Социометрический опрос

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2014 в 19:18, реферат

Краткое описание

Социометрический опрос является одной из наиболее часто используемых психодиагностических процедур в социально-психологическом анализе групповых отношений. С момента своего создания, этот метод использует большой успех у экспертов, и был разработан в различных вариантах, совершенствования процедур для сокращения объема данных и данных, интерпретация результатов. Социометрические опросы дают возможность изучить структуру межличностных отношений в группе, их использование в сочетании с другими методами.

Файлы: 1 файл

реферат социометрический опрос.docx

— 135.28 Кб (Скачать)

 

 

Глава 2.Обработка результатов социометрического опроса.

 

2.1. Два взаимодополняющих способа обработки результатов:

Обработка результатов может быть выполнена различными способами: путем простого подсчета количества выборов, до всестороннего статистического анализа. Обычно используют

1. Делают социоматрицу

2. Строят карту групповой дифференциации ( социометрического выбора).

Первым этапом обработки является построение социоматрицы, т.е. сведение всех результатов опроса в единую таблицу. Она отображает все внутригрупповые отношения.

Она построена следующим образом: в горизонтальные линии указывают фамилии (имя или код) членов группы, а вертикальные столбцы представляют собой числа, которые соответствуют номерам те же люди в том же порядке. При заполнении социоматрицы считают, что имена относятся к тем, кто выбирает, а номера столбцов  указывают на тех кого выбирают.

Заполнение социоматрицы осуществляется следующим образом.

1.В случае использования  исследователем прямого положительного  непараметрического критерия (количество  выборов у респондента неограниченно) на пересечении фамилии респондента  и номера выбранного им члена  группы (вертикальный столбец) ставится  знак “+”. После того как зафиксированы  все выборы,  приступают к обработке  социометрической матрицы : подсчитывают общее количество сделанных и полученных выборов, отмечают взаимные выборы, рассчитывают соответствующие данному типу исследования групповые и персональные социометрические индексы, строят социограмму группы.

2.В случае использования  исследователем прямого положительного (отрицательного) параметрического  критерия (количество выборов у  респондента ограничено, учитывается  очередность сделанных выборов) для проведения опроса необходимо  заготовить специальные карточки, на которых записаны фамилии  членов группы в алфавитном  порядке (таблица 4).

При заполнении социоматрицы в соответствующие графы записывают фамилии тех, кто выбирал, а на пересечении с колонкой тех, кого выбирали, ставится балл "3", если он стоял первым в списке респондента, балл "2", если он был под номером два, балл "1", если он был третьим в списке. В случае, если выбор взаимный (А выбрал Б, а Б в свою очередь А), то этот выбор (независимо от балла) обводится кружком.   

                                                                                             Таблица 4

№ пп

Фамилии членов бригады

Если бы коллектив заново формировался, с кем бы вы хотели снова быть в одной группе?

   

В первую очередь

Во вторую очередь

В третью очередь

1.

Аниканов

     

2.

Васильев

     

3.

Ганичев

     

4.

Долгов

     

5.

Евпланов

     

6.

Ёжиков

     

7.

Путин

     

 

После регистрации всех выборах, начинаем их суммирование. По вертикали рассчитывается общее количество выборов, количество взаимовыборов и количество баллов для каждого человека в отдельности. . В качестве критериев экспансивности и приемлемости члена группы в первом приближении обычно берется количество выборов, сделанных и полученных респондентом . Если они одинаковы у двух или нескольких человек, то их ранжируют по количеству набранных баллов.

Пример заполнения социоматрицы показан на рис.1.

№ пп

Кто выбирает (фамилии)

Кого выбирают

 

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

1.

Аниканов

   

1

   

2

   

3

 

2.

Васильев

       

2

   

1

 

3

3.

Ганичев

3

             

1

2

4.

Долгов

3

     

2

   

1

 

5.

Евпланов

 

1

2

         

3

 

6.

Ёжиков

     

1

2

     

3

 

7.

Путин

 

3

 

1

 

3

       

8.

Жириновский

 

1

           

2

3

9.

Сидорин

1

   

2

 

3

       

10.

Пугачев

 

2

         

1

3

 

Количество выборов

3

4

2

3

2

4

0

2

7

3

Количество взаимовыборов

2

3

1

2

1

2

0

2

3

2

Сумма баллов

7

6

3

4

4

10

0

2

16

8


 

                                                Рис. 1.

При анализе данных проведены социометрические исследования, более правильное использование групповых и персональных проведены социометрические индексы, а не простая сумма выборов. Формулы для вычисления социометрических индексов приведены ниже.

3. В случае исследования дифференциального (положительного, безразличного, негативного) отношение респондента ко всем членам группы используют более сложный алгоритм обработки и анализа социометрических данных. Ниже это будет рассмотрено на конкретном примере.

Чтобы действительно понять позицию каждого индивида в группе взаимооценок, составляется социограмма (карта групповой дифференциации). Эта карта может состоять из четырех концентрических кругов. В первом круге расположены опрашиваемые, получивших максимальное число выборов, во втором количество выборов, превышающих среднее значение, в третьем - количество выборов, что ниже среднего показателя, в четвертом круге попадают те члены группы, кто не получил ни одного выбора.

 

 

   

                                   

                                     7 

                    6

           1       9       4

                           2       5

                   10       

           3               8 

                     





Концентрическая социограмма представлена на рис.2.

   


                                   


                                     7 


                    6



           1       9       4


                           2       5


                   10       

           3               8 


                     


Концентрическая социограмма представлена на рис.2.

