Совершенствование системы социальной защиты населения

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Августа 2011 в 12:07, реферат

Краткое описание

Тема реферата «Совершенствование системы социальной защиты населения» является на сегодняшний день едва ли не самой актуальной из всех, поскольку реальная ситуация на современном этапе в России такова, что положение старшего поколения наших соотечественников и всех тех, кто кроме социальных выплат не имеет иного источника средств существования, поистине трагическое. Крайне низкий уровень пенсионного обеспечения для подавляющего большинства пожилых и нетрудоспособных граждан, не гарантирующий даже физиологического минимума, необходимого для выживания человека, ничтожные размеры многих пособий и так называемых компенсационных выплат, убогий уровень социального обслуживания, создающие лишь иллюзию социальной защиты, превратили наиболее социально уязвимые слои населения в заложников экономических реформ в стране.

Файлы: 1 файл

Психология совершенствование системы соц обеспечения населения.docx

— 30.95 Кб (Скачать)

ВВЕДЕНИЕ

      Тема  реферата «Совершенствование системы социальной защиты населения» является на сегодняшний день едва ли не самой актуальной из всех, поскольку реальная ситуация на современном этапе в России такова, что положение старшего поколения наших соотечественников и всех тех, кто кроме социальных выплат не имеет иного источника средств существования, поистине трагическое. Крайне низкий уровень пенсионного обеспечения для подавляющего большинства пожилых и нетрудоспособных граждан, не гарантирующий даже физиологического минимума, необходимого для выживания человека, ничтожные размеры многих пособий и так называемых компенсационных выплат, убогий уровень социального обслуживания, создающие лишь иллюзию социальной защиты, превратили наиболее социально уязвимые слои населения в заложников экономических реформ в стране.

      Положение усугубляется также тем, что на фоне катастрофического обнищания населения создаются системы привилегированных пенсий, многообразных социальных льгот, главным образом, для представителей всех структур власти независимо от уровня дохода, реализуемые через систему социального обеспечения, что делает эту систему чрезвычайно дорогой для государства. Это, в свою очередь, приводит к финансовой необеспеченности реализации норм законов, адресованных всему населению, в связи с чем их действие фактически приостанавливается. Если общество не сможет переломить сложившуюся ситуацию, то нынешнее состояние системы социальной защиты в России станет хроническим на многие десятилетия. 
 
 
 
 
 
 
 
 

ПОНЯТИЕ СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ, СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ

      В последнее время все большую  популярность, как на международном уровне, так и внутри нашей страны получает такой термин, как социальная защита населения. В нашей стране этот термин получил широкое распространение в связи с переименованием системы органов социального обеспечения в систему органов социальной защиты населения (1992 г.). В Концепции социальной защиты пенсионеров, инвалидов, семей с детьми и других нуждающихся в социальной поддержке групп населения, разработанной Минсоцзащиты России при участии других заинтересованных министерств, дано следующее понятие социальной защиты: «Социальная защита представляет собой комплекс дополнительных мероприятий по материальной помощи наименее защищенным группам населения (престарелым, инвалидам, малообеспеченным семьям с детьми, учащейся молодежи, лицам, не имеющим средств существования), а также по предотвращению развала системы социальной защиты, сохранению уровня социального обслуживания. Этот комплекс мер осуществляется как за счет федерального и местных бюджетов, так и за счет специально создаваемых фондов социальной поддержки населения»[3.С.34].

      Это «ведомственное» понятие социальной защиты не содержит каких-либо сущностных признаков, позволяющих сопоставить или отграничить социальную защиту населения от его социального обеспечения. Не позволяет это сделать и сформулированная в Концепции основная цель соцзащиты: «Социальная защита населения в нынешней кризисной ситуации преследует избавление от абсолютной нищеты (когда среднедушевой совокупный доход семьи ниже прожиточного минимума), оказание материальной помощи  

населению в экстремальных условиях, вызываемых проводимой экономической реформой, содействие адаптации социально уязвимых групп населения к условиям рыночной экономики».

