Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2012 в 18:56, реферат
Совокупность индивидуально – психологических особенностей человека, проявляющаяся в его поведении и деятельности, называется темпераментом. Пытливый ум человека уже давно обратил внимание на то, что люди по-разному отвечают на одни и те же жизненные воздействия (раздражители), по-разному ведут себя в одних и тех же жизненных ситуациях, в то же время в поведении разных людей можно отметить что-то общее.
Введение
1 Понятие темперамента………………………………………………………….4
2 Физиологические основы темперамента…………………………....................6
3 Типы темперамента. Психологическая характеристика типов темпераментов в дошкольном возрасте…………………………………………9
4 Развитие темперамента в дошкольном возрасте…………………………….12
5 Роль темперамента в деятельности человека. Понятие ценности темперамента…………………………………………………………………….14
Заключение
Список литературы
Но уже в раннем
детстве можно выделить типические свойства.
Общие же особенности темперамента проявляются
очень рано и сохраняются без значительных
изменений до семи лет. Так, нервная система
у детей близка к слабому типу. Эта слабость
проявляется в ее быстром истощении, пониженной
работоспособности, повышенной возбудимости
и чувствительности, что приводит к неадекватному
поведению. О таком поведении говорят
тогда, когда сила реакций ребенка не соответствует
силе раздражителя. Например, в ответ на
спокойное замечание взрослого малыш
плачет, выкрикивает обидные слова. Повышенная
возбудимость является причиной того,
что дети под влиянием эмоционально насыщенной
ситуации на празднике, в театре кричат,
вскакивают со своих мест, нарушают правила
поведения. Эмоциональные перегрузки
приводят к разбалансированности поведения.
Искусство педагога состоит в том, чтобы
защитить нервную систему ребенка от перенапряжения,
определив для него допустимую силу стимула.
Сниженная работоспособность ведет к
быстрому утомлению. Причем оно наступает
скорее, если деятельность интересна,
предполагает частую смену раздражителей,
обилие новой информации, чересчур трудна
или заведомо невыполнима, а также протекает
в слишком многочисленной группе.
Переутомление
наступает при чересчур сильной
и длительной концентрации внимания
малыша на каком-либо одном виде деятельности:
рисовании, рассматривании картинок. Внешне
переутомление проявляется
В первые семь лет жизни для детей характерна слабость возбуждения и торможения, что проявляется в малой выносливости, быстром утомлении, быстром возникновении охранительного торможения, которое затормаживает действия под влиянием раздражителя. Ребенок на физкультурном празднике нарушает правила, вдруг перестает слышать указания взрослого, участвовать в общей деятельности. Такое поведение - сигнал воспитателю о том, что нервная система малыша перегружена и ему требуется отдых. Слабость торможения наиболее ярко наблюдается в двух вариантах.
Первый - нарушение запретов. Малыш выхватывает игрушку у товарища, залезает в лужу, съедает чужую конфету, хотя знает, что этого нельзя делать. После совершения проступка дошкольник обычно осуждает его. Подобная импульсивность поведения особенно выражена в раннем и младшем дошкольном возрасте. По мере взросления возникают сдерживающие психологические механизмы, связанные с выполнением норм и правил поведения. Так, формируемые черты характера - дисциплинированность, организованность, ответственность - начинают влиять на свойства темперамента, и ребенок сдерживает импульс.
Второй вариант
- слабость торможения. Это преждевременные
реакции, когда при проведении эстафет,
подвижных игр малыш начинает действие,
не дождавшись сигнала. На протяжении
дошкольного возраста процессы возбуждения
и торможения не уравновешены, преобладает
первый. Поэтому ребенок напоминает холерика.
Неуравновешенность выражается в неустойчивости
реакций, их изменчивости. У малыша снижен
контроль за своими действиями, часто
меняется настроение, он импульсивен.
Стереотипы поведения у малыша неустойчивы
и легко разрушаются, особенно в раннем
детстве. Изменение привычной обстановки
приводит к ухудшению самочувствия, а
заболевания - к разрушению сформированных
культурно-гигиенических навыков. Ведь
последние требуют постоянного подкрепления,
чтобы стать устойчивыми.
5.
Роль темперамента в
деятельности человека.
Понятия ценности темперамента.
