Опрос граждан

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 18:51, реферат

Краткое описание

В статье 31 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» впервые введен термин «опрос». В законе предусмотрено, что опрос граждан проводится на всей территории муниципального образования или на части его территории для выявления мнения населения и его учета при принятии решений органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления, а также органами государственной власти. Как уже говорилось ранее, результаты опроса носят рекомендательный характер.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………...3
1. Опрос граждан в системе муниципальных правовых актов РФ……..4
2. Порядок назначения и проведения опроса граждан в муниципальных образованиях……………………………………………………..…………..9
Заключение ……………………………………………………………….13
Список использованных источников…………………………………....15

Файлы: 1 файл

реферат мсу.docx

— 35.45 Кб (Скачать)

ФГАОУВПО «Казанский (Приволжский) федеральный университет»

Институт управления и  территориального развития

Кафедра государственного и  муниципального управления

 

 

 

 

Р Е Ф Е Р  А Т 

 

по дисциплине:

Правовые  основы местного самоуправления

 

на тему:

 

Опрос граждан

 

 

 

 

Выполнила: 

студентка 3 курса гр. 1406-2

Шигабуддинова З.М.

 

 

 

 

Казань – 2012 г.

Содержание

 

Введение…………………………………………………………………...3

  1. Опрос  граждан в системе муниципальных правовых актов РФ……..4
  2. Порядок назначения и проведения опроса граждан в муниципальных образованиях……………………………………………………..…………..9

Заключение ……………………………………………………………….13

Список использованных источников…………………………………....15

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Зарубежные государствоведы выделяют два вида референдума: обязательный и факультативный. Кроме того, зарубежная практика предлагает еще одну форму  непосредственной демократии - плебисцит.

Юридическая энциклопедия определяет плебисцит как опрос населения, проводимый, как правило, по проблемам  судьбы соответствующей территории. Далее отмечается, что с формально-юридической  точки зрения процедура проведения плебисцита, независимо от того какой  именно вопрос решается таким образом, не отличается от процедуры референдума. Таким образом, плебисцит и референдум различаются по правовым последствиям принимаемых решений. Решение, принятое на референдуме, носит обязательный характер, решение, принятое на плебисците (опросе), - рекомендательный.

Целесообразно на местном уровне, который является наиболее приближенным к населению, использовать не только обязательный референдум, но и факультативный (опрос). Это будет отвечать сути самоуправления как самоорганизации жителей для самостоятельного решения местных вопросов.

В статье 31 Федерального закона «Об  общих принципах организации  местного самоуправления в Российской Федерации» впервые введен термин «опрос». В законе предусмотрено, что опрос  граждан проводится на всей территории муниципального образования или  на части его территории для выявления  мнения населения и его учета  при принятии решений органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления, а также  органами государственной власти. Как  уже говорилось ранее, результаты опроса носят рекомендательный характер.

Целью данной работы является рассмотрение понятия и сущности опроса, а также соответствующей законодательной базы.

 

 

  1. Опрос  граждан в системе муниципальных правовых актов РФ

         Опрос граждан - это форма осуществления населением местного

самоуправления.

Опрос проводится на всей территории муниципального образования или  на части его территории для выявления  мнения населения и его учета  при принятии решений органами и  должностными лицами местного самоуправления, а также органами государственной  власти. В опросе принимают участие  граждане, обладающие избирательным  правом.

Согласно ч. 1 ст. 31 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации” (далее – Федеральный закон № 131-ФЗ) опрос граждан проводится на всей территории муниципального образования или на части его территории для выявления мнения населения и его учета при принятии решений органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления, а также органами государственной власти.

Опрос граждан является одной из форм участия населения муниципального образования в осуществлении  местного самоуправления. Косвенно данную форму предусматривает и Конституция РФ, согласно ст. 130 которой местное самоуправление осуществляется гражданами путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления (одной из которых и является опрос граждан) через выборные и другие органы местного самоуправления.

Если говорить о федеральном  законодательстве, то здесь все то, что связано с проведением  опроса граждан, регламентируется лишь ст. 31 Федерального закона № 131-ФЗ. В остальном (если что-то не урегулировано данной статьей в части опроса граждан) следует руководствоваться региональными и муниципальными нормативными правовыми актами.

