Социометрический опрос

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2014 в 19:18, реферат

Краткое описание

Социометрический опрос является одной из наиболее часто используемых психодиагностических процедур в социально-психологическом анализе групповых отношений. С момента своего создания, этот метод использует большой успех у экспертов, и был разработан в различных вариантах, совершенствования процедур для сокращения объема данных и данных, интерпретация результатов. Социометрические опросы дают возможность изучить структуру межличностных отношений в группе, их использование в сочетании с другими методами.

Файлы: 1 файл

реферат социометрический опрос.docx

— 135.28 Кб (Скачать)

Оглавление

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

  Социометрический опрос является одной из наиболее часто используемых психодиагностических процедур в социально-психологическом анализе групповых отношений. С момента своего создания, этот метод использует большой успех у экспертов, и был разработан в различных вариантах, совершенствования процедур для сокращения объема данных и данных, интерпретация результатов. Социометрические опросы дают возможность изучить структуру межличностных отношений в группе, их использование в сочетании с другими методами. Психодиагностика позволяет получать важную информацию о динамике отношений в группе. Социометрический опрос также используется для исследования личности и ее возможное влияние на других членов группы. Проведённые социометрические исследования используются как в исследовательской деятельности, так и в прикладных исследованиях. Практикующие психологи используют его, чтобы определить эффективность групповой учебной работы, изучение психологического климата в команде, для диагностики, наблюдения, с целью правильного распределения команд, экипажей. Этот метод требует тщательной подготовки и опыта, поэтому его развитию уделяется особое место. Опыт показывает, что понимание процессов, происходящих в группе, является предпосылкой для формирования мышления специалиста психолога. Социометрический опрос служит не только названием средства для проведения этого процесса. Любому специалисту, который использует этот метод, необходимо сначала понять его назначение, формы проведения, сильные и слабые стороны ,поэтому тема работы является актуальной.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Назначение ,краткое описание методики и формы проведения социометрического опроса

 

1.1.Социометрический опрос

Это тип исследования, направленный на измерение и анализ структуры межличностных отношений в малых социальных группах путем фиксации членов малой группы ,предпочтений в ситуации выбора. Этот метод относится к числу экспериментальных методов для исследования малых групп.

Главная цель: диагностика состояния взаимосвязи в малых группах и командах. Служит для получения информации о структуре коммуникации между членами с учетом выбранных критериев. С помощью социометрического опроса, описывающего структуру отношений в группе, будет видна количественная оценка (измерение) характер эмоциональных отношений между ее членами (симпатия, антипатия), устанавливается место в этой структуре, занятое членом группы (табл. 1).

Назначение: используется как средство активного управления в группах. Используется в исследовании малых групп, групп для работы в экстремальных (и близких к экстремальным) условиях, а также, когда эмоциональный характер взаимоотношений оказывает существенное влияние на результаты совместной деятельности. В прикладном случае исследования могут быть использованы наряду с другими методами в качестве основного или дополнительного. Он также используется в медицине для исследования и лечения неврозов.

К ключевым нормативным требованиям относят: Достоверность используемого метода, его значение и характер объекта исследования ,задачи исследования. Надежность проводимых  социометрических  методов. Доверие взаимоотношений с респондентами, их заинтересованность к результатам опроса, точную интерпретацию полученных данных. К проведению социометрического опроса представлены все основные требования социального эксперимента.

Ограничения использования: может использоваться только для анализа структуры взаимоотношений в малых (контактных) группах, достаточно сплоченных, имеющих опыт совместной деятельности не менее шести месяцев. Данные, полученные с его использованием, не могут дать полную картину внутригрупповых отношений; она ограничена изолированных рядом выделенных критериев; существует необходимость дополнить данные другими способами сбора информации, особенно в разработке практических рекомендаций.

Программа проведения социометрического опроса. Особое внимание уделяется предварительному ознакомлению с группой, точному определению всех социометрических критериев, разработке инструментария, выбору формы обработки (социограмм, социоматриц) и обработке результатов  (социометрические индексы).

Малая группа (объект социометрического опроса) это социальная группа, члены которой находятся в стабильном, прямой взаимодействии друг с другом. Среди малых групп  имеются не институциональные (неформальные) и институциональные (официально признанные),к их числу относят и малые коллективы.

