Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2013 в 21:46, дипломная работа
Задачи:
1. Изучить литературу по данной теме
2. Подобрать адекватные методы изучения темы
3. Апробировать методы; с помощью их выявить индивидуальные особенности познавательных процессов младшего школьника.
Введение
Глава I. Теоретическая часть
1.1. Общая характеристика познавательных процессов
1.1.1. Память
1.1.2. Мышление
1.1.3. Восприятие
1.1.4. Внимание
1.2. Общая характеристика детей младшего школьного возраста
1.3. Особенности познавательной сферы детей младшего школьного возраста
1.4. Особенности познавательной сферы детей младшего школьного возраста с ЗПР
1.4.1. Особенности памяти, при задержке психического развития
1.4.2. Особенности внимания, при задержке психического развития
1.4.3. Особенности восприятия, при задержке психического развития
1.4.4. Особенности мышления, при задержке психического развития
Глава II. Эмпирическое исследование особенностей развития познавательных процессов детей с ЗПР и детей с нормальным развитием
2.1. Цели, задачи и методы исследования
2.2. Анализ результатов исследования
2.2.1. Анализ результатов исследования мышления
2.2.2. Анализ результатов исследования памяти
2.2.3. Анализ результатов исследования внимания
2.2.4. Анализ результатов исследования восприятия
2.3. Психокоррекционная работа по развитию познавательных процессов детей с ЗПР.
Заключение
Список литературы
Сравнительный анализ особенностей мышления
у детей младшего школьного возраста с нормальным развитием и с ЗПР.
Содержание
Введение
Глава I. Теоретическая часть
1.2. Общая характеристика детей младшего школьного возраста
Глава II. Эмпирическое исследование особенностей развития познавательных процессов детей с ЗПР и детей с нормальным развитием
2.1. Цели, задачи и методы исследования
2.2. Анализ результатов исследования
2.2.1. Анализ результатов исследования мышления
2.2.2. Анализ результатов исследования памяти
2.2.3. Анализ результатов исследования внимания
2.2.4. Анализ результатов исследования восприятия
2.3. Психокоррекционная
работа по развитию
Заключение
Список литературы
Приложения
Введение
Психические процессы являются базовой основой человеческой психики. Три разновидности психических процессов – познавательные, эмоциональные и волевые – образуют в своей совокупности психическую деятельность человека.
Познавая и преобразуя мир, человек выявляет устойчивые, закономерные связи между явлениями. Закономерности, внутренние связи явлений отражаются в нашем сознании опосредованно – во внешних признаках явлений человек распознает признаки внутренних, устойчивых взаимосвязей. Определяем ли мы, глядя в окно, по мокрому асфальту, был ли дождь, или устанавливаем законы движения небесных светил – во всех этих случаях мы отражаем мир обобщенно и опосредованно – сопоставляя факты, делая умозаключения, выявляя закономерности в различных группах явлений. Человек, не видя элементарных частиц, познал их свойства и, не побывав на Марсе, многое узнал о нем.
Замечая связи между явлениями, устанавливая всеобщий характер этих связей, человек деятельностно осваивает мир, рационально организует свое взаимодействие с ним, он осуществляет мыслительную деятельность – обобщенную ориентацию в мире. Без участия познавательных процессов человеческая деятельность невозможна, они выступают как ее неотъемлемые внутренние моменты. Они развиваются в деятельности, и сами представляют собой особые виды деятельности.
Приступая к педагогической работе с детьми, прежде всего, нужно разобраться в том, что ребенку дано от природы и что приобретается под воздействием среды.
Развитие человеческих задатков, превращение их в способности – одна из задач обучения и воспитания, решить которую без знаний и развития познавательных процессов нельзя. По мере их развития, совершенствуются и сами способности, приобретая нужные качества. Знание психологической структуры познавательных процессов, законов их формирования необходимо для правильного выбора метода обучения и воспитания. Большой вклад в изучение и развитие познавательных процессов внесли и такие ученые, как: Л.С. Выгодский, А.Н. Леонтьев, Л.С. Сахаров, А.Н. Соколов, Ж Пиаже, С.Л. Рубинштейн и др.
Ими были разработаны различные методики и теории формирования познавательных процессов.
Уже давно было обращено внимание на то, что ряд вредных факторов может обусловить нарушение темпа развития ребенка. Это дало возможность выделить синдром психологического инфантилизма у детей.
В отечественной литературе психофизический инфантилизм был описан в работах М.О. Гуревича, В.А. Гиляровского, Г.Е. Сухоревой, Т.П. Симсон, М.Я. Серейского, Е.Н. Крыловой, А.Ф. Мельниковой.
Для этого типа аномалий характерна задержка развития наиболее поздно созревающих отделов центральной нервной системы.
Младший школьный возраст
является наиболее ответственным этапом
школьного детства. Высокая сензитивность
этого возрастного периода
Основные достижения этого возраста обусловлены ведущим характером учебной деятельности и являются во многом определяющими для последующих лет обучения: к концу младшего школьного возраста ребенок должен хотеть учиться, уметь учиться и верить в свои силы.