Статья 31 Федерального закона № 131-ФЗ в отношении организации и проведения опросов граждан предусматривает следующие положения:

  • результаты опроса граждан носят рекомендательный характер. Данное положение означает, что результаты опроса граждан не обязательны для органов государственной власти и органов местного самоуправления: ими можно руководствоваться, можно принять их во внимание частично, а можно и вовсе проигнорировать. Участники опроса не вправе требовать от органов государственной власти или местного самоуправления обязательной реализации тех рекомендаций, требований и пожеланий, которые были высказаны по результатам опроса;
  • в опросе граждан имеют право участвовать жители муниципального образования, обладающие избирательным правом. Согласно п. 28 ст. 2 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ “Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации” (далее – Федеральный закон № 67-ФЗ) под избирательным правом граждан следует понимать конституционное право граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы государственной власти и местного самоуправления, а также право участвовать в выдвижении кандидатов и списков кандидатов, в предвыборной агитации, наблюдении за проведением выборов, работой избирательных комиссий, включая установление итогов голосования и определение результатов выборов, в других избирательных действиях.

По общему правилу активное избирательное  право наступает у гражданина по достижении 18-летнего возраста (ст. 4 Федерального закона № 67-ФЗ), следовательно, все жители муниципального образования, достигшие совершеннолетия, вправе участвовать в опросе граждан.

При этом опрос граждан должен производиться  с соблюдением следующих принципов, вытекающих из положений Конституции РФ и действующего законодательства: 

1.жители муниципального  образования участвуют в опросах  на равных основаниях. Каждый  участник опроса обладает одним  голосом и участвует в опросе  непосредственно;

2.какие-либо прямые или  косвенные ограничения прав граждан  на участие в опросе в зависимости  от пола, расы, национальности, языка,  происхождения, имущественного или  должностного положения, отношения  к религии, убеждений, принадлежности  к общественным объединениям  запрещаются;

3.участие в опросе является  свободным и добровольным. В ходе  опроса никто не может быть  принужден к выражению своего  мнения и убеждений или отказу  от них;

4.подготовка, проведение  и установление результатов опроса  осуществляются на основе принципов  законности, открытости и гласности;

  • опрос граждан проводится по инициативе:

1.представительного органа или  главы муниципального образования ‒ по вопросам местного значения. Вопросы местного значения поселений, муниципальных районов и городских округов представлены в ст. 14‒16 Федерального закона № 131-ФЗ. Следует иметь в виду, что вопросы, перечисленные в ст. 14.1‒16.1 указанного закона не могут служить основанием для проведения опросов граждан, поскольку хоть и находятся потенциально в компетенции органов местного самоуправления поселений, муниципальных районов и городских округов, но к вопросам местного значения не относятся;

2.органов государственной власти  субъектов РФ – для учета  мнения граждан при принятии  решений об изменении целевого  назначения земель муниципального  образования для объектов регионального  и межрегионального значения.

Сам порядок изменения целевого назначения земель предусмотрен Земельным  кодексом РФ, Федеральным законом  от 21.12.2004 № 172-ФЗ “О переводе земель или  земельных участков из одной категории  в другую” и иными нормативно-правовыми актами федерального и регионального уровней;

  • решение о назначении опроса граждан принимается представительным органом муниципального образования. В нормативном правовом акте представительного органа муниципального образования о назначении опроса граждан устанавливаются: 

1.дата и сроки проведения  опроса;

2.формулировка вопроса  (вопросов), предлагаемого (предлагаемых) при проведении опроса;

3.методика проведения  опроса;

4.форма опросного листа;

5.минимальная численность  жителей муниципального образования,  участвующих в опросе;

  • жители муниципального образования должны быть проинформированы о проведении опроса гражданне менее чем за 10 дней до его проведения путем официального опубликования информации (или) ее обнародования.

В целях официального опубликования  п. 7 ч. 1 ст. 17 Федерального закона № 131-ФЗ наделяет органы местного самоуправления правом на учреждение печатного средства массовой информации для опубликования муниципальных правовых актов, обсуждения проектов муниципальных правовых актов по вопросам местного значения, доведения до сведения жителей муниципального образования официальной информации о социально-экономическом и культурном развитии муниципального образования, о развитии его общественной инфраструктуры и иной официальной информации.

