Сущность понятия "Мотивация"

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2013 в 10:27, реферат

Краткое описание

Мотивация — это совокупность внешних и внутренних движущих сил, побуждающих человека осуществлять деятельность, направленную на достижение определенных целей, с затратой определенных усилий. Мотивация как процесс состоит из шести следующих одна за другой стадий.

Файлы: 1 файл

Мотивация.docx

— 87.25 Кб (Скачать)

Разными авторами предлагается общее представление о системе "человек - машина" (СЧМ) (см. Основы инженерной психологии, 1986. С. 63-70; Зинченко, Мунипов, 1979; Зинченко, Мунипов, 1995 и др.). Система (в общей теории систем) - это "комплекс взаимосвязанных и взаимодействующих элементов, предназначенных для решения единой задачи". Система нередко рассматривается как некий "организм", состоящий из отдельных органов. Интересно, что еще Н.А. Бернштейн говорил о том, что именно задача строит функциональный орган, таким образом - единая задача, общая цель строит систему. 
          Выделяются различные критерии классификации СЧМ: 
          А. По степени участия в работе системы человека: 1) автоматические (работающие практически без человека); 2) автоматизированные (человек работает вместе с техническими средствами); 3) неавтоматизированные (человек больше работает без применения сложных технических средств). 
          Б. По целевому назначению: 1) управляющие (основная задача - управление машиной или комплексом); 2) обслуживающие (человек контролирует состояние машины, ищет неисправности, осуществляет настройку); 3) обучающие (тренажеры, технические средства обучения - ТСО); 4) информационные (радиолокационные, телевизионные и т.п.); 5) исследовательские (моделирующие установки, макеты). 
          В. По характеристике "человеческого звена" ("человеческого фактора"): 1) моносистемы (1 человек - например, пилот или оператор станков с ЧПУ); 2) полисистемы (несколько человек, бригада), где выделяются: "паритетные" (когда все операторы работают "на равных") и иерархические (с четкой соподчиненностью операторов). 
          Г. По типу взаимодействия человека и машины: 1) непрерывное, постоянное (например, система "водитель - автомобиль"); 2) частичного, стохастического (например: система "оператор - компьютер, ЭВМ", "наладчик - станок с ЧПУ"); 3) эпизодическое взаимодействие. 
          Д. По типу и структуре машинного компонента в СЧМ: 1) инструментальные СЧМ (неотъемлемый компонент системы - инструменты и приборы, которые отличаются высокой точностью выполняемых самим человеком операций, т.е. важна роль самого человека); 2) простейшие человеко-машинные системы (включают стационарные и нестационарные технические устройства); 3) сложные человеко-машинные системы (включают целую систему взаимосвязанных аппаратов, различных по своему функциональному назначению); 4) системотехнические комплексы (часто система расширяется до "человек - человек - машина" - это как некая иерархия более простых систем). 
          Традиционно выделяются следующие показатели качества систем "человек - машина" (СЧМ). 
          1. Важнейшей характеристикой СЧМ является ее "эргономичность". В целом эргономичность СЧМ предполагает: а) управляемость системы (социально-психологические и психологические характеристики; возможность контролировать систему); б) обслуживаемость (соответствие физиологическим и психофизиологическим характеристикам оператора); в) освояемость (соответствие системы антропометрическим характеристикам оператора); г) обитаемость (соответствие гигиеническим требованиям).

  • 2. Основные показатели работы систем "человек - машина":
    • быстродействие (определяется временем прохождения информации по замкнутому контуру "человек - машина", т.е. время, отсчитываемое от момента приема сигнала до реакции на сигнал);
    • надежность и точность работы оператора (степень вероятности правильного решения задач оператором);
    • своевременность решения задачи (как вероятность того, что поставленная задача будет решена вовремя, т.е. не позже установленного времени);
    • безопасность труда оператора (как снижение вероятности травм и аварий);
    • степень автоматизированности СЧМ (как относительное количество информации, перерабатываемой автоматическими устройствами);
    • экономические показатели (полные затраты на проектирование, создание и эксплуатацию СЧМ).

