Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 18:51, реферат
В статье 31 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» впервые введен термин «опрос». В законе предусмотрено, что опрос граждан проводится на всей территории муниципального образования или на части его территории для выявления мнения населения и его учета при принятии решений органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления, а также органами государственной власти. Как уже говорилось ранее, результаты опроса носят рекомендательный характер.
Введение…………………………………………………………………...3
1. Опрос граждан в системе муниципальных правовых актов РФ……..4
2. Порядок назначения и проведения опроса граждан в муниципальных образованиях……………………………………………………..…………..9
Заключение ……………………………………………………………….13
Список использованных источников…………………………………....15
Институт управления и территориального развития
Кафедра государственного и муниципального управления
Р Е Ф Е Р А Т
по дисциплине:
Правовые основы местного самоуправления
на тему:
Опрос граждан
Выполнила:
студентка 3 курса гр. 1406-2
Шигабуддинова З.М.
Казань – 2012 г.
Содержание
Введение…………………………………………………………
Заключение …………………………………………………
Список использованных источников…………………………………....15
Введение
Зарубежные государствоведы
Юридическая энциклопедия определяет плебисцит как опрос населения, проводимый, как правило, по проблемам судьбы соответствующей территории. Далее отмечается, что с формально-юридической точки зрения процедура проведения плебисцита, независимо от того какой именно вопрос решается таким образом, не отличается от процедуры референдума. Таким образом, плебисцит и референдум различаются по правовым последствиям принимаемых решений. Решение, принятое на референдуме, носит обязательный характер, решение, принятое на плебисците (опросе), - рекомендательный.
Целесообразно на местном уровне, который является наиболее приближенным к населению, использовать не только обязательный референдум, но и факультативный (опрос). Это будет отвечать сути самоуправления как самоорганизации жителей для самостоятельного решения местных вопросов.
В статье 31 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» впервые введен термин «опрос». В законе предусмотрено, что опрос граждан проводится на всей территории муниципального образования или на части его территории для выявления мнения населения и его учета при принятии решений органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления, а также органами государственной власти. Как уже говорилось ранее, результаты опроса носят рекомендательный характер.
Целью данной работы является рассмотрение понятия и сущности опроса, а также соответствующей законодательной базы.
Опрос граждан - это форма осуществления населением местного
самоуправления.
Опрос проводится на всей территории муниципального образования или на части его территории для выявления мнения населения и его учета при принятии решений органами и должностными лицами местного самоуправления, а также органами государственной власти. В опросе принимают участие граждане, обладающие избирательным правом.
Согласно ч. 1 ст. 31 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации” (далее – Федеральный закон № 131-ФЗ) опрос граждан проводится на всей территории муниципального образования или на части его территории для выявления мнения населения и его учета при принятии решений органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления, а также органами государственной власти.
Опрос граждан является одной из
форм участия населения
Если говорить о федеральном законодательстве, то здесь все то, что связано с проведением опроса граждан, регламентируется лишь ст. 31 Федерального закона № 131-ФЗ. В остальном (если что-то не урегулировано данной статьей в части опроса граждан) следует руководствоваться региональными и муниципальными нормативными правовыми актами.
Статья 31 Федерального закона № 131-ФЗ в отношении организации и проведения опросов граждан предусматривает следующие положения:
По общему правилу активное избирательное право наступает у гражданина по достижении 18-летнего возраста (ст. 4 Федерального закона № 67-ФЗ), следовательно, все жители муниципального образования, достигшие совершеннолетия, вправе участвовать в опросе граждан.
