Характер в структуре личности

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2011 в 14:05, реферат

Краткое описание

Содержание характера, отражающее общественные воздействия, влияния, составляет жизненную направленность личности, т.е. ее материальные и духовные потребности, интересы, убеждения, идеалы и т.д. Направленность личности определяет цели, жизненный план человека, степень его жизненной активности. Характер человека предполагает наличие чего-то значимого для него в мире, в жизни, что-то, от чего зависят мотивы его поступков, цели его действий, которые он себе ставит.

Оглавление

Введение 3
1. Определение «характер» и «личность» 5
2. История учения о характере. 6
3. Черты характера 10
4.Классификация типов характера.
Социальный характер 13
5. Основные принципы классификации личности. 16
6. Характер и темперамент. 19
7. Психопатии и акцентуации характера 21
Заключение. 26
Приложение. 27
Список используемой литературы. 31

Файлы: 1 файл

реферат.doc

— 225.00 Кб (Скачать)

2) Опыт (она объединяет знания, умения, навыки и привычки, уже приобретенные в личном опыте путем обучения, но уже с заметным влиянием и биологически и даже генетически обусловленных свойств личности).

3) Индивидуальные особенности различных форм отражения(ощущения, восприятия, памяти, мышления, эмоций, чувств, воли).

4) Биопсихические свойства объединяют свойства темперамента, половые и возрастные свойства личности, патологические, так называемые органические изменения.

На  эти четыре подструктуры накладывались  еще две общие подструктуры: характер и способности, которые представляли собой не самостоятельные подструктуры. а общие качества личности, включающие особенности каждой из четырех основных иерархических подструктур. Основной недостаток этого подхода состоял в том, что общая структура личности интерпретировалась, главным образом, как некая совокупность ее биологических и социально-обусловленных особенностей. в результате едва ли не главной в психологии личности становилась проблема соотношения социального и биологического в личности. Однако на самом деле биологическое, входя в личность человека, становится социальным.

         Выдающийся отечественный психолог С.Л. Рубинштейн различал в структуре личности направленность, способности, темперамент, характер, самосознание.

А.Н. Леонтьев считал, что личность -это социальная сущность человека и поэтому темперамент, характер, способности и знания человека не входят в состав личности в качестве ее подструктур, они лишь условия формирования этого образования, социального по своей сущности. Направленность и воля принадлежат личности. Ибо волевой поступок невозможно рассматривать вне иерархии мотивов. Как и направленность есть непосредственное выражение мотивационных структур, т. е. ядра личности.

          Существует также  классификация  А.Ф. Лазурского. В основу данной классификации положен принцип активного приспособления личности к окружающей среде, при этом понятие «Среды» берется в самом широком смысле этого слова, включая сюда, не только вещи, природу, людей и человеческие взаимоотношения, но также идеи, духовные блага, эстетические, моральные и религиозные ценности и т.п. Последовательное применение упомянутого основного принципа к психологии отдельных человеческих индивидуумов приводит к установлению двух важнейших подразделений: по психическому уровню -на три последовательно повышающихся уровня и по психическому содержанию - на целый ряд различных типов и их разновидностей.

    Такое двойственное деление прямо и всецело вытекает из упомянутого выше основного принципа, вполне соответствуя способам роста и духовного развития каждой отдельной человеческой личности. Приспособление человека к окружающей среде может быть более или менее полным, глубоким и всесторонним, причем степень и объем этого приспособления определяются, с одной стороны - благоприятными или неблагоприятными внешними условиями, а с другой (и это самое важное) - тем прирожденным запасом физических и духовных сил, который в общей совокупности носит название «степени одаренности». В то время как бедно одаренные индивидуумы обычно всецело подчиняются влияниям Среды, ограничиваясь, в лучшем случае, чисто пассивным приспособлением к ее условиям и требованиям, натуры богато одаренные стремятся, наоборот, активно воздействовать на окружающую их жизнь, приспособляя и переделывая ее сообразно своим запросам и стремлениям; начиная, подобно более примитивным натурам, с подражания и пассивного приспособления, они затем, по мере своего духовного роста, превращаются постепенно в творцов и преобразователей жизни.

