокупность индивидуально – психологических особенностей человека, проявляющаяся в его поведении и деятельности, называется темпераментом. Пытливый ум человека уже давно обратил внимание на то, что люди по-разному отвечают на одни и те же жизненные воздействия (раздражители), по-разному ведут себя в одних и тех же жизненных ситуациях, в то же время в поведении разных людей можно отметить что-то общее.

Оглавление

Введение
1 Понятие темперамента………………………………………………………….4
2 Физиологические основы темперамента…………………………....................6
3 Типы темперамента. Психологическая характеристика типов темпераментов в дошкольном возрасте…………………………………………9
4 Развитие темперамента в дошкольном возрасте…………………………….12
5 Роль темперамента в деятельности человека. Понятие ценности темперамента…………………………………………………………………….14
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Нижегородский педагогический университет.doc

— 116.50 Кб (Скачать)

  Слабый тип. Представители этого типа нервной системы не могут выдержать сильные,  длительные  и  концентрированные  раздражения.  Слабыми   являются процессы  возбуждения  и  торможения.  При  действии  сильных  раздражителей задерживается  выработка  условных  рефлексов.  Наряду  с  этим   отмечается высокая чувствительность (т.е. низкий порог) на действие раздражителей.

   Сильный неуравновешенный  тип. Отличается сильной нервной системой,  он характеризуется   неуравновешенностью   основных   нервных    процессов    - преобладание процессов возбуждения над процессами торможения.

   Сильный уравновешенный подвижный тип. Процессы торможения и возбуждения сильны и уравновешенны, но быстрота,  подвижности  их,  быстрая  сменяемость нервных   процессов   ведут   к   относительной   быстроте   образования   и относительной неустойчивости нервных связей.

   Сильный уравновешенный инертный тип. Сильные и уравновешенные  процессы отличаются  малой  подвижностью.  Представители  этого  типа  внешне  всегда спокойны, ровны, трудно возбудимы.

   Типы  высшей деятельности относятся  к  природным  наследственным  данным, это врожденное свойство нервной системы.

   Советские   психологи  Б.  М.  Теплов  и  В.   Д   Небылицын   продолжили

исследования  И. П. Павлова.   Были   открыты   новые   свойства,   например

динамичность  нервных процессов - свойство,  которое  определяет  скорость  и легкость выработки положительных условно-рефлекторных  связей  (динамичность возбуждения)  и  скорость  выработки  отрицательных   связей   (динамичность торможения), лабильность нервных процессов - особое  свойство,  определяющее скорость    нервных    процессов    возникновение    возбудительного     или тормозительного  процесса.  Кроме   четырех    
 
 

                                                                                                                                  7

комбинаций   свойств   нервных процессов, которые были выделены  И.  П.  Павловым,  обнаружены  и  другими.

Таким образом, набор свойств нервной системы  и  их  комбинации,  от  которых зависит темперамент, в  результате  новейших  исследований  был  значительно расширен.

   Психологические  свойства темперамента и физиологические  свойства нервной системы  тесно   взаимосвязаны.   Биологический   смысл   этой   взаимосвязи заключается в том, что с ее помощью достигается наиболее  четкое,  тонкое  и своевременное приспособление к среде.  Там,  где  приспособительная  функция какого-либо свойства нервной системы не может быть осуществлена  при  помощи одного присущего ей свойства темперамента,  она  осуществляется  при  помощи другого присущего ей свойства  темперамента,  которое  компенсирует  первое.

Например,   низкая   работоспособность    слабого    типа    может    иногда

компенсироваться  длительным отсутствием эмоционального пресыщения.

  В зарубежной  психологии ( Кречмер, Шелдон) широко  распространены  теории, утверждающие, что темперамент зависит не от физиологических  свойств  общего типа  нервной  системы,  а  от   общей   конституции   организма,   внешними показателями которого являются  строение  тела,  соотношение  его  отдельных частей, а также соотношение различных тканей организма. С этой точки  зрения и строения тела, и свойства темперамента зависят от одной  общей  причины  - от наследственной особенности  в  деятельности  желез  внутренней  секреции. Поэтому  такие  теории  называются   гормональными   теориями   темперамента (конституционные концепции). 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                                                                                                   8

                                 3. Типы темперамента. 

  В настоящее время под типом темперамента принято  понимать  определенную совокупность психологических свойств, закономерно связанных  между  собой  и общих у одной группы людей. 

