Конкретные мероприятия
организованного мониторингового
социально-психологического сопровождения
педагогической деятельности преподавателей
(организационно-деятельностные игры,
социально-психологические тренинги,
семинары-дискуссии и др.) в целом
способствуют развитию их профессиональной
компетентности. Результаты данного
эксперимента позволили выявить
в целом положительную динамику
развития их профессиональной компетентности.
Обобщенные данные представлены в Таблице
№3.
Анализ результатов
оценки уровня сформированности профессиональной
компетентности свидетельствует о
том, что активное проведение мероприятий
мониторингового сопровождения
в повышении уровня профессионализма
у представителей профессорско-преподавательского
состава в целом привело к
заметному снижению таких показателей,
как "К" и "Н":
-
для преподавателей (25-35 лет) «К»
- июль 2002 года - 22 чел.; июль 2003 года - 19 чел.;
июль 2004 года - 5 чел.; «Н» - июль 2002 года
- 22 чел.; июль 2003 года - 18 чел.; июль 2004 года
- 3 чел.
-
для преподавателей (35-50 лет) «К»
- июль 2002 года - 12 чел.; июль 2003 года - 11 чел.;
июль 2004 года - 1 чел.; «Н» - июль 2002 года
- 12 чел.; июль 2003 года - 6 чел.; июль 2004 года
- 0 чел.
Показатели «В»
и «С» в результате мероприятий
мониторингового социально-психологического
сопровождения заметно повысились,
что свидетельствует о продуктивном
развитии профессиональной компетентности
преподавателей. Выполненное исследование
показало, что осуществление такого
мониторингового социально-психологического
сопровождения образовательной
деятельности в вузе позволяет более
эффективно решать задачу формирования
продуктивного личностно-профессионального
становления будущих социальных
работников.
Таблица № 3.
Результаты контроля
уровня развития профессиональной компетентности
преподавателей в период эксперимента
Возраст. группы респондентов
Кол. Респондентов
Уровни развития
профессиональной компетентности
2002 г.
2003г.
2004г.
РГСУ
26
В
С
К
Н
В
С
К
Н
В
С
К
Н
25-35 лет
16
0
1
8
7
1
3
7
5
6
8
1
1
35-50 лет
10
2
2
4
2
2
4
3
1
4
6
0
0
МГИ им. Дашковой
30
В
С
К
Н
В
С
К
Н
В
С
К
Н
25-35 лет
18
1
2
6
9
2
2
6
8
7
8
2
1
35-50
12
1
3
4
4
3
3
4
2
5
6
1
0
УГУ
27
В
С
К
Н
В
С
К
Н
В
С
К
Н
25-35 лет
16
0
2
8
6
2
3
6
5
6
7
2
1
35-50 лет
11
1
0
4
6
2
2
4
3
6
5
0
0
всего
В
С
К
Н
В
С
К
Н
В
С
К
Н
25-35 лет
50
1
5
22
22
5
8
19
18
19
23
5
3
35-50 лет
33
4
5
12
12
7
9
11
6
15
17
1
0
Условные обозначения:
В - высокий уровень развития творческой
продуктивности; С - уровень развития
творческой продуктивности, обеспечивающий
стабильность профессиональной деятельности;
К - критический уровень развития
творческой продуктивности; Н - недостаточный
уровень сформированности творческой
продуктивности.
В целом, проведенное
экспериментальное исследование позволяет
утверждать о достаточно высокой
продуктивности предлагаемой коррекционно-развивающей
программы личностно-профессионального
становления будущих социальных
работников и ее методического комплекса,
реализация которого осуществлялась в
условиях информационно-тренинговой
программы. При этом мониторинговое
социально-психологическое сопровождение
образовательной деятельности зарекомендовало
себя как условие, придающее процессу
устойчивую позитивную направленность.
В заключении диссертации
обобщены результаты выполненного исследования,
сформулированы основные выводы и намечены
перспективы дальнейшего исследования.
