Теоретические и
экспериментальные данные нашли
свою реализацию в системе управления,
при диагностике и аттестации
выпускников - социальных работников в
высших учебных заведениях социального
профиля - РГСУ, Московского государственного
института (МГИ) им. Е.Р. Дашковой, Уральского
государственного университета (УрГУ)
г. Екатеринбург. Материалы исследования
составили основу спецкурса "Основные
направления эффективного обучения
социальных работников" (26 час.) и "Основы
коррекционно-развивающей программы
целевой подготовки социальных работников"
(16 час). Материалы диссертационного
исследования отражены в 12 публикациях
автора, они апробированы и широко
применяются в собственной практике
автора.
Положения, выносимые
на защиту:
1.
Личностно-профессиональное становление
социального работника в вузе
раскрывается как целенаправленный
процесс достижения личностной
зрелости и профессиональной
компетентности его, как личности,
субъекта социальной работы и
индивидуальности на основе развития
и задействования своих способностей
и возможностей. С одной стороны,
этот процесс проявляется как
целенаправленная деятельность
обучаемого, а с другой, - как совокупная
деятельность вуза по реализации
образовательных функций. Его
целью выступает повышение уровня
фундаментальной теоретической
подготовки, овладение системой
практических умений, навыков и
профессиональных позиций, расширяющих
сферу "Я-профессиональное" в
контексте общей культуры и
способствующее продуктивной реализации
индивидного, личностного и субьектно-деятельностного
потенциала будущего социального
работника.
2.
Системная архитектоника продуктивного
личностно-профессионального становления
социального работника в вузе
включает модель, технологию, алгоритм
и критериальное основание оценки
продуктивности этого процесса.
В модели в качестве основного
субъекта выступает будущий социальный
работник, для которого объектом
является собственный творческий
потенциал, развиваемый на основе
субъектно-деятельностного подхода.
Коррекционно-развивающая
программа целевой направленности
личностно-профессионального становления
социального работника включает
четыре взаимосвязанных подсистемы
- обучение, развитие, контроль и оптимизацию
и базируется на: междисциплинарном
подходе к исследованию данного
процесса, моделировании коррекционно-развивающей
программы целевой направленности,
развития личностно и профессионально
важных качеств, ценностных ориентации,
установок, знаний, умений и навыков
личности будущего социального работника;
подборе продуктивных исследовательско-развивающих
психотехнологий и их системном
использовании для самопознания,
развития мотивации личностно-профессионального
роста, гармоничного развития, психокоррекции
и самосовершенствования личности;
выявлении условий и факторов,
обеспечивающих оптимизацию процесса
личностно-профессионального становления
будущих социальных работников в
вузе.
3.
Критериальное оценочное основание
включает систему критериев, показателей
и уровней, с помощью которых
осуществляется оценка продуктивности
личностно-профессионального становления
социального работника в вузе.
Совокупность критериев
и показателей обеспечивает всестороннюю
оценку реальных результатов личностно-профессионального
становления социального работника
в вузе и выявление уровней
продуктивности данной деятельности.
При оценивании учитываются следующие
взаимосвязанные признаки: содержательный,
включающий знания теории, методологии
и технологии социальной работы, а
также отношения, установки и
ценностные ориентации; эмоционально-рефлексивный,
предполагающий умение отражать, анализировать,
сопереживать ситуацию, проявлять социально-психологическую
устойчивость в профессиональной деятельности;
деятельностно-коммуникативный, отражающий
функциональную сторону личностно-профессионального
становления социального работника
в вузе.
Высокий уровень
обеспечивает оптимальное развитие
творческого потенциала и системное
участие студента в учебно-воспитательном
процессе и самосовершенствовании.
При этом устойчивая познавательная
мотивация определяет: профессиональную
направленность, высокую активность
и оптимальный стиль учебно-познавательной
деятельности. Средний уровень обеспечивает
стабильное и устойчивое повышение
профессиональной компетентности и
общей культуры в вузе, а также
формирование явно выраженной мотивации
личностно-профессионального становления
и деятельности. Низкий уровень позволяет
только частично решать задачи личностно-профессионального
становления, не дает возможности развивать
устойчивую познавательную мотивацию
учебной деятельности и самосовершенствования,
не побуждает к преодолению несоответствия
уровня личностно-профессионального
становления и требований к профессиональной
деятельности социального работника.
