Социально-психологические условия продуктивного личностно-профессионального становления социального работника

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2012 в 17:11, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: выявить особенности профессиональной деятельности социальных работников и социально-психологические условия их продуктивного личностно-профессионального становления в вузе.
Объект исследования: развивающаяся личность социального работника как субъекта профессиональной деятельности.
Предмет исследования: процесс продуктивного личностно-профессионального становления социального работника в вузе.
Гипотеза исследования. Продуктивное личностно-профессиональное становление социального работника в вузе возможно в рамках продуктивных моделей, алгоритма и технологии при создании для этого необходимых социально-психологических условий в вузе.

Файлы: 1 файл

СОЦИАЛЬНО.docx

— 44.28 Кб (Скачать)

Теоретические и  экспериментальные данные нашли  свою реализацию в системе управления, при диагностике и аттестации выпускников - социальных работников в  высших учебных заведениях социального  профиля - РГСУ, Московского государственного института (МГИ) им. Е.Р. Дашковой, Уральского государственного университета (УрГУ) г. Екатеринбург. Материалы исследования составили основу спецкурса "Основные направления эффективного обучения социальных работников" (26 час.) и "Основы коррекционно-развивающей программы  целевой подготовки социальных работников" (16 час). Материалы диссертационного исследования отражены в 12 публикациях  автора, они апробированы и широко применяются в собственной практике автора.  

Положения, выносимые  на защиту: 

1.        Личностно-профессиональное становление  социального работника в вузе  раскрывается как целенаправленный  процесс достижения личностной  зрелости и профессиональной  компетентности его, как личности, субъекта социальной работы и  индивидуальности на основе развития  и задействования своих способностей  и возможностей. С одной стороны,  этот процесс проявляется как  целенаправленная деятельность  обучаемого, а с другой, - как совокупная  деятельность вуза по реализации  образовательных функций. Его  целью выступает повышение уровня  фундаментальной теоретической  подготовки, овладение системой  практических умений, навыков и  профессиональных позиций, расширяющих  сферу "Я-профессиональное" в  контексте общей культуры и  способствующее продуктивной реализации  индивидного, личностного и субьектно-деятельностного  потенциала будущего социального  работника. 

2.        Системная архитектоника продуктивного  личностно-профессионального становления  социального работника в вузе  включает модель, технологию, алгоритм  и критериальное основание оценки  продуктивности этого процесса. В модели в качестве основного  субъекта выступает будущий социальный  работник, для которого объектом  является собственный творческий  потенциал, развиваемый на основе  субъектно-деятельностного подхода. 

Коррекционно-развивающая  программа целевой направленности личностно-профессионального становления  социального работника включает четыре взаимосвязанных подсистемы - обучение, развитие, контроль и оптимизацию  и базируется на: междисциплинарном  подходе к исследованию данного  процесса, моделировании коррекционно-развивающей  программы целевой направленности, развития личностно и профессионально  важных качеств, ценностных ориентации, установок, знаний, умений и навыков  личности будущего социального работника; подборе продуктивных исследовательско-развивающих  психотехнологий и их системном  использовании для самопознания, развития мотивации личностно-профессионального  роста, гармоничного развития, психокоррекции и самосовершенствования личности; выявлении условий и факторов, обеспечивающих оптимизацию процесса личностно-профессионального становления  будущих социальных работников в  вузе. 

3.        Критериальное оценочное основание  включает систему критериев, показателей  и уровней, с помощью которых  осуществляется оценка продуктивности  личностно-профессионального становления  социального работника в вузе. 

Совокупность критериев  и показателей обеспечивает всестороннюю оценку реальных результатов личностно-профессионального  становления социального работника  в вузе и выявление уровней  продуктивности данной деятельности. При оценивании учитываются следующие  взаимосвязанные признаки: содержательный, включающий знания теории, методологии  и технологии социальной работы, а  также отношения, установки и  ценностные ориентации; эмоционально-рефлексивный, предполагающий умение отражать, анализировать, сопереживать ситуацию, проявлять социально-психологическую  устойчивость в профессиональной деятельности; деятельностно-коммуникативный, отражающий функциональную сторону личностно-профессионального  становления социального работника  в вузе. 

