Психологическая характеристика темперамента у детей дошкольного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2012 в 18:56, реферат

Краткое описание

Совокупность индивидуально – психологических особенностей человека, проявляющаяся в его поведении и деятельности, называется темпераментом. Пытливый ум человека уже давно обратил внимание на то, что люди по-разному отвечают на одни и те же жизненные воздействия (раздражители), по-разному ведут себя в одних и тех же жизненных ситуациях, в то же время в поведении разных людей можно отметить что-то общее.

Оглавление

Введение
1 Понятие темперамента………………………………………………………….4
2 Физиологические основы темперамента…………………………....................6
3 Типы темперамента. Психологическая характеристика типов темпераментов в дошкольном возрасте…………………………………………9
4 Развитие темперамента в дошкольном возрасте…………………………….12
5 Роль темперамента в деятельности человека. Понятие ценности темперамента…………………………………………………………………….14
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Нижегородский педагогический университет.doc

— 116.50 Кб (Скачать)

  Но уже в раннем детстве можно выделить типические свойства. Общие же особенности темперамента проявляются очень рано и сохраняются без значительных изменений до семи лет. Так, нервная система у детей близка к слабому типу. Эта слабость проявляется в ее быстром истощении, пониженной работоспособности, повышенной возбудимости и чувствительности, что приводит к неадекватному поведению. О таком поведении говорят тогда, когда сила реакций ребенка не соответствует силе раздражителя. Например, в ответ на спокойное замечание взрослого малыш плачет, выкрикивает обидные слова. Повышенная возбудимость является причиной того, что дети под влиянием эмоционально насыщенной ситуации на празднике, в театре кричат, вскакивают со своих мест, нарушают правила поведения. Эмоциональные перегрузки приводят к разбалансированности поведения. Искусство педагога состоит в том, чтобы защитить нервную систему ребенка от перенапряжения, определив для него допустимую силу стимула. Сниженная работоспособность ведет к быстрому утомлению. Причем оно наступает скорее, если деятельность интересна, предполагает частую смену раздражителей, обилие новой информации, чересчур трудна или заведомо невыполнима, а также протекает в слишком многочисленной группе.  
 

                                                                                                                                12

Переутомление наступает при чересчур сильной  и длительной концентрации внимания малыша на каком-либо одном виде деятельности: рисовании, рассматривании картинок. Внешне переутомление проявляется следующим  образом: ребенок теряет интерес  к работе, становится вялым, безынициативным, невнимательным. Его взгляд рассеян, а движения некоординированны. Взрослый, вовремя заметив признаки переутомления, дает возможность малышу отдохнуть или чередует разные виды деятельности, лучше умственную с практической. Он включается в деятельность ребенка и помогает ему быстрее ее завершить, а потом предлагает задание, требующее двигательной активности. Выносливость нервной системы, а вслед за ней и работоспособность возрастает в дошкольном детстве, достигая максимальной величины к 7-8 годам, а позже почти не меняется.

  В первые семь лет жизни для детей характерна слабость возбуждения и торможения, что проявляется в малой выносливости, быстром утомлении, быстром возникновении охранительного торможения, которое затормаживает действия под влиянием раздражителя. Ребенок на физкультурном празднике нарушает правила, вдруг перестает слышать указания взрослого, участвовать в общей деятельности. Такое поведение - сигнал воспитателю о том, что нервная система малыша перегружена и ему требуется отдых. Слабость торможения наиболее ярко наблюдается в двух вариантах.

  Первый - нарушение запретов. Малыш выхватывает игрушку у товарища, залезает в лужу, съедает чужую конфету, хотя знает, что этого нельзя делать. После совершения проступка дошкольник обычно осуждает его. Подобная импульсивность поведения особенно выражена в раннем и младшем дошкольном возрасте. По мере взросления возникают сдерживающие психологические механизмы, связанные с выполнением норм и правил поведения. Так, формируемые черты характера - дисциплинированность, организованность, ответственность - начинают влиять на свойства темперамента, и ребенок сдерживает импульс.

  Второй вариант - слабость торможения. Это преждевременные реакции, когда при проведении эстафет, подвижных игр малыш начинает действие, не дождавшись сигнала.  На протяжении дошкольного возраста процессы возбуждения и торможения не уравновешены, преобладает первый. Поэтому ребенок напоминает холерика. Неуравновешенность выражается в неустойчивости реакций, их изменчивости. У малыша снижен контроль за своими действиями, часто меняется настроение, он импульсивен. Стереотипы поведения у малыша неустойчивы и легко разрушаются, особенно в раннем детстве. Изменение привычной обстановки приводит к ухудшению самочувствия, а заболевания - к разрушению сформированных культурно-гигиенических навыков. Ведь последние требуют постоянного подкрепления, чтобы стать устойчивыми.  

                                                                                                                                13

     5. Роль темперамента в деятельности человека. Понятия ценности темперамента. 

