Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2013 в 12:25, курсовая работа
Актуальность темы исследования. Юношеский возраст является периодом определения жизненных планов формирования системы ценностей, мировоззрения, убеждений, идеалов, смысла жизни, и целом – профессионального, личностного и жизненного самоопределения (Б.Г. Ананьев, Е. А. Климов, И.С.Кон, А.В.Мудрик, Д.Б. Эльконин, Э. Эриксон). Социальная ситуация развития в юности – ситуация выбора жизненного пути. Как правило, после окончания школы юноши и девушки поступают в вуз, колледж или идут работать. В этот период происходит развитие и преобразование представлений о себе, потребности в достижениях и всей мотивационно-потребностной сферы в целом.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ САМООЦЕНКИ ЛИЧНОСТИ И МОТИВАЦИИ ДОСТИЖЕНИЯ. СВЯЗЬ САМООЦЕНКИ И МОТИВАЦИИ ДОСТИЖЕНИЯ УСПЕХА 6
1.1 Понятие самооценки личности. Представление о самооценке в отечественной и зарубежной литературе. Уровни самооценки и её адекватность 6
1.2 Понятие мотивации достижения успеха. Представление о мотивации достижения в отечественной и зарубежной литературе 16
1.3 Связь самооценки и мотивации достижения успеха 23
2. ПИЛОТАЖНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ СВЯЗИ САМООЦЕНКИ И МОТИВАЦИИ ДОСТИЖЕНИЯ УСПЕХОВ 27
2.1. Программа и процедура пилотажного исследования связи самооценки и мотивации достижения успеха 27
2.2. Анализ и интерпретация полученных результатов пилотажного исследования связи самооценки и мотивации достижения успеха 29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 35
Вывод по главе 1.
Психическое развитие человека, становление
его как личности теснейшим образом
связано с формированием
Ее активно исследуют как в отечественной, так и в зарубежной психологии. Обобщая рассмотренные представления о сущности самооценки в зарубежной и отечественной психологии, можно выделить основные направления в определении понимания самооценки. Изучение самооценки возможно в структуре личности, в структуре самосознания, в структуре деятельности.
Самооценка является, одной из форм проявления самосознания, оценочной составляющей «Я-концепции», аффективной оценкой представления индивида о самом себе, которая может обладать различной интенсивностью, поскольку конкретные черты «образа Я» могут вызывать более или менее сильные эмоции, связанные с их принятием или осуждением.
Мотивации достижения также является актуальной темой исследования как в отечественной, так и в зарубежной психологии. Под мотивацией достижения понимается мотивация, направленная на возможно лучшее выполнение любого вида деятельности, ориентированной на достижение некоторого результата, к которому может быть применен критерий успешности.
Однако исследование связи самооценки и мотивации достижения успеха является мало разработанным; в то же время, такое исследование позволит расширить представление о соотношении самооценки и мотивационной сферы личности, что мы и постараемся отразить в результатах пилотажного исследования проблемы связи самооценки и мотивации достижения успеха.
Целью данной главы является обобщение и систематизация методических подходов к эмпирическому изучению связи самооценки и мотивации достижения.
Программа эмпирического исследования включала три этапа – первый этап – этап организации и планирования пилотажного исследования; второй этап - сбор эмпирического материала и третий этап - обработка полученных результатов.
Пилотажное исследование проводилось в 2012-2013 гг. на базе … . Выборку исследования составили … . Выборка составила 30 человек в возрасте от … до … лет.
Методический арсенал эмпирического исследования включает:
При обработке эмпирического
материала применялись
Результаты, полученные в
ходе исследования, были обработаны с
использованием компьютерных ресурсов
стандартизированных пакетов
Тест «Мотивация к успеху» Т. Элерса представляет собой личностный опросник. Тест предназначен для диагностики личности на достижение успеха.