4.
Продуктивность процесса личностно-профессионального
становления будущего социального
работника в вузе зависит от
учета таких основных социально-психологических
условий, как: общественная потребность
в профессионализме социального
работника и достаточно высоком
статусе и престиже социального
работника; наличие социально-психологической
архитектоники продуктивного личностно-профессионального
становления и оптимизации всех ее компонентов;
мониторинговое социально-психологическое
сопровождение образовательной деятельности
в вузе. Социально-психологическое сопровождение
личностно-профессионального становления
будущего социального работника способствует
повышению его продуктивности и включает
систему социально-психологических мер
по психодиагностике, коррекционно-развивающих
и консультационных групповых и индивидуальных
действий.
Методические рекомендации
позволяют внедрять в практику личностно-профессионального
становления социального работника
в вузе полученные теоретические
и прикладные результаты и направлены
на совершенствование исследовательско-развивающей
технологии в системе личностно-профессионального
становления социального работника
в вузе; повышение роли вуза в
личностно-профессиональном становлении
социального работника на основе
оптимизации образовательной деятельности
вуза; создание условий для более
продуктивной организации личностно-профессионального
становления социального работника
и прогнозирование перспектив в
его личностно-профессиональном росте
для обеспечения дальнейшей индивидуальной
карьеры.
Структура диссертации.
Цели и задачи исследования определили
логику изложения материала и
общую структуру работы. Диссертация
состоит из введения, двух глав, заключения,
списка литературы, включающего 229 наименований
и приложений. Основной текст диссертации
изложен на 207 страницах, содержит 11
рисунков и 19 таблиц.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ
РАБОТЫ
Первая глава «Личностно-профессиональное
становление субъекта деятельности
как социально-психологическая проблема»
посвящена анализу теоретических
основ, общих и частнонаучных
подходов, принципов и методов, которые
могут быть использованы для изучения
проблемы личностно-профессионального
становления социального работника
в процессе его подготовки в высшей
профессиональной школе. Они использованы
для выявления сущностных характеристик
изучаемого процесса, теоретического
обоснования концептуальной модели
личностно-профессионального становления
социального работника, разработки
критериев, показателей и уровней
его продуктивности.
В связи со сложным,
многоаспектным характером проблемы личностно-профессионального
становления социального работника
в вузе, отсутствием системной
методологической основы для его познания,
прежде всего, требуется выработка исследовательского
подхода, выбор эффективных методов познания
и уточнение категориального аппарата.
В общем виде различают
философскую и специально-научную
методологию. Учитывая сложный, многоаспектный
характер исследуемой проблемы личностно-профессионального
становления будущего социального
работника, представляется правомерным
применение ее в исследовании на трех
уровнях. Такой подход основывается
на диалектической взаимосвязи философских
и частнонаучных подходов, которые
описываются категориями общего,
особенного, единичного, составляя
интегративно-целостное описание сущности
объекта. Каждый уровень представлен
соответствующими принципами и методами
исследования, которые различаются
по степени общности и взаимной соотнесенности.
В процессе научного
познания проблемы личностно-профессионального
становления социального работника
в рамках вуза, философия социальной
работы дает возможность выявить
всеобщие связи в соответствии с
принципами детерминизма и причинной
обусловленности. Эти два важнейших
принципа связывают воедино социальную
детерминацию личности и ее сознания
с их активностью и творчеством.
Реализация данных принципов в ходе
теоретико-прикладного исследования
призвана обеспечить его всесторонность
и объективность, тесную связь теории
и практики, а также его творческий
характер.
