Сравнительный анализ особенностей мышления у детей младшего школьного возраста с нормальным развитием и с ЗПР

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2013 в 21:46, дипломная работа

Краткое описание

Задачи:
1. Изучить литературу по данной теме
2. Подобрать адекватные методы изучения темы
3. Апробировать методы; с помощью их выявить индивидуальные особенности познавательных процессов младшего школьника.

Оглавление

Введение
Глава I. Теоретическая часть
1.1. Общая характеристика познавательных процессов
1.1.1. Память
1.1.2. Мышление
1.1.3. Восприятие
1.1.4. Внимание
1.2. Общая характеристика детей младшего школьного возраста
1.3. Особенности познавательной сферы детей младшего школьного возраста
1.4. Особенности познавательной сферы детей младшего школьного возраста с ЗПР
1.4.1. Особенности памяти, при задержке психического развития
1.4.2. Особенности внимания, при задержке психического развития
1.4.3. Особенности восприятия, при задержке психического развития
1.4.4. Особенности мышления, при задержке психического развития
Глава II. Эмпирическое исследование особенностей развития познавательных процессов детей с ЗПР и детей с нормальным развитием
2.1. Цели, задачи и методы исследования
2.2. Анализ результатов исследования
2.2.1. Анализ результатов исследования мышления
2.2.2. Анализ результатов исследования памяти
2.2.3. Анализ результатов исследования внимания
2.2.4. Анализ результатов исследования восприятия
2.3. Психокоррекционная работа по развитию познавательных процессов детей с ЗПР.
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

moy_diplom.doc

— 585.50 Кб (Скачать)

 

  1. Методика «4-й лишний».

Цель – исследование способности к обобщению и абстрагированию, умение выделить существенные признаки.

Подготовка исследования. Подготовить 10 таблиц размером 12х12 см, разделенных на 4 квадрата, в каждом квадрате изображен предмет, 3 предмета на таблице можно объединить по существенному признаку, а 4-й из них – лишний, например: кукла, пирамидка,… матрешка и платье.

Проведение исследования. Исследование проводиться индивидуально  с детьми. Ребенку показывают по одной таблице и говорят: «Посмотри  на карточку. Здесь нарисованы 4 предмета. Три из них подходят друг к другу, а четвертый – лишний. Какой предмет лишний и почему? Как можно назвать вместе остальные три предмета?»

Обработка данных. Анализируют  особенности обобщения предметов  ребенком: обобщает ли он по понятийному  признаку или делает обобщение на основе представления об одновременном участии предметов в житейской ситуации. Выявляют умение подобрать обобщающее слово к группе предметов. Выясняют, какие группы предметов легче объединить, а так же, как зависит процесс обобщения от возраста детей.

  1. Методика «Зрительные аналогии».

 Цель – выделение характера логических связей и отношений между предметами.

Подготовка исследования. Подготовить несколько таблиц, разделенных на три части. В левой части изображена пара предметов, как-то соотносящихся между собой, в правой части над чертой изображен один предмет, а под чертой пять предметов, один их которых связан с верхним так же, как пара предметов, расположенных слева в квадрате.

Проведение исследования. Исследование проводиться индивидуально с каждым ребенком. Ребенку показывают по одной таблице и говорят: «Внимательно посмотри эти примеры. В них нарисована первая пара предметов, которые находятся в какой-то связи между собой. Справа – один предмет над чертой. Тебе нужно выбрать и подчеркнуть один предмет из пяти, который связан с предметом над чертой так же, как это сделано в первой паре предметов»

Обработка данных. Анализируют особенности выделения вида связи между предметами и способности продуцировать данную связь на другие предметы.

  1. Методика «Изучение процесса классификации». Цель – применяется для исследования уровня процессов обобщения и отвлечения, последовательности суждений.

Подготовка исследования. Подобрать картинки размером 7х7см по 5 штук для каждой классификационной группы: игрушки, посуда, одежда, мебель, дикие животные, домашние животные, овощи, фрукты.

Проведение исследования. Исследование проводят индивидуально с каждым ребенком. Ребенку дают картинки и говорят: «Разложи, что к чему подходит. Раскладывай и объясняй, почему картинки подходят одна к другой». Если испытуемый ребенок раскладывает без объяснений, то ему задают вопросы типа: «Почему ты положил сюда картинку с яблоком? Почему ты думаешь, что яблоко – это фрукт?» Если ребенок не может отнести какую-то картинку ни к одной группе, его спрашивают: «Почему ты думаешь, что эта картинка никуда не подходит?»

Обработка данных. Подсчитывают число верных ответов по каждой классификационной группе. Результаты оформляют в таблицу. Определяют основания для объединения предметов по каждой классификационной группе у детей: опирается ли на существенный признак, выделяет несущественный, не может мотивировать объединение.

