Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2015 в 18:31, курсовая работа
Актуальность настоящего исследования обусловлена экономическими и политическими преобразованиями, происходящими в нашем Отечестве. За последнее десятилетие в России количество предприятий, различных форм собственности выросло на порядок, соответственно, с течением времени перед новыми руководителями, новых предприятий встала проблема управления кадрами.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ ПОНЯТИЯ МОТИВАЦИЯ………………...………..5
1.1. Анализ терминологической сущности «мотивация», «стимулирование»………………………………………………………………...5
1.1.1. Прагматический аспект…………………………………………………….8
1.2. Основы системы оптимальной мотивации труда…………………………..9
1.2.1. Структура системы оптимальной мотивации труда……………………10
ГЛАВА 2. МОТИВАЦИЯ И КОМПЕНСАЦИЯ (МОСТ)…………………….15
2.1. Оплата труда………………………………………………………………...15
2.2. Типология предметов МОСТ………………………………………………17
2.3. Примерный алгоритм создания системы оплаты труда…………………19
2.3.1. Описание функций и составление должностных инструкций…………19
2.3.2. Постановка стратегических целей и задач организации……………….20
2.3.3. Создание сетки…………………………………………………………….20
2.3.4. Определение индивидуальной заработной платы………………………21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….23
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………..25
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ ПОНЯТИЯ МОТИВАЦИЯ………………...………..5
1.1. Анализ
терминологической сущности «мотивация»,
«стимулирование»……………………………………
1.1.1. Прагматический аспект…………………………………………………….8
1.2. Основы системы оптимальной мотивации труда…………………………..9
1.2.1. Структура системы оптимальной мотивации труда……………………10
ГЛАВА 2. МОТИВАЦИЯ И КОМПЕНСАЦИЯ (МОСТ)…………………….15
2.1. Оплата
труда……………………………………………………………….
2.2. Типология
предметов МОСТ…………………………………………
2.3. Примерный
алгоритм создания системы
2.3.1. Описание
функций и составление
2.3.2. Постановка стратегических целей и задач организации……………….20
2.3.3. Создание
сетки…………………………………………………………….
2.3.4. Определение
индивидуальной заработной
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………..25
ВВЕДЕНИЕ
Тема настоящего реферата «Сущность понятия мотивация. Мотивация и компенсация». Актуальность настоящего исследования обусловлена экономическими и политическими преобразованиями, происходящими в нашем Отечестве. За последнее десятилетие в России количество предприятий, различных форм собственности выросло на порядок, соответственно, с течением времени перед новыми руководителями, новых предприятий встала проблема управления кадрами. Это изменение обусловлено тем, что руководитель всегда должен помнить, что даже прекрасно составленные планы и самая совершенная структура организации не имеют никакого смысла, если кто-то не выполняет фактическую работу организации.
«Задача функции мотивации заключается в том, чтобы члены организации выполняли работу в соответствии с делегированными им обязанностями и сообразуясь с планом».
Актуализируя тему своего исследования, отмечу, что практически во всей литературе по менеджменту рассказ о методах мотивации персонала давно уже приобрел канонические формы и легко вписывается в схему: Содержательные теории мотивации (Пирамида Маслоу, теория МакКлеланда, теория Герцберга. Процессуальные теории мотивации (Теория ожидания, теория справедливости и т.д.). Большинство содержательных разделов по мотивации, кочующих из одного учебника по менеджменту в другой, есть всего лишь легкие модификации текста из «Основ менеджмента» Майкла Мескона, в том числе приведенного мной выше. Однако, существующие теории мотивации, как показывает практика, не помогают в решении реальных проблем мотивации, возникающих у руководителей и, тем более, в разработке гармоничной системы мотивации. Одна из наиболее интересных попыток в построении модели мотивации персонала сделана В. Бовыкиным в его работе «Новый менеджмент». «Интересы не зависят от свойств личности индивида, так как базируются на нуждах», - так пишет В. Бовыкин, демонстрируя явную несоотнесенность своих утверждений с существующими психологическими реалиями. В то же время, В. Бовыкин ставит проблему мотивации персонала в настоящее время во главу угла, отмечая, что «путь... к наивысшей эффективности процесса управления лежит только через решение проблемы эффективной мотивации труда...». Он подчеркивает, в частности, что решить проблему мотивации можно только внедрив действенный механизм мотивации труда работников. Однако, очевидно, что для формирования действенной стратегии мотивации персонала в настоящее время, требуется коренной пересмотр традиционно бытующих на предприятиях, всех сфер деятельности, трудовых отношений между работником и предпринимателем. Не разделяя во всей полноте взглядов В. Бовыкина по теории менеджмента, я однако, не могу не согласиться со справедливостью вышеприведенного утверждения.