Полноценное проживание этого возраста, его позитивные приобретения являются необходимым основанием, на котором выстраивается дальнейшее развитие ребенка как активного субъекта познаний и деятельности. Неуспеваемость влечет за собой нежелание ходить в школу. У детей может быть любимый учитель, или может нравиться общение с друзьями, но в целом кажется, что они смотрят на школу как на своего рода тюрьму. Казалось бы, школа, в которой дети проводят столько времени, должна доставлять радость, быть местом приобретения опыта и научения в широком смысле этого слова. Учителя как будто считают важным научить детей чтению, письму и арифметике, но мало обращают внимания на тот факт, что если они не учитывают психологических, эмоциональных потребностей детей, то способствуют созданию и поддержанию общества, в котором люди не представляют ценности. Необходимо, чтобы учителя смогли почувствовать, если ребенок тревожен или страдает от чего-либо, или считает, что он недостоин многого, что не стоит учиться. То, что дети отвергают школу, сказывается в первую очередь на учителях, а иногда их отрицательные эмоции обращаются на детей. Здесь возможен выход - учителя и дети могут учиться лучше понимать друг друга, видеть в реалистическом свете, что они могут друг для друга сделать и помогать друг другу чувствовать себя сильнее и лучше.
Цель исследования. Сравнение особенностей мышления у детей младшего школьного возраста с нормальным развитием и с ЗПР.
Объект. Особенности познавательных процессов детей младшего школьного возраста с нормальным развитием и с ЗПР.
Предмет исследования. Память, мышление, внимание, восприятие детей с ЗПР.
Гипотеза исследования: предположительно, задержка психического развития оказывает негативное влияние на уровень развития познавательных процессов у детей младшего школьного возраста по сравнению со здоровыми детьми того же возраста.
Задачи:
1. Изучить литературу по данной теме
2. Подобрать адекватные методы изучения темы
3. Апробировать методы; с помощью их выявить индивидуальные особенности познавательных процессов младшего школьника.
4. Изучить особенности познавательных процессов у детей младшего школьного возраста с нормальным развитием и с ЗПР.
5. Проведение экспериментально - психологического исследования для изучения особенностей познавательных процессов у детей младшего школьного возраста с ЗПР.
6. Сопоставить данные исследования познавательных процессов у детей младшего школьного возраста с нормальным развитием и у детей с ЗПР.
Практическая значимость: результаты полученные путем данного исследования будут использоваться для психодиагностических целей, а также для дальнейших исследований в области нейропсихологии данного возраста, в составе комплексной медико-психолого социальной коррекции детей с ЗПР.
Квалификационная работа структурно состоит из введения, двух глав, библиографического списка и приложений. Во введении обосновывается актуальность темы, определяется цель, задачи и гипотеза исследования. В главе первой дается общая характеристика младших школьников в норме и с ЗПР, характеристика познавательных процессов. Во второй главе проводится эмпирическое исследование, результаты и интерпретация их, а так же психокоррекционная работа по развитию психических процессов у детей с ЗПР.
Глава I. Теоретическая часть
1.1.1. Память
Память есть одна из форм отражения реального мира. При этом в отличие от восприятия, память есть отражение того, что действовало на нас раньше, что уже ранее было для нас предметом нашего восприятия, мысли, чувства, с чем мы уже имели дело в своей действительности, в наших действиях и поступках. Память служит основой накопления и использования опыта, сохранения знаний, что обуславливает возможность более широкого и глубокого познания действительности, возможность предвидения и творчества.
Отражение мира не есть зеркальный, пассивный процесс. Оно неразрывно связано с особенностями личности человека, осуществляется в активной деятельности людей, зависит от направленности и характера деятельности.
Память-это форма отражения действительности, заключающаяся в закреплении, сохранении и последующем воспроизведении человеком своего опыта. Благодаря памяти человек усваивает общественный опыт и накапливает свой, индивидуальный, а также приобретает и использует знания, ум, навыки и впечатления об окружающем мире. Среди многих способностей, которыми одарен каждый нормальный человек, одной из важнейших функций является возможность закреплять, сохранять и воспроизводить свой опыт. Эта способность составляет функцию памяти.
Память – важнейшая, познавательная функция. Она создает возможность для обучения и развития. Память лежит в основе формирования речи, мышления, эмоциональных реакций, двигательных навыков, творческих процессов; психическая функция сохранения информации о стимулах, событиях, образах, идеях и т.д. после того, как оригинальные стимулы больше не представлены. [44, т2 стр 7]
Физиологической основой
Рис.1 . Виды памяти.
[37]
1.1.2. Мышление
Мышление характеризуется как познавательная деятельность “высшего уровня” (поскольку оно зависит от более фундаментальных компонентов процесса обработки информации), однако, мысль, “симметричная” этой – что восприятие, распознавание паттернов и память составляют “низкий уровень” деятельности – верна исключительно в том смысле, что в последовательности обработки информации эти феномены возникают ранее.
Мышление – высшая ступень познания – процесс отражения объективной действительности в представлениях, суждениях, понятиях.
[38]
Мышление – это процесс, с помощью которого формируется новая мысленная репрезентация; это происходит путем преобразования информации, достигаемого в сложном взаимодействии мысленных атрибутов суждения, абстрагирования, рассуждения и решения задач.
Мышление – наиболее содержательный элемент из трех составляющих умственного процесса и оно характеризуется скорее всеобъемлемостью, чем исключительностью. Когда мы читаем книгу, информация последовательно передается от сенсорного хранилища к хранилищу памяти. Но затем эта новая информация преобразуется, “переваривается”, и в результате появляется оригинальный продукт.
Обычно мышление характеризуется тремя основными моментами:
Изучение мышления
относится к числу самых
“Мышление можно определить, – по мнению А.В. Брушлинского, – как неразрывно связанный психический процесс самостоятельного искания и открывания существенно нового, т.е. опосредованного обобщенного отражения деятельности в ходе ее анализа и синтеза, возникающий на основе практической деятельности из чувственного познания и далеко выходящий за ее пределы”.
Физиологической основой мышления является аналитико–синтетическая деятельность мозга, осуществляемая совместной работой обеих сигнальных систем.