Если оценить приведенные психологические характеристики темперамента, то увидим, что в каждом из них есть как хорошие, так и плохие свойства. Так, сангвиник эмоционален и отличается хорошей работоспособностью, но побуждения его неустойчивы, так же неустойчиво и его внимание. Меланхолик отличается меньшей работоспособностью и большой тревожностью, но зато он тонко чувствующий человек, как правило осторожный и осмотрительный. Следовательно, нет темпераментов "плохих" или "хороших" – каждый темперамент хорош в одних условиях и плох в других. Не определяет он и социальной ценности человека – от темперамента не зависят склонности, мировоззрения и убеждения человека, содержание его интересов. Среди
выдающихся людей прошлого встречаются люди с самыми различными темпераментами: А. В. Суворов и А. И. Герцен были сангвиниками, Петр 1 и И.П. Павлов – холериками, Н. В. Гоголь и П. И. Чайковский – меланхоликами, а М.И. Кутузов и И. А. Крылов – флегматиками. И среди наших современников – выдающихся спортсменов, летчиков-космонавтов, государственных деятелей – мы
видим людей, существенно различающихся по темпераменту. Точно так же и люди одного типа темперамента могут быть как передовыми деятелями, так и консервативными.
В зависимости от того, как человек относится к тем или иным явлениям, к
жизненным задачам, к окружающим людям, он мобилизует соответствующую энергию, становится способным к длительным напряжениям, заставляет себя изменить скорость своих реакций и темп работы. Воспитанный и достаточно волевой холерик способен проявлять сдержанность, переключать свое внимание на другие объекты, хотя это ему дается с большим трудом, чем, например флегматику.
Под влиянием
жизненных условий,
Однако
отдельные сильные
В системе
воспитания и перевоспитания
типологические категории людей
требуют особенно внимательного
индивидуального подхода. При
необычных
сверхсильных воздействиях, порождающих преступно-опасную ситуацию, ранее сформированные тормозные реакции могут "растормозиться" прежде всего у людей холерического типа. Меланхолики малоустойчивы к трудным ситуациям, более расположены к нервно-психическому срыву.
"Образ
поведения человека и
слов. И это потому, что рядом с указанными выше свойствами нервной системы непрерывно выступает и важнейшее ее свойство – высочайшая пластичность". В зависимости от условий жизни и деятельности человека
отдельные свойства
его темперамента могут усиливаться
или ослабляться. В то же время свойства
темперамента имеют тенденцию более
резкого проявления с возрастом
человека.
Подводя
итоги по теме, мы понимаем, что
темперамент придает
Рассмотрев само значение слова темперамент, можно пояснить его определение. В нем речь идет об устойчивых психологических свойствах человека, от которых зависит его поведение, а значит, и о личностных особенностях.
Иными словами,
речь идет об индивидуальных свойствах
человека, которые скорее являются врожденными,
а не приобретенными. Темперамент представляет
собой единственную, чисто природную личностную
особенность человека, а основанием считать
его именно личностным свойством является
тот факт, что от темперамента зависят
действия и поступки, которые совершает
человек.
Список литературы.
1 Нуркова, В.В.
Психология / Н.Б Березанская. - 2-е
изд.. - М., 2008. - 120 с.
2 Дубровина,
И.В. Психология / Е.Е. Данилова, А.М.
Прихожан. 6-е - изд.- М.: Изд. центр «Академия»,
2007. - 202 с.
3 Немов Р.С.
Общая психология. Гуманитарный
изд. центр. - М.: Владивосток, 2001. - 56 с.
4 Психология
и педагогика: Учеб. пособие./ А.А.
Реан, Н.В. Боровская, С.И. Разум.
- М, С-Петербург, Воронеж, Минск., 2008.
- 52 с.
5 Марцинковская,
Т.Д. Психология и педагогика /
А.А. Григорович. - М., 2008. -93 с.
6 Подласый И.П.
Педагогика: Новый курс. - М.: Владивосток,
2002. - 58 с.
7 Кравченко А.И.
Общая психология: Учеб. пособие. - М.,
2008. - 76 с.
8. Абрамов Р. С. Введение в практическую психологию.
9. Еникеев М.
И. "Основы общей и юридической
психологии".
10.Л.А. Венгер, В.С.
Мухина «Психология» Москва «Просвещение»
1988.Гаиезо М. В., Домашенко И. А. Атлас по
психологии. - М.: Просвещение, 1986.
11.В.А. Крутецкий
«Психология» Москва «Просвещение» 1988.
Информация о работе Психологическая характеристика темперамента у детей дошкольного возраста