Связь самооценки с мотивацией достижения успеха у студентов факультета физической культуры

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2013 в 12:25, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы исследования. Юношеский возраст является периодом определения жизненных планов формирования системы ценностей, мировоззрения, убеждений, идеалов, смысла жизни, и целом – профессионального, личностного и жизненного самоопределения (Б.Г. Ананьев, Е. А. Климов, И.С.Кон, А.В.Мудрик, Д.Б. Эльконин, Э. Эриксон). Социальная ситуация развития в юности – ситуация выбора жизненного пути. Как правило, после окончания школы юноши и девушки поступают в вуз, колледж или идут работать. В этот период происходит развитие и преобразование представлений о себе, потребности в достижениях и всей мотивационно-потребностной сферы в целом.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ САМООЦЕНКИ ЛИЧНОСТИ И МОТИВАЦИИ ДОСТИЖЕНИЯ. СВЯЗЬ САМООЦЕНКИ И МОТИВАЦИИ ДОСТИЖЕНИЯ УСПЕХА 6
1.1 Понятие самооценки личности. Представление о самооценке в отечественной и зарубежной литературе. Уровни самооценки и её адекватность 6
1.2 Понятие мотивации достижения успеха. Представление о мотивации достижения в отечественной и зарубежной литературе 16
1.3 Связь самооценки и мотивации достижения успеха 23
2. ПИЛОТАЖНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ СВЯЗИ САМООЦЕНКИ И МОТИВАЦИИ ДОСТИЖЕНИЯ УСПЕХОВ 27
2.1. Программа и процедура пилотажного исследования связи самооценки и мотивации достижения успеха 27
2.2. Анализ и интерпретация полученных результатов пилотажного исследования связи самооценки и мотивации достижения успеха 29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 35

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 99.49 Кб (Скачать)

 

 

Вывод по главе 1.

 

Психическое развитие человека, становление  его как личности теснейшим образом  связано с формированием самосознания. Одной из важнейших форм проявления самосознания является самооценка.

Ее активно исследуют как  в отечественной, так и в зарубежной психологии. Обобщая рассмотренные представления о сущности самооценки в зарубежной и отечественной психологии, можно выделить основные направления в определении понимания самооценки. Изучение самооценки возможно в структуре личности, в структуре самосознания, в структуре деятельности.

Самооценка является, одной  из форм проявления самосознания, оценочной  составляющей «Я-концепции», аффективной оценкой представления индивида о самом себе, которая может обладать различной интенсивностью, поскольку конкретные черты «образа Я» могут вызывать более или менее сильные эмоции, связанные с их принятием или осуждением.

Мотивации достижения также является актуальной темой исследования как в отечественной, так и в зарубежной психологии. Под мотивацией достижения понимается мотивация, направленная на возможно лучшее выполнение любого вида деятельности, ориентированной на достижение некоторого результата, к которому может быть применен критерий успешности.

Однако исследование связи самооценки и мотивации достижения успеха является мало разработанным; в то же время, такое исследование позволит расширить представление о соотношении самооценки и мотивационной сферы личности, что мы и постараемся отразить в результатах пилотажного исследования проблемы связи самооценки и мотивации достижения успеха.

 

  1. ПИЛОТАЖНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ СВЯЗИ САМООЦЕНКИ И МОТИВАЦИИ ДОСТИЖЕНИЯ УСПЕХОВ
    1. Программа и процедура пилотажного исследования связи самооценки и мотивации достижения успеха

Целью данной главы является обобщение и систематизация методических подходов к эмпирическому изучению связи самооценки и мотивации достижения.

Программа эмпирического  исследования включала три этапа  – первый этап – этап организации  и планирования пилотажного исследования; второй этап - сбор эмпирического материала и третий этап - обработка полученных результатов.

  1. На первом этапе организации и планирования исследования нами был произведен подбор методического инструментария, а также определена эмпирическая база исследования.
  2. Целью второго этапа - собственно эмпирического исследования - было изучение связи самооценки и мотивации достижения.
  3. Количественный и качественный анализ результатов пилотажного исследования, целью которого было соотнести уровень самооценки и уровень мотивации достижения, а также интерпретация полученных результатов.

Пилотажное исследование проводилось в 2012-2013 гг. на базе … . Выборку исследования составили … . Выборка составила 30 человек в возрасте от … до … лет.

Методический арсенал  эмпирического исследования включает:

  • Тест «Мотивация к успеху» Т. Элерса;
  • Методика исследования самооценки личности С.А. Будасси.

При обработке эмпирического  материала применялись следующие  методы математической статистики: описательная статистика и корреляционный анализ (коэффициент ранговой корреляции Спирмена).