Результаты диссертационного исследования
в совокупности представляют теоретические
и прикладные основы системно осмысленного
видения проблемы личностно-профессионального
становления социального работника
в вузе. Оно, отражая целостную
социально-психологическую характеристику
данного феномена, объединяет методологию
исследования закономерностей, механизмов,
условий и факторов развития социального
работников как ответственных субъектов
жизненных отношений и зрелых
субъектов профессиональной деятельности,
а также практику приведения всех
ее компонентов в соответствие с
разработанной концепцией. Вследствие
этого научные и прикладные данные
актуальны и жизненно необходимы
для достижения целей личностно-профессионального
становления социального работника
в вузе.
Проведенное исследование
показало, что продуктивное личностно-профессиональное
становление социального работника
в вузе может быть обеспечено путем
реализации комплексной интегрированной
системы, основанной на фундаментальной
теоретической подготовке и формировании
практических умений и навыков, необходимых
для выполнения профессиональных функций:
социально-психологической диагностики,
организации процесса личностно-профессионального
становления социального работника
в вузе, групповой и индивидуальной
психотерапии, психологического консультирования,
реализации психотехнологических программ,
способствующих психологическому оздоровлению,
самосовершенствованию, самопознанию
и саморазвитию будущих специалистов.
При этом развитие мотивационно-ценностных
ориентации, профессионально важных
качеств личности будущего социального
работника происходит более успешно
при соблюдении комплекса организационно-педагогических
и социально-психологических условий.
Система формирования и развития "
Я-профессиональное" социального работника
ориентирует его на реализацию в последующей
профессиональной деятельности мотивационно-ценностного,
субъектно-креативного и профессионально-деятельностного
отношения к ней.
Результаты исследования
позволили разработать практические
рекомендации по повышению продуктивности
личностно-профессионального становления
социального работника в вузе,
направленные на:
·
совершенствование исследовательско-развивающей
технологии в системе личностно-профессионального
становления социального работника
в вузе;
·
повышение продуктивности образовательной
деятельности высшей профессиональной
школы в решении задач личностно-профессионального
становления социального работника
в процессе обучения вузе;
·
создание условий для продуктивного
личностно-профессионального становления
социального работника в вузе
и прогнозирование дальнейшей индивидуальной
карьеры и перспектив его личностно-профессионального
роста.
Сформулированные
в диссертации положения и
выводы не претендуют на полное решение
задач личностно-профессионального
становления социального работника
в вузе. Его результаты, вместе с
тем, могут быть использованы для
определения перспективных направлений
исследования данной проблемы. Требуют
дальнейшей разработки вопросы: соотношения
теоретических и технологических
курсов в единой коррекционно-развивающей
программе целевой направленности;
выявления закономерностей личностно-профессионального
становления социального работника
в вузе с учетом запроса рынка
труда; обоснования новых психотехнологий
продуктивного развития всех компонентов
системно психического образования "Я-профессиональное"
социального работника и др.
3. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ
ДИССЕРТАЦИИ ОТРАЖЕНО В СЛЕДУЮЩИХ
ПУБЛИКАЦИЯХ АВТОРА:
1.
Саенко А.Г. Психодиагностика
и консультирование как компоненты
социально-психологического мониторинга.//
Проблемы акмеологического «Альфа»
и «Омега» Материалы межвузовского
брифинга 15 марта 2003. - М.: РИЦ «Москва
- Санкт-Петербург», 2003, С. 77-82.
2.
Саенко А.Г. О некоторых аспектах
продуктивного личностно-профессионального
развития в вузе// Проблемы акмеологического
«Альфа» и «Омега» Материалы
межвузовского брифинга 15 марта
2003. - М.: РИЦ «Москва - Санкт-Петербург»,
2003, С. 96-102.
3.
Саенко А.Г. Акмеологический мониторинг
профессионализации специалистов
гуманитарного профиля в вузе.//
Проблемы акмеологического «Альфа»
и «Омега» Материалы межвузовского
брифинга 15 марта 2003. - М.: РИЦ «Москва
- Санкт-Петербург», 2003.- С. 103-107 (Соавт.
Нестерчук О.А.).