В данной работе мной не приводится конкретная модель мотивации персонала. Выделяются лишь наиболее общие ориентиры, которые необходимо учитывать руководству организации при анализе или формировании мотивационно-стимулирующих условий по отношению к работнику. Ключевым пунктом является обеспечение позитивного отношения работника к кругу своих обязанностей и к предложенным «правилам игры», для чего необходимо культивирование и поощрение правильного самоопределения работника. Самоопределение означает не только адекватное понимание, но и осознанное принятие работником нормативных условий его труда и жизни в организации. Опираясь на психологические теории мотивации А.Н. Леонтьева, О.С. Анисимова и др., я попытаюсь изучить необходимые коррекции в стратегическом подходе управления мотивацией персонала, применимых в т.ч. в одной из самой конкурентных областей, области торговли, изложив те основания, без которых, очевидно, невозможно существование дееспособной системы мотивации и стимулирования.
ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ ПОНЯТИЯ МОТИВАЦИЯ
1.1. Анализ терминологической сущности
«мотивация», «стимулирование»
Для начала, в целях определения терминологических концептов, я попытаюсь снизить степень неопределенности в понимании значений ключевых для темы реферата понятий «мотивация» и «стимулирование».
Часто, ведя разговор о заинтересованности работника в высокой производительности своего труда, практики-менеджеры употребляют термины «мотивация» и «стимулирование», как близкие по значению синонимы. Считается, что разница между ними незначительна, а нюансы пусть «ловят» теоретики – у них больше свободного времени на терминологические изыски. Это в корне неверная и очень губительная, для современных менеджеров-практиков, традиция. В таком понимании зачастую и коренятся основные причины многих недоразумений в управлении персоналом (как пример могу привести бюджетные организации, в которых экономическое стимулирования не просматривается практически вообще, но в то же время люди приобретают специальности педагогов, врачей, работников МВД и работают по избранным специальностям).
Мне, кажется, не проведена четкая граница между «мотивацией» и «стимулированием», например у Мескона М.Х. в классическом труде «Основы менеджмента»: «Мотивация – процесс стимулирования самого себя и других на деятельность, направленную на достижение индивидуальных и общих целей организации». Определение мотивации через стимулирование (и наоборот) очень распространено среди специалистов по управлению, особенно ярко проявляется на предприятиях торговли. Если еще учесть то обстоятельство, что у многих стимул отождествляется с оплатой труда – мы получаем окончательно запутанную картину в этом аспекте управления персоналом.
Давайте попробуем внести ясность в первую очередь по различию «стимула» и «мотива». Приведем четыре определения стимула.
Стимул - это остроконечная палка, которой погоняли животных.
Стимул (лат. stimulus - стрекало, погонялка) – внешнее побуждение к действию, толчок, побудительная причина.
Стимул - физический агент (раздражитель), воздействующий на орган чувств (рецептор).
Стимул, -а, м. (книжн.). Побудительная причина, толчок (в 0 знач.); заинтересованность в совершении чего-н. С. для развития.