Результаты, полученные в  ходе исследования, были обработаны с  использованием компьютерных ресурсов стандартизированных пакетов программ Excel 7.0 и Statistica 6.0.

Тест «Мотивация к успеху» Т. Элерса представляет собой личностный опросник. Тест предназначен для диагностики личности на достижение успеха.

Стимульный материал представляет собой 41 утверждение, на которые испытуемому  необходимо дать один из 2 вариантов  ответов «да» или «нет». Тест относится  к моношкальным методикам. Степень  выраженности мотивации к успеху оценивается количеством баллов, совпадающих с ключом.

Методика С.А. Будасси  позволяет проводить количественное исследование самооценки личности, т.е. ее измерение. В основе данной методики лежит способ ранжирования. В предложенной методике исследования самооценки ее уровень и адекватность определяются как отношение между Я-идеальным и Я-реальным.

Испытуемым  предлагается список из 48 слов, обозначающих свойства личности, из которых необходимо выбрать 20, в наибольшей степени характеризующих эталонную личность, по мнению испытуемых. В этом ряду могут найти место и негативные качества. Далее из двадцати отобранных свойств личности необходимо построить эталонный ряд d1 в протоколе исследования, где на первых позициях располагаются наиболее важные, с точки зрения испытуемых, положительные свойства личности, а последними - наименее желательные, отрицательные (20-й ранг - наиболее привлекательное качество, 19-й - менее и т. д. вплоть до 1 ранга). Из отобранных  ранее свойств личности необходимо построить субъективный ряд d2, в котором нужно расположить данные свойства по мере убывания их выраженности у испытуемого (20-й ранг - качество, присущее в наибольшей степени, 19-й - качество, характерное несколько меньше, чем первое, и т. д.). Результат заносится в протокол исследования.

    1.  Анализ и интерпретация полученных результатов пилотажного исследования связи самооценки и мотивации достижения успеха

В рамках данного пилотажного  исследования мы считаем необходимым  установить связь между самооценкой личности и мотивацией достижения. Результаты исследования представлены в таблицах 2.1. – 2.2.

Таблица 2.1 - Непараметрический корреляционный анализ показателей связи самооценки и мотивации достижения успеха

Переменные

Valid

Spearman

t(N-2)

p-level

самооценка & мотивация достижения успеха

30

0,860348

8,931665

0,000000


Выявлена положительная  корреляционная зависимость между  самооценкой и мотивацией достижения успеха(r=0,86), т.е. чем выше уровень самооценки, тем выше стремление личности к успеху, и соответственно, низкий уровень самооценки приводит к снижению мотивации достижения успеха.

Таблица 2.2 - Непараметрический корреляционный анализ показателей синдрома эмоционального выгорания, опосредованного застревающим типом акцентуации

Переменные

Valid

Spearman

t(N-2)

p-level

заниженная самооценка по невротическому типу & низкая мотивация к успеху

3

0,866025

-1,73205

0,333333

адекватная самооценка & средний уровень мотивации к успеху

5

0,707107

1,73205

0,181690

завышенная самооценка по невротическому типу & умеренно высокий уровень мотивации к успеху

6

-0,826334

-2,93453

0,042621


Выявлена отрицательная  корреляционная связь завышенной самооценки по невротическому типу и умеренно высокого уровня мотивации к успеху (r=-0,83). Таким образом, неадекватно завышенная самооценка приводит к снижению мотивации достижения успеха, что связано с тем, что люди с завышенной самооценкой гипертрофированно оценивают свои достоинства, ставят перед собой более высокие цели, чем те, которые они могут реально достигнуть, у них высокий уровень притязаний, не соответствующий их реальным возможностям. Неадекватная самооценка своих возможностей и завышенный уровень притязаний обуславливают чрезмерную самоуверенность. Развитие излишней самоуверенности может выступать следствием соответствующего стиля воспитания в семье и школе. Незаслуженные похвалы и поощрения способствуют формированию у такого человека сознания исключительности, искаженного представления о собственных возможностях, необъективной оценки результатов своей деятельности. Самоуверенные люди не склонны к самоанализу. Вкупе с некритичностью мышления, недисциплинированностью, отсутствием необходимого самоконтроля это ведет к принятию ошибочных решений и осуществлению рисковых поступков. Дальнейшая утрата чувства необходимой осторожности отрицательно влияет на безопасность, надежность и эффективность всей жизнедеятельности человека. Отсутствие или недостаточная потребность в самосовершенствовании затрудняет включение их в процесс самовоспитания.

