Социально-психологические условия продуктивного личностно-профессионального становления социального работника

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2012 в 17:11, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: выявить особенности профессиональной деятельности социальных работников и социально-психологические условия их продуктивного личностно-профессионального становления в вузе.
Объект исследования: развивающаяся личность социального работника как субъекта профессиональной деятельности.
Предмет исследования: процесс продуктивного личностно-профессионального становления социального работника в вузе.
Гипотеза исследования. Продуктивное личностно-профессиональное становление социального работника в вузе возможно в рамках продуктивных моделей, алгоритма и технологии при создании для этого необходимых социально-психологических условий в вузе.

Файлы: 1 файл

СОЦИАЛЬНО.docx

— 44.28 Кб (Скачать)

Конкретные мероприятия  организованного мониторингового  социально-психологического сопровождения  педагогической деятельности преподавателей (организационно-деятельностные игры, социально-психологические тренинги, семинары-дискуссии и др.) в целом  способствуют развитию их профессиональной компетентности. Результаты данного  эксперимента позволили выявить  в целом положительную динамику развития их профессиональной компетентности. Обобщенные данные представлены в Таблице  №3. 

Анализ результатов  оценки уровня сформированности профессиональной компетентности свидетельствует о  том, что активное проведение мероприятий  мониторингового сопровождения  в повышении уровня профессионализма у представителей профессорско-преподавательского состава в целом привело к  заметному снижению таких показателей, как "К" и "Н": 

-         для преподавателей (25-35 лет) «К»  - июль 2002 года - 22 чел.; июль 2003 года - 19 чел.; июль 2004 года - 5 чел.; «Н» - июль 2002 года - 22 чел.; июль 2003 года - 18 чел.; июль 2004 года - 3 чел. 

-         для преподавателей (35-50 лет) «К»  - июль 2002 года - 12 чел.; июль 2003 года - 11 чел.; июль 2004 года - 1 чел.; «Н» - июль 2002 года - 12 чел.; июль 2003 года - 6 чел.; июль 2004 года - 0 чел. 

Показатели «В»  и «С» в результате мероприятий  мониторингового социально-психологического сопровождения заметно повысились, что свидетельствует о продуктивном развитии профессиональной компетентности преподавателей. Выполненное исследование показало, что осуществление такого мониторингового социально-психологического сопровождения образовательной  деятельности в вузе позволяет более  эффективно решать задачу формирования продуктивного личностно-профессионального  становления будущих социальных работников. 

  

Таблица № 3. 

Результаты контроля уровня развития профессиональной компетентности преподавателей в период эксперимента 

 

Возраст. группы респондентов 

Кол. Респондентов 

Уровни развития профессиональной компетентности 

2002 г. 

2003г. 

2004г. 

РГСУ 

26 

В 

С 

К 

Н 

В 

С 

К 

Н 

В 

С 

К 

Н 

25-35 лет 

16 

1 

35-50 лет 

10 

0 

МГИ им. Дашковой 

30 

В 

С 

К 

Н 

В 

С 

К 

Н 

В 

С 

К 

Н 

25-35 лет 

18 

1 

35-50 

12 

0 

УГУ 

27 

В 

С 

К 

Н 

В 

С 

К 

Н 

В 

С 

К 

Н 

25-35 лет 

16 

1 

35-50 лет 

11 

0 

всего 

  

В 

С 

К 

Н 

В 

С 

К 

Н 

В 

С 

К 

Н 

25-35 лет 

50 

22 

22 

19 

18 

19 

23 

3 

35-50 лет 

33 

12 

12 

11 

15 

17 

0 
 

Условные обозначения: В - высокий уровень развития творческой продуктивности; С - уровень развития творческой продуктивности, обеспечивающий стабильность профессиональной деятельности; К - критический уровень развития творческой продуктивности; Н - недостаточный  уровень сформированности творческой продуктивности. 

  

В целом, проведенное  экспериментальное исследование позволяет  утверждать о достаточно высокой  продуктивности предлагаемой коррекционно-развивающей  программы личностно-профессионального  становления будущих социальных работников и ее методического комплекса, реализация которого осуществлялась в  условиях информационно-тренинговой  программы. При этом мониторинговое социально-психологическое сопровождение  образовательной деятельности зарекомендовало  себя как условие, придающее процессу устойчивую позитивную направленность. 