 Анализ социограммы  показывает, что лица, расположившиеся  в первом и во втором кругах (в данном случае респонденты  № 9, 1, 4, 6), занимают благоприятное  положение в группе, а оказавшиеся  в третьем и особенно в четвертом круге (респондент № 7), находятся в неблагоприятном положении. Следовательно, чем ближе к центру круга располагается член группы, тем выше его положительный статус, и наоборот. На карте групповой дифференциации, если отметить взаимовыборы (соединить соответствующие номера), проявится тенденция деления на микро группы. Сказать однозначно, что это и есть микро группы коллектива, нельзя, поскольку здесь не учтены все внутренние связи в коллективе. Для этого необходимо провести специально организованный социометрический опрос либо построить матрицу взаимных выборов (в идеальном случае – корреляционную матрицу).

 

 

 

 

 

 

 

2.2Персональные индексы социометрического исследования

Индексы социометрического статуса.

Положительный статус конкретного члена группы (i) ПСi вычисляется следующим образом:

       число лиц, выбравших его              ПВ

ПСi =                   =       .


            число лиц, оценивших его                N-

Отрицательный статус конкретного члена группы (i) ОСi вычисляется по формуле:

число лиц, отклонивших его            ОВ1

ОСi =       =  .


            число лиц, оценивших его          N-1

Эти два показателя могут быть использованы и без деления (без знаменателя), если сравниваются индивиды внутри одной группы. Для сравнения индивидов из разных групп, имеющих различную численность, деление необходимо.

 

Общий статус индивида Сi в группе можно определить следующим образом:

Сi  = ПСi - ОСi    

Общий статус члена группы может иметь положительное, отрицательное или нулевое значение. При этом необходимо рассматривать и качественное значение этого индекса. Так, например, общий статус у двух индивидов имеет нулевое значение. Но у одного ПСi = 4 и ОСi = 4, а у другого ПСi = 0 и ОСi = 0. Видно, что отношения к этим индивидам качественно отличаются: первого четверо приемлют и четверо (видимо из другой микрогруппы) не приемлют,  а ко второму все в группе относятся безразлично.

2.3.Персональные индексы экспансивности члена группы

Показатель экспансивности является мерой стремления члена группы к установлению социальных отношений с другими людьми. Если в социометрическом опросе не ограничивалось число выборов (оценок), то можно выявить его положительную экспансивность.

Положительная экспансивность члена группы (ПЭi) определяется следующим образом:

      число выборов, которое он произвел

ПЭi =                     .


             число оцененных им лиц

Отрицательная экспансивность индивида (ОЭi) определяется по формуле:

 число отклонений, которое  он произвел

ОЭi =                             . 


            число оцененных им лиц

Эмоциональная экспансивность индивида (ЭЭi) вычисляется следующим образом:

ЭЭi= ПЭi - ОЭi   .

Следует отметить, что рассмотренные индексы еще не могут служить основой для каких-либо выводов о соотношении качеств, присущих каким-то двум лицам из разных групп (например, у кого из них лучше качества руководителя или кто из них обладает большей способностью завязывать приятельские отношения). Даже если их индексы будут явно различаться, то возможно, что индивид получил такой же индекс в группе его соперника и наоборот. Многое еще зависит от структуры коллектива, уровня его развития и функций.

В зависимости от положения индивида в группе, его называют по-разному.

“Лидером”  называют члена группы, имеющего наибольшее число выборов и являющегося формальным руководителем.

“Любимцем” называют рядового члена группы, если он имеет наибольшее число выборов.

И тот и другой рассматриваются как лица, наиболее приобщенные к группе (коллективу).

“Индивидуалистом” называют того, кто никого не выбирает.

“Примкнувший”-- тот, кого никто из членов группы не выбирает, но он выбирает хотя бы одного.

“Изолят” -- тот, кто никого не выбирает, и его не выбирает никто из членов группы.

“Индивидуалистов”, “изолятов” и “примкнувших” называют периферическими членами группы. Чем меньше “изолятов” и “индивидуалистов”, тем выше внутригрупповая сплоченность.

“Признанным членом группы” называют того, кого выбирают как в своей группе, так и, по крайней мере, еще в одной группе.

“Центральным” членом группы называют того, кого выбирают чаще, чем других, в том числе представители разных групп.

“Внутригрупповым” членом коллектива называют того, кто выбирает только в своей формальной группе.

“Внегрупповым” членом коллектива называют того, кто никого не выбирает в своей формальной группе, но делает выбор в коллективе.

“Маргинальным” членом группы является тот, кого выбирают члены всех групп.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В данной работе мы рассмотрели, что такое социометрический опрос, каково его назначение, с какой целью его применяют на практике. Определили, что бывают различные формы проведения социометрического опроса. Разобрали на практике, как происходит обработка результатов теста. Социометрический опрос часто применяется в психологии. Предлагаемый в тридцатом году прошлого века, американским психиатром и психологом Морено, этот метод получает дальнейшее развитие. Он используется для исследования малых социальных групп, отличием которых являются межличностные отношения, непосредственные контакты. Социологи использовали социометрические опросы в изучении семейных отношений, подготовка статей в научных публикациях, изучение структуры сложных организаций и т.д. Подавляющее большинство работ, посвященных эффективности социометрических опросов посвящено изучению малых социальных групп. Социометрические опросы используются в социальном планировании, производственных коллективов, в изучении команд и групп ученых в изучении военных коллективов, медицине (для формирования терапевтических групп, ускоряя процесс выздоровления больных), в педагогике и в изучение студенческих групп, а также в других областях науки и практики.

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы

Информация о работе Социометрический опрос