Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2013 в 21:46, дипломная работа
Задачи:
1. Изучить литературу по данной теме
2. Подобрать адекватные методы изучения темы
3. Апробировать методы; с помощью их выявить индивидуальные особенности познавательных процессов младшего школьника.
Введение
Глава I. Теоретическая часть
1.1. Общая характеристика познавательных процессов
1.1.1. Память
1.1.2. Мышление
1.1.3. Восприятие
1.1.4. Внимание
1.2. Общая характеристика детей младшего школьного возраста
1.3. Особенности познавательной сферы детей младшего школьного возраста
1.4. Особенности познавательной сферы детей младшего школьного возраста с ЗПР
1.4.1. Особенности памяти, при задержке психического развития
1.4.2. Особенности внимания, при задержке психического развития
1.4.3. Особенности восприятия, при задержке психического развития
1.4.4. Особенности мышления, при задержке психического развития
Глава II. Эмпирическое исследование особенностей развития познавательных процессов детей с ЗПР и детей с нормальным развитием
2.1. Цели, задачи и методы исследования
2.2. Анализ результатов исследования
2.2.1. Анализ результатов исследования мышления
2.2.2. Анализ результатов исследования памяти
2.2.3. Анализ результатов исследования внимания
2.2.4. Анализ результатов исследования восприятия
2.3. Психокоррекционная работа по развитию познавательных процессов детей с ЗПР.
Заключение
Список литературы
- наиболее грубо нарушены более сложные формы восприятия, требующие участия нескольких анализаторов и имеющих сложный характер зрительное восприятие, зрительно-моторная координация.
1.4.4.Особенности мышления, при задержке психического развития
Эту проблему изучали У.В. Ульенкова, Т.В. Егорова, Т.А. Стрекалова и другие. Мышление у детей с ЗПР более сохранно, чем у умственно отсталых детей, более сохранна способность обобщать, абстрагировать, принимать помощь, переносить умения в другие ситуации. На развитие мышления оказывают влияние все психические процессы: уровень развития внимания; уровень развития восприятия и представлений об окружающем мире (чем богаче опыт, тем более сложные выводы может делать ребенок); уровень развития речи; уровень сформированности механизмов произвольности (регуляторных механизмов).
Чем старше ребенок, тем более сложные задачи он может решить. К 6-7 годам дошкольники способны выполнять сложные интеллектуальные задачи, даже если они ему неинтересны (действует принцип: «так надо» и самостоятельности). У детей с ЗПР все эти предпосылки развития мышления в той или иной степени нарушены. Дети с трудом концентрируются на задании. У этих детей нарушено восприятие, они имеют в своем арсенале довольно скудный опыт - все это определяет особенности мышления ребенка с задержкой психического развития. Та сторона познавательных процессов, которая у ребенка нарушается, связана с нарушением одного из компонентов мышления. У детей с ЗПР страдает связная речь, нарушена способность планировать свою деятельность с помощью речи; нарушена внутренняя речь активное средство логического мышления ребенка.
Общие недостатки мыслительной деятельности детей с ЗПР:
1. Несформированность
познавательной, поисковой мотивации
(своеобразное отношение к
2. Отсутствие выраженного
ориентировочного этапа при
3. Низкая мыслительная
активность, «бездумный» стиль работы
(дети, из-за поспешности,
4. Стереотипность мышления,
его шаблонность. Наглядно-
У детей с задержкой психического развития имеются нарушения важнейших мыслительных операций, которые служат составляющими логического мышления:
- анализ (увлекаются мелкими деталями, не может выделить главное, выделяют незначительные признаки);
- сравнение (сравнивают предметы по несопоставимым, несущественным признакам);
- классификация (ребенок осуществляет классификацию часто правильно, но не может осознать ее принцип, не может объяснить то, почему он так поступил).
У всех детей с ЗПР уровень логического мышления значительно отстает от уровня нормального школьника. К 6-7 годам дети с нормальным умственным развитием начинают рассуждать, делать самостоятельные выводы, стараются все объяснить. Дети самостоятельно овладевают двумя видами умозаключений: 1. Индукция (ребенок способен делать общий вывод путем частных фактов, то есть от частного к общему). 2. Дедукция (от общего к частному). Дети с ЗПР испытывают очень большие трудности при выстраивании самых простых умозаключений. Этап в развитии логического мышления осуществление вывода из двух посылок еще мало доступен детям с ЗПР. Чтобы дети сумели сделать вывод, им оказывает большую помощь взрослый, указывающий направление мысли, выделяющий те зависимости, между которыми следует установить отношения. По мнению Ульенковой У.В., «дети с ЗПР не умеют рассуждать, делать выводы; стараются избегать таких ситуаций. Эти дети из-за несформированности логического мышления дают случайные, необдуманные ответы, проявляют неспособность к анализу условий задачи. При работе с этими детьми необходимо обращать особое внимание на развитие у них всех форм мышления».
ВЫВОД.
Недостаточная сформированность познавательных процессов зачастую является главной причиной трудностей, возникающих у детей с ЗПР при обучении в школе.