  1. Методика «Понимание метафор». Цель – исследование уровня, целенаправленности мышления, умение понимать и оперировать переносным смыслом текста, дифференцированности и целенаправленности суждений, степени их глубины, уровня развития речевых процессов.

Подготовка исследования. Подобрать ряд пословиц, поговорок и метафор. Ребенок должен объяснить их смысл.

Проведение исследования. Исследование проводится индивидуально с каждым ребенком. Экспериментатор зачитывает пословицу или поговорку и говорит: «Скажи мне, как ты понимаешь, что означают эти слова». Например: «Что значит: «Каменное сердце»».

Обработка данных. Анализируют способность ребенка объяснить смысл предложенных метафор, а также понимание их переносного значения.

  1. Методика «Последовательные картинки». Цель – исследование способности устанавливать причины следственной связи, понимать последовательность событий.

Подготовка исследования. Подбирают серии сюжетных картинок, на которых изображены этапы какого-либо события. Картинки должны быть красочными, яркими, большими, четко нарисованными, соответствовать по содержанию возрасту детей.

Проведение исследования. Эксперимент проводится индивидуально с детьми. Ребенку показывают беспорядочно перемешанные картинки и говорят: «Вот здесь на всех рисунках изображено одно и то же событие. Нужно разобрать, с чего все началось, что было дальше и чем дело закончилось. Вот сюда (указывают место) положи первую картинку, на которой нарисовано начало, сюда – вторую, сюда третью, сюда - последнюю».

После того, как ребенок  разложит все картинки, в протоколе фиксируют очередность картинок, а затем просят его рассказать по порядку о том, что получилось. Если ребенок разложил неправильно, ему задают вопросы, цель которых – установить противоречие в рассуждениях, выявить допустимые ошибки. Вопросы экспериментатора и ответы испытуемого записывают подробно в протокол. Если вопросы не помогают понять изображенные события, то экспериментатор просто показывает ребенку первую картинку и предлагает разложить остальные снова. Таким образом, делается вторая попытка выполнить задание. Если и она оказывается безуспешной, то рассказывают и показывают ребенку последовательность событий. Затем, вновь перемешав все картинки, предлагают разложить их ребенку.

Если ребенок устанавливает правильную последовательность лишь в третий раз, ему предлагают другую серию картинок такой же сложности, чтобы выяснить, возможен ли «перенос» установленного способа рассуждения на новую ситуацию.

Если ребенок выполнил задание с первого раза или  после вопросов экспериментатора, то ему предлагают новую, более сложную  серию.

Обработка данных. Анализируют, способен ли ребенок устанавливать  причинно-следственные связи, понимать последовательность событий, данных наглядно в серии картинок. Такая способность должна быть развита к концу дошкольного возраста, и ее наличие свидетельствует о готовности на уровне мышления к школьному обучению. Особое внимание уделяют объяснениям ребенка, его рассуждениям; верно ли он выделяет главных героев на картинках, устанавливает взаимоотношения между ними, верно ли понимает окружающую героев обстановку; какой объем последовательности событий понимает, удерживает ли в поле зрения 5-6 картинок или только 3, а также с какими по степени трудности заданиями справляется; допускает ли ошибочную версию при повторном раскладе или вносит коррекции; как реагирует на помощь, вопросы, критические замечания экспериментатора – считается с ними, изменяет ли свои действия, исправляет ли ошибки, «подхватывает» ли он помощь или не понимает ее. Особо анализируют устную речь ребенка во время объяснения последовательности событий: связанность речи, ее грамматическая правильность, запас слов, развернутость или бедность, односложность или многосложность, лаконичность или тенденция к излишней детализации,  эмоциональность выявления прошлого опыта.

Память

1. Методика «Определение объема кратковременной зрительной памяти»

Ребенку поочередно предлагают каждый из двух рисунков (см. Приложение 1). После предъявления каждой части рисунка, А и Б, ребенок получает трафаретную рамку с просьбой нарисовать на ней все линии, которые он видел и запомнил на каждой части рисунка. По результатам двух опытов устанавливается среднее количество линий, которое он воспроизвел по памяти правильно.

Правильно воспроизведенной считается линия, длина и ориентация которой не ненамного отличаются от длины и ориентации соответствующей  линии на исходном рисунке (отклонение начала и конца линии не более чем на одну клетку, при сохранении угла ее наклона).

Полученный показатель, равный числу правильно воспроизведенных линий, рассматривается как объем  зрительной памяти.

2. Методика "Узнай  фигуры"

Эта методика - на узнавание. Данный вид памяти появляется и развивается у детей в онтогенезе одним из первых. От развитости данного вида существенно зависит становление других видов памяти, в том числе запоминания, сохранения и воспроизведения.

В методике детям предлагаются картинки в сопровождении следующей инструкции:

«Перед вами 5 картинок, расположенных рядами. Картинка слева  отделена от остальных двойной вертикальной чертой и похожа на одну из четырех  картинок, расположенных в ряд  справа от нее. Необходимо как можно  быстрее найти и указать на похожую картинку» (см. Приложение 2).