Заметим, что по всем этим показателям возможно производить достаточно точные измерения, что позволяет использовать в инженерной психологии современные математико-статистические средства. 
          3. Классификация основных условий (элементов), определяющих эффективность труда (см. Зинченко, Мунипов, 1979. С. 319-321): 
          1) Санитарно-гигиенические условия: освещенность (естественная, искусственная); вредные вещества (пары, газы, аэрозоли); микроклимат (температура, влажность, скорость движения воздуха); механические колебания (вибрации, шум, ультразвук); излучения (инфракрасное, ультрафиолетовое, ионизирующее, электромагнитное, волны радиочастот); атмосферное давление (повышенное, пониженное); профессиональные инфекции и биологические агенты (микроорганизмы, профессиональные инфекции, макроорганизмы - растения, животные...). 
          2) Психофизилогические ("трудовые") элементы: физическая нагрузка (энергозатраты - в ккал/час; грузооборот за смену - в КГМ); рабочая поза; нервно-психическая нагрузка; монотонность трудового процесса; режим труда и отдыха (внутрисменный, суточный, недельный, годовой); травмоопасность. 
          3) Эстетические элементы: гармоничность светоцветовой композиции; гармоничность звуковой среды; ароматичность запахов; композиционная согласованность природного пейзажа; композиционная целостность интерьеров рабочих помещений; композиционная согласованность компонентов технологического оборудования; композиционная согласованность компонентов дополняющих объектов (объектов, не несущих функциональной нагрузки; временных объектов); гармоничность рабочих поз и трудовых движений; 
          4) Социально-психологические элементы: сплоченность коллектива; характер межгрупповых отношений в коллективе (лидерство, производственные конфликты); внепрофессиональные факторы (бытовые условия, семейные отношения). 

6.4. Оператор в  системе "человек - машина" (СЧМ)  и общая схема его деятельности. Принятие решений оператором

Для лучшего понимания специфики  операторского труда полезно  рассмотреть его в ряду других рабочих и инженерных профессий. В.П. Зинченко и В.М. Мунипов выделяют следующую типологию таких работников: 1) работающие с помощью автоматов (рабочие АСУ, операторы); 2) с помощью машин, станков, механизированного инструмента; 3) работающие вручную при машинах и механизмах (подсобные рабочие, грузчики); 4) работающие преимущественно вручную с помощью немеханизированного (ручного) инструмента (ремонт, обслуживание) (см. Зинченко, Мунипов, 1979. С. 126-128):

  • Сами операторы (см. выше - первая группа рабочих профессий) подразделяются на следующие основные группы:
    • операторы-технологи (непосредственно включены в технологический процесс, работают по четкой инструкции);
    • операторы-манипуляторы (управляют различными механизмами-манипуляторами, где машина - усилитель мышечной энергии);
    • операторы-наблюдатели, контролеры (различные диспетчеры транспортных систем, АЭС...). Работают в реальном масштабе времени, т.к. готовы и к немедленному реагированию, и к отсроченному;
    • операторы-исследователи (используют различные образно-концептуальные модели - это пользователи вычислительных систем, дешифровщики изображения);
    • операторы-руководители (управляют не техникой, а другими людьми, в т.ч. и через специальные технические средства и каналы связи).

