Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2011 в 14:59, курсовая работа
Основным признаком любой теории личности являются структурные концепции, имеющие дело с относительно неизменными характеристиками, которые люди демонстрируют в рвзличных обстоятельствах и в разное время.Эти стабильные характеристики выполняют роль основных строительных блоков ченловеческой психики. Они аналогичны таким понятиям, как атомы и клетки в естественных науках. Однако структурные концепции строго гипотетичны по своей природе и их невозможно увидеть под микроскопом.
1. ВВЕДЕНИЕ
2. ЧЕРТЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СТРУКТУРЫ
ЛИЧНОСТИ.
3. КОМПОНЕНТЫ СТРУКТУРЫ ЛИЧНОСТИ.
4. ИЕРАРХИЧЕСКАЯ СТРУКТУРА ЛИЧНОСТИ
ПО К.К.ПЛАТОНОВУ.
5. ЧЕРТЫ СТРУКТУРЫ ЛИЧНОСТИ.
6. СТРУКТУРА ЛИЧНОСТИ ПО З. ФРЕЙДУ.
7. СОЦИАЛЬНАЯ СТРУКТУРА ЛИЧНОСТИ
ПОНЯТИЕ РОЛИ.
8. СВЯЗЬ ПРОЯВЛЕНИЙ ПОВЕДЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА
И ПРЕОБЛАДАНИЕ КОМПОНЕНТОВ В
СТРУКТУРЕ ЛИЧНОСТИ.
9. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
10. СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Статус и социальные функции – роли, мотивация, поведение, ценностные ориентации, структура и динамика отношений – это характеристика личности, которая определяет ее мировоззрение, жизненную направленность, общественное поведение, основные тенденции развития. Совокупность этих свойств и составляет характер как систему свойств личности, ее субъективных отношений к обществу, другим людям, деятельности, самому себе, постоянно реализующихся в общественном поведениии закрепленных в образе жизни. Переход отношений в черты характера одна из основных закономерностей характерообразования.
Впервые эта закономерность обнаружена А.Ф.Лазурским, для которого отношения личности и генезис характерообразования оказались категориями одного порядка,им быловыделено 15 групп отношений, в которые входят:
1. отношения к вещам,
2. отношения к отдельным людям,
3. отношение к природе,
4. отношение к животным,
5. отношение к социальной группе – общественное и корпоративное сознание,
6. отношение к противополжному полу – получувственная и романтическая любовь,
7. отношение к семье,
8. отношение к государству,
9. отношение к труду,
10. отношение к материальному обеспечению.
11.отношение к собственности,
12. отношение к праву и нормам поведения,
13. отношение к религии, мировозрение и нравственность,
14. отношение к науке и искуссту,
15. отношение к самому себе- к своей физической ипсихической жизни, и к своей личности.
Вслед за ним В.Мясищев и его ученики развивают эту плототворную концепцию, в которой единствво и многообразие личности раскрываюся через взаимосязь и многообразие отношений. Структурной интеграцией отношений является именно характер личности.
А.Ф.Лазурский полагал,
что личности развиваются по преобладанию
в них внешних и внутренних источников
развития – экзопсихики и эндопсихики.
Подструктура направленности, к ней относятся – убеждения, мировоззрения,личностные смыслы, интересы. Здесь главный социальный уровень.
Подструктура опыта – это умения,зания,навыки,привычки. Это социально- биологический уровень.
Подструктура форм отражения – это особенности познавательных процессов- мышление,память, восприятие, ощущения, внимание, особенности эмоциональных процессов. В данном подструктуре большую роль играет биологический уровень.
Подструктура
биологических, конституционных
свойств – к
ней относят скорость
протекания нервных
процессов возбуждения
и торможения , половые,
возрастные свойства.
Это биологический уровень,
здесь социальный уровень
практически отсутствует.
4. ИЕРАРХИЧЕСКАЯ СТРУКТУРА
ЛИЧНОСТИ ПО К.К.
ПЛАТОНОВУ.
Важнейшими компанентами структуры личности являются – память, культура и деятельность.
Память – это система знаний,
которые интегрировала личность в процессе
жизненного пути. Содержание данного понятия,
представляет собой отражение действительности
в виде определенной системы научного
знания, также и обыденные эмоции.
Культура
личности представляет
собой совокупность норм и ценностей,
которыми индивид руководствуется в процессе
практической деятельности. В нее входят
потребности и интересы личности.
Деятельность есть целенаправленное воздействие субъекта на объект. Вне отношений субъекта с объектом деятельности не существует.Они всегда взаимосвязаны. Субъектом деятельности во всех случаях является человек, а ее объектом могут и человек, материальные или духовные условия жизни.