      Многофункциональность указанной цели дает основание предположить, что авторы Концепции понимали социальную защиту населения как более универсальную, чем социальное обеспечение, систему поддержки населения, сориентированную не только на классические социальные риски (старость, инвалидность, потеря кормильца, временная нетрудоспособность и др.), но и на риски, привнесенные в жизнь общества своеобразием переходного периода, который связан с формированием в стране иной экономической системы. Однако, даже спустя восемь лет говорить о перерастании системы социального обеспечения России в систему социальной защиты населения преждевременно, поскольку государство постоянно демонстрирует населению свою экономическую несостоятельность.

      Наряду  с узковедомственным понятием социальная защита в теории права социального обеспечения рассматривается и в более широком аспекте.  Так, В. Ш. Шайхатдинов полагает что в нее входит деятельность государства и органов местного самоуправления, общественных организаций, предприятий по созданию благоприятной для человека окружающей среды, охране материнства и детства, оказанию помощи семье, охране здоровья граждан, профессиональной подготовке граждан, обеспечению занятости населения, охране труда, регулированию заработной платы и доходов населения, обеспечению граждан жильем, регулированию права собственности граждан, материальному обслуживанию и обеспечению нетрудоспособных и других нуждающихся в социальной поддержке граждан. Социальная защита является практической деятельностью по реализации основных направлений социальной политики.

      Некоторые авторы под социальной защитой понимают всю деятельность государства по обеспечению процесса формирования и развития полноценной

личности, по выявлению и нейтрализации  негативных факторов, воздействующих на личность, на создание условий для  самоопределения и утверждения  в жизни, либо как совокупность законодательно закрепленных экономических и правовых гарантий, обеспечивающих соблюдение важнейших социальных прав граждан и достижение социально приемлемого уровня жизни.

  Правовые основы формирования российской федеральной системы социальной защиты населения

      Государственная система социальной защиты явление многоаспектное. Это не только комплекс социально-экономических мер, гарантирующих гражданам социальную поддержку, но и комплексное правовое образование, объединяющее группы норм, которые относятся по видам регулируемых общественных отношений к различным отраслям права (финансовому, государственному, административному, праву социального обеспечения). Единая государственная система социальной защиты, закрепленная в Конституции РСФСР 1978 г. (ст. 24), с распадом Советского Союза перестала функционировать. Россия, обретя государственный суверенитет, встала перед необходимостью заново создавать общефедеральную государственную систему социального обеспечения.

      Комплекс  социально-экономических мер как  системное образование состоит  из относительно самостоятельных элементов  — подсистем, закрепляющих виды, основания  и условия пенсионного обеспечения, обеспечения граждан денежными  выплатами в форме пособий  и компенсаций, а также в виде социальных услуг, предоставляемых бесплатно или со скидкой за счет средств государства либо страховых фондов. Другими словами, в структуре государственной системы социальной защиты выделяются:

    - пенсионная система,

    - система пособий и компенсаций,

    - система социального обслуживания пожилых граждан, инвалидов, семей с детьми, безработных.

      Каждая  из этих подсистем должна была создаваться  заново.

Формирование  пенсионной системы. Первый этап осуществления  пенсионной реформы в России связан с принятием Закона от 20 ноября 1990 г. «О государственных пенсиях в Российской Федерации».

   
 
 
 
 

  Формирование систем иных денежных выплат гражданам в порядке их социального обеспечения

      В данном случае речь идет о системе  пособий и компенсаций. Советская  система социального обеспечения включала в свою структуру в качестве подсистемы денежные выплаты в виде пособий одиноким и многодетным матерям, детям-инвалидам и инвалидам с детства, гражданам, не приобретшим права на трудовую пенсию и не имеющим источника средств к существованию и лиц, обязанных по закону их содержать, малообеспеченным семьям с детьми. Эти виды пособий предоставлялись за счет бюджетных средств. Кроме того, в порядке государственного социального страхования и за счет иных источников работающие обеспечивались пособиями по временной нетрудоспособности, а женщины также пособием по беременности и родам; в случае смерти работника либо его иждивенца выплачивалось пособие на погребение, а при рождении ребенка — пособие по случаю его рождения.

 

Стратегическое  планирование развития социальной сферы: разработки и внедрения социальных программ на среднесрочный и долгосрочный периоды

      В целях достижения поставленных стратегических ориентиров эффективности развития образования и в целом социальной сферы в 2005-2010 гг. в регионах необходимо предусмотреть разработку и внедрение целевых программ по таким приоритетным социальным направлениям, как «Национальная школа», «Подготовка кадров для системы образования», «Маркетинг образовательных услуг», «Подготовка инженерно-экономических кадров», «Подготовка финансово-экономических кадров высшей квалификации», «Внешкольное воспитание подрастающего поколения».