Выделяют следующие особенности труда операторов в современных условиях: 
          1) С развитием техники увеличивается число объектов (параметров), которыми надо управлять. 
          2) Развиваются системы дистанционного управления, человек все больше отдаляется от управляемых объектов - необходимость работать со знаковыми системами (с закодированной информацией). 
          3) Увеличиваются скорость и сложность производственных процессов - повышенные требования к точности действий операторов, к быстроте реакций и т.п. 
          4) Постоянно изменяются условия труда (часто это ведет к уменьшению двигательной активности). 
          5) Повышается степень автоматизации производственных процессов - требуется готовность к действиям в экстремальных ситуациях. 
          Ю.К. Стрелков выделяет следующие основные режимы работы оператора (см. Стрелков, 1999. С. 5-6): 
          1) Нормальные условия (оператор просто следит за работой автоматики, не вмешиваясь в технологический процесс). 
          2) Аварийные ситуации (оператор работает в полуавтоматизированном или механизированном режимах; многое зависит от точности его сенсомоторных действий и умения оценивать ситуацию). 
          3) Технологический процесс еще идет в заданных пределах, но уже приближается к своим границам (задача оператора - удержать процесс в требуемых технологией параметрах, т.е. задача - стабилизировать управляемый процесс). 
          4) Оператор строит режим работы установки самостоятельно, но на новой основе (задача - расширение возможностей эксплуатационной системы, экономия материальной части, энергии и собственных сил). 
          Общая схема (и основные этапы работы) деятельности оператора СЧМ выглядит следующим образом: 
          1. Прием, восприятие поступающей информации, где выполняются следующие основные действия: обнаружение сигнала; выделение наиболее важных сигналов; расшифровка и декодирование информации; построение предварительного образа ситуации. 
          2. Оценка и переработка информации (в основе - сопоставление заданных и текущих режимов работы СЧМ), предполагают выполнение следующих действий: запоминание информации; извлечение из памяти нормативных информационных образцов; декодирование информации. 
          3. Принятие решения (во многом зависит от имеющихся альтернатив - от "энтропии множества решений"). При этом важную роль играет выделение оператором критерия правильного решения (критерия выбора одной из альтернатив), соответствующего представлениям оператора о цели и результате своей работы. 
          4. Реализация принятого решения, которая во многом зависит от готовности оператора быстро, на уровне автоматизма выполнять сложные действия в экстремальных условиях. Для поддержания такой (автоматизированной) готовности важную роль играют специальные занятия на тренажерах, где моделируются различные экстремальные ситуации. 
          5. Проверка решения и его коррекция (по возможности). 
          Особую роль в анализе операторского труда играет понимание сущности и концептуальной схемы принятия решений. "Принятие решений необходимо в ситуации, которая характеризуется неопределенностью, когнитивной сложностью и временным дефицитом. Степень неопределенности зависит от недостатка информации. Снабдив пилота информацией, можно свести неопределенность до нуля", - отмечает Ю.К. Стрелков (Стрелков, 2001. С. 142). "Когнитивная сложность задачи, возникшей перед пилотом, определяется числом дискриминаторов и операторов в алгоритме, который описывает решение задачи. Например, задача с тремя признаками может быть описана алгоритмом с тремя дискриминаторами и тремя операторами. - Пишет далее Ю.К.Стрелков. - Временной дефицит - это задача, которая характеризуется сложностью и неопределенностью, и которая требует соответствующего времени для решения, но если человек не располагает требуемым резервом времени, он не сможет выполнить задачу" (Там же. С. 142). 
          Само принятие решений - это "когнитивный процесс, протекающий на ярком эмоциональном фоне", т.е. это "горячий когнитивный процесс" - по И. Джпанису и Л. Манну (см. Стрелков, 1999. С. 115). "Важной характеристикой проблемной ситуации является стресс, - отмечает Ю.К. Стрелков. - Полетная задача может взаимодействовать с теми проблемами, которые лежат за пределами полета. Если их взаимодействие приводит к конфликту или когнитивному диссонансу, то в ситуацию вводится дополнительный компонент стресса, который суммируется со стрессом, уже имеющимся к моменту возникновения аварийной ситуации. К увеличению стресса может привести и сама трудность решаемой задачи" (Стрелков, 2001. С. 142).

