Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2013 в 21:46, дипломная работа
Задачи:
1. Изучить литературу по данной теме
2. Подобрать адекватные методы изучения темы
3. Апробировать методы; с помощью их выявить индивидуальные особенности познавательных процессов младшего школьника.
Введение
Глава I. Теоретическая часть
1.1. Общая характеристика познавательных процессов
1.1.1. Память
1.1.2. Мышление
1.1.3. Восприятие
1.1.4. Внимание
1.2. Общая характеристика детей младшего школьного возраста
1.3. Особенности познавательной сферы детей младшего школьного возраста
1.4. Особенности познавательной сферы детей младшего школьного возраста с ЗПР
1.4.1. Особенности памяти, при задержке психического развития
1.4.2. Особенности внимания, при задержке психического развития
1.4.3. Особенности восприятия, при задержке психического развития
1.4.4. Особенности мышления, при задержке психического развития
Глава II. Эмпирическое исследование особенностей развития познавательных процессов детей с ЗПР и детей с нормальным развитием
2.1. Цели, задачи и методы исследования
2.2. Анализ результатов исследования
2.2.1. Анализ результатов исследования мышления
2.2.2. Анализ результатов исследования памяти
2.2.3. Анализ результатов исследования внимания
2.2.4. Анализ результатов исследования восприятия
2.3. Психокоррекционная работа по развитию познавательных процессов детей с ЗПР.
Заключение
Список литературы
2-3 балла — низкий.
0-1 балл — очень низкий.
Внимание
1. Методика исследования концентрации и устойчивости внимания.
Испытуемому дают бланк, на котором изображены перепутанные линии и предлагают проследить линию слева направо, чтобы определить, где она кончается. Начинать нужно с линии 1. Испытуемый должен записать тот номер, которым эта линия заканчивается. Выполняя задание, нужно прослеживать линию взглядом, не пользуясь пальцем или карандашом, экспериментатор следит за этим.
Обработка результатов.
Экспериментатор засекает время, которое требуется испытуемому на прослеживание каждой линии и на всё задание в целом. Время выполнения всего задания не должно превышать 5 минут. Фиксируются все остановки в деятельности испытуемого и правильность выполнения задания.
2. Методика исследования объема внимания.
Испытуемому на короткое время (1сек) предъявляются по одной каждая из восьми карточек с изображением от 2 до 9 точек. Каждая карточка показывается 2 раза. После этого испытуемый отмечает на аналогичном пустом бланке расположение точек. На воспроизведение карточки с 2-5 точками дается 10 секунд, 6-7 точками – 15 секунд, 8-9 точками – 20 секунд.
Обработка результатов.
Экспериментатор подсчитывает количество правильно отмеченных точек на каждом бланке и делает вывод об объеме внимания испытуемого.
I – 3 точки на двух карточках,
II – 4 точки на двух карточках,
III – 6 точки на двух карточках,
IV – 9 точки на двух карточках,
V – 10 точки на двух карточках,
VI – 11 точки на двух карточках,
VII – 13 точки на двух карточках,
VIII – 15 точки на двух карточках,
IX – 16 точки на двух карточках.
I – II – малый объем внимания,
III – VII – средний объем внимания,
VIII – IX – большой объем внимания.
3. Оценка устойчивости внимания.
Для проведения исследования потребуется стандартный бланк текста «Корректурная проба» и секундомер. На бланке в случайном порядке напечатаны некоторые буквы русского алфавита, всего 2000 знаков, по 50 букв в каждой строчке. Исследование проводится индивидуально. Испытуемый должен отыскивать буквы «к» и «р» и зачеркивать их. Время работы – 10 минут.
Обработка результатов.
При обработке результатов
сверяется результаты в корректурных
бланках испытуемого с
Из протокола занятия
в психологический паспорт
Выясняется продуктивность внимания, равная количеству просмотренных букв за 10 минут, и по формуле рассчитывается точность:
где m – количество правильно вычеркнутых за 10 минут букв, n – количество букв, которые необходимо было вычеркнуть.
