Понятие, структура и типология личности

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2012 в 16:07, реферат

Краткое описание

В настоящее время особую актуальность приобретают такие понятия, как «человеческий потенциал» и «человеческий капитал», они являются востребованными деловым миром, и это очевидно. Все имеющиеся в мировом хозяйстве естественные и экономические блага были и есть достижения человечества, ведь именно человек является творцом шедевров, произведений искусства и одновременно – конструктором, строителем, созидателем космического аппарата. Так благодаря его уму и таланту постигается и развивается мир, и управлять этим миром должны менеджеры нового поколения, обладающие мощным человеческим потенциалом

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………3
1. Личность как определенная характеристика человеческого
существования………………………………………………………………….4
2. Основные характеристики личности…………………………...………7
3. Структура и типология личности……………………………..……….10
Заключение…………………………………………………………….………17
Список литературы…………………

Файлы: 1 файл

философия.docx

— 36.01 Кб (Скачать)

 

Министерство  образования и науки Российской Федерации

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального  образования

 

 

 

 

 

 

 

Кафедра : Философии  и социальных наук

                            

 

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по  дисциплине «Философия»

на  тему: «Понятие, структура и типология  личности»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Санкт-Петербург

2011

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание :                                                                                     стр.

Введение…………………………………………………………………………3

1. Личность как определенная характеристика человеческого

 существования………………………………………………………………….4

2. Основные характеристики личности…………………………...………7

3. Структура и типология личности……………………………..……….10

Заключение…………………………………………………………….………17

Список литературы……………………………………………………………18

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Крупнейшей  заслугой исследователей управления стало  изучение человека, его личностных качеств. Многие управленцы в свою очередь, использовали в своей деятельности открытия и достижения психологии в  изучении личности.

В настоящее  время особую актуальность приобретают  такие понятия, как «человеческий  потенциал» и «человеческий капитал», они являются востребованными деловым  миром, и это очевидно. Все имеющиеся  в мировом хозяйстве естественные и экономические блага были и  есть достижения человечества, ведь именно человек является творцом шедевров, произведений искусства и одновременно – конструктором, строителем, созидателем  космического аппарата. Так благодаря  его уму и таланту постигается  и развивается мир, и управлять  этим миром должны менеджеры нового поколения, обладающие мощным человеческим потенциалом.

В рыночных условиях неизмеримо возрастает роль высокообразованной человеческой личности, способной не только воспринимать ранее  накопленное научное знание, но и  обобщать, анализировать, создавать  новые знания в виде передовых  технологий, услуг, продуктов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 . Личность как определенная характеристика человеческого существования

 

Понятие «личность» многопланово, личность является объектом изучения многих наук: философии, социологии, психологии, этики, эстетики, педагогики. Каждая из этих наук изучает личность в своем специфическом аспекте.

Для социально - философского анализа личности следует  четко разграничить понятия «личность», «индивид», «индивидуальность», «человек».

Наиболее  общим является понятие «человек»  биосоциальное существо, обладающее членораздельной речью, сознанием, высшими психическими функциями (абстрактно-логическое мышление, логическая память), способное создавать орудия, пользоваться ими в процессе общественного труда.

Эти специфические  человеческие способности и свойства (речь, сознание, трудовая деятельность) не передаются людям в порядке  биологической наследственности, а  формируются у них прижизненно, в процессе усвоения ими культуры, созданной предшествующими поколениями.

Никакой личный опыт человека не может привести к  тому, что у него самостоятельно сформируется логическое мышление, самостоятельно сложатся системы понятий. Для этого  потребовалась бы не одна, а тысяча жизней. Люди каждого последующего поколения начинают свою жизнь в  мире предметов и явлений, созданных  предшествующими поколениями.

Участвуя в труде и различных  формах общественной деятельности, они  развивают в себе те специфические  человеческие способности, которые  уже сформировались у человечества.

Жизнь и деятельность человека обусловлены единством  и взаимодействием биологического и социального факторов, при ведущей  роли социального фактора.