Стимульный материал представляет
собой 41 утверждение, на которые испытуемому
необходимо дать один из 2 вариантов
ответов «да» или «нет». Тест относится
к моношкальным методикам. Степень
выраженности мотивации к успеху
оценивается количеством
Методика С.А. Будасси
позволяет проводить
Испытуемым предлагается список из 48 слов, обозначающих свойства личности, из которых необходимо выбрать 20, в наибольшей степени характеризующих эталонную личность, по мнению испытуемых. В этом ряду могут найти место и негативные качества. Далее из двадцати отобранных свойств личности необходимо построить эталонный ряд d1 в протоколе исследования, где на первых позициях располагаются наиболее важные, с точки зрения испытуемых, положительные свойства личности, а последними - наименее желательные, отрицательные (20-й ранг - наиболее привлекательное качество, 19-й - менее и т. д. вплоть до 1 ранга). Из отобранных ранее свойств личности необходимо построить субъективный ряд d2, в котором нужно расположить данные свойства по мере убывания их выраженности у испытуемого (20-й ранг - качество, присущее в наибольшей степени, 19-й - качество, характерное несколько меньше, чем первое, и т. д.). Результат заносится в протокол исследования.
В рамках данного пилотажного исследования мы считаем необходимым установить связь между самооценкой личности и мотивацией достижения. Результаты исследования представлены в таблицах 2.1. – 2.2.
Таблица 2.1 - Непараметрический корреляционный анализ показателей связи самооценки и мотивации достижения успеха
Переменные |
Valid |
Spearman |
t(N-2) |
p-level |
самооценка & мотивация достижения успеха |
30 |
0,860348 |
8,931665 |
0,000000 |
Выявлена положительная корреляционная зависимость между самооценкой и мотивацией достижения успеха(r=0,86), т.е. чем выше уровень самооценки, тем выше стремление личности к успеху, и соответственно, низкий уровень самооценки приводит к снижению мотивации достижения успеха.
Таблица 2.2 - Непараметрический корреляционный анализ показателей синдрома эмоционального выгорания, опосредованного застревающим типом акцентуации
Переменные |
Valid |
Spearman |
t(N-2) |
p-level |
заниженная самооценка по невротическому типу & низкая мотивация к успеху |
3 |
0,866025 |
-1,73205 |
0,333333 |
адекватная самооценка & средний уровень мотивации к успеху |
5 |
0,707107 |
1,73205 |
0,181690 |
завышенная самооценка по невротическому типу & умеренно высокий уровень мотивации к успеху |
6 |
-0,826334 |
-2,93453 |
0,042621 |
Выявлена отрицательная корреляционная связь завышенной самооценки по невротическому типу и умеренно высокого уровня мотивации к успеху (r=-0,83). Таким образом, неадекватно завышенная самооценка приводит к снижению мотивации достижения успеха, что связано с тем, что люди с завышенной самооценкой гипертрофированно оценивают свои достоинства, ставят перед собой более высокие цели, чем те, которые они могут реально достигнуть, у них высокий уровень притязаний, не соответствующий их реальным возможностям. Неадекватная самооценка своих возможностей и завышенный уровень притязаний обуславливают чрезмерную самоуверенность. Развитие излишней самоуверенности может выступать следствием соответствующего стиля воспитания в семье и школе. Незаслуженные похвалы и поощрения способствуют формированию у такого человека сознания исключительности, искаженного представления о собственных возможностях, необъективной оценки результатов своей деятельности. Самоуверенные люди не склонны к самоанализу. Вкупе с некритичностью мышления, недисциплинированностью, отсутствием необходимого самоконтроля это ведет к принятию ошибочных решений и осуществлению рисковых поступков. Дальнейшая утрата чувства необходимой осторожности отрицательно влияет на безопасность, надежность и эффективность всей жизнедеятельности человека. Отсутствие или недостаточная потребность в самосовершенствовании затрудняет включение их в процесс самовоспитания.
Также выявлены корреляционные тенденции, которые при увеличении объёма выборки станут значимыми корреляционными связями. Таким образом, в результате пилотажного исследования имеют место положительные корреляционные тенденции заниженной самооценки по невротическому типу и низкой мотивации достижения успеха, а также адекватной самооценки со средним уровнем мотивации достижения успеха.