    Если  деление по психическим уровням  выражает собой степень активности приспособления личности к окружающей среде (или, на более высоких уровнях, степень приспособления среды к  собственным запросам и стремлениям личности), то не следует забывать и того, что само это приспособление может идти различными путями в зависимости от чисто качественных различий между отдельными человеческими индивидуумами. Различия эти обуславливаются, прежде всего, тем, что ни одного человека нельзя встретить совершенно одинакового развития всех отдельных психических функций или способностей.

    .

Среди множества современных теорий, описывающих  структуру личности, известной является разработанная в начале хх века психоаналитическая теория австрийского психолога Зигмунда Фрейда. Ввиду того, что современное прочтение этой теории включает в себя в том или ином виде активную деятельность практически всех систем структуры личности, начнем с изложения того, как выглядят некоторые общие соотношения между отдельными сторонами структуры личности с точки зрения основ теории психоанализа. По Фрейду, структура личности состоит из трех инстанций: «Оно»(Id), «Я» (Ego) и «Сверх-Я» (Super-Ego ).«Оно» (Id) содержит потенциал внутренних подсознательных и запретных желаний, реализующих биологические мотивации и биологическую сущность человека. По теории самого Фрейда, «Оно» является биологическим наследством, полученным человеком от животных; по мнению современных неофрейдистов, в «Оно» представлены также результаты неблагоприятно сложившегося индивидуального жизненного опыта человека.«Сверх-Я» является как бы цензорным компонентом личности и содержит в себе усвоенные в ходе воспитания (сознательно или бессознательно) социальные нормативы и идеальные ценности. То, что функции «Сверх-Я» представлены у человека как на сознательном, так

и на подсознательном уровне, имеет в  теории фрейдизма очень важное значение. Это связано с тем, что функции  «Сверх-Я» по блокированию непосредственных биологических влечений часто не осознаются человеюом, что приводит к развитию разнообразных неврозов и психических нарушений. Не осознанное самим человеком блокирование влечений и склонностей, запретных с точки зрения социальных, нравственных и моральных норм, является причиной постоянной напряженности нервной системы, к работе в запредельных режимах, что, в свою очередь, ведет к нервным срывам (рис. 60).

Противоречия  между подсознательными влечениями «Оно» и запретами «CBepX-Я)~ разрешаются компонентом «Я», реализованном в

 сознании  человека. в функции «Я»-сознания  входит выработка механизмов  примирения конфликтующих между собой сторон: «Оно» и «Сверх-Я». «Я»-сознание, основываясь на анализе реальной ситуации, старается построить стратегию поведения человека так, чтобы влечения «Оно» были удовлетворены в максимально возможной степени и чтобы при этом He были нарушены нормы и принципы «Сверх – Я». 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                              6. Характер и темперамент. 

    Характер  нередко сравнивают с темпераментом, а в некоторых случаях и подменяют эти понятия друг другом. В науке среди господствующих взглядов на взаимоотношения характера и темперамента можно выделить четыре основных:

    •     отождествление характера и темперамента (Э.Кречмер, А.Ружицкий);

    •      противопоставление характера и темперамента, подчеркивание антагонизма между ними (П.Викторов, В.Вирениус);

    •     признание   темперамента   элементом    характера,    его   ядром,    неизменной    частью (С.Л.Рубинштейн, С.Городецкий);

    •     признание темперамента природной основой характера (Л.С.Выготский, Б.Г.Ананьев). Исходя из материалистического понимания человеческих явлений, следует отметить, что общим для характера и темперамента, является зависимость от физиологических особенностей человека. Формирование характера существенно зависит от свойств темперамента, более тесно связанного со свойствами нервной системы. Кроме того, черты характера возникают тогда, кода темперамент уже достаточно развит. Характер развивается на основе, на базе темперамента. Темперамент определяет в характере такие черты, как уравновешенность или трудность вхождения в новую ситуацию, подвижность или инертность реакции и т.д. Однако темперамент не предопределяет характер. У людей с одинаковыми свойствами темперамента может быть совершенно различный характер. Особенности темперамента могут способствовать или противодействовать формированию тех или иных черт характера.

    Свойства  темперамента могут в какой-то степени  даже приходить в противоречие с  характером.

