Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2011 в 14:05, реферат
Содержание характера, отражающее общественные воздействия, влияния, составляет жизненную направленность личности, т.е. ее материальные и духовные потребности, интересы, убеждения, идеалы и т.д. Направленность личности определяет цели, жизненный план человека, степень его жизненной активности. Характер человека предполагает наличие чего-то значимого для него в мире, в жизни, что-то, от чего зависят мотивы его поступков, цели его действий, которые он себе ставит.
Введение 3
1. Определение «характер» и «личность» 5
2. История учения о характере. 6
3. Черты характера 10
4.Классификация типов характера.
Социальный характер 13
5. Основные принципы классификации личности. 16
6. Характер и темперамент. 19
7. Психопатии и акцентуации характера 21
Заключение. 26
Приложение. 27
Список используемой литературы. 31
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПЕНЗЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Факультет «Автоматизация
машиностроения»
на тему: «Характер в структуре личности»
по
дисциплине «психология
и педагогика»
ПЕНЗА 2005
Введение
1. Определение
«характер» и «личность»
2.
История учения
о характере.
3.
Черты характера
4.Классификация типов характера.
Социальный
характер
5.
Основные принципы
классификации личности.
6.
Характер и темперамент.
7.
Психопатии и акцентуации
характера
Заключение.
Приложение.
Список
используемой литературы.
Выступая как прижизненное образование человека, характер определяется и формируется в течение всей жизни человека. Образ жизни включает в себя образ мыслей, чувств, побуждений, действий в их единстве. Поэтому по мере того, как формируется определенный образ жизни человека, формируется сам человек. Большую роль здесь играют общественные условия и конкретные жизненные обстоятельства, в которых проходит жизненный путь человека, на основе его природных свойством в результате его деяний и поступков. Однако непосредственно формирование характера происходит в различных по уровню развития группах (семья, дружеская компания, класс, спортивная команда, трудовой коллектив и пр.). В зависимости от того, какая группа является для личности референтной и какие ценности поддерживает и культивирует в своей среде, соответствующие черты характера будут развиваться у ее членов. Черты характера также будут зависеть от позиции индивида в группе, от того как он интегрируется в ней. В коллективе как группе высокого уровня развития создаются наиболее благоприятные возможности для становления лучших черт характера. Этот процесс взаимный, и благодаря развитию личности, развивается и сам коллектив.
Содержание характера, отражающее общественные воздействия, влияния, составляет жизненную направленность личности, т.е. ее материальные и духовные потребности, интересы, убеждения, идеалы и т.д. Направленность личности определяет цели, жизненный план человека, степень его жизненной активности. Характер человека предполагает наличие чего-то значимого для него в мире, в жизни, что-то, от чего зависят мотивы его поступков, цели его действий, которые он себе ставит.
Решающим
для понимания характера
В сформировавшемся характере ведущим компонентом является система убеждения. Убежденность определяет долгосрочную направленность поведения человека, его непреклонность в достижении поставленных целей, уверенность в справедливости и важности дела, которое он выполняет. Особенности характера тесно связаны с интересами человека при том условии, что эти интересы устойчивые и глубокие. Поверхностность и неустойчивость интересов нередко сопряжены с большой подражательностью, с недостатком самостоятельности и цельности, личности человека. И, наоборот, глубина и содержательность интересов свидетельствуют о целенаправленности, настойчивости личности. Сходство интересов не предполагает аналогичных особенностей характера. Так, среди рационализаторов можно обнаружить людей веселых и грустных, скромных и навязчивых, эгоистов и альтруистов.
Показательными для понимания характера могут быть также привязанности и интересы человека, связанные с его досугом. Они раскрывают новые особенности, грани характера. Доминируют ли у человека духовные и материальные потребности и интересы, определяют не только помыслы и чувства личности, но и направленность его деятельности. Не менее важно и соответствие действий человека поставленным целям, так как личность характеризуется не только тем, что она делает, но и тем, как она это делает. Характер можно понять только как определенное единство направленности и образа действий.
Люди
со сходной направленностью могут
идти совершенно разными путями к
достижению целей и используя для этого
свои, особенные, приемы и способы. Это
несходство определяет и специфику характера
личности. Черты характера, обладая определенной
побуждающей силой, ярко проявляются в
ситуации выбора действий или способов
поведения. Для одних людей характерен
выбор действий, обеспечивающих успех
(проявление инициативы, соревновательной
активности, стремление к риску и т.д.),
в то время как для других более характерно
стремление просто избегать неудач (отклонение
от риска и ответственности, избегание
проявления активности, инициативы и т.д.).
1. Определение «характер»
и «личность»
В отечественной психологической литературе используются следующие определения «индивидуального характера» (от греч. charakter -"печать", "чеканка") :
«Характер — общая стилистика в привычках, навыках, усвоенных тактиках, это общий рисунок, манера поведения, сформированная в результате особого, индивидуально приобретенного опыта в конкретном социальном окружении» (А.Г. Шмелев).
«Характер — содержательный и общественно-значимый компонент личности, проявление направленности, мировоззрения в ее поведении» (Н.Д. Левитов).
Характер — это сплав врожденных свойств высшей нервной деятельности с приобретенными в течение жизни индивидуальными чертами.
«Характер — это индивидуально ярко выраженные и относительно устойчивые психологические черты человека, влияющие на его поведение и поступки» (К.К. Платонов, Н.Д. Левитов).
«Характер — психологический склад личности, выраженный в ее направленности (отношение к людям, к себе, деятельности, вещам и воле)» (Н.Д. Левитов).
Характер — это каркас личности, в который входят только наиболее выраженные и взаимосвязанные свойства личности, отчетливо проявляющиеся в различных видах деятельности. Впрочем, не все психологи включают характер в структуру личности. Психологи США обычно не выделяют характер в качестве компонента личности, но есть и исключения. Р. Гилфорд к характерологическим факторам личности отнес потребности в самоопределении, свободе, самостоятельности, сознательности, а эти факторы принадлежат моральной сфере.
Характер — индивидуальное сочетание наиболее устойчивых, существенных, приобретенных особенностей личности, проявляющихся в поведении человека, в определенном отношении:
2)к другим людям (индивидуализм или коллективизм, эгоизм или альтруизм, жестокость или доброта, безразличие или чуткость, грубость или вежливость, лживость или правдивость ит. п.);
3) к порученному делу (лень или трудолюбие, аккуратность или неряшливость, инициативность или пассивность, усидчивость или нетерпеливость, ответственность или безответственность, организованность и т. п.);
4) в характере
отражаются волевые
качества: готовность преодолевать
препятствия, душевную и физическую боль,
степень настойчивости, самостоятельности,
решительности, дисциплинированности.
Структура
личности - концепция личности, обобщающая
процессуально-иерархические подструктуры
личности с субординацией низших подструктур
высшим, включающая наложенные на них
подструктуры способностей и характера.
2. История
учения о характере.
Харкктерологоя- отрасль психологии личности (иногда рассматривается как самостоятельная психологическая наука в стволе индивидуальной психологии дерева психологической науки, предмет которой характер.
Учение о характере - характерология имеет длительную историю своего развития. Важнейшими проблемами характерологии на протяжении веков было установление типов характера и их определения по его проявлениям с целью прогнозировать поведение человека в различных ситуациях. Так как характер является прижизненным образованием личности, большинство существующих его классификаций исходят из оснований, являющихся внешними, опосредованными факторами развития личности.
Одной
из наиболее древних попыток