Обнародование официальной информации производится в порядке, предусмотренном  уставом муниципального образования, например через муниципальные средства массовой информации, путем размещения объявлений и т. д.

Неисполнение требований о предварительном  информировании жителей о предстоящем  проведении опроса влечет за собой  недействительность самого опроса, поэтому  заинтересованным органам следует  обращать на это самое пристальное  внимание;

  • финансирование мероприятий, связанных с подготовкой и проведением опроса граждан, осуществляется: 

1.за счет средств местного  бюджета – при проведении опроса  по инициативе органов местного  самоуправления;

2.за счет средств бюджета  субъекта РФ – при проведении  опроса по инициативе органов  государственной власти соответствующего  субъекта РФ.

Расходы местных бюджетов (в т. ч. связанные с подготовкой и  проведением опроса граждан) осуществляются в соответствии с Бюджетным кодексом РФ (ч. 1 ст. 53 Федерального закона № 131-ФЗ).

В связи с этим возникает вопрос о том, должен ли оплачиваться труд тех лиц, которые заняты непосредственно  в процессе проведения опроса граждан (члены комиссии по проведению опроса, лица, непосредственно проводящие опрос, и т. д.). Федеральный закон № 131-ФЗ никак не регламентирует данный вопрос, однако исходя из положений ч. 3 ст. 23 Всеобщей декларации прав человека можно сделать вывод о том, что труд лиц, занятых в процессе проведения опроса граждан, должен вознаграждаться (оплачиваться). Исключение могут составлять т. н. добровольные помощники (члены общественных организаций, товариществ собственников жилья, территориального общественного самоуправления и т. д.), выразившие желание работать на безвозмездной основе.

 

 

 

 

  1. Порядок назначения и проведения опроса граждан в  муниципальных образованиях

Порядок назначения и проведения опроса граждан согласно ч. 4 ст. 31 Федерального закона № 131-ФЗ определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования.

Как правило, в целях недопущения  излишнего загромождения устава во многих муниципальных образованиях порядок назначения и проведения опроса граждан детально предусматривается  в специальном решении представительного  органа муниципального образования, что  наиболее целесообразно.

Пример 

Обеспечения прав жителей города Казани на участие в осуществлении местного самоуправления, создания правовой и организационной основы для организации и проведения в городе опроса населения закреплено  в Уставе   г.Казани ( ст. 21. Опрос граждан)

Опрос является одной из форм участия населения в осуществлении  местного самоуправления. Опрос проводится на всей территории города Казани или  на части его территории для выявления  мнения населения города Казани и  его учета при принятии решений  органами местного самоуправления и  должностными лицами местного самоуправления, а также органами государственной  власти. В опросе граждан имеют  право участвовать жители города Казани, обладающие избирательным правом. 
     На опрос могут выноситься вопросы местного значения, определенные Уставом муниципального образования города Казани; изменения целевого назначения земель муниципального образования для объектов регионального и межрегионального значения. Опрос по вопросам местного значения проводится по инициативе Казанской городской Думы или Мэра города Казани. Опрос по вопросам изменения целевого назначения земель муниципального образования для объектов регионального и межрегионального значения проводится по инициативе органов государственной власти Республики Татарстан. 
     Опрос проводится путем тайного, поименного или открытого голосования в течение одного или нескольких дней. 
     Определены порядок назначения и проведения опроса, установление результатов опроса, финансовое обеспечение и ответственность при проведении опроса. 
     Настоящее решение вступает в силу с момента его официального опубликования. Текст решения опубликован в газете "Казанские ведомости" от 28 апреля 2006 г. N 92. 
Многие решения представительных органов, определяющие порядок назначения и проведения опросов граждан, содержат положение о том, что в опросе не имеют права участвовать лица, признанные судом недееспособными или содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда. Данное правило не вызывает сомнений, поскольку согласно действующему законодательству указанные категории лиц действительно лишены возможности выражать свое мнение в рамках опроса граждан.

Информация о работе Опрос граждан