Социально-психологические условия продуктивного личностно-профессионального становления социального работника

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2012 в 17:11, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: выявить особенности профессиональной деятельности социальных работников и социально-психологические условия их продуктивного личностно-профессионального становления в вузе.
Объект исследования: развивающаяся личность социального работника как субъекта профессиональной деятельности.
Предмет исследования: процесс продуктивного личностно-профессионального становления социального работника в вузе.
Гипотеза исследования. Продуктивное личностно-профессиональное становление социального работника в вузе возможно в рамках продуктивных моделей, алгоритма и технологии при создании для этого необходимых социально-психологических условий в вузе.

Файлы: 1 файл

СОЦИАЛЬНО.docx

— 44.28 Кб (Скачать)

В рамках экспериментальной  работы исследованы: студент как  будущий специалист по социальной работе с его необходимыми профессиональными  и личностными качествами - знаниями, навыками, умениями, получившими развитие в процессе обучения в вузе; профессорско-преподавательский  состав (ППС) и весь персонал вуза как  субъекты образовательного процесса; вся система личностно-профессионального  становления социального работника  в вузе; реальная система условий  и факторов, определяющих направленность, характер и динамику личностно-профессионального  становления будущего социального  работника. 

С учетом теоретических  и экспериментальных данных разработана  и апробирована авторская креативно-профессиографическая модель социального работника, которая  представляет собой системное описание содержания основных компонентов профессиональной деятельности социального работника, таких как: методология профессиональной деятельности; психодиагностическая, коррекционно-развивающая и консультативная  работа; взаимосвязанное содержание профессиограммы и психограммы, а также новые содержательные характеристики творческого потенциала социального работника, которые  представляют собой единство определенных личностных и профессиональных качеств, необходимых для конкретной профессии. 

Ориентируясь на разработанную креативно-профессиографическую модель социального работника, исследована  динамика личностно-профессионального  становления будущего социального  работника, чтобы затем применить  коррекционно-развивающую программу, включающую совокупность научных общетеоретических  и специализированных учебных дисциплин, инновационную технологию обучения и развития. Она призвана обеспечить развитие личностно-профессиональных характеристик обучаемых, овладение  ими приемами и способами будущей  профессиональной деятельности, а также  оптимизацию системы личностно-профессионального  становления будущих социальных работников в вузе. 

В целом цель и  организация экспериментальной  работы позволила поставить в  центр внимания практического исследования основные аспекты анализируемой  проблемы: определение и развитие личностных и профессиональных качеств, необходимых для социальных работников; оптимизацию системы личностно-профессионального  становления социальных работников, в частности, обучающие и воспитательные моменты в процессе обучения. 

Для оптимизации  параметров системы личностно-профессионального  становления будущего социального  работника, куда входят процессы воспитания, обучения, продуктивности мотивационно-развивающей  среды вуза, реализовано также  внедрение инновационных направлений  в рамках авторской креативно-профессиографической модели. 

Для этой цели на основе авторской коррекционно-развивающей  программы разработана Информационно-тренинговая  программа, которая представляет собой  комплексную систему взаимосвязанных  структурно-содержательных и организационных  форм работы по продуктивному личностно-профессиональному  становлению будущих социальных работников, основанную на сочетании  социально-психологического тренинга информационных технологий. Он направлен  на развитие общей культуры будущих  социальных работников, их профессиональных знаний, умений и навыков, профессиональных позиций, стиля деятельности и репрезентативных систем, обеспечивающих успешность в  осуществлении профессиональной деятельности. 

На основании систематизации комплекса востребованных социальной работой профессиональных знаний, умений и навыков, мы выделили шесть ведущих  технологических составляющих профессиональной деятельности социального работника: коммуникативную, организаторскую, рефлексивную, мотивационную, конструктивную и гностическую и выявили их процентное соотношение  в разработанной нами информационно-тренинговой  программе (Рисунок №3). 

Представленные на диаграмме соотношения наполняют  конкретным содержанием разработанную  креативно-профессиографическую модель социального работника. Для системной  оценки продуктивности личностно-профессионального  становления социального работника  она выступает основанием и отражает систему предъявляемых к социальному  работнику требований, соблюдение которых  обеспечивает продуктивное выполнение им своих функций в реальных условиях, а также способствует постоянному  развитию и реализации его творческого  потенциала. 
 
 

Рис. 3. Процентное соотношение  ведущих технологических составляющих профессиональной деятельности будущего социального работника в коррекционно-развивающей  программе целевой направленности 

  

В процессе экспериментального исследования экспертами, в группу которых вошли представители  данной профессии и преподаватели - практикующие социальные работники, отслеживалась динамика изменения конкретных личностно-профессиональных качеств будущих социальных работников до включенности их в экспериментальную программу и после ее прохождения. Результаты сравнительного анализа представлены на рисунке №4. 

  
 
 

Рис. 4. Сравнительный  анализ уровня развития групп профессиональных умений до и после прохождения  методического комплекса тренинговых  психотехнологий целевой направленности 

  

Как видно из рисунка, до проведения информационно-тренинговой  программы уровень развития профессиональных умений у студентов по всем шести  технологическим составляющим был  значительно ниже, чем после ее осуществления. Так, если до прохождения  методического комплекса уровень  развития коммуникативных умений у  будущих социальных работников составлял 4 (ед.) по 10-бальной шкале оценивания, то после его проведения уровень  профессиональных коммуникативных  умений поднялся до 8 (ед.). В свою очередь, уровень рефлексивных умений у будущих  социальных работников после осуществления  информационно-тренинговой программы  вырос с 3,5 (ед.) до 7,6 (ед.). 