  • Ю.К. Стрелков выделяет следующие основные стратегии поведения в условиях принятия решения:
    • "сделать вид, что ничего не случилось";
    • применить стиль поведения, который всегда выручал в трудной ситуации;
    • избегая решительных действий, которых требует назревшая ситуация, "реализоваться" в областях, где от тебя ничего не зависит;
    • озадачившись ситуацией, приступить к сбору информации, необходимой для принятия решения, и делать это так полно, обстоятельно и долго, что в конце концов занятие станет особой самостоятельной деятельностью" (Там же. С. 115-116).
  • В.Д. Небылицин выделяет следующие основные характеристики надежности операторского труда, важные для более полного анализа его деятельности (см. Хрестоматию по инженерной психологии, 1991. С. 238-248):
    • "долговременная" выносливость (сопротивляемость усталости к концу дня и, особенно, при монотонной работе);
    • выносливость к экстренному напряжению и перенапряжению (например, при авариях необходимо выполнять максимальный объем работ за минимальные сроки);
    • помехоустойчивость (устойчивость внимания);
    • спонтанная отвлекаемость (устойчивость ко внутренним отвлекающим факторам, особенно в условиях пассивного наблюдения у операторов-контролеров);
    • реакция на непредвиденные раздражители (в случае непредвиденного сигнала иногда наблюдается период "психической рефракторности", когда восприятие сужается и концентрируется лишь на источнике этого раздражителя, не замечая другие важные сигналы);
    • переключаемость внимания (сокращение времени на "вхождение" в деятельность по выполнению новой задачи);
    • устойчивость к действию факторов среды (температуре, давлению, влажности, вибрации, шуму, ускорению и т.п.).

 
Рабочее место оператора является третьим блоком, анализ которого важен при проектировании и оптимизации систем "человек - машина". 
Основные условия проектирования рабочего места оператора:

    • достаточное рабочее пространство для оператора;
    • достаточные физические, зрительные и слуховые связи между работниками;
    • оптимальное размещение рабочих мест в помещении, а также безопасные и удобные проходы;
    • необходимое естественное и искусственное освещение;
    • допустимый уровень акустического шума и вибрации;
    • необходимые средства защиты от опасных и вредных производственных факторов (физических, химических, биологических и психофизиологических).

Оптимизация рабочего места оператора предполагает:

    • выбор целесообразного рабочего положения (сидя, стоя);
    • рациональное размещение индикаторов и органов управления;
    • обеспечение оптимального обзора элементов рабочего места;
    • соответствие рабочего места различным характеристикам работника;
    • соответствие информационных потоков возможностям человека по их приему и переработке;
    • обеспечение условий для кратковременного отдыха в процессе работы.

Выделяются также оптимальные рабочие позы оператора:

    • положение "стоя" более естественно для человека (но при длительной работе стоя человек утомляется быстрее), поэтому необходимо предусмотреть возможность изменения рабочей позы;
    • нормальная поза в положении "стоя", когда не требуется наклоняться вперед более, чем на 15о;
    • наклоны назад и в сторону (при работе стоя) нежелательны;
    • положение "сидя" имеет много преимуществ (разгружаются многие системы органов), но длительное сидение тоже нежелательно, из-за нагрузки на таз, и поэтому также лучше предусмотреть смену поз.

В качестве примера можно привести основные требования к рабочему сиденью оператора:

    • сиденье оператора должно обеспечивать позу, способствующую уменьшению статичной работы мышц;
    • сиденье должно обеспечивать возможность для изменения рабочей позы;
    • оно не должно затруднять деятельность различных систем организма (дыхательной системы, сердечно-сосудистой, пищеварительной) и не вызывать болезненных ощущений;
    • глубина сиденья не должна быть чрезмерно большой;
    • должно быть обеспечено свободное перемещение сиденья относительно рабочих поверхностей (в том числе желательно обеспечить вращение сиденья);
    • важно предусмотреть возможность регулирования высоты, угла наклона спинки, высоты спинки;
    • важно учесть требования безопасности (общие и частные, в зависимости от конкретного места работы оператора);
    • желательно использовать на сидениях полумягкую обивку, но не скользкую, неэлектризирующуюся, воздухопроницаемую, влагоотталкивающую (кроме случаев с особыми условиями производства, где сиденья могут быть только деревянными) и т.п.

Информация о работе Сущность понятия "Мотивация"