Связь самооценки с мотивацией достижения успеха у студентов факультета физической культуры

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2013 в 12:25, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы исследования. Юношеский возраст является периодом определения жизненных планов формирования системы ценностей, мировоззрения, убеждений, идеалов, смысла жизни, и целом – профессионального, личностного и жизненного самоопределения (Б.Г. Ананьев, Е. А. Климов, И.С.Кон, А.В.Мудрик, Д.Б. Эльконин, Э. Эриксон). Социальная ситуация развития в юности – ситуация выбора жизненного пути. Как правило, после окончания школы юноши и девушки поступают в вуз, колледж или идут работать. В этот период происходит развитие и преобразование представлений о себе, потребности в достижениях и всей мотивационно-потребностной сферы в целом.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ САМООЦЕНКИ ЛИЧНОСТИ И МОТИВАЦИИ ДОСТИЖЕНИЯ. СВЯЗЬ САМООЦЕНКИ И МОТИВАЦИИ ДОСТИЖЕНИЯ УСПЕХА 6
1.1 Понятие самооценки личности. Представление о самооценке в отечественной и зарубежной литературе. Уровни самооценки и её адекватность 6
1.2 Понятие мотивации достижения успеха. Представление о мотивации достижения в отечественной и зарубежной литературе 16
1.3 Связь самооценки и мотивации достижения успеха 23
2. ПИЛОТАЖНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ СВЯЗИ САМООЦЕНКИ И МОТИВАЦИИ ДОСТИЖЕНИЯ УСПЕХОВ 27
2.1. Программа и процедура пилотажного исследования связи самооценки и мотивации достижения успеха 27
2.2. Анализ и интерпретация полученных результатов пилотажного исследования связи самооценки и мотивации достижения успеха 29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 35

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 99.49 Кб (Скачать)

Представитель феноменологического  подхода Н. Бранден указывает  на тот факт, что самооценка, представление  человека о самом себе играют важную роль в понимании человека.

Зарубежные психологи рассматривают  самооценку в основном как механизм, обеспечивающий согласованность требований индивида к себе с внешними условиями, то есть максимальной уравновешенности личности с окружающей его социальной средой.

Понятие самооценки, как правило, не является самостоятельным, оно обычно включено в более широкую теорию личности или теорию «Я».

В зарубежной литературе принят термин «концепция «Я»«, который обозначает совокупность всех представлений человека о самом себе. В «концепции «Я»« выделяют следующие составляющие:

  • описательная составляющая (образ «Я», как некая когнитивная подструктура);
  • эмоционально-ценностное отношение к себе (самоотношение).

Поведенческие реакции, обусловленные  образом «Я» и самоотношением образуют поведенческую составляющую «концепция «Я»«.

Описательную составляющую «Я-концепции» чаще называют «образом Я» или «картиной Я»; составляющую, связанную с отношением к себе или к отдельным своим качествам, называют самооценкой или принятием себя.

Выделение описательной и  оценочной составляющих позволяет  рассматривать «Я концепцию» как совокупность установок, направленных на самого себя.

Согласно данной схеме  под самооценкой часто понимается самоотношение, реже – образ «Я» или «концепция «Я»« в целом, что, по мнению Л.В. Бороздиной, приводит к тому, что «самооценка как самостоятельный предмет анализа попросту пропадает, и мы приходим к потере очень важного личностного конструкта»[2,3].

Традиционно выделяют следующие  характеристики самооценки: адекватностъ-неадекватность (Л.И.Божович, Р.Б.Стеркина). Мерой адекватности при этом выступает ее соответствие объективной ценности индивида. Однако, как считает М.И.Лисина, каждая человеческая личность уникальна, и, следовательно, соразмерная ей самооценка – величина бесконечно большая. В этом смысле завышенная самооценка невозможна. Самооценка не выбирается произвольно, а определяется обстоятельствами его жизни, т. е. она  «всегда объективно обусловлена и адекватна породившим ее обстоятельствам».

Самооценка может быть высокой и низкой, различаться  по степени устойчивости, самостоятельности, критичности.

С.А. Будасси разработал методику, позволяющую количественно исследовать самооценку личности, то есть ее измерять. Согласно С.А. Будасси, уровень самооценки и её адекватность определяются как отношение между Я идеальным и Я реальным [31].

Представления человека о  самом себе, независимо от того, основываются ли они на объективном знании или  на субъективном мнении, являются ли они  истинными или ложными, кажутся  ему убедительными. Однако качества, которые человек приписывает самому себе не всегда являются адекватными.

По мнению С.А. Будасси, процесс  самооценивания может происходить  двумя путями:

  • сопоставление уровня своих притязаний с объективными результатами своей деятельности;
  • сравнение себя с другими людьми.

Однако независимо от того, лежат ли в основе самооценки собственные  суждения человека о себе или интерпретации  суждений других людей, индивидуальные идеалы или культурно-заданные стандарты, самооценка всегда носит субъективный характер; при этом ее показателями могут выступать адекватность и  уровень.