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ  ХАРАКТЕРИСТИКА  ТИПОВ  ТЕМПЕРАМЕНТА У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА. 

  Психологическая   характеристика   типов    темперамента    определяются

следующими основными  его свойствами.

   Сензитивность - наименьшая сила  внешних воздействий,  необходимая для возникновения  какой-либо   психической   реакции   человека,   и   скорость возникновения этой реакции(  повышенная  чувствительность).  Если  у  одного человека определенные условия деятельности не вызывают раздражения,  то  для другого они становятся сильным сбивающим фактором. Одна и та же  степень  не удовлетворенности потребностей одним человеком  почти  не  замечается,  а  у другого вызывает страдание. В данном  случае, второй  имеет  более  высокую сензитивность.

   Реактивность  -  степень непроизвольности  реакций   на   внешние   или

внутренние  воздействия  одинаковой  силы  (критическое  замечание,  обидное слово, угроза, резкий и неожиданней звук).

   Активность - то, с какой степенью  активности  (энергичности)  человек

воздействует  на внешний мир и  преодолевает  препятствия  при  осуществлении цели. Сюда относятся целенаправленность и настойчивость в  достижении  цели, сосредоточенность внимания на длительной работе и т.д.

   Соотношение  реактивности и активность - то, от  чего  в  большей  степени

зависит  деятельность  человека:   от   случайных   внешних   и   внутренних

обстоятельств (от настроения,  желания,  случайных  событий)  или  от  цели,

намерений, стремлений, убеждений человека.

   Темп реакции -  скорость  протекания  различных психических реакций и процессов: скорость движения, находчивость, скорость  запоминания,  быстрота ума.

   Пластичность  и противоположное ей качество - ригидность. Это легкость  и гибкость приспособления человека к внешним воздействиям (пластичность)  или инертность и косность его поведения (ригидность).

   Экстраверсия  и противоположное ей качество -  интроверсия.  Это то,  от

чего преимущественно  зависят реакции и деятельность человека  -  от  внешних впечатлений,  возникших в данный  момент (экстравертированность)  или от образов,  представлений  и   мыслей,   связанных   с   прошлым   и   будущим (интровертность).  
 
 

                                                                                                                                  9

  Эмоциональная возбудимость - насколько слабое воздействие необходимо для возникновения эмоциональной реакции, и с какой скоростью она возникает.  Она выражается в эмоциональной впечатлительности, импульсивности,  эмоциональной подвижности (быстрота смены эмоциональных состояний,  начало  и прекращения их).

   САНГВИНИК (в основе лежит сильный, уравновешенный, подвижный тип нервной системы). Жизнерадостный,  уравновешенный, подвижный, уверенный в себе. Сангвиник быстрый, легко приспосабливается к переменам, происходящим в  жизни, преодолевает «препятствия», умеет разрядить любую конфликтную ситуацию. Ребенок сангвиник воспринимается окружающими как  приветливый, открытый. Определить его легко – речь громкая, быстрая, выразительная  с правильными интонациями и ударениями. Такие дети, как правило, радуют взрослых. Родители, имея такого ребенка, чувствуют себя образцовыми. Это любознательный непоседа, но в тоже время его можно остановить и без труда переключить на другое занятие. Дети  сангвиники – желанные гости в на детской площадке - это самый «игровой» темперамент.

  ХОЛЕРИК (в основе лежит сильный,  неуравновешенный  -  с преобладанием возбуждения - тип нервной системы). В детском возрасте холерик обычно очень подвижен, любит шумные, активные игры и всегда стремится к лидерству. Но спокойные занятия, требующие терпения и усидчивости, ему совсем не по душе. Детям-холерикам часто бывает трудно заснуть вечером, и спят они беспокойно, но утром просыпаются как ни в чем не бывало и снова полны энергии. Холерики очень активны, и хорошо, если их бьющая через край энергия направлена в полезное русло. Поэтому очень важно с детства приучать детей с таким темпераментом к занятиям спортом, подвижным играм, поощрять их увлечение техникой или искусством. Родители ребенка-холерика должны помнить о том, что запретами и нравоучениями они ничего не добьются. Их чадо не позволит контролировать себя и свое поведение. Со временем у такого ребенка может развиться стойкий негативизм - полное отрицание и неприятие чужого мнения.