Предмет социометрического опроса:1- социометрические структуры группы, 2-проведены социометрические статус отдельных членов группы.

Выбор (единица анализа и измерения) – установка индивидуальности относительно взаимодействия с членами своей группы в определенной ситуации. В проведении  социометрического опроса фиксируют различные виды вариантов.

Социометрический критерий (категории анализа)это конкретная  ситуация (реальная или выдуманная), представленные ответчиком в качестве основы выбора или отказа других членов группы в качестве партнеров в совместных предприятиях или в форме предложения, по которой член группы будет выбирать (отклонять) ответчика при этой ситуации. Социометрические критерии формулируются в виде вопросов, ответы на которые являются основанием для установления структуры взаимоотношений. Социометрические критерии могут применяться в виде тестов. (Классификация критериев представлена в табл. 2).

Социометрические карточки (опросник, анкета) это методический инструмент для сбора информации в социометрическом опросе.

Социоматрица представляет собой таблицу, с помощью которой анализируются результаты проведённого социометрического опроса.

Социометрические индекс  это показатель, используемый для вывода количественной характеристики взаимоотношений в группе и статуса отдельных членов группы; рассчитывается на основе данных социометрического опроса.

 Социограмма это графическое представление отношений внутри группы, созданной на основе проведённого социометрического опроса.

 

 

 

 

 

1.2.Этапы и процедуры социометрического опроса

 

Первый этап подготовительный.

1. Разработка программы проведены социометрического опроса.

2. Обоснование надобности диагностики групповых отношений в социометрическом опросе. Постановка целей опроса (табл. 3).

3. Предварительный анализ жизнедеятельности группы способом анализа документов.

4. Описание объекта. Уточнение целей социометрического опроса. Формулировка социометрических критериев. Выбор типа опроса. Установление задач, разработка инструментов их осуществления.

5. Составление графика и плана работ.

6.Проектировывние инструментария: социометрические карточки, бланки, социоматрицы, их корректировка и печать.

7.Подготовка программ для обработки и анализа.

8 Подготовка технических средств.

9 Подготовка инструкций  для респондентов и организаторам  опроса.

10. Подбор, обучение организаторов опроса, их коучинг, репетиция процедур.

11. Организация условий проведения опроса. Уточнение списков групп. Согласование времени и места опроса.

Второй оперативный этап сбора данных.

1. Общее знакомство с местом проведения опроса.

2.Установить контакт с респондентами. Изложение целей опроса. Пробуждение интереса к опросу. Создание и поддержание деловой, непринужденной атмосферы.

3.Инструктаж респондентов о правилах участия в социометрическом опросе, довести правила заполнения социометрических карточек.

4. Опрос участников в соответствии с инструкциями.

5.Сбор социометрических  карточек, проверка правильности их заполнения.

6. Фиксации вмешивающихся  факторов в отчеты и протоколы.

7. Общий контроль за исполнением проведения социометрического опроса.

8. Первичная обработка социометрических карточек. Сверка их со списками групп, уточнение авторства в тех случаях, когда оно не указано. Составление таблиц, подведение итогов.

Третий результирующий этап обработки и анализа данных.

1.Составление социоматриц групп опрошенных по выделенным социометрическим критериям.

2.Расчет групповых и индивидуальных социометрических индексов. 3.Составление социограммы.

4 Анализ внутригрупповых  отношений, выделение групп ("клик"),  лидеров "изгоев", "изолированных", "популярных", и других структур группы.

5.Сравнение социометрических данных опроса с данными, полученными другими методами. Оценка точности, надежности, устойчивости данных опроса.

6. Подготовка отчета о структуре опрошенных групп, характере межгрупповых отношений.

7.Анализ эффективности метода. Обнаружение ошибок, нововведений, их объяснение, чтобы сформулировать рекомендации для улучшения метода.

Четвертый этап проектирования социометрической карточки.

1.Спецификация заданий для дизайна карты.

2.Выделение состава социометрических  критериев, их интерпретация в виде реальной и проективной ситуации группы. Оценка их значимости в группе. Эта процедура возможна с помощью экспертного опроса.