Социология  рассматривает личность как представителя  определенной социальной «группы», как  социальный тип, как продукт общественных отношений. Но психология учитывает, что  в то же время личность не только объект общественных отношений, не только испытывает социальные воздействия, но преломляет, преобразует их, поскольку  постепенно личность начинает выступать  как совокупность внутренних условий, через которые преломляются внешние  воздействия общества. Эти внутренние условия представляют собой сплав  наследственно-биологических свойств  и социально обусловленных качеств, которые сформировались под влиянием предшествующих социальных воздействий. По мере формирования личности внутренние условия становятся более глубокими, в результате одно и то же внешнее  воздействие может оказывать  на разных людей разное влияние.

Таким образом, личность не только объект и продукт общественных отношений, но и активный субъект деятельности, общения, сознания, самосознания.

Личность  есть понятие социальное, она выражает все, что есть в человеке надприродного, исторического. Личность не врожденна, но возникает в результате культурного  и социального развития.

Особенная и непохожая на других личность в полноте ее духовных и  физических свойств характеризуется  понятием «индивидуальность».   Индивидуальность - выражается в наличии разного опыта, знаний, мнений, убеждений, в различиях характера и темперамента, индивидуальность свою мы доказываем, утверждаем.

Личность  характеризует человека со стороны  его общественных связей и отношений, т.е. взаимосвязей с другими людьми.

Понятие личности в психологии обозначает особый способ существования человека - существование его как члена общества, как представителя определенной социальной группы. Близкие к понятию «личность» понятия «индивид» и «субъект» в строгом научном смысле не являются синонимами, они означают различные уровни организации субъективной реальности человека. В психологической литературе очень часто в понятие личности включают самые разнородные характеристики человека - от формально-динамических свойств темперамента до мировоззрения и жизненных принципов. Подобное расширительное толкование затрудняет понимание самого феномена личности в ее сути и приводит к не различению задач полноценного развития индивида, обучения субъекта, воспитания личности. Проблема личности образует новое психологическое измерение.

Сущность  личности проявляется при изучении положения, позиции человека во взаимоотношениях его с другими людьми, раскрывается в его жизненных целях и  стоящих за ними мотивах, в способах поведения и средствах действия применительно к общим своим  целям и задачам.

Понятие личности тесно связано с понятием позиции  и соотносимыми с ним понятиями  социальной роли и социального статуса.

По широко распространенному в психологии определению, роль - это программа, которая  отвечает ожидаемому поведению человека в структуре той или иной социальной группы, это заданный, несвободный  способ его участия в жизни  общества. Статус определяет поведение  человека, включенного в систему  сложившихся социальных отношений, где для него заданы место и  способ действия, тип нормативного поведения. В статусной системе  всегда есть нормы, которые регулируют наши отношения, наши действия.

Понятия статуса  и роли имеют отношение к определению  личности. Не случайно в обыденном  сознании личность человека отождествляют  с его социальным положением, общественным статусом, о личности судят по его  социальным действиям, по его социальной роли.

Однако понятия  статуса и роли не охватывают самой  сути личности - способности человека как личности действовать свободно, самостоятельно и ответственно, то есть выходить за пределы статусно-ролевых  ограничений, нормативных предписаний.

Как отмечал  А.Н. Леонтьев, личность есть особое человеческое образование, которое не может быть выведено из его приспособительной  деятельности. Личностное поведение - это поведение по собственному, свободному выбору. Личность - это субъект свободного социального действия или, «субъект поступания».

Место человека в социальной жизни может быть задано, предписано ему волей случая, рождения, обстоятельств. Место человека в жизни может быть выбрано, найдено, завоевано им самим, по его собственной  воле и свободному, осознанному выбору. В этом случае говорят о выборе субъектом позиции в жизни, о  его личностном самоопределении. Позиция - это наиболее целостная характеристика человека как личности. Личность - это человек, свободно, самостоятельно и ответственно определяющий свое место в жизни, в обществе, в культуре. Поэтому личность есть целиком социокультурное образование. Можно встретить и такое определение: личность - это субъект, свободно определившийся, выработавший свою позицию в пространстве культуры и времени истории.

2. Основные характеристики личности

 

Основными характеристиками личности являются: активность (стремление расширить сферу своей деятельности), направленность (система мотивов, потребностей, интересов, убеждений), совместная деятельность социальных групп, коллективов.

Активность есть важнейшее общее свойство личности, и проявляется оно в деятельности, в процессе взаимодействия с окружающей средой.        Но что именно побуждает человека действовать определенным образом, ставить перед собой те или иные цели и добиваться их?

