Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2012 в 17:11, курсовая работа
Цель исследования: выявить особенности профессиональной деятельности социальных работников и социально-психологические условия их продуктивного личностно-профессионального становления в вузе.
Объект исследования: развивающаяся личность социального работника как субъекта профессиональной деятельности.
Предмет исследования: процесс продуктивного личностно-профессионального становления социального работника в вузе.
Гипотеза исследования. Продуктивное личностно-профессиональное становление социального работника в вузе возможно в рамках продуктивных моделей, алгоритма и технологии при создании для этого необходимых социально-психологических условий в вузе.
В рамках экспериментальной
работы исследованы: студент как
будущий специалист по социальной работе
с его необходимыми профессиональными
и личностными качествами - знаниями,
навыками, умениями, получившими развитие
в процессе обучения в вузе; профессорско-
С учетом теоретических
и экспериментальных данных разработана
и апробирована авторская креативно-
Ориентируясь на
разработанную креативно-
В целом цель и
организация экспериментальной
работы позволила поставить в
центр внимания практического исследования
основные аспекты анализируемой
проблемы: определение и развитие
личностных и профессиональных качеств,
необходимых для социальных работников;
оптимизацию системы личностно-
Для оптимизации
параметров системы личностно-
Для этой цели на основе
авторской коррекционно-
На основании систематизации
комплекса востребованных социальной
работой профессиональных знаний, умений
и навыков, мы выделили шесть ведущих
технологических составляющих профессиональной
деятельности социального работника:
коммуникативную, организаторскую, рефлексивную,
мотивационную, конструктивную и гностическую
и выявили их процентное соотношение
в разработанной нами информационно-тренинговой
программе (Рисунок №3).
Представленные на
диаграмме соотношения
Рис. 3. Процентное соотношение
ведущих технологических
В процессе экспериментального
исследования экспертами, в группу
которых вошли представители
данной профессии и преподаватели
- практикующие социальные работники,
отслеживалась динамика изменения конкретных
личностно-профессиональных качеств будущих
социальных работников до включенности
их в экспериментальную программу и после
ее прохождения. Результаты сравнительного
анализа представлены на рисунке №4.
Рис. 4. Сравнительный
анализ уровня развития групп профессиональных
умений до и после прохождения
методического комплекса
Как видно из рисунка,
до проведения информационно-тренинговой
программы уровень развития профессиональных
умений у студентов по всем шести
технологическим составляющим был
значительно ниже, чем после ее
осуществления. Так, если до прохождения
методического комплекса
Аналогичные результаты
выявлены по уровню развития гностических,
конструктивных, мотивационных и
организационных
В целом, основываясь
на результатах проведения информационно-тренинговой
программы, можно сделать вывод
о продуктивности методического
комплекса психотехнологий
С учетом результатов
методического комплекса, целесообразно
сделать вывод, что продуктивное
личностно-профессиональное становление
будущего социального работника
может быть реализовано в информационно-тренинговой
программе целевой направленности как
неотрывный от субъективации учебно-профессиональных
действий процесс, т.е. осуществляется
как превращение студентов в полноценных
субъектов профессиональной деятельности.
Важной характеристикой
личностно-профессионального
Экспериментальное
исследование проводилось в начале
каждого года обучения в течение
всего трехлетнего периода. В
таблице №1 представлены сравнительные
данные отношения студентов в
начале 3-го, 4-го и 5-го курсов обучения.
Таблица 1.
Динамика отношения
к профессии в % у студентов
в рамках реализации коррекционно-развивающей
программы целевой
№
п/п
Отношение к профессии
III курс
IV курс
V курс
1
Разочаровался в будущей профессии
0
0
0
2
Понял, что трудная, но интересная специальность
28,6
54,5
75,0
3
Глубже стал осознавать ее специфику
21,4
54,5
75,0
4
Появился личностный рост, опыт и практические навыки
14,3
72,6
93,8
5
Ничего не изменилось
64,3
21,4
0
Полученные данные
свидетельствуют о том, что к 5-му
курсу студенты осознают специфику
своей будущей профессии, ее трудности
и сложности. Заметно повышается
личностный рост, приобретаются практические
навыки (93,8%).
Профессиональные
намерения студентов 5-го курса (выпускников),
изучаемые по пяти шкалам: «обязательно
буду работать по избранной специальности»,
«скорее всего, буду работать», «возможно,
буду работать», «еще не решил (а)», «не
хотел (а) бы работать» приведены
в таблице №2.
Таблица №2.
Профессиональные
намерения студентов
№
п/п
Профессиональные намерения студентов на 5-м курсе
Эксперим. группа
Контрол. группа
Обязательно буду работать по избранной специальности
31,3
18,2
Скорее всего, буду работать по специальности
54,55
18,8
Возможно, буду работать
37,5
18,18
Еще не решил
6,2
9,09
Не хотел бы
0
14,7
Сравнительные данные
намерений студентов 5-го курса свидетельствуют
о том, что при всех сложностях
довольно большое количество обучающихся
как в одной, так и в другой
группе намерены после окончания
вуза работать по специальности. Однако
и здесь программы обучения, вносят
свои коррективы.
В соответствии с
данными этой таблицы можно сделать
вывод об увеличении "степени
свободы" студентов из экспериментальной
группы. Здесь тенденции более
многоплановы и студентов, уверенных
в том, что они обязательно
будут работать, в 2 раза больше из экспериментальной,
чем из контрольной группы.
В целом коррекционно-
Мониторинговое социально-