Аналогичные результаты выявлены по уровню развития гностических, конструктивных, мотивационных и  организационных профессиональных умений после завершения методического  комплекса тренинговых психотехнологий. Уровень развития гностических и  конструктивных умений вырос после  проведения информационно-тренинговой  программы с 4,2 (ед.) и 3,8 (ед.) до 7,8 (ед.) и 7,7 (ед.) соответственно, а уровень  развития мотивационных и организаторских  умений поднялся с 4,2 (ед.) и 3,7 (ед.) до 8,3 (ед.) соответственно. 

В целом, основываясь  на результатах проведения информационно-тренинговой  программы, можно сделать вывод  о продуктивности методического  комплекса психотехнологий целевой  направленности, который оказывает  существенное влияние на динамику развития групп профессиональных умений у  будущих социальных работников. 

С учетом результатов  методического комплекса, целесообразно  сделать вывод, что продуктивное личностно-профессиональное становление  будущего социального работника  может быть реализовано в информационно-тренинговой программе целевой направленности как неотрывный от субъективации учебно-профессиональных действий процесс, т.е. осуществляется как превращение студентов в полноценных субъектов профессиональной деятельности. 

Важной характеристикой  личностно-профессионального становления  социального работника в вузе выступает его отношение к  профессии и профессиональные намерения. Для определения динамики отношения  в процессе обучения будущим социальным работникам была предложена шкала из пяти утверждений: разочаровался в  будущей профессии; понял, что трудная, но интересная специальность; стал глубже осознавать избранную профессию; появились  возможности личностного плана, появился опыт и практические навыки; ничего не изменилось. 

Экспериментальное исследование проводилось в начале каждого года обучения в течение  всего трехлетнего периода. В  таблице №1 представлены сравнительные  данные отношения студентов в  начале 3-го, 4-го и 5-го курсов обучения. 

  

Таблица 1. 

Динамика отношения  к профессии в % у студентов  в рамках реализации коррекционно-развивающей  программы целевой направленности 

 

 

п/п 

Отношение к профессии 

III курс 

IV курс 

V курс 

Разочаровался в  будущей профессии 

0 

Понял, что трудная, но интересная специальность 

28,6 

54,5 

75,0 

Глубже стал осознавать ее специфику 

21,4 

54,5 

75,0 

Появился личностный рост, опыт и практические навыки 

14,3 

72,6 

93,8 

Ничего не изменилось 

64,3 

21,4 

0 
 

  

Полученные данные свидетельствуют о том, что к 5-му курсу студенты осознают специфику  своей будущей профессии, ее трудности  и сложности. Заметно повышается личностный рост, приобретаются практические навыки (93,8%). 

Профессиональные  намерения студентов 5-го курса (выпускников), изучаемые по пяти шкалам: «обязательно буду работать по избранной специальности», «скорее всего, буду работать», «возможно, буду работать», «еще не решил (а)», «не  хотел (а) бы работать» приведены  в таблице №2. 

Таблица №2. 

Профессиональные  намерения студентов экспериментальной  и контрольной групп (%) 

 

 

п/п 

Профессиональные  намерения студентов на 5-м курсе 

Эксперим. группа 

Контрол. группа 

  

Обязательно буду работать по избранной специальности 

31,3 

18,2 

  

Скорее всего, буду работать по специальности 

54,55 

18,8 

  

Возможно, буду работать 

37,5 

18,18 

  

Еще не решил 

6,2 

9,09 

  

Не хотел бы 

14,7 
 

  

Сравнительные данные намерений студентов 5-го курса свидетельствуют  о том, что при всех сложностях довольно большое количество обучающихся  как в одной, так и в другой группе намерены после окончания  вуза работать по специальности. Однако и здесь программы обучения, вносят свои коррективы. 

В соответствии с  данными этой таблицы можно сделать  вывод об увеличении "степени  свободы" студентов из экспериментальной  группы. Здесь тенденции более  многоплановы и студентов, уверенных  в том, что они обязательно  будут работать, в 2 раза больше из экспериментальной, чем из контрольной группы. 

В целом коррекционно-развивающая  программа целевой направленности обеспечивает полноценное субъектное включение будущих социальных работников в учебно-профессиональную деятельность по трем направлениям: специальная (теоретическая) подготовка; практика овладения специальными психотехнологиями профессиональной деятельности; личностное развитие, саморазвитие и самосовершенствование. 

Мониторинговое социально-психологическое  сопровождение в системе непрерывного личностно-профессионального становления  выступает ключевым фактором и является особым видом сервиса всего процесса личностно-профессионального становления. Под социально-психологическим сопровождением образовательной деятельности понимается целостный и непрерывный процесс  изучения и анализа, формирования, развития и коррекции всех субъектов вуза, которые попадают в предметное поле продуктивного личностно-профессионального  становления будущих социальных работников. Оно осуществляется в  рамках целостной исследовательско-развивающей  технологии в интересах оптимизации  параметров системы личностно-профессионального  становления будущих социальных работников. По своей сущности социально-психологическое  сопровождение представляет собой  системное операционное обеспечение, которое строится на основе использования  целостной психотехнологии, складывающейся из самостоятельных диагностической, формирующе-развивающей и корректирующей технологий. 

Информация о работе Социально-психологические условия продуктивного личностно-профессионального становления социального работника