Высокий уровень  обеспечивает оптимальное развитие творческого потенциала и системное  участие студента в учебно-воспитательном процессе и самосовершенствовании. При этом устойчивая познавательная мотивация определяет: профессиональную направленность, высокую активность и оптимальный стиль учебно-познавательной деятельности. Средний уровень обеспечивает стабильное и устойчивое повышение  профессиональной компетентности и  общей культуры в вузе, а также  формирование явно выраженной мотивации  личностно-профессионального становления  и деятельности. Низкий уровень позволяет  только частично решать задачи личностно-профессионального  становления, не дает возможности развивать  устойчивую познавательную мотивацию  учебной деятельности и самосовершенствования, не побуждает к преодолению несоответствия уровня личностно-профессионального  становления и требований к профессиональной деятельности социального работника. 

4.        Продуктивность процесса личностно-профессионального  становления будущего социального  работника в вузе зависит от  учета таких основных социально-психологических  условий, как: общественная потребность  в профессионализме социального  работника и достаточно высоком  статусе и престиже социального  работника; наличие социально-психологической архитектоники продуктивного личностно-профессионального становления и оптимизации всех ее компонентов; мониторинговое социально-психологическое сопровождение образовательной деятельности в вузе. Социально-психологическое сопровождение личностно-профессионального становления будущего социального работника способствует повышению его продуктивности и включает систему социально-психологических мер по психодиагностике, коррекционно-развивающих и консультационных групповых и индивидуальных действий. 

Методические рекомендации позволяют внедрять в практику личностно-профессионального  становления социального работника  в вузе полученные теоретические  и прикладные результаты и направлены на совершенствование исследовательско-развивающей  технологии в системе личностно-профессионального  становления социального работника  в вузе; повышение роли вуза в  личностно-профессиональном становлении  социального работника на основе оптимизации образовательной деятельности вуза; создание условий для более  продуктивной организации личностно-профессионального  становления социального работника  и прогнозирование перспектив в  его личностно-профессиональном росте  для обеспечения дальнейшей индивидуальной карьеры. 

Структура диссертации. Цели и задачи исследования определили логику изложения материала и  общую структуру работы. Диссертация  состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, включающего 229 наименований и приложений. Основной текст диссертации  изложен на 207 страницах, содержит 11 рисунков и 19 таблиц. 

 

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ 

  

Первая глава «Личностно-профессиональное становление субъекта деятельности как социально-психологическая проблема»  посвящена анализу теоретических  основ, общих и частнонаучных  подходов, принципов и методов, которые  могут быть использованы для изучения проблемы личностно-профессионального  становления социального работника  в процессе его подготовки в высшей профессиональной школе. Они использованы для выявления сущностных характеристик  изучаемого процесса, теоретического обоснования концептуальной модели личностно-профессионального становления  социального работника, разработки критериев, показателей и уровней  его продуктивности. 

В связи со сложным, многоаспектным характером проблемы личностно-профессионального  становления социального работника  в вузе, отсутствием системной  методологической основы для его познания, прежде всего, требуется выработка исследовательского подхода, выбор эффективных методов познания и уточнение категориального аппарата. 

В общем виде различают  философскую и специально-научную  методологию. Учитывая сложный, многоаспектный характер исследуемой проблемы личностно-профессионального  становления будущего социального  работника, представляется правомерным  применение ее в исследовании на трех уровнях. Такой подход основывается на диалектической взаимосвязи философских  и частнонаучных подходов, которые  описываются категориями общего, особенного, единичного, составляя  интегративно-целостное описание сущности объекта. Каждый уровень представлен  соответствующими принципами и методами исследования, которые различаются  по степени общности и взаимной соотнесенности. 

В процессе научного познания проблемы личностно-профессионального  становления социального работника  в рамках вуза, философия социальной работы дает возможность выявить  всеобщие связи в соответствии с  принципами детерминизма и причинной  обусловленности. Эти два важнейших  принципа связывают воедино социальную детерминацию личности и ее сознания с их активностью и творчеством. Реализация данных принципов в ходе теоретико-прикладного исследования призвана обеспечить его всесторонность и объективность, тесную связь теории и практики, а также его творческий характер. 

