Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2013 в 10:27, реферат
Мотивация — это совокупность внешних и внутренних движущих сил, побуждающих человека осуществлять деятельность, направленную на достижение определенных целей, с затратой определенных усилий. Мотивация как процесс состоит из шести следующих одна за другой стадий.
Разными авторами предлагается общее представление о системе
"человек - машина" (СЧМ) (см. Основы инженерной психологии,
1986. С. 63-70; Зинченко, Мунипов, 1979;
Зинченко, Мунипов, 1995 и др.). Система (в общей теории систем) -
это "комплекс взаимосвязанных и взаимодействующих
элементов, предназначенных для решения единой задачи". Система нередко
рассматривается как некий "организм",
состоящий из отдельных органов. Интересно,
что еще Н.А. Бернштейн говорил о том, что
именно задача строит функциональный
орган, таким образом - единая задача, общая
цель строит систему.
Выделяются различные критерии классификации
СЧМ:
А. По степени участия в работе системы
человека: 1) автоматические (работающие
практически без человека); 2) автоматизированные
(человек работает вместе с техническими
средствами); 3) неавтоматизированные (человек
больше работает без применения сложных
технических средств).
Б. По целевому назначению: 1) управляющие
(основная задача - управление машиной
или комплексом); 2) обслуживающие (человек
контролирует состояние машины, ищет неисправности,
осуществляет настройку); 3) обучающие
(тренажеры, технические средства обучения
- ТСО); 4) информационные (радиолокационные,
телевизионные и т.п.); 5) исследовательские
(моделирующие установки, макеты).
В. По характеристике "человеческого
звена" ("человеческого фактора"):
1) моносистемы (1 человек - например, пилот
или оператор станков с ЧПУ); 2) полисистемы
(несколько человек, бригада), где выделяются:
"паритетные" (когда все операторы
работают "на равных") и иерархические
(с четкой соподчиненностью операторов).
Г. По типу взаимодействия человека и машины: 1)
непрерывное, постоянное (например, система
"водитель - автомобиль"); 2) частичного,
стохастического (например: система "оператор
- компьютер, ЭВМ", "наладчик - станок
с ЧПУ"); 3) эпизодическое взаимодействие.
Д. По типу и структуре машинного компонента
в СЧМ: 1) инструментальные СЧМ (неотъемлемый
компонент системы - инструменты и приборы,
которые отличаются высокой точностью
выполняемых самим человеком операций,
т.е. важна роль самого человека); 2) простейшие
человеко-машинные системы (включают стационарные
и нестационарные технические устройства);
3) сложные человеко-машинные системы (включают
целую систему взаимосвязанных аппаратов,
различных по своему функциональному
назначению); 4) системотехнические комплексы
(часто система расширяется до "человек
- человек - машина" - это как некая иерархия
более простых систем).
Традиционно выделяются следующие
показатели качества систем "человек
- машина" (СЧМ).
1. Важнейшей характеристикой СЧМ является
ее "эргономичность". В целом эргономичность
СЧМ предполагает: а) управляемость системы
(социально-психологические и психологические
характеристики; возможность контролировать
систему); б) обслуживаемость (соответствие
физиологическим и психофизиологическим
характеристикам оператора); в) освояемость
(соответствие системы антропометрическим
характеристикам оператора); г) обитаемость
(соответствие гигиеническим требованиям).
Заметим, что по всем этим
показателям возможно производить достаточно
точные измерения, что позволяет использовать
в инженерной психологии современные
математико-статистические средства.
3. Классификация основных условий (элементов),
определяющих эффективность труда (см. Зинченко, Мунипов, 1979. С. 319-321):
1) Санитарно-гигиенические условия: освещенность
(естественная, искусственная); вредные
вещества (пары, газы, аэрозоли); микроклимат
(температура, влажность, скорость движения
воздуха); механические колебания (вибрации,
шум, ультразвук); излучения (инфракрасное,
ультрафиолетовое, ионизирующее, электромагнитное,
волны радиочастот); атмосферное давление
(повышенное, пониженное); профессиональные
инфекции и биологические агенты (микроорганизмы,
профессиональные инфекции, макроорганизмы
- растения, животные...).
2) Психофизилогические ("трудовые")
элементы: физическая нагрузка (энергозатраты
- в ккал/час; грузооборот за смену - в КГМ);
рабочая поза; нервно-психическая нагрузка;
монотонность трудового процесса; режим
труда и отдыха (внутрисменный, суточный,
недельный, годовой); травмоопасность.
3) Эстетические элементы: гармоничность
светоцветовой композиции; гармоничность
звуковой среды; ароматичность запахов;
композиционная согласованность природного
пейзажа; композиционная целостность
интерьеров рабочих помещений; композиционная
согласованность компонентов технологического
оборудования; композиционная согласованность
компонентов дополняющих объектов (объектов,
не несущих функциональной нагрузки; временных
объектов); гармоничность рабочих поз
и трудовых движений;
4) Социально-психологические элементы:
сплоченность коллектива; характер межгрупповых
отношений в коллективе (лидерство, производственные
конфликты); внепрофессиональные факторы
(бытовые условия, семейные отношения).