Такими побудительными причинами являются потребности. Потребность - это побуждение к деятельности, которое осознается и переживается человеком как нужда в чем-то, недостаток чего-либо, неудовлетворенность чем-то.

Активность  личности и направляется на удовлетворение потребностей.

Потребности человека разнообразны. Прежде всего, выделяют потребности естественные (природные), которые непосредственно обеспечивают существование человека: потребности в пище, отдыхе и сне, в одежде и жилище. В основе своей это биологические потребности, но по своей сущности они в корне отличаются от соответствующих потребностей животных: способ удовлетворения человеческих потребностей носит социальный характер, то есть зависит от общества, воспитания, окружающей социальной среды.

Наряду с  естественными у человека есть и  чисто человеческие, духовные, или социальные, потребности: потребность в словесном общении с другими людьми, потребность в знаниях, активном участии в общественной жизни, культурные потребности (чтение книг и газет, слушание радиопередач, посещение театров и кино, слушание музыки).

Важнейшая характеристика личности - ее направленность, определяющая цели, которые ставит перед собой человек, стремления, которые ему свойственны, мотивы, в соответствии с которыми он действует.

Анализируя  тот или иной конкретный поступок, конкретное действие, определенную деятельность человека (а они всегда чрезвычайно  разнообразны), надо знать мотивы или  побудительные причины этих поступков, действий или конкретной деятельности. Мотивами могут быть конкретные проявления потребностей или побуждения другого  рода.

Познавательная  потребность человека проявляется  в интересах. Интересы - это активная познавательная направленность человека на тот или иной предмет, явление или деятельность, связанная с положительным эмоциональным отношением к ним.

Важный мотив поведения - убеждения.

Убеждения - определенные положения, суждения, мнения, знания о природе и обществе, в истинности которых человек не сомневается, считает их бесспорно убедительными, стремится к тому, чтобы руководствоваться ими в жизни. Если убеждения образуют определенную систему, они становятся мировоззрением человека.

Человек живет  и действует не сам по себе, а  в коллективе и формируется как  личность под влиянием коллектива. В коллективе и под его влиянием складываются черты направленности и воли человека, организуется его  деятельность, и поведение, создаются  условия для развития его способностей.

Взаимоотношения отдельных членов в группах и  коллективах очень сложны и многообразны - здесь и деловые отношения, и  личные (типа симпатии и антипатии, дружбы или вражды - так называемые межличностные).

Личность  занимает определенное место в системе  отношений, пользуется равной степенью авторитета, популярности, в разной степени влияет на других членов.

Большое значение имеет самооценка члена группы, коллектива, уровень его притязаний (то есть то, на какую роль претендует личность в группе, коллективе на основании  самооценки).

В случаях  расхождения самооценки и оценки со стороны других членов группы, коллектива часто возникает конфликт. Конфликты  возможны и в случае, если уровень  притязаний члена группы, коллектива слишком высок и не соответствует  его объективному положению в  коллективе (тогда этот член коллектива чувствует себя ущемленным, считает, что его недооценивают, «затирают»).

 

3. Структура и типология личности

 

Человек составляет основу любой организации, которая  и сама создается для человека. Генетическая база уникальна для  каждого индивида и объясняет  некоторые различия людей.

Личность – системное качество, приобретаемое индивидом в конкретной деятельности и общении, характеризующее его со стороны включенности в общественные отношения.

Строение  личности анализируется в разных аспектах:

  1. Как непосредственное, независимое непостоянство. В основе поведения стоят наиболее приоритетные личные интересы, не совпадающие с приоритетами интересов организации.
  2. Как индикатор изменений. Реакция подчиненного на управленческие воздействия в формальной или неформальной организации служит обратной связью, которая может усиливать или ослаблять характер влияния.
  3. Как зависимые изменения. Длительное нахождение под влиянием сильных организационных сил оказывает влияние на изменение людей. Личность близка к преувеличенному стереотипу; так, например, когда человек длительное время вынужден придерживаться строгих правил, формируется расположенность к ним.
  4. Как часть динамической системы взаимных влияний. Влияние окружающей среды может впоследствии существенно отразиться на поведение человека в положительном или отрицательном направлений.

Информация о работе Понятие, структура и типология личности