    У человека со сформировавшимся характером темперамент перестает быть самостоятельной формой проявления личности, а становится его динамической стороной, заключаясь в определенной эмоциональной направленности свойств характера, определенной скорости протекания психических процессов и проявлений личности, определенной характеристике выразительных движений и действий личности. Здесь же следует отметить влияние, оказываемое на формирование характера динамическим стереотипом, т.е. системой условных рефлексов, образующих в ответ на устойчиво повторяющуюся систему раздражителей. На формирование динамических стереотипов у человека в различных повторяющихся ситуациях влияет его отношение к обстановке, в результате чего могут, изменятся возбуждение, торможение, подвижность нервных процессов, а, следовательно, общее функциональное состояние нервной системы. Необходимо также отметить роль в образовании динамических стереотипов также определяющую роль в образовании динамических стереотипов второй сигнальной системы, через которую осуществляют социальные воздействия.

    Черты темперамента и характера органически  связаны и взаимодействуют друг с другом в целостном едином облике человека, образуя неразделимый сплав - интегральную характеристику его индивидуальности.

    Несмотря  на то, что характер относят к индивидуальным особенностям личности, в структуре характера можно выделить черты, общие для определенной группы людей. Даже у самого оригинального человека можно найти какую-то черту (например, необычность, непредсказуемость поведения), обладание которой позволяет отнести его к группе людей с аналогичным поведением.

    В данном случае нужно говорить о типических чертах характера Н.Д.Левинтов считает, что тип характера - это конкретное выражение в индивидуальном характере  черт, общих для некоторой группы людей.

    Характер  не является врожденным, - он формируется  в жизни и деятельности человека как представителя определенной группы, определенного общества. Поэтому  характер человека - это всегда продукт  общества, чем и объясняется сходство и различие в характерах людей, принадлежащих к различным группам.

    В индивидуальном характере отражаются многообразные типические черты: национальные, профессиональные, возрастные. Типические черты нередко фиксируются обыденным  сознанием в различных установках и стереотипах. Своеобразно преломляясь, в национальных особенностях проявляются типические черты, присущие дошкольникам, подросткам, пожилым людям и т.д. нетрудно описать типический характер врача, военного, в то же время каждый типический характер имеет свои индивидуальные черты.

    Несмотря  на устойчивость, тип характера обладает определенной пластичностью, Под влиянием жизненных обстоятельств и воспитания, требований общества тип характера изменяется и развивается. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                            7. Психопатии и акцентуации характера . 

    Чрезмерную  выраженность отдельных черт характера  и их сочетаний, представляющую крайние  варианты нормы, называют акцентуацией характера. Практическая акцентуация - это предельная величина, крайний вариант проявления нормы. Акцентуации характера свойственна повышенная уязвимость лишь к определенного рода психотравматическим воздействиям, адресованным к так называемому «месту наименьшего сопротивления» данного типа характера при сохранении устойчивости к другим. Это слабое звено в характере человека проявляется только в ситуациях, предъявляющих повышенные требования к функционированию именно этого звена, во всех других ситуациях, не затрагивающих уязвимых точек характера, индивид ведет себя без срывов, не доставляя неприятностей ни окружающим, ни себе.

    В зависимости от степени выраженности различают явные и скрытые (латентные) акцентуации характера. Явные, или выраженные, акцентуации относят к крайней границе нормы и отличаются постоянными чертами определенного типа характера. Скрытая акцентуация представляет собой обычный вариант нормы, выраженный слабо или не выраженный совсем. Такие акцентуации могут проявляться неожиданно под влиянием ситуаций и травм, представляющих требования к месту наименьшего сопротивления, в то время как психогенные факторы иного рода, даже тяжелые, не только не вызывают психических расстройств, но могут даже не выявить типа характера. Оба типа акцентуации могут переходить друг в друга под влиянием различных факторов, среди которых важную роль играют особенности семейного воспитания, социального окружения, профессиональной деятельности и т.д.

Немецкий  психолог психиатр Карл Леонгард даёт следующую классификацию акцентуации.

        1. Гипертимный тип. Люди с таким характером оптимистичны,

инициативны, словоохотливы, энергичны, весьма контактны, часто

имеют «приподнятое настроение». Однако любят  «перескакивать» с

Информация о работе Характер в структуре личности