Для лучшего понимания специфики операторского труда полезно рассмотреть его в ряду других рабочих и инженерных профессий. В.П. Зинченко и В.М. Мунипов выделяют следующую типологию таких работников: 1) работающие с помощью автоматов (рабочие АСУ, операторы); 2) с помощью машин, станков, механизированного инструмента; 3) работающие вручную при машинах и механизмах (подсобные рабочие, грузчики); 4) работающие преимущественно вручную с помощью немеханизированного (ручного) инструмента (ремонт, обслуживание) (см. Зинченко, Мунипов, 1979. С. 126-128):
Выделяют следующие особенности труда операторов
в современных условиях:
1) С развитием техники увеличивается число
объектов (параметров), которыми надо управлять.
2) Развиваются системы дистанционного
управления, человек все больше отдаляется
от управляемых объектов - необходимость
работать со знаковыми системами (с закодированной
информацией).
3) Увеличиваются скорость и сложность
производственных процессов - повышенные
требования к точности действий операторов,
к быстроте реакций и т.п.
4) Постоянно изменяются условия труда
(часто это ведет к уменьшению двигательной
активности).
5) Повышается степень автоматизации производственных
процессов - требуется готовность к действиям
в экстремальных ситуациях.
Ю.К. Стрелков выделяет
следующие основные режимы работы оператора (см. Стрелков, 1999. С. 5-6):
1) Нормальные условия (оператор просто
следит за работой автоматики, не вмешиваясь
в технологический процесс).
2) Аварийные ситуации (оператор работает
в полуавтоматизированном или механизированном
режимах; многое зависит от точности его
сенсомоторных действий и умения оценивать
ситуацию).
3) Технологический процесс еще идет в
заданных пределах, но уже приближается
к своим границам (задача оператора - удержать
процесс в требуемых технологией параметрах,
т.е. задача - стабилизировать управляемый
процесс).
4) Оператор строит режим работы установки
самостоятельно, но на новой основе (задача
- расширение возможностей эксплуатационной
системы, экономия материальной части,
энергии и собственных сил).
Общая схема (и основные этапы
работы) деятельности оператора СЧМ выглядит
следующим образом:
1. Прием, восприятие поступающей информации,
где выполняются следующие основные действия:
обнаружение сигнала; выделение наиболее
важных сигналов; расшифровка и декодирование
информации; построение предварительного
образа ситуации.
2. Оценка и переработка информации (в основе
- сопоставление заданных и текущих режимов
работы СЧМ), предполагают выполнение
следующих действий: запоминание информации;
извлечение из памяти нормативных информационных
образцов; декодирование информации.
3. Принятие решения (во многом зависит
от имеющихся альтернатив - от "энтропии
множества решений"). При этом важную
роль играет выделение оператором критерия
правильного решения (критерия выбора
одной из альтернатив), соответствующего
представлениям оператора о цели и результате
своей работы.
4. Реализация принятого решения, которая
во многом зависит от готовности оператора
быстро, на уровне автоматизма выполнять
сложные действия в экстремальных условиях.
Для поддержания такой (автоматизированной)
готовности важную роль играют специальные
занятия на тренажерах, где моделируются
различные экстремальные ситуации.
5. Проверка решения и его коррекция (по
возможности).
Особую роль в анализе операторского труда
играет понимание сущности и концептуальной
схемы принятия решений. "Принятие
решений необходимо в ситуации, которая
характеризуется неопределенностью, когнитивной
сложностью и временным дефицитом. Степень
неопределенности зависит от недостатка
информации. Снабдив пилота информацией,
можно свести неопределенность до нуля",
- отмечает Ю.К. Стрелков (Стрелков, 2001. С. 142).
"Когнитивная сложность задачи, возникшей
перед пилотом, определяется числом дискриминаторов
и операторов в алгоритме, который описывает
решение задачи. Например, задача с тремя
признаками может быть описана алгоритмом
с тремя дискриминаторами и тремя операторами.
- Пишет далее Ю.К.Стрелков. - Временной
дефицит - это задача, которая характеризуется
сложностью и неопределенностью, и которая
требует соответствующего времени для
решения, но если человек не располагает
требуемым резервом времени, он не сможет
выполнить задачу" (Там же. С. 142).
Само принятие решений - это "когнитивный
процесс, протекающий на ярком эмоциональном
фоне", т.е. это "горячий когнитивный
процесс" - по И. Джпанису и Л. Манну (см. Стрелков, 1999. С. 115).
"Важной характеристикой проблемной
ситуации является стресс, - отмечает Ю.К.
Стрелков. - Полетная задача может взаимодействовать
с теми проблемами, которые лежат за пределами
полета. Если их взаимодействие приводит
к конфликту или когнитивному диссонансу,
то в ситуацию вводится дополнительный
компонент стресса, который суммируется
со стрессом, уже имеющимся к моменту возникновения
аварийной ситуации. К увеличению стресса
может привести и сама трудность решаемой
задачи" (Стрелков, 2001. С. 142).
Рабочее место оператора является третьим блоком, анализ которого
важен при проектировании и оптимизации
систем "человек - машина".
Основные условия проектирования
рабочего места оператора:
Оптимизация рабочего места оператора предполагает:
Выделяются также оптимальные рабочие позы оператора:
В качестве примера можно привести основны