Также выявлены корреляционные тенденции, которые при увеличении объёма выборки станут значимыми корреляционными связями. Таким образом, в результате пилотажного исследования имеют место положительные корреляционные тенденции заниженной самооценки по невротическому типу и низкой мотивации достижения успеха, а также адекватной самооценки со средним уровнем  мотивации достижения успеха.

Мотив достижения определяется в психологической науке как внутреннее относительно устойчивое стремление человека к успехам в различных видах деятельности. Удовлетворенность или неудовлетворенность личностью, собой, своей деятельностью, возникающие в результате достижения успехов или появлениями неудач, в значительной степени зависит от уровня самооценки. Сочетание жизненных успехов и неудач, преобладание одного над другим постепенно формируют самооценку личности. У лиц с заниженной самооценкой отмечается неуверенность в себе, защитные механизмы активизированы, очевидным является предпочтение стратегий типа «гарантированного успеха». В учебной и профессиональной деятельности проявляют пассивность, слабое стремление к достижению цели. Уровень успешности обычно ниже среднего, но отличается стабильностью.

Человек с заниженной самооценкой  чувствует себя плохим и недостойным  успеха. Отсутствие веры в себя мешает достижению целей. Ответственность  вызывает сильную тревогу. Неуверенность  приводит к меньшей продуктивности, а положительные события приносят меньше радости. Заниженная самооценка не позволяет человеку полностью  использовать свою энергию, которая  выливается в повышенную тревожность  и различные зависимости.

Реальное оценивание своих  возможностей и своего потенциала при  адекватной самооценке является необходимым  условием для формирования более  высоких показателей мотивации  достижения успеха. Такой человек  позитивно оценивает свои возможности  и ставит перед собой трудные  цели, которые стремится достичь.  Достигнутая цель рассматривается, как успех и достижение. Если достичь желаемого нет возможности, он ставит более реалистичные цели и извлекает урок и пользу из проделанной работы. Такое отношение к успеху дает силы для дальнейших действий по постановке новых целей и достижению успеха.

 

Вывод по главе 2.

В результате проведенного пилотажного исследования установлено, что заниженная и слишком завышенная самооценки не способствуют развитию мотивации достижения успеха. При низкой самооценке по невротическому типу личность недооценивает свои возможности, что непосредственно связано с тем, что высоких для себя целей не ставит. Завышенная по невротическому типу самооценка в связи с переоценкой своих возможностей не приводит к высоким достижениям.

Наиболее оптимальной  является адекватная самооценка, когда  в соответствии со своими возможностями, личность ставит перед собой реальные цели, которые достигаются успешно.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

На основе теоретического анализа научной литературы удалось  определить современное состояние  проблемы самооценки и мотивации достижения.

Проблема самооценки, как  одна из центральных проблем психологии личности, изучалась в трудах различных  отечественных и зарубежных психологов.

В отечественной психологии самооценка рассматривается как системное образование, взаимосвязанное с факторами психического развития и является компонентом самосознания. Самооценка является одним из существенных условий, благодаря чему индивид становится личностью.

Западноевропейские и американские психологи рассматривают самооценку в основном как механизм, обеспечивающий согласованность требований индивида к себе с внешними условиями, т.е. максимальную уравновешенность личности с окружающей его социальной средой. При этом сама окружающая среда рассматривается  как враждебная человеку.

В настоящее время большую  значимость приобрели исследования таких широких форм мотивации, которые, проявляясь в разных сферах деятельности (профессиональной, научной, учебной), определяют творческое, инициативное отношение к делу и влияют как на характер, так и на качество выполнения труда. Одним из основных видов такой мотивации выступает мотивация достижения.

Д. Мак-Клелланд и Х. Хекхаузен описали две независимые мотивационные тенденции: стремление к успеху и стремление избежать неудачи. Мотив достижения в данном случае показывает, насколько человек стремится к повышению уровня своих возможностей.

Т. О. Гордеева под мотивацией достижения понимает мотивацию достиженческой деятельности, связанной с целенаправленным преобразованием субъектом окружающего мира, себя, других людей и отношений с ними.

Также в отечественной  психологии мотивация достижения исследуется  М. Ш. Магомед-Эминовым, который определяет мотивацию достижения как функциональную систему интегрированных воедино аффективных и когнитивных процессов, регулирующую процесс деятельности в ситуации достижения по всему ходу её осуществления.

Особый интерес представляет исследование связи самооценки с мотивационной  сферой личности. Последнее направление  является мало разработанным.

Анализ результатов пилотажного исследования показал на существенную степень зависимости самооценки и мотивации достижения успеха:

Информация о работе Связь самооценки с мотивацией достижения успеха у студентов факультета физической культуры