Личность может выступать как социально – историческая ценность, структурные элементы которой, находясь в постоянном взаимодействии и развитии, образуют систему. Результатом взаимодействия этих элементов являются убеждения.
Убеждения
личности –
это стандарт- стереотип, достаточно устойчивый
и повторяющийся при различных ситуациях,
при котором человек проявляет свои социальные
качества. Стандарт зависит от личности,
социальной среды и места человека в ней.Основой
для стандарта являются – потребности,
интересы, стереотипы, установки.
В социализации индивида можно выделить две фазы – социальную и интериоризацию.
Социальная – это приспособление индивида к социальной среде, к ролевым функциям, социальным нормам, которая складывается на различных уровнях жизнедеятельности общества, к социальным организациям, социальным институтам, выступающим в качестве среды ее жизнедеятельности.
Первая фаза социализации – адаптация.
Вторая фаза социализации – интериоризация – процесс включения социальных норм и ценностей во внутренний мир человека.
Социализация
Существует две основные концепции личности:
Первая концепция опирается на понятие социальной функции человека, на понятие социальной роли
Вторая концепция – это
Личность всегда общественно разумный человек.
Личность есть совокупность трех основных ее составляющих:
Биогенетических задатков.
Воздействия социальных факторов – среда, условия, нормы,регулятивы.
Психологического ядра „Я”, представляющего собой систему внутрее социальное личности, определяющее ее характер, сферу мотивации, проявляющаяся в определенной направленности, способ соотнесения своих интересов с общественными, уровень притязаний.
Главным
свойством личности
также является мировоззрение. Одновременно
с формированием мировоззрения складывается
и характер личности, стабилизирующий
социальные формы поведения. Только в
характере индивидуум приобретает свою
постоянную определенность.
5.
ЧЕРТЫ СТРУКТУРЫ ЛИЧНОСТИ
В структуру личности включают – способности, темперамент, характер, волевые качества, эмоции, социальные установки. Рассмотрим набор черт, которые по мнению Р.Мейли, достаточно полно характеризуют личность:
1. Уверенность в себе - неуверенность в себе.
2. Интеллектуальность, аналитичность - ограниченность, отсутствие развитого воображения.
3. Зрелость ума - непоследовательность, аналогичность.
4. Рассудительность, сдержанность, стойкость - суетливость, подверженность влиянию.
5. Спокойствие, самообладание - нервозность, невротичность.
6. Мягкость - черствость, цинизм.
7. Доброта, терпимость, ненавязчивость - эгоизм, своеволие.
8. Дружелюбие, покладистость, гибкость - ригидность, тираничность, мстительность.
9. Добросердечие,мягкость - злобность, черствость.
10. Реализм - мечтательность.
11. Сила воли - безволие.
12. Добросовествность, порядочность - недобросовествность, непорядочность.
13. Последовательность, дисциплина ума - непоследовательность, разбросанность.
14. Уверенность - неуверенность
15. Взрослость - инфантилизм.
16. Тактичность - бестактичность.
17. Открытость, контактность - замкнутость, уединенность.
18. Веселость - грустность.
19. Очарование - разочарование.
20. Общительность - необщительность.
21. Активность - пассивность.
22. Самостоятельность - конформность.
23. Экспрессивность - сдержанность.
24. Разнообразие интересов - узкость интересов.
25. Чувственность - холодность.
26. Серьезность - ветренность.
27. Честность - лживость.
28. Агрессивность - доброта.
29. Бодрость - вялость.
30. Оптимизм - пессимизм.
31. Смелость - трусость.
32. Щедрость - скупость.
33.
Независимость -
зависимость.
К
психологическим характеристика
самоактуализирующейся
личности относятся:
1. Активное восприятие действительности и способность хорошо ариентироваться в ней.
2. Принятие себя и других людей такими какие они есть.
3. Непосредственность в поступках и спонтанность в выражении своих мыслей и чувств.
4. Сосредоточенность внимания на том, что происходит вовне.
5. Обладание чувством юмора.
6. Развитые творческие способности
7. Неприятие условностей.
8. Озабоченность благополучием других людей, а не обеспечением только собственного счастья.
9. Способность к глубокому пониманию жизни.
10. Установление с окружающими людьми, хоть и не совсеми доброжелательных личностных взаимодействий.
11. Способность смотреть на жизнь с объективной точки зрения.
12. Умение полагаться на свой опыт, разум и чувства, а не на мнение других людей, традиции или условности.
13. Открытое и честное поведение во всех ситуациях.
14. Способность брать на себя ответственность, а не уходить от нее.
15.
Приложение максимума
усилий для достижения
поставленных целей.