На базе всеобщих
философских принципов сложились
методологические принципы конкретных
наук. Применительно к проблеме личностно-профессионального
становления социальных работников
в высшей профессиональной школе
наиболее продуктивным является социально-психологическое
исследование. Именно социальная психология
в предмете своего научного познания
оптимально объединяет изучение, как
деятельности (профессии), так и ее
субъекта (человека). Поэтому второй
уровень системного анализа должны
составить принципы социальной психологии,
определяющие методологию исследований
данной науки. На этой основе представляется
возможным исследовать интересующие
стороны проблемы личностно-профессионального
становления будущего социального
работника и социально-психологических
условий для этого процесса. Данный
второй методологический подход нами
оценивается в качестве базисного
или центрального. Рассмотрим здесь
некоторые социально-психологические
принципы.
В социальных науках
(педагогика, социальная работа, философия,
психология) общепризнанно, что основой
развития личности, формирования её сознания,
в том числе и профессионального,
является деятельность. Основной принцип
психологии принцип единства сознания
и деятельности, сформулированный в
работах C.Л. Рубинштейна, фиксирует
положение о том, что сознание
возникает в деятельности как
необходимый её момент. Порождая сознание,
деятельность, в свою очередь, регулируется
сознательным образом и целью.
Следовательно, деятельность
является основой личностно-профессионального
становления будущего социального
работника. Человек, как личность, формируется
в общественных отношениях, в которые
он вступает в процессе деятельности.
Внутри этих отношений происходит преобразование
деятельности, состоящее в объединении
её различных форм и видов, в их
соподчинении друг другу. За соотношением
деятельностей лежит соотношение
их мотивов, их соподчинённость, связанность.
Иерархические связи мотивов
и образуют, по А.Н. Леонтьеву, "ядро",
"узлы" личности.
В связи с этим,
исследование и развитие интегральных
свойств личности социального работника
в рамках деятельностной теории, прежде
всего, должна включать в область
познания мотивационную сферу субъекта
деятельности.
Установление такой
взаимосвязи между мотивационно-потребностной
сферой и процессуальной стороной деятельности
позволяет рассмотреть личностно-профессиональное
становление будущего социального
работника в вузе. В результате
освоения деятельности по оказанию социальной
помощи, у социального работника
складываются профессиональные мотивы,
вырабатывается понимание ее целей
и задач, формируется профессионально-психологическое
мышление, приобретаются знания психотехнологий
и соответствующие им умения и
навыки, развиваются профессионально-значимые
качества и дифференцированная культура.
Такое освоение профессии будущим
социальным работником еще в период
его подготовки в вузе служит основой
для будущей практической деятельности
и творческого подхода к ее
реализации.
Рассматривая вопросы
личностно-профессионального становления
социальных работников в исследованиях
отечественных психологов, следует
подчеркнуть их разнообразие. Определяющую
роль в личностно-профессиональном
становлении будущего социального
работника играет осознание себя
субъектом профессиональной деятельности,
субъектом саморегуляции и самоуправления.
Б.Г. Ананьев считает, что личностно-профессиональное
становление человека как момент
развития на его жизненном пути предполагает
помимо формирования специальной профессиональной
мотивации, необходимость управления
процессом становления профессиональных
способностей и профессионально
важных качеств.
Существенный вклад
в развитие психологической концепции
профессионализации как целостного
процесса внесли исследования Е.А.Климова.
В его работах сформулировано
представление о личности профессионала,
выявлены основные противоречия профессионального
развития и этапы становления
субъекта труда, сформулировано понятие
индивидуального стиля деятельности.
Полезным для нашего исследования является
типологический подход, который становится
всё более популярным и в отечественной
психологии. Его сторонниками являются
К.А. Абульханова - Славская, Н.Г. Артемцева,
И.И. Ильясов, А.В. Миронычева, Н.Г. Нагибина,
В.Ю. Фивейский и другие психологи.
Еще одним теоретическим
основанием для понимания и исследования
проблемы личностно-профессионального
становления социального работника
выступает культурологический подход.
В контексте нашего исследования
"дифференцированную культуру" мы
рассматриваем как совокупность
нравственной, бытовой, профессиональной,
гуманитарной и технологической
культуры личности социального работника.