Сначала для пробы  ребенку предлагают решить эту задачу на картинках, изображенных в ряду под  номером 0, затем — после того, как экспериментатор убедился в  том, что ребенок все понял  правильно, предоставляют возможность решить эту задачу на картинках с номерами от 1 до 10.

Эксперимент проводится до тех пор, пока ребенок не решит  все 10 задач, но не больше чем 1,5 мин  даже в том случае, если ребенок  к этому времени не справился  со всеми задачами.

Оценка результатов

10 баллов — ребенок  справился со всеми задачами  меньше, чем за 45 сек. 

8-9 баллов — ребенок  справился со всеми задачами  за время от 45 до 50 сек. 

6-7 баллов — ребенок  справился со всеми предложенными  задачами в течение периода  времени от 50 до 60 сек.

4-5 баллов — ребенок  справился со всеми задачами  за время от 60 до 70 сек. 

2-3 балла — ребенок  решил все задачи за время  от 70 до 80 сек. 

0-1 балл — ребенок  решил все задачи, затратив на  это более чем 80 сек. 

Выводы об уровне развития

10 баллов — очень высокий.

8-9 баллов — высокий.

4-7 баллов — средний.

2-3 балла - низкий.

0-1 балл — очень  низкий.

3. Методика "Запомни  рисунки"

Методика предназначена  для определения объема кратковременной  зрительной памяти. Дети в качестве стимулов получают картинки, представленные в Приложении 3. Им дается инструкция примерно следующего содержания:

«На этой картинке представлены девять разных фигур. Постарайся запомнить  их и затем узнать на другой картинке, которую я тебе сейчас покажу. На ней, кроме девяти ранее показанных изображений, имеется еще шесть таких, которые ты до сих пор не видел. Постарайся узнать и показать на второй картинке только те изображения, которые ты видел на первой из картинок».

Время экспозиции стимульной картинки составляет 30 сек. После этого данную картинку убирают из поля зрения ребенка и вместо нее ему показывают вторую картинку. Эксперимент продолжается до тех пор, пока ребенок не узнает все изображения, но не дольше чем 1,5 мин.

Оценка результатов

10 баллов — ребенок  узнал на картинке все девять изображений, показанных ему, затратив на это меньше 45 сек.

8-9 баллов — ребенок  узнал на картинке 7-8 изображений  за время от 45 до 55 сек. 

6-7 баллов — ребенок  узнал 5-6 изображений за время  от 55 до 65 сек. 

4-5 баллов — ребенок  узнал 3-4 изображения за время от 65 до 75 сек.

2-3 балла — ребенок  узнал 1-2 изображения за время  от 75 до 85 сек. 

0-1 балл — ребенок  не узнал на картинке ни  одного изображения в течение  90 сек и более.

Выводы об уровне развития

10 баллов — очень  высокий.

8-9 баллов — высокий.

4-7 баллов — средний.

2-3 балла — низкий.

0-1 балл — очень  низкий.

4. Методика "Выучи слова"

С помощью данной методики определяется динамика процесса заучивания. Ребенок получает задание за несколько  попыток выучить наизусть и безошибочно  воспроизвести ряд, состоящий из 12 слов: дерево, кукла, вилка, цветок, телефон, стакан, птица, пальто, лампочка, картина, человек, книга.

Запоминание ряда производится так. После каждого очередного его  прослушивания ребенок пытается воспроизвести весь ряд. Экспериментатор отмечает количество слов, которое ребенок во время данной попытки вспомнил и назвал правильно, и вновь зачитывает тот же самый ряд. И так шесть раз подряд, пока не будут получены результаты воспроизведения ряда за шесть попыток.

Результаты заучивания ряда слов представляются на графике, где по горизонтали указаны последовательные попытки воспроизведения ребенком ряда, а по вертикали — количество слов, правильно им воспроизведенных в каждой попытке.

Оценка результатов

10 баллов — ребенок  запомнил и безошибочно воспроизвел все 12 слов за 6 или меньше попыток.

8-9 баллов — ребенок  запомнил и безошибочно воспроизвел  за 6 попыток 10-11 слов.

6-7 баллов — ребенок  запомнил и безошибочно воспроизвел  за 6 попыток 8-9 слов.

4-5 баллов — ребенок  запомнил и безошибочно воспроизвел за 6 попыток 6-7 слов.

2-3 баллов — ребенок  запомнил и безошибочно воспроизвел  за 6 попыток 4-5 слов.

0-1 баллов — ребенок  запомнил и безошибочно воспроизвел  за 6 попыток не более 3 слов.

Выводы об уровне развития

10 баллов — очень высокий.

8-9 баллов — высокий.

4-7 баллов — средний.

Информация о работе Сравнительный анализ особенностей мышления у детей младшего школьного возраста с нормальным развитием и с ЗПР