4. Методика
исследования распределения
Испытуемому предлагается бланк, состоящий из чередующихся кружков и крестов (на каждой строчке 7 кружков и 5 крестов, всего 42 кружка и 30 крестов). Испытуемого просят считать вслух, не останавливаясь (без помощи пальца), по горизонтали число кружков и крестов в отдельности.
Обработка результатов.
Экспериментатор засекает время, которое требуется испытуемому на подсчет всех элементов, фиксирует все остановки испытуемого и те моменты, когда он начинает сбиваться со счета. Сопоставление количества остановок, количества ошибок и порядкового номера элемента, в котором начинает сбиваться со счета, позволит сделать заключение об уровне распределения внимания у испытуемого.
Восприятие
1. Методика «Сложная фигура» (Рей А.)
Для проведения теста требуется фигура-образец, нелинованная бумага и карандаш. Ребенку предлагают перерисовать фигуру-образец на отдельном листе.
Обработка результатов.
При оценке способа воспроизведения учитываются:
а) степень адекватности
воспроизведения общей
б) последовательность изображения разных деталей.
0 уровень: изображение не имеет никакого отношения к образцу.
1 уровень: детали изображаются
в случайной
2 уровень: воспроизведение
начинается с отдельных
3 уровень: воспроизведение
начинается с большого
4 уровень: сначала изображается большой прямоугольник; затем проводятся некоторые, но не все из основных разделяющих его линий; затем изображаются внутренние детали.
5 уровень: сначала изображается большой прямоугольник; затем проводятся все основные разделяющие его линии; затем изображаются внутренние детали.
1 – 2 уровни – низкий,
3 – 4 уровни – средний,
5 уровень – высокий.
2. Методика Головиной: исследование способностей к целостному восприятию формы предметов.
Для исследования необходимы
таблицы, на которых изображены геометрические
фигуры с неполными контурами
и незаконченные контуры
Обработка результатов.
Дети с высоким уровнем восприятия хорошо выполняют задание, понимают принцип работы, хотя иногда допускают небольшую асимметрию. Дети с низким уровнем восприятия справляются с этими заданиями с трудом. Допускают асимметрию, увеличивают или уменьшают дополняемые части, искажают форму.
2.2. Анализ результатов исследования
2.2.1. Анализ
результатов исследования
На первом этапе экспериментального исследования для определения особенностей мышления у детей с нормой в психическом развитии было использовано тестовых параметров.
По выше перечисленным параметрам были проведены замеры на первом этапе у детей в норме.
Результаты отображены в таблице № 3
Таблица 3.
Параметры характеристик мышления у детей с нормой в психическом развитии
№ |
4 лишний |
Зрител. аналогии |
Понимание метафор |
Процесс классификации |
Последоват. картинки | |||
выбор |
аргумент |
выбор |
аргумент |
выбор |
аргумент | |||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
1 |
100% |
100% |
100% |
75% |
100% |
100% |
100% |
100% |
2 |
100% |
100% |
75% |
75% |
100% |
100% |
75% |
100% |
3 |
100% |
100% |
100% |
75% |
75% |
100% |
100% |
100% |
4 |
75% |
75% |
100% |
75% |
100% |
100% |
100% |
100% |
5 |
100% |
75% |
75% |
75% |
100% |
100% |
75% |
100% |
6 |
100% |
100% |
75% |
75% |
85% |
100% |
75% |
100% |
7 |
100% |
100% |
100% |
100% |
100% |
100% |
100% |
100% |
8 |
100% |
100% |
100% |
100% |
100% |
100% |
100% |
100% |
9 |
75% |
75% |
75% |
75% |
100% |
100% |
75% |
100% |
10 |
75% |
75% |
75% |
100% |
100% |
100% |
100% |
100% |
11 |
100% |
75% |
100% |
100% |
100% |
100% |
100% |
100% |
12 |
100% |
100% |
75% |
75% |
85% |
100% |
75% |
100% |
13 |
100% |
100% |
100% |
100% |
100% |
100% |
75% |
100% |
14 |
100% |
100% |
75% |
75% |
100% |
100% |
100% |
100% |
Сред. показ. |
94,6 |
91 |
87,5 |
83,9 |
96,0 |
100 |
89,3 |
100 |
Для стандартизации единиц замера характеристик мышления с целью сравнения уровня их развития, как среди испытуемых, так и среди самих параметров все единицы были приведены в процентное отношение к максимальному числу оптимальных ответов.