Мотив достижения определяется в психологической науке как внутреннее относительно устойчивое стремление человека к успехам в различных видах деятельности. Удовлетворенность или неудовлетворенность личностью, собой, своей деятельностью, возникающие в результате достижения успехов или появлениями неудач, в значительной степени зависит от уровня самооценки. Сочетание жизненных успехов и неудач, преобладание одного над другим постепенно формируют самооценку личности. У лиц с заниженной самооценкой отмечается неуверенность в себе, защитные механизмы активизированы, очевидным является предпочтение стратегий типа «гарантированного успеха». В учебной и профессиональной деятельности проявляют пассивность, слабое стремление к достижению цели. Уровень успешности обычно ниже среднего, но отличается стабильностью.
Человек с заниженной самооценкой
чувствует себя плохим и недостойным
успеха. Отсутствие веры в себя мешает
достижению целей. Ответственность
вызывает сильную тревогу. Неуверенность
приводит к меньшей продуктивности,
а положительные события
Реальное оценивание своих возможностей и своего потенциала при адекватной самооценке является необходимым условием для формирования более высоких показателей мотивации достижения успеха. Такой человек позитивно оценивает свои возможности и ставит перед собой трудные цели, которые стремится достичь. Достигнутая цель рассматривается, как успех и достижение. Если достичь желаемого нет возможности, он ставит более реалистичные цели и извлекает урок и пользу из проделанной работы. Такое отношение к успеху дает силы для дальнейших действий по постановке новых целей и достижению успеха.
Вывод по главе 2.
В результате проведенного пилотажного исследования установлено, что заниженная и слишком завышенная самооценки не способствуют развитию мотивации достижения успеха. При низкой самооценке по невротическому типу личность недооценивает свои возможности, что непосредственно связано с тем, что высоких для себя целей не ставит. Завышенная по невротическому типу самооценка в связи с переоценкой своих возможностей не приводит к высоким достижениям.
Наиболее оптимальной является адекватная самооценка, когда в соответствии со своими возможностями, личность ставит перед собой реальные цели, которые достигаются успешно.
На основе теоретического анализа научной литературы удалось определить современное состояние проблемы самооценки и мотивации достижения.
Проблема самооценки, как одна из центральных проблем психологии личности, изучалась в трудах различных отечественных и зарубежных психологов.
В отечественной психологии самооценка рассматривается как системное образование, взаимосвязанное с факторами психического развития и является компонентом самосознания. Самооценка является одним из существенных условий, благодаря чему индивид становится личностью.
Западноевропейские и
В настоящее время большую значимость приобрели исследования таких широких форм мотивации, которые, проявляясь в разных сферах деятельности (профессиональной, научной, учебной), определяют творческое, инициативное отношение к делу и влияют как на характер, так и на качество выполнения труда. Одним из основных видов такой мотивации выступает мотивация достижения.
Д. Мак-Клелланд и Х. Хекхаузен описали две независимые мотивационные тенденции: стремление к успеху и стремление избежать неудачи. Мотив достижения в данном случае показывает, насколько человек стремится к повышению уровня своих возможностей.
Т. О. Гордеева под мотивацией достижения понимает мотивацию достиженческой деятельности, связанной с целенаправленным преобразованием субъектом окружающего мира, себя, других людей и отношений с ними.
Также в отечественной психологии мотивация достижения исследуется М. Ш. Магомед-Эминовым, который определяет мотивацию достижения как функциональную систему интегрированных воедино аффективных и когнитивных процессов, регулирующую процесс деятельности в ситуации достижения по всему ходу её осуществления.
Особый интерес представляет исследование связи самооценки с мотивационной сферой личности. Последнее направление является мало разработанным.
Анализ результатов пилотажного исследования показал на существенную степень зависимости самооценки и мотивации достижения успеха: