Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2013 в 10:27, реферат
Мотивация — это совокупность внешних и внутренних движущих сил, побуждающих человека осуществлять деятельность, направленную на достижение определенных целей, с затратой определенных усилий. Мотивация как процесс состоит из шести следующих одна за другой стадий.
Можно выделить общую схему инженерно-психологического
проектирования (см. Основы… , 1986. С. 196-346):
1. Анализ характеристик объекта управления:
анализ статистических характеристик;
анализ динамических характеристик; определение
целей и задач системы.
2. Распределений функций между человеком
и техникой: анализ возможностей человека
и техники; определение критерия эффективности
системы; определение ограничивающих
условий; оптимизация критерия эффективности.
3. Распределение функций между операторами:
выбор структуры группы; определение числа
рабочих мест; определение задач на каждом
рабочем месте; организация связи между
операторами.
4. Проектирование деятельности конкретного
оператора: определение структуры и алгоритма
деятельности; определение требований
к характеристикам человека (ПВК); определение
требований к обученности; определение
допустимых норм деятельности.
5. Проектирование технических средств
деятельности операторов: синтез информационных
моделей; конструирование органов управления;
общая компоновка рабочего места.
6. Оценка системы "человек - машина":
оценка рабочего места и условий деятельности;
оценка характеристик деятельности оператора;
оценка эффективности системы в целом.
Можно выделить следующие основные проблемы взаимодействия
человека с компьютерными системами:
1. Гигиенические, медицинские проблемы,
связанные с вредным воздействием компьютера
на организм и нервную систему человека.
С одной стороны, постоянно раздаются
грозные предупреждения о недопустимости
длительной работы с компьютером и т.п.
С другой стороны, разработчики компьютерных
систем постоянно совершенствуют средства
защиты организма пользователей.
2. Высокая цена сбоев и ошибок при эксплуатации
ЭВМ. Эта проблема усугубляется распространением
"хакерских" шуток, когда ради баловства
и самоутверждения разрабатываются все
новые и новые "компьютерные вирусы",
способные выводить из строя компьютерные
системы целых организаций (включая оборонные
системы). Эта проблема уже выводит нас
в область этики.
3. Быстрая смена поколений ЭВМ, вызывающая
необходимость постоянного поиска более
совершенных компьютеров и программ. "Уважающие
себя пользователи" просто обречены
тратить все больше сил, времени и денег
ради того, чтобы не отставать от "прогресса".
Парадокс ситуации в том, что нередко важнейшим
ориентиром компаний - производителей
компьютеров является постоянное "придерживание"
своих новинок для того, чтобы "держать
цену" и заставлять хорошенько раскошеливаться
потребителей своей продукции в лучших
традициях "рыночной экономики".
4. Сложности ремонта и обслуживания компьютерной
техники. В условиях РФ это выражается
в том, что большинство фирм, торгующих
компьютерами, часто не способны обеспечить
качественный и недорогой ремонт продаваемой
техники. "Лучше купите новый компьютер,
чем ремонтировать имеющийся…", - эту
фразу все еще можно услышать в салонах
и мастерских. Дело доходит до того, что
иногда отремонтировать компьютер могут
даже школьники-старшеклассники, тогда
как в "престижных салонах" уровень
квалификации пока еще достаточно низок.
Все поднаторели лишь на спекуляции компьютерами.
Хотя, слава Богу, даже в РФ здесь есть
и исключения…
5. Тотальное проникновение ЭВМ в частную
жизнь человека. Любой уважающий себя
"пользователь" рано или поздно подключается
к глобальным компьютерным сетям. И тогда
все, что делается на компьютере, может
стать известно заинтересованным людям.
Заметим, что само понятие "сеть"
нередко ассоциируется с понятием "паутина".
Что позволяет более спокойно и даже оптимистично
смотреть на данную проблему, так это то,
что большинство "пользователей"
просто никому не нужны (на каждого "пользователя"
не напасешься сотрудников органов безопасности).
Но как только человек начинает занимать
видное место в обществе, на него легко
можно собрать довольно "солидное"
досье. Такие досье не снились даже писателям-фантастам,
предупреждавшим еще совсем недавно об
опасностях компьютеризации. Таким образом,
проблема все-таки остается…
6. Компьютеризация человеческого мышления,
ограниченность компьютера ведет и к ограниченности
человека-пользователя (формирование
"технократического мышления" и "искусственной
интеллигенции" - по В.П. Зинченко, Е.Б.
Моргунову).
Рассматривая последнюю проблему, связанную
с компьютеризацией человеческого мышления,
В.П. Зинченко и Е.Б. Моргунов отмечают:
"Наука сблизилась с техникой и отдалилась
от человека. Это относится даже к естествознанию,
даже к психологии, в которой возобладали
технократические ориентации. Техника
пытается включить в себя науку о человеке,
рассматривая его как винтик, как звено,
как агента, как компонент технической
или социотехнической системы, а не как
субъекта деятельности" (см. Зинченко, Моргунов, 1994. С. 214).
При этом само "технократическое мышление"
определяется как "мировоззрение, существенными
чертами которого являются примат средства
над целью, цели над смыслом и общечеловеческими
интересами, смысла над бытием и реальностями
современного мира, техники (в том числе
и психотехники) над человеком и его ценностями.
Технократическое мышление - это Рассудок,
которому чужды Разум и Мудрость. Для технократического
мышления не существует категорий нравственности,
совести, человеческого переживания и
достоинства" (Там же. С. 211).
"Технократическое мышление это скорее
прообраз искусственного интеллекта.
Хотя последнего еще нет, технократическое
мышление уже реальность, и есть опасность,
что создаваемый на основе его средств
искусственный интеллект будет еще страшнее.
Особенно если он во всей своей стерильности
станет прообразом человеческого мышления. (Заметим, что уже появился термин "искусственная
интеллигенция". К сожалению, не только
термин...)" (см. Зинченко, 1992. С. 95).
При этом обозначились и новые
сложности при разработке и внедрении
ИТ (на основе переоценки дел в области
ИТ): короткий жизненный цикл ИТ-систем
и ограничения, свойственные современным
видеотерминалам (даже несмотря на "гибкость"
ИТ); поскольку власть и контроль внутри
каждой организации распределены неравномерно,
то у разных групп - разные возможности
использовать новые ИТ в своих корыстных
целях (например, многие пользователи
хуже ориентируются в области компьютерных
технологий, чем проектировщики, а цели
у них разные, таким образом возможен обман
- типа "недоделанная система"…);
необходимо смещение акцентов от чисто
психологических и антропологических
подходов к социокультурным, т.е. расширение
контекста внедрения и использования
новых технологий.
По мнению ряда авторов, перспективным
представляется деятельностный подход к разработке
систем "человек - компьютер".
В частности, Р.А. Ру отмечает, что "и
человек, и компьютер могут рассматриваться
как некоторые преобразователи "действий",
связанных с восприятием, сознанием и
движением. Следовательно, при проектировании
систем "человек - компьютер" необходимо
выделить форму взаимодействия между
двумя работающими подсистемами" (см.
Леонова, Чернышева, 1995. С. 354). При этом сравниваются деятельностный и другие
(традиционные) подходы в проектировании
систем "человек - компьютер":
1) Инженерный подход (восходит к Ф. Тейлору - 1911 г.). Суть подхода
сводится к детальному анализу поведения
работника и объединение его элементарных
действий в "однородную группу структурированных
по определенному признаку задач". Но,
к сожалению, все это трудно применить
к умственным действиям.
2) Социотехнический подход. Суть данного
подхода - в максимальном разделении труда
в организации и определение функций и
структурных особенностей его основных
составляющих. Но это сложно при разработке
простых, конкретных заданий, т.е. сложно
в плане постановки таких заданий.
3) Поведенческий подход. Суть подхода
- в персонализированной всесторонней
оценке труда, что может использоваться
и при получении исходных данных для пересмотра
задач, т.е. для разработки новых заданий.
Ограниченность подхода связана с отсутствием
перечня необходимых признаков задач,
и с тем, что акцент делается больше на
мотивационную составляющую, чем на исполнительскую.
4) Системный эргономический подход.
Здесь предлагаются ясные идеи по структуре
проектирования и даются специфические
нормы и рекомендации, связанные с физическими
параметрами интерфейса (т.е. системы)
"человек - компьютер". Но данный подход
не касается когнитивных аспектов мыслительной
деятельности.
5) Как считает Р.А. Ру, более перспективен подход
- "разработка действующих систем".
Принципиальное отличие системы "человек
- машина" (СЧМ) и системы "человек
- компьютер" (ЧКС) в том, что возможности
компьютера позволяют решать такие "когнитивные
задачи", как интерпретация, анализ,
решение подпроблем и др. Главное при этом
- оптимальное распределение функций между
человеком-оператором и компьютером (с
учетом их возможностей). Цель разработки
- "получение целостной оптимально действующей
системы, даже если это предполагает не
самое удачное выполнение компьютером
отдельных подзадач", - отмечает Р.А.
Ру (цит. по: Леонова, Чернышева,
1995. С. 356-357).
Выделяются основные критерии разработки
"действующих систем" (эргономические критер
Важную роль в деятельностном подходе
при разработке систем "человек - компьютер"
играет выделение основных принципов теории
действия - по Хаккеру (см. Там же. С.
362-363):
1. Поведение работника - это комплекс отдельных
действий. Это упорядоченная система сенсорных,
когнитивных и двигательных процессов,
направленных на достижение определенной
цели. Сама программа действий имеет определенную
иерархию. Действия - это самые маленькие
"единицы" деятельности, направленные
на независимые и осознанные цели.
2. Действия, ведущие к одной и той же цели,
могут иметь разный состав и структуру.
Важны индивидуальные различия в действиях.
Важны и динамические отличия в структуре
поведения одного и того же человека.
3. Структура действий является окончательным
продуктом процессов регуляции. Выделяются:
подготовительные шаги программы действий
и шаги по реализации программы. Нередко
шаги, связанные с реализацией, одновременно
являются и шагами по подготовке новых
действий (например, если задача сложная,
то в ходе ее реализации обнаруживаются
новые проблемы и т.п.).
4. Регулятивные процессы, рассматриваемые
с психофизиологической точки зрения,
протекают на разных уровнях: сенсомоторная
регуляция (основана на навыках) - в основном
это бессознательная регуляция; перцептивно-концептуальная
регуляция (основана на определенных правилах)
- многое зависит от готовности оператора
воспринимать определенные сигналы (информацию);
интеллектуальная регуляция (основана
на знаниях) - происходит осознанно, целенаправленно,
с использованием обратной связи.
5. Во время выполнения одного и того же
процесса все три уровня регуляции (см.
выше) могут чередоваться. Обычно управление
идет на сенсомоторном уровне, но если
квалификации недостаточно, то происходит
переход на более высокий уровень. В экстремальных
ситуациях - управление на интеллектуальном
уровне (хотя иногда важны и отработанные,
тренированные для этих случаев автоматизированные
навыки - Н.П.).
6. Наблюдается общая тенденция к повышению
эффективности деятельности (человек
самообучается в процессе своего труда,
а также - за счет оптимизации самого труда:
сокращение лишних операций и т.п.).
7. Регуляция действий зависит от функционального
состояния человека, т.е. важна оптимальная
нагрузка на работника. При чрезмерной
нагрузке - перенапряжение. При недостаточной
нагрузке - атрофия интеллектуальных способностей,
даже если работник компенсирует монотонный
труд воображением и игрой, производительность
падает.
8. Для выполнения действий у человека
есть несколько психофизиологических
механизмов, каждый из которых имеет свои
возможности и ограничения (по вниманию,
мышлению, памяти).
9. Каждый человек располагает широким
спектром поведенческих реакций и знаний.
Все это ведет к значительным индивидуальным
различиям, т.е. к индивидуальному стилю
выполнения одинаковых заданий.
10. Включенность и выполнение определенных
видов деятельности имеет ряд последствий
для работающей личности. В плане вознаграждения
(оправданные или неоправданные надежды,
а может, и реализованные/нереализованные
смыслы). В плане повышения своего опыта
и квалификации. Но есть и явно негативные
последствия (стресс, дефицит времени…,
и самое страшное - профессиональные деструкции).