  МЕЛАНХОЛИК  (в основе  лежит  слабый  тип  нервной  системы).  Можно охарактеризовать, как легкоранимого и глубоко переживающего всё происходящее вокруг него. Его нервная система отличается повышенной чувствительностью, ему характерны глубокие эмоциональные переживания; присутствует чувство осторожности и нерешительности. Меланхолики трудно привыкают  к незнакомым людям и  новой обстановке, не любят перемен. В то же время меланхолики очень чувствительны, имеют тонкую интуитивную реакцию на малейшие оттенки эмоций и слов. Потому они безошибочно воспринимают внутренний мир людей и точно угадывают отношение окружающих к себе. 
 

                                                                                                                                10

Дети меланхолики  с чужими людьми ведут себя достаточно сдержанно, они бывают замкнуты, иногда мнительны. В привычной обстановке легко справляются с привычными заданиями, сообразительны, внимательны и отзывчивы. Речь обычно тихая, размеренная. Ребенок меланхолик может проявлять пессимизм, быть чем-то недоволен, иногда выражает  беспокойство в поведении, тревожность.

   ФЛЕГМАТИК (в основе лежит сильный, уравновешенный, инертный тип нервной системы). Сильный, уравновешенный, спокойный, невозмутимый,  рассудительный, Флегматик на любую ситуацию  реагирует с невозмутимым спокойствием и медленно. Очень не любит перемен в образе жизни, предпочитает устойчивость, привычный круг общения, знакомые виды деятельности. Вывести его из равновесия бывает очень трудно и не часто окружающие могут увидеть эмоции флегматика. Дети флегматики аккуратны и старательны, терпеливы, даже если испытывают физическую боль. Они очень быстро начинают говорить, и речь плавная, спокойная без ярких эмоций и жестикуляции Быстро учатся читать, писать. Малыши, как правило, хорошо спят и хорошо кушают. Ребенок флегматик - находка для родителей, его спокойно можно оставить в комнате одного, он будет тихо играть, ему нравятся спокойные игры; редко плачет и очень мало  требует внимания к себе - ему хорошо одному. В компании старается держаться в тени, не любит, чтобы его трогали. Если проиграл – не нервничает, если выиграл – особо не радуется. Малыши большие фантазеры, и часто играют в своем воображении самые сложные игры. В отличие от сангвиника  и  холерика  у  него  малая  реактивность. 

  В  чистом  виде  темпераменты  практически  не  встречаются.  У  каждого

человека  преобладают  черты  какого-то  одного  темперамента  в   сочетании темперамента  другого.   Приведенные   характеристики   не   претендуют   на категоричность, так как деление темперамента всех  людей  на  четыре  группы весьма условно. Более широко можно говорить  лишь  о  том,  что  темперамент определяет главным образом  течение  психической  жизни  человека,  динамику психической  деятельности.  "Течение  психической жизни   подобно   водному потоку. У одних, как в горной реке, образы и  мысли,  чувства  и  настроения стремительно и  быстро  сменяют  друг  друга.  У  других,  подобно  широкой, многоводной реке, психическая жизнь течет  медленно,  с  большим  внутренним напором". 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                                                                                                11

        4. Развитие темперамента в дошкольном возрасте. 

  Физиологической основой темперамента считают тип высшей нервной деятельности, который определяется совокупностью основных свойств нервной системы. К ним относятся сила, уравновешенность и подвижность процессов возбуждения и торможения.

  Сразу после рождения дети отличаются по степени реактивности на стимул при удовлетворении биологических потребностей. У новорожденных в ответ на раздражитель наблюдается вздрагивание телом или только подрагивание век. При смене пеленок одни младенцы кричат, другие успокаиваются, одни интенсивно сосут, а другие вяло. Различия реакций, которые проявляются в первые пять дней жизни, сохраняются и в дальнейшие периоды детства.

  В раннем и дошкольном возрасте, в связи с расширением сферы жизнедеятельности, особенности свойств темперамента ярко заметны в играх, бытовых процессах, общении со взрослыми и сверстниками. Состав свойств темперамента возникает не сразу, а разворачивается в определенной последовательности, которая обусловлена следующими причинами:

  Во-первых, общими закономерностями созревания нервной системы и развития психики.

  Во-вторых, созреванием эндокринного аппарата.

  В-третьих, специфическими закономерностями созревания каждого типа темперамента.

Информация о работе Психологическая характеристика темперамента у детей дошкольного возраста