Задержка психического развития проявляется в замедленном темпе созревания эмоционально-волевой сферы, так и в интеллектуальной недостаточности. Значительное отставание и своеобразие обнаруживается в мыслительной деятельности. У всех детей с ЗПР наблюдаются недостатки памяти, внимания, воображения и мышления. Отставание в мыслительной деятельности и особенности памяти наиболее ярко проявляются в процессе решения задач, связанных такими компонентами мыслительной деятельности, как анализ, синтез, обобщение и абстрагирование. Учитывая все выше сказанное, этим детям необходим особый подход. Требования к обучению, учитывающие особенности детей с ЗПР:
1. Соблюдение определенных гигиенических требований при организации занятий, то есть занятия проводятся в хорошо проветриваемом помещении, обращается внимание на уровень освещенности и размещение детей на занятиях.
2. Тщательный подбор
наглядного материала для занят
3. Контроль за организацией
деятельности детей на
4. Дефектолог должен следить за реакцией, за поведением каждого ребенка и применять индивидуальный подход.
Глава II. Эмпирическое исследование особенностей развития познавательных процессов детей с ЗПР и детей с нормальным развитием
2.1. Цели, задачи и методы исследования
Целью эмпирического исследования является сравнение особенностей мышления у детей младшего школьного возраста с нормальным развитием и с ЗПР.
В эмпирическом исследовании необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить литературу по данной теме
2. Подобрать адекватные методы изучения темы
3. Апробировать методы; с помощью их выявить индивидуальные особенности познавательных процессов младшего школьника.
4. Изучить особенности познавательных процессов у детей младшего школьного возраста с нормальным развитием и с ЗПР.
5. Проведение экспериментально - психологического исследования для изучения особенностей познавательных процессов у детей младшего школьного возраста с ЗПР.
6. Сопоставить данные исследования познавательных процессов у детей младшего школьного возраста с нормальным развитием и у детей с ЗПР.
Поиск и устранение причин затруднений, возникающих у определенной части детей, является одной из наиболее основных проблем в общении и образовании. Своевременное выявление причин, приводящих к задержке психического играют роль хронические соматические заболевания, длительные неблагоприятные условия воспитания и главным образом органическая недостаточность нервной системы, чаще резидуального, реже – генетического характера.
Гипотеза исследования: предположительно, задержка психического развития оказывает негативное влияние на уровень развития познавательных процессов у детей младшего школьного возраста по сравнению со здоровыми детьми того же возраста.
Объект: особенности познавательных процессов детей младшего школьного возраста с нормальным развитием и с ЗПР.
Экспериментальное исследование проводилось на базе средней общеобразовательной школы №2 г. Тарко-Сале Тюменской обл. Всего было обследовано 28 испытуемых, из которых составили контрольную группу 14 детей в норме, а экспериментальную – 14 детей с ЗПР.
В таблицах 1 и 2 приведены списки обследуемых детей с более подробными характеристиками.
Таблица 1.
№ |
Ф.И.О. |
возраст |
пол |
др. сведения |
1 |
Паша Б. |
8 лет |
М |
Здоров |
2 |
Ира Д. |
8,5 лет |
Ж |
Здорова |
3 |
Света Д. |
8,8 лет |
Ж |
Здорова |
4 |
Ваня З. |
9 лет |
М |
Здоров |
5 |
Ваня К. |
9лет |
М |
Здоров |
6 |
Оля К. |
8,5лет |
Ж |
Здорова |
7 |
Петя О. |
8,4 лет |
М |
Здоров |
8 |
Даниил С. |
9 лет |
М |
Здоров |
9 |
Никита С. |
8,8 лет |
М |
Здоров |
10 |
Таня Ш. |
9 лет |
Ж |
Здорова |
11 |
Наташа Ш. |
8,9 лет |
Ж |
Здорова |
12 |
Женя Ч. |
9 лет |
М |
Здоров |
13 |
Андрей Ф. |
8,3 лет |
М |
Здоров |
14 |
Сергей Я. |
9,1 лет |
М |
Здоров |
Таблица 2.
Характеристика экспериментальной группы
№ |
Ф.И.О. |
Возраст |
пол |
др. сведения |
1 |
Маша А. |
9 лет |
Ж |
ЗПР |
2 |
Андрей Б. |
8,8 лет |
М |
ЗПР |
3 |
Юра И. |
9 лет |
М |
ЗПР |
4 |
Илаха И. |
8,5 лет |
Ж |
ЗПР |
5 |
Сережа П. |
9 лет |
М |
ЗПР |
6 |
Настя С. |
9 лет |
Ж |
ЗПР |
7 |
Марина К. |
8,8 лет |
Ж |
ЗПР |
8 |
Даша Б. |
8,7 лет |
Ж |
ЗПР |
9 |
Толик С. |
9,5 лет |
М |
ЗПР |
10 |
Толик Х. |
9 лет |
М |
ЗПР |
11 |
Тимур Ш. |
8,9 лет |
М |
ЗПР |
12 |
Вова Ш. |
9,4 лет |
М |
ЗПР |
13 |
Диана М. |
8,9 лет |
Ж |
ЗПР |
14 |
Сережа Л. |
9 лет |
М |
ЗПР |
В исследовании применялись следующие методики [17].
Мышление