Адекватность самооценки выражает степень соответствия представлений  человека о себе объективным основаниям этих представлений. Уровень самооценки выражает степень реальных и идеальных, или желаемых, представлений о  себе.

Самооценка связана с  одной из центральных потребностей человека — потребностью в самоутверждении, со стремлением человека найти свое место в жизни, утвердить себя как члена общества в глазах окружающих и в своем собственном мнении.

Под влиянием оценки окружающих у личности постепенно складывается собственное отношение к себе и самооценка своей личности, а  также отдельных форм своей активности: общения, поведения, деятельности, переживаний.

Уровни самооценки по С.А. Будасси:

  1. Оптимальная самооценка:
    • высокий уровень самооценки;
    • самооценка выше среднего уровня (человек заслуженно ценит, уважает себя, доволен собой);
    • средний уровень самооценки (человек уважает себя, но знает свои слабые стороны и стремится к самосовершенствованию, саморазвитию) [31].

При оптимальной, адекватной самооценке субъект правильно соотносит  свои возможности и способности, достаточно критически относится к  себе, стремится реально смотреть на свои неудачи и успехи, старается  ставить перед собой достижимые цели, которые можно осуществить  на деле.

К оценке достигнутого он подходит не только со своими мерками, но и старается  предвидеть, как к этому отнесутся  другие люди. Адекватная самооценка является итогом постоянного поиска реальной меры, т. е. без слишком большой  переоценки, но и без излишней критичности  к своему общению поведению, деятельности, переживаниям. Такая самооценка является наилучшей для конкретных условий  и ситуаций.

  1. Неоптимальная самооценка:
    • чрезмерно завышенная самооценка

На основе неадекватно  завышенной самооценки у человека возникает  неправильное представление о себе, идеализированный образ своей личности и возможностей, своей ценности для  окружающих, для общего дела. В таких  случаях человек идет на игнорирование  неудач ради сохранения привычной высокой  оценки самого себя, своих поступков  и дел. Происходит острое эмоциональное  «отталкивание» всего, что нарушает представление о себе. Восприятие реальной действительности искажается, отношение к ней становится неадекватным — чисто эмоциональным. Рациональное зерно оценки выпадает полностью. Поэтому справедливое замечание начинает восприниматься как придирка, а объективная оценка результатов работы — как несправедливо заниженная. Неуспех предстает как следствие чьих-то козней или неблагоприятно сложившихся обстоятельств, ни в коей мере не зависящих от действий самой личности.

Человек с завышенной неадекватной самооценкой не желает признавать, что все это — следствие  собственных ошибок, лени, недостатка знаний, способностей или неправильного  поведения. Возникает тяжелое эмоциональное  состояние — аффект неадекватности, главной причиной которого является стойкость сложившегося стереотипа завышенной оценки своей личности. Это психическое состояние возникает, как попытка лиц с завышенной самооценкой оградить себя от реальных обстоятельств и сохранить привычную  самооценку.

Аффект неадекватности —  это психологическая защита, она  является временной мерой, поскольку  не решает главной задачи, а именно — коренного изменения неоптимальной  самооценки, выступающей причиной возникновения  неблагоприятных межличностных  отношений.

    • слишком заниженная самооценка

Самооценка может быть и заниженной т. е. ниже реальных возможностей личности. Обычно это приводит к  неуверенности в себе, робости  и отсутствию дерзаний, невозможности  реализовать свои способности. Такие  люди не ставят перед собой труднодостижимых целей, ограничиваются решением обыденных  задач, слишком критичны к себе.

Слишком высокая или слишком  низкая самооценка нарушают процесс  самоуправления, искажают самоконтроль. Особенно это заметно в общении, где лица с завышенной и заниженной самооценкой выступают причиной конфликтов.

При завышенной самооценке конфликты возникают из-за пренебрежительного отношения к другим людям и  неуважительного обращения с  ними, слишком резких и необоснованных высказываний в их адрес, нетерпимости к чужому мнению, проявлению высокомерия  и зазнайства. Низкая критичность  к себе мешает им даже замечать, как  они оскорбляют других высокомерием и непререкаемостью суждений.

При заниженной самооценке конфликты могут возникать из-за чрезмерной критичности этих людей. Они очень требовательны к  себе и еще более требовательны к другим, не прощают ни одного промаха или ошибки, склонны постоянно подчеркивать недостатки других. И хотя это делается из самых лучших побуждений, все же становится причиной конфликтов в силу того, что немногие могут терпеть систематическое «пиление».

Поскольку самооценка складывается под влиянием оценки окружающих и, став устойчивой, меняется с большим трудом, то изменить ее можно, изменив отношение  окружающих (сверстников, сотрудников  по работе, преподавателей, родных). Поэтому  формирование оптимальной самооценки сильно зависит от справедливости оценки всех этих людей. Особенно важно помочь человеку поднять неадекватно заниженную самооценку, помочь поверить в себя, в свои возможности, в свою ценность.

