Связь самооценки с мотивацией достижения успеха у студентов факультета физической культуры

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2013 в 12:25, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы исследования. Юношеский возраст является периодом определения жизненных планов формирования системы ценностей, мировоззрения, убеждений, идеалов, смысла жизни, и целом – профессионального, личностного и жизненного самоопределения (Б.Г. Ананьев, Е. А. Климов, И.С.Кон, А.В.Мудрик, Д.Б. Эльконин, Э. Эриксон). Социальная ситуация развития в юности – ситуация выбора жизненного пути. Как правило, после окончания школы юноши и девушки поступают в вуз, колледж или идут работать. В этот период происходит развитие и преобразование представлений о себе, потребности в достижениях и всей мотивационно-потребностной сферы в целом.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ САМООЦЕНКИ ЛИЧНОСТИ И МОТИВАЦИИ ДОСТИЖЕНИЯ. СВЯЗЬ САМООЦЕНКИ И МОТИВАЦИИ ДОСТИЖЕНИЯ УСПЕХА 6
1.1 Понятие самооценки личности. Представление о самооценке в отечественной и зарубежной литературе. Уровни самооценки и её адекватность 6
1.2 Понятие мотивации достижения успеха. Представление о мотивации достижения в отечественной и зарубежной литературе 16
1.3 Связь самооценки и мотивации достижения успеха 23
2. ПИЛОТАЖНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ СВЯЗИ САМООЦЕНКИ И МОТИВАЦИИ ДОСТИЖЕНИЯ УСПЕХОВ 27
2.1. Программа и процедура пилотажного исследования связи самооценки и мотивации достижения успеха 27
2.2. Анализ и интерпретация полученных результатов пилотажного исследования связи самооценки и мотивации достижения успеха 29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 35

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 99.49 Кб (Скачать)

Если человек ориентирован на успех, он не испытывает страха перед неудачей, а если ориентирован на избегание  неудачи, то будет тщательнее взвешивать свои возможности, колебаться при принятии решения. Поскольку лица с мотивацией избегания неудачи боятся критики, они в качестве психологической  защиты чаще, чем лица, стремящиеся  к достижению успеха, мотивируют свои поступки с помощью декларируемой  нравственности.

В последние годы проблема мотивации достижения является актуальной как в отечественной, так и  в зарубежной психологии. Это связано  с тем, что высокий уровень  интеллекта не является обязательным условием достижения высоких результатов  и успеха в деятельности. В качестве основной причины указывается на недостаток мотивации.

Успешное выполнение продуктивной деятельности требует от человека не только развитых способностей, но и  таких важных мотивационных характеристик, как интерес к выполняемому делу, вера в свои способности достичь  успеха, умение справляться с трудностями, адекватно реагировать на неудачи  и проявлять настойчивость. Современными исследователями мотивация рассматривается  не просто как необходимое условие, но как движущая сила, способствующая достижению успеха.

Под мотивацией достижения понимается мотивация, направленная на возможно лучшее выполнение любого вида деятельности, ориентированной на достижение некоторого результата, к которому может быть применен критерий успешности (то есть он может быть сопоставлен с другими результатами, используя некоторые стандарты оценки). Мотивация достижения проявляется в стремлении субъекта прилагать усилия и добиваться возможно лучших результатов в области, которую он считает важной (значимой для себя).

Мотив достижения как устойчивая характеристика личности впервые был выделен  Г. Мюрреем.

Согласно Г. Мюррею, потребность в достижении характеризуется следующими понятиями: выполнять нечто трудное; управлять, манипулировать, организовывать - в отношении физических объектов, людей или идей; делать это по возможности быстро и самостоятельно; преодолевать препятствия и добиваться высоких показателей; совершенствоваться; соперничать и опережать других; реализовывать таланты и тем повышать самоуважение.[21]

Достаточно широкую известность  получила его мотивационная концепция, в которой, наряду с выделенным У. Макдугаллом перечнем органических, или первичных, потребностей, идентичным основным инстинктам, Мюррей предложил  список вторичных (психогенных) потребностей, возникающих на базе инстинктоподобных  влечений в результате воспитания и  обучения. Это потребности достижения успехов, аффилиации, агрессии, независимости, противодействия, уважения, унижения, защиты, доминирования, привлечения  внимания, избегания вредных воздействий, избегания неудач, покровительства, порядка, игры, неприятия, осмысления, сексуальных отношений, помощи, взаимопонимания. Позже к этим двадцати были добавлены  еще шесть потребностей: приобретения, отклонения обвинений, познания, созидания, объяснения, признания и бережливости. Рассматриваемую нами диспозицию Г. Мюррей понимал как устойчивую потребность  достижения результата в работе, как  стремление «сделать что-то быстро и хорошо, достичь уровня в каком-либо деле». Эта потребность носит генерализованный характер и проявляется в любой ситуации независимо от конкретного ее содержания.

Несмотря на то, что Г. Мюррей в 1938 году выделил мотивацию достижения как одну из двадцати потребностей, в дальнейших исследованиях (наряду с двумя социальными мотивациями — аффилиации и власти) ей было уделено очень много внимания. Уже этот особый интерес к проблематике мотивации достижения показал, что она является одной из фундаментальных мотиваций человека, без которой невозможно его полноценное развитие. Поскольку в современном индустриальном обществе ключевыми ценностями человеческого бытия являются профессиональный успех и реализация себя как человека любящего, то потребности в достижении, а также в любви и принятии могут признаны фундаментальными, содержание которых не может быть сведено к другим потребностям (которых может быть выделено великое множество). Мотивация достижения имеет наибольшее значение при изучении успешности человека в таких сферах жизни, где преобладают ситуации, связанные с деятельностью, ориентированной на определенный результат, который может быть оценен в соответствии с предметными, индивидуальными или социальными нормами. В современном индустриальном обществе сферами жизни, в которых преобладают ситуации, связанные с деятельностью достижения, являются учебная и профессиональная деятельности [21, 32].

В процессе дальнейших исследований этого мотива такими учеными как Д. Мак-Клелланд и Х. Хекхаузен были выявлены две независимые мотивационные тенденции: стремление к успеху и стремление избежать неудачи. Мотив достижения в данном случае показывает, насколько человек стремится к повышению уровня своих возможностей [19, 32].

Д. Мак-Клелланд начал изучать «мотив достижения» в 40-х гг. ХХ в. Согласно созданной им теории мотивации, все без исключения мотивы и потребности человека приобретаются, формируются при его онтогенетическом развитии. Под мотивом в ней понимается «стремление к достижению некоторых довольно общих целевых состояний», видов удовлетворения или результатов. Однако «мотив достижения» рассматривается не как производный от общественно-исторических условий, а как первопричина человеческого поведения. При этом делается вывод о том, что успешность развития экономики общества зависит от национального уровня мотива достижения успеха. По существу, это психологизация общественных явлений [19].

Д. Мак-Клелланд создал первый стандартизированный вариант методики его измерения - Тест тематической апперцепции (ТАТ). При этом были выявлены два вида «мотива достижения»: стремление к успеху и стремление избежать неудачи. В дальнейшем В. Мейер, X. Хекхаузен и Л. Кеммлер создали вариант ТАТ для обоих «мотивов достижения». Мотив стремления к успеху понимается как склонность к переживанию удовольствия и гордости при достижении результата. Мотив избегания неудачи - как склонность отвечать переживанием стыда и унижения на неудачу[19, 32].

Американский ученый Д. Мак-Клелланд полагает, что потребность в достижении «является бессознательным побуждением к более совершенному действию, к достижению стандарта совершенства». Характерными чертами людей, с выраженной мотивацией достижения он считает:

  • предпочтение работать в условиях максимального побуждения мотива достижения (то есть решать задачи средней степени трудности);
  • мотивация достижения не всегда приводит к более высоким, чем у других результатам. А высокие результаты не всегда есть следствие актуализированного мотива достижения.
  • взятие на себя личной ответственности за выполнение деятельности, но в ситуациях низкого или умеренного риска, и если успех не зависит от случайности;
  • предпочтение адекватной обратной связи о результатах своих действий;
  • стремятся к поиску более эффективных, новых способов решения задач, то есть склонны к новаторству [19, с.202].

Иные представления о  мотивации достижения развиваются  немецким психологом Х. Хекхаузеном. Согласно его взглядам, мотивация достижения — «попытка увеличить или сохранить максимально высокими способности человека ко всем видам деятельности, к которым могут быть применены критерии успешности и где выполнение подобной деятельности может, следовательно, привести или к успеху, или к неудаче» [32, с. 749].

Характерные признаки мотивации  достижения:

  • сама идея достижения предполагает две возможности: достигнуть успеха и потерпеть неудачу (у лиц с высокой мотивацией достижения выражена ориентация на достижение успеха);
  • мотивация достижения проявляется тогда, когда деятельность предоставляет возможности для совершенствования (задачи должны быть средней степени трудности);
  • мотивация достижения ориентирована на определенный конечный результат, на цель. При этом для мотивации достижения «характерен постоянный пересмотр целей».
  • для людей с высокой мотивацией достижения характерно возвращение к уже прерванным занятиям и доведение их до конца. [32, с.750].

В отечественной психологии мотивация достижения, а также тесно связанная с ней тема уровня притязаний исследовалась такими специалистами, как М. Ш. Магомед-Эминов, Т. В. Корнилова, И. М. Палей, Т.О. Гордеева и многими другими [16].

Т. О. Гордеева под мотивацией достижения понимает мотивацию достиженческой деятельности. Достиженческая деятельность — деятельность, связанная с целенаправленным преобразованием субъектом окружающего  мира, себя, других людей и отношений  с ними. Такая деятельность «мотивируется стремлением сделать что-то как можно лучше и/или быстрее, совершить прогресс, за которым стоят базовые человеческие потребности в достижении, росте и самосовершенствовании» [21].

Также в отечественной  психологии мотивация достижения исследуется  М. Ш. Магомед-Эминовым, который определяет мотивацию достижения как функциональную систему интегрированных воедино аффективных и когнитивных процессов, регулирующую процесс деятельности в ситуации достижения по всему ходу её осуществления. Можно выделить особые структурные компоненты, выполняющие специфические функции в процессе мотивационной регуляции деятельности: мотивация актуализации (побуждение и инициация деятельности), мотивация селекции (процессы выбора цели и соответствующего ей действия), мотивация реализации (регуляция выполнения действия и контроль реализации намерения), мотивация постреализации (процессы, направленные на прекращение действия или смену одного действия другим) [16].

Мотивация достижения успеха — стремление к улучшению результатов, неудовлетворенность достигнутым, настойчивость в достижении своих  целей, стремление добиться своего, во что бы то ни стало — является одним из ядерных свойств личности, оказывающих влияние на всю человеческую жизнь.

    1. Связь самооценки и мотивации достижения успеха

Особый интерес представляет исследование связи самооценки с мотивационной  сферой личности. Последнее направление  является мало разработанным.

Большую роль в объяснении влияния  мотивации на эффективность деятельности (учёбы) играют исследования мотивации  достижения. Мотивация достижения проявляется  в стремлении выполнить задание  на высоком уровне качества везде, где  имеется возможность проявить творчество, мастерство и способности. От развития этого мотива в решающей мере зависит  то, чего в конечном итоге достигает  в своей жизни человек, в том  числе в профессиональной деятельности. В отечественных психологических  исследованиях мотивация достижений рассматривается как позитивный фактор, который в значительной степени определяет эффективность профессиональной деятельности человека и удовлетворенность трудом, также обуславливает позитивное отношение к профессии, менее выраженную тревожность, эффективную психическую адаптацию.

Например, установлено, что у людей, ориентированных на успех, чаще преобладают  реалистические, а у индивидов, ориентированных  на избегание неудач - нереалистические, завышенные или заниженные, самооценки. Уровень самооценки в значительной степени связан с удовлетворенностью или неудовлетворенностью человеком  собой, своей деятельностью, возникающими в результате достижения успеха или  появления неудачи. Сочетание жизненных  успехов и неудач, преобладание одного над другим постепенно формируют  самооценку личности. В свою очередь, особенности самооценки личности выражаются в целях и общей направленности деятельности человека, поскольку в  практической деятельности он, как  правило, стремится к достижению таких результатов, которые согласуются  с его самооценкой, способствуют ее укреплению.

Мотивация достижения - это психическая  регуляция деятельности в ситуациях  достижения, в которых имеется  возможность реализовать мотив  достижения.

Мотив достижения может реализоваться  в разных видах деятельности. Это  объясняется тем, что результат  деятельности сам по себе не реализует  мотива достижения, который является широко обобщенным по предметному содержанию личностным мотивом. Личностные мотивы характеризуются скорее не самим результатом, на который деятельность направлена, а тем, какие особенности личности осуществляются при выполнении данной деятельности.

Экспериментальные исследования связи самооценки с мотивацией достижения показывают, что у школьников с высоким уровнем мотивации достижения самооценка не только адекватная, но и более дифференцирована, они способны прогнозировать свои действия, а причины своих неудач они относят на счет своих усилий и возможностей. У школьников со средним уровнем мотивации достижения самооценка менее реалистична и менее самостоятельна, поэтому они чаще ошибаются в прогнозировании и причину своих неудач объясняют неблагоприятными обстоятельствами. У учеников с низким уровнем мотивации достижения самооценка неадекватна. Заниженная самооценка у таких учеников является следствием негативного опыта внешних оценок. Мотив достижения успеха играет большую роль в процессе формирования самооценки и уровня притязаний. Если учащийся постоянно не справляется с заданиями и получает низкие отметки, то мотив достижения успеха значительно ослабевает. Сначала возникает переживание, затем безразличное отношение к отрицательной оценке своей деятельности другими. В результате может возникнуть ценностная переориентация личности. Следует обратить внимание также на то, что низкая самооценка не обязательно может характеризовать личность с низкой мотивацией достижения. Она может быть следствием завышенного уровня притязаний, неадекватного ситуации или способностям учащегося [15]. 

Информация о работе Связь самооценки с мотивацией достижения успеха у студентов факультета физической культуры