Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2014 в 19:18, реферат
Социометрический опрос является одной из наиболее часто используемых психодиагностических процедур в социально-психологическом анализе групповых отношений. С момента своего создания, этот метод использует большой успех у экспертов, и был разработан в различных вариантах, совершенствования процедур для сокращения объема данных и данных, интерпретация результатов. Социометрические опросы дают возможность изучить структуру межличностных отношений в группе, их использование в сочетании с другими методами.
Оглавление
Особенности |
Достоинства |
Недостатки |
Через выбор партнеров строятся выводы о структуре межличностных отношений |
Без изменения обстановки в группе прогнозируются тенденции взаимоотношений, конфликтные и другие ситуации, оптимальные формы кооперации официальной структуры коллектива, неформальных отношений |
Критерии могут оказаться недостаточно значимыми для правильного понимания структуры группы, могут проявиться лишь второстепенные тенденции, при расширительном толковании которых возможны неблагоприятные последствия |
Структура оценивается набором критериев - ситуаций совместной деятельности. Акцент на эмоциональные отношения в создании условий выбора |
Сравнением структур взаимоотношений в предполагаемых ситуациях можно выделить среди них наиболее значимые, определить отношение к факторам как ценностям (выяснение личных, интимных, интуитивных предпочтений членов группы), сопоставить формальную и наблюдаемую структуры с восприятием ее членами группы |
Возрастает влияние ассоциаций первых ответов. Неудачное сочетание критериев искажает фактическую картину. Выборы не мотивированы, трудно оценить устойчивость предпочтений в различных ситуациях. Эмоциональность выбора увеличивает число случайных факторов, неискренность в ответах |
Показатели относительно наличного состава группы |
Конкретность данных, точность и определенность выборов |
При изменении состава группы существенно трансформируется ее социометрическая структура; несопоставимы результаты опроса различных групп; ограничены возможности обобщения выводов |
Характер исследовательской задачи: |
Ситуации: |
Отношение к группе как к целому: |
Предполагаемые отношения с объектом: |
Точность и конкретность ситуации: |
Направленность: |
Коммуникативный - выяснение взаимоотношений в группе (социометрический тест: "Кого и для какой деятельности должен выбрать респондент?") Гностический - осознанность членами группы своих взаимоотношений (тест социальной перцепции: "Кто, по мнению респондента, выберет или отвергнет его самого в указанной ситуации?") |
Производственные Социально-политические Социально-бытовые Социально-культурные |
Общее - ситуация связана с существованием группы (ее распадом, переформированием) Частное - ситуация связана с аспектами деятельности неизменной группы |
Горизонтальные - (двойные) - взаимное равенство партнеров ("С кем бы вы хотели жить в одной комнате общежития?") Иерархические (ординарные) - соподчинение партнеров ("Кого бы вы хотели избрать своим руководителем?") |
Сильные - ситуация указана конкретно ("С кем бы вы хотели работать на одном компьютере?") Слабые - ситуация указана в общем виде ("С кем бы вы желали вместе работать?") |
Положительные (прямые) - выбор члена группы для совместных действий Отрицательные (обратные) - отклонение члена группы или нулевой выбор (отсутствие выбора, отклонений) |
Вид анализа: |
Структура: |
Процедура: |
Число разрешенных выборов: |
Функциональный Аксиологический - групповых ценностей Аффективный (градационный) - эмоциональных взаимоотношений |
Формальная (официальная) - анализ восприятия отношений (вертикальных и горизонтальных), формалограмм Неформальная - анализ восприятия неофициальных отношений, неформалограмм Коммуникативная - анализ контактов, коммуникограмм |
Интервьюирование Раздаточное аннкетирование с социометрическими карточками Метод «кармашков» - игровая форма |
Непараметрическое - не ограничивается
Параметрическое - ограничено (1, 3, 5...)
Списочное - по каждому критерию список группы, с выражением отношения к каждому |