3.Определение формы и вида выборов по каждому критерию.

4.Определить, как отображать выборов респондентов в карточках.

5. Терминологические разъяснения в отношении содержания вопросов и критериев

6.Компоновка карты, графический и иллюстративный дизайн.

7.Корректировка карты по результатам обследования.

8.Составление инструкции для респондентов, инструкции для организаторов опроса.

10.Утверждение проекта карты, ее размножение.

 

 

 

 

Социометрический метод

(информация о  структуре взаимоотношений в  группе - на основе выбора

респондентами партнеров в предполагаемых ситуациях)

Таблица 1

Особенности

Достоинства

Недостатки

Через выбор партнеров строятся выводы о структуре межличностных отношений

Без изменения обстановки в группе прогнозируются тенденции взаимоотношений, конфликтные и другие ситуации, оптимальные формы кооперации официальной структуры коллектива, неформальных отношений

Критерии могут оказаться недостаточно значимыми для правильного понимания структуры группы, могут проявиться лишь второстепенные тенденции, при расширительном толковании которых возможны неблагоприятные последствия

Структура оценивается набором критериев - ситуаций совместной деятельности. Акцент на эмоциональные отношения в создании условий выбора

Сравнением структур взаимоотношений в предполагаемых ситуациях можно выделить среди них наиболее значимые, определить отношение к факторам как ценностям (выяснение личных, интимных, интуитивных предпочтений членов группы), сопоставить формальную и наблюдаемую структуры с восприятием ее членами группы

Возрастает влияние ассоциаций первых ответов. Неудачное сочетание критериев искажает фактическую картину. Выборы не мотивированы, трудно оценить устойчивость предпочтений в различных ситуациях. Эмоциональность выбора увеличивает число случайных факторов, неискренность в ответах

Показатели относительно наличного состава группы

Конкретность данных, точность и определенность выборов

При изменении состава группы существенно трансформируется ее социометрическая структура; несопоставимы результаты опроса различных групп; ограничены возможности обобщения выводов


 

 

Виды социометрических критериев и выборов

Таблица 2

Характер исследовательской задачи:

Ситуации:

Отношение к группе как к целому:

 Предполагаемые отношения с  объектом:

Точность и конкретность ситуации:

Направленность:

Коммуникативный - выяснение взаимоотношений в группе (социометрический тест: "Кого и для какой деятельности должен выбрать респондент?")

Гностический - осознанность членами группы своих взаимоотношений (тест социальной перцепции: "Кто, по мнению респондента, выберет или отвергнет его самого в указанной ситуации?")

Производственные

Социально-политические

Социально-бытовые

Социально-культурные

Общее - ситуация связана с существованием группы (ее распадом, переформированием)

Частное - ситуация связана с аспектами деятельности неизменной группы

Горизонтальные - (двойные) - взаимное равенство партнеров ("С кем бы вы хотели жить в одной комнате общежития?")

Иерархические  (ординарные) - соподчинение партнеров ("Кого бы вы хотели избрать своим руководителем?")

Сильные - ситуация указана конкретно ("С кем бы вы хотели работать на одном компьютере?")

Слабые - ситуация указана в общем виде ("С кем бы вы желали вместе работать?")

Положительные (прямые) - выбор члена группы для совместных действий

Отрицательные (обратные) - отклонение члена группы или нулевой выбор (отсутствие выбора, отклонений)


 

 

 

Виды социометрических опросов

и форма проведения

Таблица 3

Вид анализа:

Структура:

Процедура:

Число разрешенных выборов:

Функциональный

Аксиологический - групповых ценностей

Аффективный (градационный) - эмоциональных взаимоотношений

Формальная (официальная) - анализ восприятия отношений (вертикальных и горизонтальных), формалограмм

Неформальная - анализ восприятия неофициальных отношений, неформалограмм

Коммуникативная - анализ контактов, коммуникограмм

Интервьюирование

Раздаточное аннкетирование с социометрическими карточками

Метод «кармашков» - игровая форма

Непараметрическое  - не ограничивается

 

Параметрическое - ограничено (1, 3, 5...)

 

Списочное - по каждому критерию список группы, с выражением отношения к каждому

Информация о работе Социометрический опрос