      Создание  на среднесрочный и стратегический периоды времени новых социально-экономических механизмов развития образования должно обеспечить подлинную автономию образовательным учреждениям, их ориентацию на соответствие потребностям и стратегическим перспективам становления в регионах обновленного общества.

      В области культуры стратегическими  направлениями развития республик  в составе России являются: предоставление государственных гарантий для сохранения и развития культуры народов и национальностей; сохранение историко-культурного наследия; обеспечение равного доступа к ценностям отечественной и мировой культуры; развитие родного языка, возрождение традиций и художественных промыслов; совершенствование и обеспечение функционирования системы высшего и среднего специального образования в сфере культуры и искусства; удовлетворение национально-культурных потребностей и интересов граждан, проживающих за пределами республики; формирование нравственных критериев обновляющегося общества; развитие информационного обеспечения культуры и искусства.

Вместе  с тем органам стратегического, перспективного и текущего управления социально-экономическим развитием необходимо решить такие задачи, как:

- расширение сети спортивных школ как основного фактора укрепления здоровья, физического развития всех граждан субъекта Федерации; 
-   оказание помощи в становлении и развитии сети общественных организаций, клубов, занимающихся физической культурой, спортом, туризмом, объединение усилий, укрепление и дальнейшее развитие традиционных видов спорта.

      Основной  задачей стратегического развития физической культуры и спорта является приостановление снижения уровня массовой физической культуры граждан и создание необходимых условий для использования возможностей физической культуры, спорта и организованного отдыха в целях оздоровления граждан и формирования здорового образа жизни. Для этого необходимо создать новый механизм ресурсного обеспечения культуры и искусства через предоставление налоговых льгот, развитие благотворительности, меценатства, формирование общественных фондов, попечительских советов, хотя основная доля финансирования этой структурной составляющей социальной сферы должна лечь на государство.

      Одним из важнейших ориентиров достижения приемлемой социальной результативности в системе стратегического планирования в настоящее время является решение жилищной проблемы, что обусловлено тем, что жилье является первичной жизненной потребностью, наряду с продуктами питания, одеждой, обувью. Кроме того, рынок жилья — это основа потребительского рынка и необходимое условие рынка труда, а инвестиции в жилье выступают доминирующим фактором стимулирования сбережений граждан.

      Стратегические  ориентиры развития образовательной  составляющей социальной сферы должны иметь направленность: на осуществление права всех граждан на образование, свободу выбора образовательного учреждения, форм и языка обучения, а также на организационно-правовую независимость образовательных учреждений; соблюдение интересов личности, признание каждого человека высшей общественной ценностью; определение приоритетных, универсальных культурных ценностей, обеспечение свободного развития личности, воспитание гражданственности и патриотизма; многогранное развитие духовного потенциала, формирование культурных качеств личности; перевод школы от реализующей идею информационно-репродуктивного обучения к школе, воспитывающей личность, которой присущи новаторство и творчество, самостоятельность мышления и восприимчивость к новому.

      Стратегическим  ориентиром развития образования, его  ресурсного обеспечения остается рациональное использование внебюджетных средств в связи с финансированием дополнительной подготовки специалистов по государственным стандартам высшего образования. Поэтому в системе стратегического планирования проблемы внебюджетного и бюджетного финансирования должны решаться во взаимосвязи.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

      Постсоветская Россия унаследовала систему социальной защиты, которая почти полностью контролировалась и финансировалась государством. В новых социально-экономических условиях эта система стала стремительно утрачивать финансовую устойчивость и способность удовлетворять базовые общественные потребности, такие как потребности в пенсионном обеспечении в поддержке бедных слоёв населения. Со стороны правительства стали поступать предложения по уменьшению роли государства в социальной защите, по отмене значительной части социальных выплат. Предлагалось перенести основную ответственность за социальную защиту на само население и ввести рыночные механизмы в эту сферу. В соответствии с таким подходом, роль государства сводится главным образом к адресной социальной поддержке малообеспеченных граждан.

Информация о работе Совершенствование системы социальной защиты населения