Рис. 1. Схема стимулирующего воздействия
Из данных определений видно, что стимул это нечто внешнее по отношению к человеку. Во-вторых, стимулу свойственна способность «раздражать» органы чувств человека, то есть воздействие в функции стимула должно осуществляться в пределах порога чувствительности человека. Следовательно, в широком смысле, стимул – это такое воздействие одним человеком на другого, которое побуждает его к направленному действию, нужному инициатору воздействия. Если воздействие не вызывает побуждение к определенному действию, то такой стимул можно считать не действенным. Подытожим: стимул задается человеку кем-то извне (см. Рис. 1).
Теперь о «мотиве». Мотив, по убеждению профессора Виханского О.С., – внутри человека. Другими словами, мотив – это идеальный образ во внутреннем плане сознания человека. Во-вторых, это не просто идеальное представление, а энергетически насыщенный образ необходимого, потребностно-значимого предмета. Источником побудительной силы мотива выступают потребности. Как справедливо отмечал классик психологии деятельности Алексей Николаевич Леонтьев лишь в результате встречи потребности с отвечающим ей предметом, она впервые становится способной направлять и регулировать деятельность. «Встреча потребности с предметом есть акт. Опредмечивания потребности – наполнения ее содержанием, которое черпается из окружающего мира. Это и переводит потребность на собственно психологический уровень», то есть в мотив. Итак, мотивообразование базируется на потребностной системе человека, другими словами, проистекает изнутри (см. Рис.2).
Рис. 2. Потребностная система человека
Таким образом, стимулирование – это процесс воздействия на человека посредством потребностно-значимого для него внешнего предмета (объекта, условий, ситуации и т.п.), побуждающий человека к определенным действиям (пребывание в комфортных условиях и т.п.).
Мотивация (как процесс) – есть процесс эмоционально-чувственного сопоставления образа своей потребности с образом внешнего предмета (претендента на предмет потребности).
1.1.1. Прагматический аспект
Как же нам могут помочь приведенные понятийные определенности в дальнейшем рассуждении?
На стратегическом уровне по введенным критериям можно выделить три типа кадровой политики в управлении заинтересованностью персонала в своем труде:
Почему же в сочетании мотивационной и стимулирующей политик «охватывающей» выступает мотивационная? Дело в том, что корпоративная культура (ВСМПО), включающая в себя механизмы управления мотивацией персонала, куда более прочное основание, чем материальное стимулирование. Такая организация, например, сможет выжить и в тяжелые кризисные времена, что вряд ли удастся организации, где основой заинтересованности в труде работников являются только высокие зарплаты и премии, имеются в виду предприятия торговли. Кроме того, практический опыт наиболее успешных японских компаний в области кадровой стратегии подтверждает то, что корпоративная культура и ценностные ориентации куда важнее материальных вознаграждений и других стимулирующих средств.
При разработке системы мотивации и стимулирования персонала организации крайне важно учитывать два аспекта: качественную стадию жизни организации и типологию сотрудников.
1.2. Основы Системы оптимальной мотивации труда
Приведем некоторые исходные положения Системы оптимальной мотивации труда (далее по тексту СОМТ). Эти общие положения должны лежать в основе справедливой системы мотивации труда работников. Нарушение любого из них делает систему мотивации неэффективной или даже вредной.
Направленность системы мотивации труда должна соответствовать стратегии кадрового управления, а стратегия кадрового управления должна вписываться в общую стратегию деятельности организации.
Система мотивации труда должна учитывать особенности внешних по отношению к организации условий.
Факторы технологического развития отрасли.
Система мотивации труда должна включать в себя как часть механизм оптимального стимулирования труда (см. Рис. 3).
Рис. 3. Система мотивации труда
СОМТ призвана обеспечивать адекватную мотивацию работника к труду в организации и к кругу своих профессиональных задач.
СОМТ поощряет такой труд работника, который ценен для организации. В связи с этим СОМТ должна быть направлена на:
Информация о работе Сущность понятия мотивация. Мотивация и компенсация