Таким образом, максимально оптимальный способ ответа на вопросы соответствует 100% , минимальный – 0%; остальное число ответов выражается в процентах, исходя из количества заданий для определения того или иного параметра.
Анализируя показатели параметров характеристик у детей в норме наблюдается следующая картина. Все показатели находятся в зоне оптимального способа выполнения задания (от 83,9 до 100). Наиболее показатели выявлены в параметрах:
Более низкие показатели выявлены в параметрах:
аналогии зрительные – аргумент –83,9
Таким образом, исходя из вышеперечисленных показателей характеристик мышления, можно сделать вывод о том, что у детей с нормой в психическом развитии наблюдается высокий уровень развития всех характеристик мышления, особенно этот вывод относится к логическому мышлению, операции классификации, пониманию метафор.
На втором этапе экспериментального исследования были проведены замеры параметров характеристик мышления у детей с задержкой психологического развития.
Результаты отображены в таблице № 4
Таблица 4.
Параметры характеристик мышления у детей с задержкой психического развития.
№ |
4 лишний |
Зрител. Аналогии |
Понимание метафор |
Процесс классификации |
Последовательные картинки | |||
выбор |
аргумент |
выбор |
Аргумент |
выбор |
аргумент | |||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
1 |
75% |
50% |
0 |
0 |
0 |
100% |
0 |
50% |
2 |
50% |
25% |
0 |
0 |
0 |
80% |
25% |
75% |
3 |
50% |
25% |
0 |
0 |
15% |
85% |
0 |
50% |
4 |
75% |
25% |
25% |
0 |
30% |
80% |
25% |
75% |
5 |
75% |
0 |
25% |
25% |
0 |
70% |
25% |
50% |
6 |
75% |
25% |
25% |
25% |
0 |
80% |
50% |
100% |
7 |
50% |
25% |
0 |
0 |
15% |
80% |
0 |
50% |
8 |
75% |
25% |
0 |
0 |
0 |
70% |
0 |
50% |
9 |
75% |
25% |
25% |
25% |
0 |
80% |
25% |
75% |
10 |
100% |
50% |
0 |
0 |
20% |
80% |
50% |
100% |
11 |
50% |
25% |
0 |
0 |
0 |
80% |
25% |
75% |
12 |
50% |
25% |
0 |
0 |
0 |
80% |
50% |
100% |
13 |
75% |
0 |
0 |
0 |
15% |
75% |
25% |
75% |
14 |
50% |
25% |
25% |
0 |
20% |
75% |
0 |
100% |
Сред. показ. |
66 |
25 |
9 |
5,0 |
8 |
80 |
21,4 |
73,2 |
Из таблицы видно, что в основном все показатели находятся в зоне низкой результативности выполнения заданий.
Наиболее низкие показатели выявлены в параметрах:
Другие показатели находятся на более высоком уровне по результативности:
Следует отметить, что данные выводы получены в результате анализа средних показателей по всем испытуемым детям 6-7 лет с задержкой психического развития.
Если проанализировать качественный состав по каждому параметру, то можно заметить, что разрыв между минимальным и максимальным показателем достаточно большой. Например по параметру понимания метафор минимум составляет 0%, а максимум 30%; по параметру последовательные картинки – аргумент – минимум составляет 50%, а максимум 100%.
Этот фактор, а также небольшое количество инструктируемых затрудняет процесс анализа соотношения уровня тех или иных параметров между собой.
На основании всего выше изложенного можно сделать вывод о том, что в большинстве случаев дети с ЗПР демонстрируют трудности:
Следует отметить, что все дети с задержкой психического развития демонстрируют разные степени трудности, связанные с выполнением вышеперечисленных операций.