  Если оценить приведенные психологические характеристики темперамента, то увидим, что в каждом из них есть как хорошие, так и  плохие  свойства.  Так, сангвиник  эмоционален   и   отличается   хорошей   работоспособностью,   но побуждения его неустойчивы, так же неустойчиво и  его  внимание.  Меланхолик отличается меньшей работоспособностью и большой  тревожностью,  но  зато  он тонко  чувствующий  человек,  как  правило  осторожный   и   осмотрительный. Следовательно,  нет  темпераментов   "плохих"   или   "хороших"   –   каждый темперамент хорош в одних условиях и плох  в  других.  Не  определяет  он  и социальной ценности  человека  –  от  темперамента  не  зависят  склонности, мировоззрения  и  убеждения  человека,  содержание  его   интересов.   Среди

выдающихся   людей   прошлого   встречаются   люди   с   самыми  различными темпераментами: А. В. Суворов и А. И. Герцен были сангвиниками, Петр 1 и И.П. Павлов – холериками, Н. В. Гоголь и П. И. Чайковский – меланхоликами,  а М.И. Кутузов и И. А. Крылов – флегматиками. И среди  наших  современников  – выдающихся спортсменов, летчиков-космонавтов, государственных деятелей –  мы

видим людей, существенно различающихся по темпераменту. Точно так же и  люди одного  типа  темперамента  могут  быть  как  передовыми  деятелями,  так  и консервативными.

   В зависимости  от того, как человек относится  к тем или иным явлениям,  к

жизненным  задачам,  к  окружающим  людям,  он  мобилизует   соответствующую энергию, становится способным  к  длительным  напряжениям,  заставляет  себя изменить скорость своих реакций и  темп  работы.  Воспитанный  и  достаточно волевой холерик способен проявлять сдержанность, переключать  свое  внимание на другие объекты, хотя это ему  дается  с  большим  трудом,  чем,  например флегматику.

   Под влиянием  жизненных условий, определенного  образа действий у холерика может сформироваться  инертность,  медлительность,  безынициативность,  а  у меланхолика – энергичность и  решительность.  Жизненный  опыт  и  воспитание человека  маскируют  проявление   типа   высшей   нервной   деятельности   и темперамента человека.

   Однако  отдельные сильные  психические   потрясения,  сложные  конфликтные ситуации могут внезапно  демаскировать,  обострить  ту  или  иную  природную динамическую особенность психики человека.

   В системе  воспитания и  перевоспитания  типологические  категории  людей требуют  особенно  внимательного  индивидуального  подхода.  При   необычных 
 

                                                                                                                                14

сверхсильных  воздействиях,  порождающих  преступно-опасную  ситуацию,  ранее сформированные тормозные  реакции  могут  "растормозиться"  прежде  всего  у людей холерического типа. Меланхолики  малоустойчивы  к  трудным  ситуациям, более расположены к нервно-психическому срыву.

   "Образ  поведения человека и животного  обусловлен не только прирожденными свойствами нервной системы, но и теми влияниями, которые падали и  постоянно падают на организм во  время  его  индивидуального  существования,  то  есть зависит от постоянного воспитания или обучения в самом широком  смысле  этих

слов. И это  потому, что рядом с указанными выше свойствами  нервной  системы непрерывно выступает и важнейшее  ее  свойство  –  высочайшая  пластичность". В зависимости  от  условий  жизни  и  деятельности   человека

отдельные свойства его темперамента могут усиливаться  или ослабляться. В  то же время свойства темперамента имеют тенденцию более  резкого  проявления  с возрастом человека. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                                                                                                 15

                                       Заключение. 

  Подводя  итоги по теме, мы понимаем, что  темперамент придает своеобразие  поведению человека, но не в  коей мере не определяет ни  мотивов, ни поступков, ни убеждений,  ни моральных устоев личности.

Рассмотрев само значение слова темперамент, можно пояснить его определение. В нем речь идет об устойчивых психологических свойствах человека, от которых зависит его поведение, а значит, и о личностных особенностях.

Иными словами, речь идет об индивидуальных свойствах человека, которые скорее являются врожденными, а не приобретенными. Темперамент представляет собой единственную, чисто природную личностную особенность человека, а основанием считать его именно личностным свойством является тот факт, что от темперамента зависят действия и поступки, которые совершает человек. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                               Список литературы. 

1 Нуркова, В.В.  Психология / Н.Б Березанская. - 2-е  изд.. - М., 2008. - 120 с. 

2 Дубровина,  И.В. Психология / Е.Е. Данилова, А.М. Прихожан. 6-е - изд.- М.: Изд. центр «Академия», 2007. - 202 с. 

3 Немов Р.С.  Общая психология. Гуманитарный  изд. центр. - М.: Владивосток, 2001. - 56 с. 

4 Психология  и педагогика: Учеб. пособие./ А.А.  Реан, Н.В. Боровская, С.И. Разум. - М, С-Петербург, Воронеж, Минск., 2008. - 52 с. 

5 Марцинковская,  Т.Д. Психология и педагогика / А.А. Григорович. - М., 2008. -93 с. 

6 Подласый И.П.  Педагогика: Новый курс. - М.: Владивосток, 2002. - 58 с. 

7 Кравченко А.И.  Общая психология: Учеб. пособие. - М., 2008. - 76 с. 

8. Абрамов Р.  С. Введение в практическую  психологию.

 

9. Еникеев М.  И. "Основы общей и юридической  психологии". 

10.Л.А. Венгер, В.С. Мухина «Психология» Москва «Просвещение» 1988.Гаиезо М. В., Домашенко И. А. Атлас по психологии. - М.: Просвещение, 1986. 

11.В.А. Крутецкий «Психология» Москва «Просвещение» 1988. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Психологическая характеристика темперамента у детей дошкольного возраста