На базе всеобщих философских принципов сложились  методологические принципы конкретных наук. Применительно к проблеме личностно-профессионального  становления социальных работников в высшей профессиональной школе  наиболее продуктивным является социально-психологическое  исследование. Именно социальная психология в предмете своего научного познания оптимально объединяет изучение, как  деятельности (профессии), так и ее субъекта (человека). Поэтому второй уровень системного анализа должны составить принципы социальной психологии, определяющие методологию исследований данной науки. На этой основе представляется возможным исследовать интересующие стороны проблемы личностно-профессионального  становления будущего социального  работника и социально-психологических  условий для этого процесса. Данный второй методологический подход нами оценивается в качестве базисного  или центрального. Рассмотрим здесь  некоторые социально-психологические  принципы. 

В социальных науках (педагогика, социальная работа, философия, психология) общепризнанно, что основой  развития личности, формирования её сознания, в том числе и профессионального, является деятельность. Основной принцип  психологии принцип единства сознания и деятельности, сформулированный в  работах C.Л. Рубинштейна, фиксирует  положение о том, что сознание возникает в деятельности как  необходимый её момент. Порождая сознание, деятельность, в свою очередь, регулируется сознательным образом и целью. 

Следовательно, деятельность является основой личностно-профессионального  становления будущего социального  работника. Человек, как личность, формируется  в общественных отношениях, в которые  он вступает в процессе деятельности. Внутри этих отношений происходит преобразование деятельности, состоящее в объединении  её различных форм и видов, в их соподчинении друг другу. За соотношением деятельностей лежит соотношение  их мотивов, их соподчинённость, связанность. Иерархические связи мотивов  и образуют, по А.Н. Леонтьеву, "ядро", "узлы" личности. 

В связи с этим, исследование и развитие интегральных свойств личности социального работника  в рамках деятельностной теории, прежде всего, должна включать в область  познания мотивационную сферу субъекта деятельности. 

Установление такой  взаимосвязи между мотивационно-потребностной  сферой и процессуальной стороной деятельности позволяет рассмотреть личностно-профессиональное становление будущего социального  работника в вузе. В результате освоения деятельности по оказанию социальной помощи, у социального работника  складываются профессиональные мотивы, вырабатывается понимание ее целей  и задач, формируется профессионально-психологическое  мышление, приобретаются знания психотехнологий  и соответствующие им умения и  навыки, развиваются профессионально-значимые качества и дифференцированная культура. Такое освоение профессии будущим  социальным работником еще в период его подготовки в вузе служит основой  для будущей практической деятельности и творческого подхода к ее реализации. 

Рассматривая вопросы  личностно-профессионального становления  социальных работников в исследованиях  отечественных психологов, следует  подчеркнуть их разнообразие. Определяющую роль в личностно-профессиональном становлении будущего социального  работника играет осознание себя субъектом профессиональной деятельности, субъектом саморегуляции и самоуправления. Б.Г. Ананьев считает, что личностно-профессиональное становление человека как момент развития на его жизненном пути предполагает помимо формирования специальной профессиональной мотивации, необходимость управления процессом становления профессиональных способностей и профессионально  важных качеств. 

Существенный вклад  в развитие психологической концепции  профессионализации как целостного процесса внесли исследования Е.А.Климова. В его работах сформулировано представление о личности профессионала, выявлены основные противоречия профессионального  развития и этапы становления  субъекта труда, сформулировано понятие  индивидуального стиля деятельности. Полезным для нашего исследования является типологический подход, который становится всё более популярным и в отечественной  психологии. Его сторонниками являются К.А. Абульханова - Славская, Н.Г. Артемцева, И.И. Ильясов, А.В. Миронычева, Н.Г. Нагибина, В.Ю. Фивейский и другие психологи. 

Еще одним теоретическим  основанием для понимания и исследования проблемы личностно-профессионального  становления социального работника  выступает культурологический подход. В контексте нашего исследования "дифференцированную культуру" мы рассматриваем как совокупность нравственной, бытовой, профессиональной, гуманитарной и технологической  культуры личности социального работника. 

Информация о работе Социально-психологические условия продуктивного личностно-профессионального становления социального работника