При этом опрос граждан должен производиться
с соблюдением следующих
1.жители муниципального
образования участвуют в
2.какие-либо прямые или
косвенные ограничения прав
3.участие в опросе является свободным и добровольным. В ходе опроса никто не может быть принужден к выражению своего мнения и убеждений или отказу от них;
4.подготовка, проведение
и установление результатов
1.представительного органа
2.органов государственной
Сам порядок изменения целевого назначения земель предусмотрен Земельным кодексом РФ, Федеральным законом от 21.12.2004 № 172-ФЗ “О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую” и иными нормативно-правовыми актами федерального и регионального уровней;
1.дата и сроки проведения опроса;
2.формулировка вопроса (вопросов), предлагаемого (предлагаемых) при проведении опроса;
3.методика проведения опроса;
4.форма опросного листа;
5.минимальная численность
жителей муниципального
В целях официального опубликования п. 7 ч. 1 ст. 17 Федерального закона № 131-ФЗ наделяет органы местного самоуправления правом на учреждение печатного средства массовой информации для опубликования муниципальных правовых актов, обсуждения проектов муниципальных правовых актов по вопросам местного значения, доведения до сведения жителей муниципального образования официальной информации о социально-экономическом и культурном развитии муниципального образования, о развитии его общественной инфраструктуры и иной официальной информации.
Обнародование официальной информации производится в порядке, предусмотренном уставом муниципального образования, например через муниципальные средства массовой информации, путем размещения объявлений и т. д.
Неисполнение требований о предварительном информировании жителей о предстоящем проведении опроса влечет за собой недействительность самого опроса, поэтому заинтересованным органам следует обращать на это самое пристальное внимание;
1.за счет средств местного
бюджета – при проведении
2.за счет средств бюджета
субъекта РФ – при проведении
опроса по инициативе органов
государственной власти
Расходы местных бюджетов (в т. ч. связанные с подготовкой и проведением опроса граждан) осуществляются в соответствии с Бюджетным кодексом РФ (ч. 1 ст. 53 Федерального закона № 131-ФЗ).
В связи с этим возникает вопрос о том, должен ли оплачиваться труд тех лиц, которые заняты непосредственно в процессе проведения опроса граждан (члены комиссии по проведению опроса, лица, непосредственно проводящие опрос, и т. д.). Федеральный закон № 131-ФЗ никак не регламентирует данный вопрос, однако исходя из положений ч. 3 ст. 23 Всеобщей декларации прав человека можно сделать вывод о том, что труд лиц, занятых в процессе проведения опроса граждан, должен вознаграждаться (оплачиваться). Исключение могут составлять т. н. добровольные помощники (члены общественных организаций, товариществ собственников жилья, территориального общественного самоуправления и т. д.), выразившие желание работать на безвозмездной основе.
Порядок назначения и проведения опроса граждан согласно ч. 4 ст. 31 Федерального закона № 131-ФЗ определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования.
Как правило, в целях недопущения
излишнего загромождения устава
во многих муниципальных образованиях
порядок назначения и проведения
опроса граждан детально предусматривается
в специальном решении
Пример
Обеспечения прав жителей города Казани на участие в осуществлении местного самоуправления, создания правовой и организационной основы для организации и проведения в городе опроса населения закреплено в Уставе г.Казани ( ст. 21. Опрос граждан)
Опрос является одной из
форм участия населения в
На опрос могут выноситься вопросы местного
значения, определенные Уставом муниципального
образования города Казани; изменения
целевого назначения земель муниципального
образования для объектов регионального
и межрегионального значения. Опрос по
вопросам местного значения проводится
по инициативе Казанской городской Думы
или Мэра города Казани. Опрос по вопросам
изменения целевого назначения земель
муниципального образования для объектов
регионального и межрегионального значения
проводится по инициативе органов государственной
власти Республики Татарстан.
Опрос проводится путем тайного, поименного
или открытого голосования в течение одного
или нескольких дней.
Определены порядок назначения и проведения
опроса, установление результатов опроса,
финансовое обеспечение и ответственность
при проведении опроса.
Настоящее решение вступает в силу с момента
его официального опубликования. Текст
решения опубликован в газете "Казанские
ведомости" от 28 апреля 2006 г. N 92.
Многие решения
представительных органов, определяющие
порядок назначения и проведения опросов
граждан, содержат положение о том, что
в опросе не имеют права участвовать лица,
признанные судом недееспособными или
содержащиеся в местах лишения
свободы по приговору суда. Данное правило
не вызывает сомнений, поскольку согласно
действующему законодательству указанные
категории лиц действительно лишены возможности
выражать свое мнение в рамках опроса
граждан.