Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2013 в 12:25, курсовая работа
Актуальность темы исследования. Юношеский возраст является периодом определения жизненных планов формирования системы ценностей, мировоззрения, убеждений, идеалов, смысла жизни, и целом – профессионального, личностного и жизненного самоопределения (Б.Г. Ананьев, Е. А. Климов, И.С.Кон, А.В.Мудрик, Д.Б. Эльконин, Э. Эриксон). Социальная ситуация развития в юности – ситуация выбора жизненного пути. Как правило, после окончания школы юноши и девушки поступают в вуз, колледж или идут работать. В этот период происходит развитие и преобразование представлений о себе, потребности в достижениях и всей мотивационно-потребностной сферы в целом.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ САМООЦЕНКИ ЛИЧНОСТИ И МОТИВАЦИИ ДОСТИЖЕНИЯ. СВЯЗЬ САМООЦЕНКИ И МОТИВАЦИИ ДОСТИЖЕНИЯ УСПЕХА 6
1.1 Понятие самооценки личности. Представление о самооценке в отечественной и зарубежной литературе. Уровни самооценки и её адекватность 6
1.2 Понятие мотивации достижения успеха. Представление о мотивации достижения в отечественной и зарубежной литературе 16
1.3 Связь самооценки и мотивации достижения успеха 23
2. ПИЛОТАЖНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ СВЯЗИ САМООЦЕНКИ И МОТИВАЦИИ ДОСТИЖЕНИЯ УСПЕХОВ 27
2.1. Программа и процедура пилотажного исследования связи самооценки и мотивации достижения успеха 27
2.2. Анализ и интерпретация полученных результатов пилотажного исследования связи самооценки и мотивации достижения успеха 29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 35
СВЯЗЬ САМООЦЕНКИ С МОТИВАЦИЕЙ ДОСТИЖЕНИЯ УСПЕХА У СТУДЕНТОВ ФАКУЛЬТЕТА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ САМООЦЕНКИ ЛИЧНОСТИ И МОТИВАЦИИ ДОСТИЖЕНИЯ. СВЯЗЬ САМООЦЕНКИ И МОТИВАЦИИ ДОСТИЖЕНИЯ УСПЕХА 6
1.1 Понятие самооценки личности. Представление о самооценке в отечественной и зарубежной литературе. Уровни самооценки и её адекватность 6
1.2 Понятие мотивации достижения успеха. Представление о мотивации достижения в отечественной и зарубежной литературе 16
1.3 Связь самооценки и мотивации достижения успеха 23
2. ПИЛОТАЖНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ СВЯЗИ САМООЦЕНКИ И МОТИВАЦИИ ДОСТИЖЕНИЯ УСПЕХОВ 27
2.1. Программа и процедура пилотажного исследования связи самооценки и мотивации достижения успеха 27
2.2. Анализ и интерпретация полученных результатов пилотажного исследования связи самооценки и мотивации достижения успеха 29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 35
Одной из наиболее важных задач, которые встают перед современной психологией является формирование активной личности, мотивированной на деятельную жизненную позицию, т.е. личности, оценивающей себя адекватно как внешним обстоятельствам, так и своим индивидуальным возможностям.
Актуальность темы исследования. Юношеский возраст является периодом определения жизненных планов формирования системы ценностей, мировоззрения, убеждений, идеалов, смысла жизни, и целом – профессионального, личностного и жизненного самоопределения (Б.Г. Ананьев, Е. А. Климов, И.С.Кон, А.В.Мудрик, Д.Б. Эльконин, Э. Эриксон). Социальная ситуация развития в юности – ситуация выбора жизненного пути. Как правило, после окончания школы юноши и девушки поступают в вуз, колледж или идут работать. В этот период происходит развитие и преобразование представлений о себе, потребности в достижениях и всей мотивационно-потребностной сферы в целом.
Важным требованием к
профессионально-личностному
Проблема формирования мотивации достижения в юношеском возрасте обусловлена, во-первых, недостаточной изученностью данного вопроса, во-вторых, задачами оптимизации процесса становления личности.
Предмет исследования: самооценка и мотивация достижения успеха.
Объект исследования: эмоциональная и мотивационная сфера.
Цель работы: обнаружить наличие или отсутствие связи мотивации достижения и самооценки личности.
Поставленная цель требует решения следующих задач:
Гипотеза: мы полагаем, что существует связь между самооценкой и мотивацией достижения успеха: чем выше уровень самооценки, тем выше мотивация достижения успеха.
Проблема самооценки, как одна из центральных проблем психологии личности, изучалась в трудах различных отечественных и зарубежных психологов. Среди них можно выделить следующих авторов: Л.И. Божович, Л.В. Бороздина, Л.С. Выготский, А.В. Захарова, Б.В. Зейгарник, А.Н. Леонтьев, А.И. Липкина, М.И. Лисина, B.C. Мерлин, В.с. Мухина, Е.И. Савонько, В.Ф. Сафин, Е.А. Серебрякова, ГЛ. Собиева, А.Г. Спиркин, В.В. Столин, С.Л. Рубинштейн, П.Р. Чаматы, И.И. Чеснокова, П.М. Якобсон; А. Адлер, А. Бандура, Р. Бернс, И. Бранден, У. Джемс, Ф. Зимбардо, С. Куперсмит, К. Левин, К. Роджерс, М. Розенберг, 3. Фрейд, К. Хорни.