Адекватную самооценку (с  тенденцией к завышению) можно приравнять к позитивному отношению к  себе, к самоуважению, принятию себя, ощущению собственной полноценности. Низкая самооценка (с тенденцией к  занижению), наоборот, может быть связана  с негативным отношением к себе, неприятием себя, ощущением собственной  неполноценности.

В процессе формирования самооценки важную роль играет сопоставление образов  реального «Я» и «Я-идеального». Поэтому тот, кто достигает в реальности характеристик, соответствующих идеалу, будет иметь высокую самооценку. Если же человек «эффективно» рефлексирует разрыв между этими характеристиками и реальностью своих достижений, его самооценка, по всей вероятности, будет низкой.

Самооценка и отношение  человека к себе тесно связаны  с уровнем притязаний, мотиваций  и эмоциональными особенностями  личности. От самооценки зависит интерпретация  приобретенного опыта и ожидания человека относительно самого себя и  других людей.

    1. Понятие мотивации достижения успеха. Представление о мотивации достижения в отечественной и зарубежной литературе

Так как понятие мотивации  достижения успеха относиться к такой  сложной категории в структуре  личности человека как мотив, считаем  необходимым, начать работу с изучения этого понятия.

Мотив — это побуждения к деятельности, связанные с удовлетворением  потребности субъекта. Под мотивом  также часто понимают причину, лежащую  в основе выбора действий и поступков, совокупность внешних и внутренних условий, вызывающих активность субъекта.

Термин «мотивация» представляет собой более широкое понятие, чем термин «мотив». Слово «мотивация» используется в современной психологии в двояком смысле: как обозначающее систему факторов, детерминирующих поведение (сюда входят, в частности, потребности, мотивы, цели, намерения, стремления и многое другое), и как характеристика процесса, который стимулирует и поддерживает поведенческую активность на определенном уровне. Чаще всего в научной литературе мотивация рассматривается как совокупность причин психологического характера, объясняющих поведение человека, его начало, направленность и механизмы осуществления [17, с.388].

В настоящее время большую значимость приобретает исследование таких  широких форм мотивации, которые, проявляясь в разных сферах деятельности (профессиональной, научной, учебной), определяют творческое, инициативное отношение к делу и влияют как на характер, так и на качество выполнения труда. Одним из основных видов такой мотивации выступает мотивация достижения, определяющая стремление человека выполнить дело на высоком уровне качества везде, где есть возможность проявить свое мастерство и способности. Принципиально важным является то, что мотивация достижения тесно связана с такими качествами личности, как инициативность, ответственность, добросовестное отношение к труду, реалистичность в оценках своих возможностей при постановке задач и т.п. [1, 12, 14].

Поведение, ориентированное на достижение, предполагает наличие у каждого  человека мотивов достижения успеха и избегания неудачи. Другими  словами, все люди обладают способностью быть заинтересованными в достижении успеха и тревожиться по поводу неудачи. Однако каждый отдельный человек имеет доминирующую тенденцию руководствоваться либо мотивом достижения, либо мотивом избегания неудачи. В принципе мотив достижения связан с продуктивным выполнением деятельности, а мотив избегания неудачи - с тревожностью и защитным поведением [20, 29, 32].

Преобладание той или иной мотивационной тенденции всегда сопровождается выбором трудности цели. Люди, мотивированные на успех, предпочитают средние по трудности или слегка завышенные цели, которые лишь незначительно превосходят уже достигнутый результат. Они предпочитают рисковать расчетливо. Мотивированные на неудачу склонны к экстремальным выборам, одни из них нереалистично занижают, а другие - нереалистично завышают цели, которые ставят перед собой.

После выполнения серии задач и  получения информации об успехах  и неудачах в их решении те, кто  мотивирован на достижение, переоценивают  свои неудачи, а мотивированные на неудачу, напротив, переоценивают свои успехи. Мотивированные на неудачу в случае простых и хорошо отработанных навыков (наподобие тех, что используются при сложении пар однозначных  чисел) действуют быстрее, и их результаты снижаются медленнее, чем у мотивированных на успех. При заданиях проблемного характера, требующих продуктивного мышления, эти же люди ухудшают работу в условиях дефицита времени, а у мотивированных на успех она улучшается.

Знание человеком своих способностей влияет на его ожидания успеха. Когда в группе имеется весь диапазон способностей, только люди со средними способностями будут очень сильно мотивированы на достижение и (или) избегание неудачи. Ни у очень сообразительных, ни у малоспособных индивидов не будет сильной мотивации, связанной с достижением, поскольку ситуация соревнования будет казаться или «слишком легкой», или «слишком трудной».

Информация о работе Связь самооценки с мотивацией достижения успеха у студентов факультета физической культуры