Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2013 в 10:27, реферат
Мотивация — это совокупность внешних и внутренних движущих сил, побуждающих человека осуществлять деятельность, направленную на достижение определенных целей, с затратой определенных усилий. Мотивация как процесс состоит из шести следующих одна за другой стадий.
Теория ожиданий Виктора Врума. Наличие активной потребности не является единственным активным условием мотивации человека на наличие определенной цели. Человек должен надеяться на то, что выбранный им тип поведения действительно приведет к удовлетворению или получению желаемого.
Ожидания можно рассматривать
как оценку данной личностью определенного
события. Основываемся на взаимосвязях:
затраты труда, результаты - вознаграждение,
валентность (удовлетворенность
Ожидания в отношении
Теория справедливости. Теория справедливости постулирует, что люди субъективно определяют отношение полученного вознаграждения к полученным усилиям и затем соотносят его с вознаграждением других людей, выполняющих аналогичную работу. Если сравнения показывают дисбаланс и несправедливость, то есть коллега получил большее вознаграждение за аналогичную работу, то у него возникает психологическое напряжение. В результате необходимо мотивировать этого сотрудника, снять напряжение для восстановления справедливости, исправить дисбаланс. Люди могут восстанавливать дисбаланс или чувство справедливости, либо изменив уровень затрачиваемых усилий, либо пытаясь изменить уровень получаемого вознаграждения.
Основной вывод теории справедливости
заключается в том, что до тех
пор, пока люди не начнут считать, что
получают справедливое вознаграждение,
они будут стремиться уменьшить
интенсивность труда. При этом восприятие
и оценка справедливости носят относительный
характер. В некоторых организациях
пытаются решить проблему возникновения
у сотрудников чувства
|
Модель Портера и Лоулера. Достигнутые результаты зависят от приложенных сотрудниками усилий, их способностей и характерных особенностей, от осознания ими своей роли. Уровень приложенных усилий будет определяться ценностью вознаграждения и степенью уверенности в том, что данный уровень усилий действительно повлечет за собой вполне определенный уровень вознаграждения. В теории Портера - Лоулера устанавливается соотношение между вознаграждением и результатами.
Один из наиболее важных выводов Портера и Лоулера состоит в том, что результативный труд ведет к удовлетворению. Согласно теории человеческих отношений удовлетворение ведет к достижению высоких результатов в труде, или, иными словами, более довольные рабочие лучше трудятся. Портер и Лоулер полагают, что чувство выполненной работы ведет к удовлетворению, а не удовлетворение влияет на высокие результаты работы и рост производительности труда. Проведенные учеными-экономистами, психологами и социологами исследования подтвердили выводы Портера и Лоулера о том, что высокая результативность является причиной полного удовлетворения, а не следствием его. В итоге модель Портера и Лоулера внесла основной вклад в понимание мотивации. Она показала, в частности, что мотивация не является простым элементом в цепи причинно-следственных связей процесса управления. Эта модель показывает также, насколько важно объединить такие понятия, как усилия, способности, результаты, вознаграждения, удовлетворение и восприятие в рамках единой взаимоувязанной системы. Важнейшие теории науки управления персоналом представлены в таблице в Приложении.
Позднее, в конце 70-х начале 80-х
годов прошлого века, много внимания
уделялось анализу системы
В качестве примера современных европейских исследований по данной проблематике можно привести исследование мотивации труда в Финляндии, выполненное Тапани Алкулой. Поскольку организация является местом проведения большей части жизни людей, то важнейшим внешним фактором, влияющим на их мотивацию, является окружение, в котором бы хотели работать люди, их ожидания по поводу работы. Выявлены следующие аспекты этой проблемы:
- рабочее время. Установлено,
что существует прямая
- семейный статус. Чем большее
значение имеет семья, тем
- половой аспект. На заинтересованность
работой влияют традиционные
мужские и женские роли как
показатель мужского и
Удовлетворенность
работой тесно связана с
С другой стороны, если плохой сотрудник
полностью удовлетворен своей работой
и не собирается увольняться — это информация
к размышлению для руководителя. Значит,
в компании созданы весьма благоприятные
условия для ленивых, бестолковых, неэффективных
работников. Данные об удовлетворенности
работой — это фактически информация
о кадровых рисках компании».
Можно выделить следующие элементы или
показатели удовлетворенности работой:
Удовлетворенность содержанием и
характером работы занимает центральное
место. Интерес к процессу деятельности
может быть важным мотивирующим фактором.
Совокупность особенностей деятельности,
побуждающих человека к ее выполнению,
в психологии называют процессуально-содержательной
(или интринсивной) мотивацией. «Интринсивный
мотив — это всегда состояние радости,
удовольствия от своего дела» [2]. О высокой
процессуально-содержательной мотивации
можно говорить в тех случаях, когда человек
достигает высоких результатов не потому,
что ему обещано большое вознаграждение
или осуществляется жесткий контроль
его работы, а из-за того, что ему доставляет
удовольствие сам процесс деятельности.
Изучая людей, которые получают удовольствие
от своей работы, ученые выделили следующие
показатели процессуально-содержательной
мотивации:
Американские ученые-
В соответствии с этими взглядами Т. Соломанидина
и В. Соломанидин приводят принципы проектирования
работы с точки зрения удовлетворенности
ее исполнителей. В такой перечень они
включили следующие требования:
Выполняя соответствующую этим требованиям
работу, человек испытывает приятные
чувства, которые побуждают его
работать хорошо.
Психологи отмечают,
что для одних людей очень
важно, чтобы работа была динамичной.
Для других, чтобы испытывать удовлетворенность
интенсивностью труда, нужны значимые
результаты. Для третьих важно, чтобы
работа была наполнена смыслом, давала
возможность развития их личности.
Удовлетворенность содержанием
работы, таким образом, тесно связана
с индивидуальными
Важным показателем является удовлетворенность
условиями работы. Сюда включают всё, что
касается экологии и эргономики рабочего
места: наличие и удобство расположения
инструментов, освещенность, качество
питьевой воды, используемой в офисе, и
т. п.
Удовлетворенность
условиями работы связана со степенью
информированности персонала о
текущем положении дел в
Одним из основных элементов информирования является доведение персоналу видения будущего организации, ее целей. Успешные лидеры, представляя свое видение организации, активизируют и себя, и персонал.
К условиям работы нужно относить и такие особенности, как месторасположение фирмы, удобный режим (график), сопутствующие работе возможности интересных встреч, поездок и т. п.
Удовлетворенность оплатой труда, материальным вознаграждением тесно связана с субъективной оценкой степени справедливости отношений. Поэтому руководству нужно обращать внимание на следующие моменты:
Важнейшими условиями удовлетво
В процессе социально-психологических исследований установлено, что работники организаций отдают предпочтение заботливому лидеру, ориентированному на людей и процессы. При этом от него ожидают организаторских способностей, профессионализма.
Существенным является
вопрос о том, кто и как оценивает
работу специалистов, поскольку результаты
такой оценки закладываются в
основу системы материального
Для большинства
работников важны отношения с
непосредственным руководителем. Они
ожидают не только выплаты определенной
суммы денег, но и внимания к своей
личности. Недоступность руководителя
или взаимное непонимание между
руководством и работниками могут
существенно снизить