Проблеме мотивации достижения посвящено большое число теоретических и эмпирических исследований, как в зарубежной, так и в отечественной психологии. Изучали феномен мотивации достижения и его связь с поведением и деятельностью Г. Мюррей, К. Левин, Р.Г. Андерсон, В.А. Скотт, М.Ю. Орлов, Р.С. Вайсман, А.К. Маркова, Т.А. Саблина, В.И. Степанский, Г.В. Литвинова, М. Ш. Магомед-Эминов, Т. В. Корнилова, И. М. Палей, Т.О. Гордеева и др. Мотивация достижения рассматривается как структурное образование, мотивы которой – достижения успеха и избегания неудачи состоят из следующих компонентов: потребность достижения цели и её антиципация, инструментальная активность, аффективное состояние. Результат деятельности и отношение к этому окружающих (Дж. Аткинсон, Д. Мак-Клеланд, Х. Хекхаузен).
Проблемы взаимосвязи мотивации с самооценкой в своих работах рассматривали Л.И. Божович, Л.В. Бороздина, Б.В. Зейгарник, А.И. Липкина, В.В. Столин, X. Хекхаузен и др.
Проблема возникновения и
Проблема самооценки, как одна из центральных проблем психологии личности, изучалась в трудах различных отечественных и зарубежных психологов. Как пишет Л.В. Бороздина «ни в отечественной, ни в зарубежной литературе нет общепринятого определения данного концепта. Можно констатировать ряд интерпретаций, зависящих от частной психологической школы, ориентации, направления» [3].
Среди отечественных психологов можно выделить следующих авторов, занимающихся данной проблематикой: Л.И. Божович, Л.В. Бороздина, Л.С. Выготский, А.В. Захарова, Б.В. Зейгарник, А.Н. Леонтьев, А.И. Липкина, М.И. Лисина, B.C. Мерлин, В.С. Мухина, Е.И. Савонько, В.Ф. Сафин, Е.А. Серебрякова, ГЛ. Собиева, А.Г. Спиркин, В.В. Столин, С.Л. Рубинштейн, П.Р. Чаматы, И.И. Чеснокова, П.М. Якобсон [2,3,10,11,27].
В.В. Столин предложил теорию уровневого строения самосозания. Он выделяет три уровня самосознания, в соответствии с которыми различает и единицы самосознания:
С.Л. Рубинштейн под самооценкой понимает стержневое образование личности, которое строится на оценках индивида другими и его оценивании этих других. Самооценка рассматривается в виде основной структуры личности. Основу самооценки представляют ценности, принятые личностью и на внутриличностном уровне определяют механизм саморегуляции поведения [7; 23, с 733-735, 746].
По А.В. Захаровой, самооценка является «центральным, ядерным образованием личности, через призму которого, преломляются и опосредуются все линии психического развития ребенка, в том числе становление его личности и индивидуальности» [10, с. 97]. Самооценка рассматривается как системное образование, взаимосвязанное с факторами психического развития, являющееся компонентом самосознания.
По Леонтьеву А.Н., самооценка
является одним из существенных условий,
благодаря чему индивид становится
личностью. Она формирует у индивида
потребность соответствовать
Зейгарник Б.В., Лурия А. Р.,
Рубинштейн С.Л., Соколова Е.Т., Федотова
Е.О. рассматривали особенности
И.И. Чеснокова под самооценкой
понимала взаимодействия двух сфер: эмоционально-ценностного
самоотношения и сферы
Таким образом, самооценка является, одной из форм проявления самосознания, оценочной составляющей «Я-концепции», аффективной оценкой представления индивида о самом себе, которая может обладать различной интенсивностью, поскольку конкретные черты «образа Я» могут вызывать более или менее сильные эмоции, связанные с их принятием или осуждением. Развитие самооценки происходит во время всей жизни человека, и «именно ориентиры для самооценки, заложенные в детстве, поддерживают сами себя в течение всей жизни человека, и отказаться от них чрезвычайно трудно» [24, с. 216].
В зарубежной психологии проблемой самооценки занимались А. Адлер, А. Бандура, Р. Бернс, И. Бранден, У. Джемс, Ф. Зимбардо, С. Куперсмит, К. Левин, К. Роджерс, М. Розенберг, 3. Фрейд, К. Хорни [9].
У. Джемс выделял зависимость самооценки от характера взаимоотношений индивида с другими людьми. Его такой подход являлся идеалистическим, так как общение индивида с другими людьми рассматривалось независимо от реальной основы этого общения – практической деятельности [9, c.80-82].
Западноевропейские и
Такой подход характерен как для
З. Фрейда, так и для его последователей-
Большое значение для решения проблемы самооценки имеют работы К. Левина и его учеников, которые занимались специальным изучением мотивов, потребностей, уровня притязаний и их соотношения. В результате этих и других исследований ученые пришли к выводу о соотношении самооценки и уровня притязаний.
В гуманистической теории А. Маслоу,
Р. Мей, Г. Олпорт, К. Роджерс придерживались
точки зрения о том, что представление
человека о себе может быть искаженным.
Чтобы преобразовать эту
Личность, по К. Роджерсу, возникает в процессе развития, и ее сущностью являются знание индивида о себе и самооценка. Самооценка возникает в результате взаимодействия с окружающей средой, оценочного взаимодействия с другими людьми. Поведение ребенка и его дальнейшее развитие, прежде всего, согласуются с его самооценкой.
В индивидуальном развитии, как говорит
К. Роджерс, между представлением человека
о себе и реальным опытом, включающим
в себя и оценки окружающих, и
моральные ценности, может возникнуть
конфликт. В одних случаях причиной
конфликта является расхождение
между самооценкой и оценками
окружающих, в других – расхождение
между самооценкой и тем