В заключении диссертации  обобщены результаты выполненного исследования, сформулированы основные выводы и намечены перспективы дальнейшего исследования. Результаты диссертационного исследования в совокупности представляют теоретические  и прикладные основы системно осмысленного видения проблемы личностно-профессионального  становления социального работника  в вузе. Оно, отражая целостную  социально-психологическую характеристику данного феномена, объединяет методологию  исследования закономерностей, механизмов, условий и факторов развития социального  работников как ответственных субъектов  жизненных отношений и зрелых субъектов профессиональной деятельности, а также практику приведения всех ее компонентов в соответствие с  разработанной концепцией. Вследствие этого научные и прикладные данные актуальны и жизненно необходимы для достижения целей личностно-профессионального  становления социального работника  в вузе. 

Проведенное исследование показало, что продуктивное личностно-профессиональное становление социального работника  в вузе может быть обеспечено путем  реализации комплексной интегрированной  системы, основанной на фундаментальной  теоретической подготовке и формировании практических умений и навыков, необходимых  для выполнения профессиональных функций: социально-психологической диагностики, организации процесса личностно-профессионального  становления социального работника  в вузе, групповой и индивидуальной психотерапии, психологического консультирования, реализации психотехнологических программ, способствующих психологическому оздоровлению, самосовершенствованию, самопознанию и саморазвитию будущих специалистов. 

При этом развитие мотивационно-ценностных ориентации, профессионально важных качеств личности будущего социального  работника происходит более успешно  при соблюдении комплекса организационно-педагогических и социально-психологических условий. Система формирования и развития " Я-профессиональное" социального работника ориентирует его на реализацию в последующей профессиональной деятельности мотивационно-ценностного, субъектно-креативного и профессионально-деятельностного отношения к ней. 

Результаты исследования позволили разработать практические рекомендации по повышению продуктивности личностно-профессионального становления  социального работника в вузе, направленные на: 

·           совершенствование исследовательско-развивающей  технологии в системе личностно-профессионального  становления социального работника  в вузе; 

·           повышение продуктивности образовательной  деятельности высшей профессиональной школы в решении задач личностно-профессионального  становления социального работника  в процессе обучения вузе; 

·           создание условий для продуктивного  личностно-профессионального становления  социального работника в вузе и прогнозирование дальнейшей индивидуальной карьеры и перспектив его личностно-профессионального  роста. 

Сформулированные  в диссертации положения и  выводы не претендуют на полное решение  задач личностно-профессионального  становления социального работника  в вузе. Его результаты, вместе с  тем, могут быть использованы для  определения перспективных направлений  исследования данной проблемы. Требуют  дальнейшей разработки вопросы: соотношения  теоретических и технологических  курсов в единой коррекционно-развивающей  программе целевой направленности; выявления закономерностей личностно-профессионального  становления социального работника  в вузе с учетом запроса рынка  труда; обоснования новых психотехнологий  продуктивного развития всех компонентов  системно психического образования "Я-профессиональное" социального работника и др. 

 

3. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ  ДИССЕРТАЦИИ ОТРАЖЕНО В СЛЕДУЮЩИХ  ПУБЛИКАЦИЯХ АВТОРА: 

  

1.         Саенко А.Г. Психодиагностика  и консультирование как компоненты  социально-психологического мониторинга.// Проблемы акмеологического «Альфа»  и «Омега» Материалы межвузовского  брифинга 15 марта 2003. - М.: РИЦ «Москва  - Санкт-Петербург», 2003, С. 77-82. 

2.         Саенко А.Г. О некоторых аспектах  продуктивного личностно-профессионального  развития в вузе// Проблемы акмеологического  «Альфа» и «Омега» Материалы  межвузовского брифинга 15 марта  2003. - М.: РИЦ «Москва - Санкт-Петербург», 2003, С. 96-102. 

3.         Саенко А.Г. Акмеологический мониторинг  профессионализации специалистов  гуманитарного профиля в вузе.// Проблемы акмеологического «Альфа»  и «Омега» Материалы межвузовского  брифинга 15 марта 2003. - М.: РИЦ «Москва  - Санкт-Петербург», 2003.- С. 103-107 (Соавт.  Нестерчук О.А.). 

Информация о работе Социально-психологические условия продуктивного личностно-профессионального становления социального работника